Литература
-
Мастер-класс "Воспитание духовности на уроках литературы" 2008
Если рассматривать образование, как подготовку к жизни в обществе, то во главе всех параметров должны стоять нравственное, духовное развитие молодежи, которые в итоге формируют мировоззрение и поведение Человека. Духовное развитие связано с поиском смысла и истины, с развитием нравственных ценностей, с размышлением над главными вопросами жизни. Считаю, что духовным развитием должна быть пронизана не только вся программа по литературе, а и весь образ жизни школы.
-
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников "Любовь — волшебная страна" 2008
Сценарий школьного спектакля, посвященного теме любви, с использованием сцен из фильма "Юнона и Авось", а также музыки из этого фильма.
-
Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень" 2008
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интерактивной презентации.
-
Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста 2008
Главное всегда помнить: интерес к чтению возникает не сам по себе, его надо формировать, особенно в школе при работе с художественным словом. Урок-мастерская по произведению В.Распутина — один из тех, который предназначен стимулировать интерес школьников в постижении сюжета произведения, главной мысли, идеи автора.
-
Чувашские деятели и А.С. Пушкин 2008
Воздействие пушкинской поэзии на творчество П.П. Хузангая и М.Сеспеля.
-
Разработка интегрированного урока по литературе "Отечество славы и доблести край…" 2008
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока внеклассного чтения, компонентами интеграции которого являются: литература, история и география. Необычная форма урока, подготовленная мультимедийная презентация создали предпосылки активной работы учащихся на всех этапах урока. Цель данного интегрированного урока не только развивать способности учащихся анализировать образ-персонажи, но и показывать, как исторические события и географические особенности могут влиять на характер героя, его поступки. Интеграция в процессе обучения учащихся способствует целостному познанию мира и формированию мировоззрения личности как фактора ее социализации.
-
Сценарий вечера, посвященного авторской песне "Мы сами себе выбираем маршруты" 2008
Литературный вечер для учащихся 9–11-х классов посвящен истории возникновения авторской песни. Авторская песня – особый музыкальный жанр. Как в 60-е годы 20 века, так и сейчас авторская песня не столько художественное, сколько социокультурное явление. Материал может быть использован учителями литературы, классными руководителями.
-
Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов" 2008
Урок литературы в 6-м классе проводится в соответствии с программой по литературе Матвеевой Е.И. (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Содержание урока включает следующие этапы: 1) знакомство с историческими сведениями; 2) анализ содержания; 3) анализ образов главных героев; 4) работа над определением жанра этого произведения. Данный урок посвящен теме изображения исторического прошлого, а также знакомству с новым литературным жанром баллады.
-
Образ письма в творчестве И.Бродского. "Письма римскому другу" 2008
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности, работе над развитием критического мышления через чтение и письмо, ценностному самоопределению школьников.
-
Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") 2008
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", практическая работа: посадка детьми семян цветов.
-
Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Журавли" в 6-х и 8-х классах 2008
В разных программах стихотворение Заболоцкого предлагается для анализа в 6-х и в 8-х классах. Представленные уроки показывают, как можно построить работу по обучению анализу стихотворения, учитывая возраст учащихся и их подготовку. Терминологическая разминка в начале урока позволяет в игровой форме актуализировать опорные знания, повторить необходимые для анализа текста термины. На данных уроках формируется умение анализировать поэтический текст, ребята учатся планировать работу внутри группы (8-й класс), осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь, работать в оптимальном темпе. Формируются навыки общения, развивается монологическая устная и письменная речь. Уроки способствуют воспитанию чувства бережного отношения к природе, к истории.
-
"Край ты мой, родимый край!" 2008
Литературный пейзаж может быть использован для развития у школьников идейно-нравственных, патриотических и гражданских убеждений, эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений, мышления и языка.
-
Урок-конференция по повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" на тему "Помочь человеку". 9-й класс 2008
Урок-конференция по литературе на тему «Помочь человеку» для учащихся 9-х классов продолжает знакомство с творчеством писателя В.Г. Распутина и преследует цель: довести до современного читателя мысль о необходимости воспитания в себе нравственных качеств, без которых человеческое общество невозможно.
-
Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе (уроки по произведениям Н.В. Гоголя, стихотворению А.С. Пушкина "Бесы" и балладе М.Ф. Федорова "Леший") 2008
Урок литературы в 10-м классе «Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе» нацелен побудить учащихся к размышлению об общих традициях, темах, образах и мотивах в философских произведениях русской и чувашской литературы (интертекстуальные связи); активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке; обратить внимание учащихся на проблемы, которые затрагивают авторы; совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста; воспитывать толерантное отношение к человеку.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Роман П.Зюскинда "Парфюмер". Метафора запаха как универсальная подсознательная, всеохватная связь между людьми» 2008
Урок литературы по роману П.Зюскинда «Парфюмер» позволяет формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей; развивать художественно-творческие способности, творческое и воссоздающее воображение, образное мышление, эстетическое чувство, необходимые человеку во всех сферах производственной и общественной жизни. Кроме того, это еще одна возможность приобщить учащихся к шедеврам мировой литературы.
-
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература" 2008
Урок литературы на тему «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отражённый в заглавии» развивает умение анализировать эпизоды романа и воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
-
Программа элективного курса по литературе "Перо Жар-птицы" 2008
Представлен конспект программы элективного курса "Перо жар-птицы", рассчитанной на учащихся 8–9-х классов. Основная цель курса - удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Расширение кругозора учащихся.
-
Урок-игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2008
В статье представлена методическая разработка заключительного урока литературы в 6-м классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский» с использованием слайдовой презентации. Урок-игра позволяет проверить знание художественного произведения, создаёт комфортные условия для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся.
-
Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему "Изобразительные средства языка" 2008
Представлена разработка интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству в 7-м классе по теме "Изобразительные средства языка".
-
Урок-исследование по теме "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (Н.С. Лесков) в 7-м классе 2008
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал. Построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный и по целям, и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь" 2008
В данных материалах представлен конспект урока "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь"" из раздела курса программы "Фольклор" для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой. Цель данного урока: познакомить обучающихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами. Развитие познавательного интереса на уроке литературы через инсценирование, литературную викторину, словарную работу, опережающие задания позволяют учителю реализовать в обучении принципы научности, доступности, наглядности, вариативности.
-
Идейно-художественный анализ повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Фрагменты урока с использованием идейно-художественного анализа, при раскрытии конфликта в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Урок по повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" 2008
Урок по повести Гарина-Михайловского является уроком внеклассного чтения в 6-м классе. Главной целью является знакомство с творчеством писателя, его незаурядным героем, развитие речи учащихся. Мир детских переживаний Тёмы близок детям данного возраста. На уроке использована игровая методика, а также групповая форма работы.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему "Встречай, Москва, мы на твоем пороге!" 2008
Интегрированный урок по литературе и химии в 9-м классе содействует формированию представления о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира, способствует развитию монологической речи, эмоций, творческих способностей, развивает умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать; развивает дикцию, умение держаться на сцене.
-
Проектная работа "История киномоды 10–20-х годов XX века" 2008
Проектная работа "История киномоды 10–20-х годов XX века" предполагает передать особую атмосферу эпохи Серебряного века, дух и аромат времени, а также помогает учащимся старших классов приобщиться к национальному наследию, узнать новые имена актеров, поэтов и деятелей культуры прошлого.
-
Урок литературы в 8-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик" по теме "Земля – наш дом" 2008
Урок литературы призