Литература
-
Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") 2008
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", практическая работа: посадка детьми семян цветов.
-
Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Журавли" в 6-х и 8-х классах 2008
В разных программах стихотворение Заболоцкого предлагается для анализа в 6-х и в 8-х классах. Представленные уроки показывают, как можно построить работу по обучению анализу стихотворения, учитывая возраст учащихся и их подготовку. Терминологическая разминка в начале урока позволяет в игровой форме актуализировать опорные знания, повторить необходимые для анализа текста термины. На данных уроках формируется умение анализировать поэтический текст, ребята учатся планировать работу внутри группы (8-й класс), осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь, работать в оптимальном темпе. Формируются навыки общения, развивается монологическая устная и письменная речь. Уроки способствуют воспитанию чувства бережного отношения к природе, к истории.
-
"Край ты мой, родимый край!" 2008
Литературный пейзаж может быть использован для развития у школьников идейно-нравственных, патриотических и гражданских убеждений, эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений, мышления и языка.
-
Урок-конференция по повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" на тему "Помочь человеку". 9-й класс 2008
Урок-конференция по литературе на тему «Помочь человеку» для учащихся 9-х классов продолжает знакомство с творчеством писателя В.Г. Распутина и преследует цель: довести до современного читателя мысль о необходимости воспитания в себе нравственных качеств, без которых человеческое общество невозможно.
-
Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе (уроки по произведениям Н.В. Гоголя, стихотворению А.С. Пушкина "Бесы" и балладе М.Ф. Федорова "Леший") 2008
Урок литературы в 10-м классе «Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе» нацелен побудить учащихся к размышлению об общих традициях, темах, образах и мотивах в философских произведениях русской и чувашской литературы (интертекстуальные связи); активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке; обратить внимание учащихся на проблемы, которые затрагивают авторы; совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста; воспитывать толерантное отношение к человеку.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Роман П.Зюскинда "Парфюмер". Метафора запаха как универсальная подсознательная, всеохватная связь между людьми» 2008
Урок литературы по роману П.Зюскинда «Парфюмер» позволяет формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей; развивать художественно-творческие способности, творческое и воссоздающее воображение, образное мышление, эстетическое чувство, необходимые человеку во всех сферах производственной и общественной жизни. Кроме того, это еще одна возможность приобщить учащихся к шедеврам мировой литературы.
-
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература" 2008
Урок литературы на тему «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отражённый в заглавии» развивает умение анализировать эпизоды романа и воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
-
Программа элективного курса по литературе "Перо Жар-птицы" 2008
Представлен конспект программы элективного курса "Перо жар-птицы", рассчитанной на учащихся 8–9-х классов. Основная цель курса - удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Расширение кругозора учащихся.
-
Урок-игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2008
В статье представлена методическая разработка заключительного урока литературы в 6-м классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский» с использованием слайдовой презентации. Урок-игра позволяет проверить знание художественного произведения, создаёт комфортные условия для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся.
-
Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему "Изобразительные средства языка" 2008
Представлена разработка интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству в 7-м классе по теме "Изобразительные средства языка".
-
Урок-исследование по теме "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (Н.С. Лесков) в 7-м классе 2008
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал. Построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный и по целям, и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь" 2008
В данных материалах представлен конспект урока "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь"" из раздела курса программы "Фольклор" для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой. Цель данного урока: познакомить обучающихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами. Развитие познавательного интереса на уроке литературы через инсценирование, литературную викторину, словарную работу, опережающие задания позволяют учителю реализовать в обучении принципы научности, доступности, наглядности, вариативности.
-
Идейно-художественный анализ повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Фрагменты урока с использованием идейно-художественного анализа, при раскрытии конфликта в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Урок по повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" 2008
Урок по повести Гарина-Михайловского является уроком внеклассного чтения в 6-м классе. Главной целью является знакомство с творчеством писателя, его незаурядным героем, развитие речи учащихся. Мир детских переживаний Тёмы близок детям данного возраста. На уроке использована игровая методика, а также групповая форма работы.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему "Встречай, Москва, мы на твоем пороге!" 2008
Интегрированный урок по литературе и химии в 9-м классе содействует формированию представления о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира, способствует развитию монологической речи, эмоций, творческих способностей, развивает умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать; развивает дикцию, умение держаться на сцене.
-
Проектная работа "История киномоды 10–20-х годов XX века" 2008
Проектная работа "История киномоды 10–20-х годов XX века" предполагает передать особую атмосферу эпохи Серебряного века, дух и аромат времени, а также помогает учащимся старших классов приобщиться к национальному наследию, узнать новые имена актеров, поэтов и деятелей культуры прошлого.
-
Урок литературы в 8-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик" по теме "Земля – наш дом" 2008
Урок литературы призван растревожить ребят, научить мыслить. Учащиеся должны определить собственное отношение к поднятым проблемам, аргументировать свою точку зрения. Основная цель урока - это обращение к нравственным проблемам. Работа в группах на данном уроке помогает учащимся найти ответы на поставленные вопросы, заставляет творчески мыслить, воспитывает гуманное отношение к животным.
-
Воспитание любви к природе на уроках литературы как основа нравственности современного человека 2008
Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать как можно раньше. Мы предлагаем систему введения учеников в поэтический мир. Школьники 5-х классов способны ощутить и почувствовать глубинную взаимосвязь человека и природы. Поэтому анализ пейзажной лирики на уроках литературы имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры восприятия поэзии.
-
Урок в 9-м классе по теме "А живет ли во мне Чайка по имени Джонатан?" (по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон) 2008
Урок в 9-м классе по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
-
Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008
Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.
-
Литературная гостиная как форма внеклассной работы 2008
Литературная гостиная способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию, знакомит учащихся с современным литературным процессом, реализует этнокультурный компонент образования.
-
"Город Лицей на 59-м градусе северной широты" (литературный вечер по творчеству А.С. Пушкина) 2008
В работе представлен сценарий литературного вечера по творчеству А.С. Пушкина. Материал содержит сведения, позволяющие учащимся познакомиться с периодом обучения Пушкина в Лицее Царского Села, так как именно этот период вызывает неподдельный интерес у подростков.
-
Конспект урока по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова" 2008
Могуч и величествен горный Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Богатства его недр неисчислимы: медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Творческий труд славных русских мастеров-умельцев - основная тема творчества П.Бажова.
-
Конспект урока русской литературы в 11-м классе "Нам бы про душу не забыть…" (по рассказу В.М. Шукшина "Чудик") 2008
Данный урок входит в систему уроков по творчеству В.М. Шукшина в 11-м классе. Предварительно учащиеся знакомятся с биографией В.М. Шукшина. Для глубокого анализа взят один рассказ, позволяющий представить своеобразие шукшинских героев. Урок предполагает предварительную работу учащихся (создание небольшого видеофильма, иллюстраций к произведению, работу над выразительным чтением). Вопросы для обсуждения подобраны таким образом, чтобы ученик смог выразить своё мнение, поделиться жизненными наблюдениями.
-
Литературная викторина по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Викторина ориентирована на учащихся 8-го класса, изучивших комедию Н.В. Гоголя "Ревизор", и проводится обычно на заключительном уроке. Мероприятие можно проводить как внеклассное. В игре участвуют две команды. В роли жюри может выступать учитель. Круг вопросов, обсуждаемых в процессе викторины, достаточно широк - это история написания и постановки пьесы, словарная работа, цитирование, характеристика персонажей пьесы. Подобная форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к изучению русской литературы.
-
Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в форме устного журнала из трёх страниц «Поэты пушкинской поры» и знакомит учащихся с жизнью и творчеством К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского. В заключение делается вывод, какой вклад в русскую национальную литературу внесли поэты пушкинской поры и чем их поэзия близка современному читателю.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина "Мститель" 2008
Разработку урока можно использовать при изучении курса литературы в 5-м классе по программе Г.И. Беленького. Данная разработка будет интересна учителям, ориентированным на развитие познавательной активности учащихся.
-
Многоликость Добра и Зла (урок литературы по повести К.Льюиса "Племянник Чародея") 2008
На материале сказочной повести в процессе беседы семиклассники учатся оценивать поступки своих сверстников; пытаются размышлять над такими морально-философскими категориями, как Добро и Зло, Благородство и Бесчестие, Самопожертвование во имя счастья других и Эгоизм. На протяжении урока еще раз будет прослежена мысль, что литература отдельной страны находится в тесной взаимосвязи с идеями, героями литератур других стран. Материал повести позволил вспомнить произведения Рабле "Гарантюа и Пантагрюэль", Вл.Крапивина "Мальчик со шпагой", Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", М.Метерлинка "Синяя птица".
-
Открытый урок по детской литературе с практикумом по выразительному чтению по теме "Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов" 2008
Заинтересовать студентов педагогического колледжа творчеством Ивана Андреевича Крылова пытаюсь через использование заданий творческого характера и повышенной трудности. В данной разработке преследуется цель формировать у студентов научного подхода к работе с детьми начальной школы в условиях основной общеобразовательной школы; связать практику пробных уроков с исследовательской деятельностью студентов.
-
Нравственное воспитание учащихся 2008
Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка для 6-го класса по теме "Словообразование. Морфемные способы образования новых слов" выполнено в программе Power Point и представляет собой мультимедийную презентацию, состоящую из 22 слайдов. Слайды расположены последовательно в соответствии с планом урока.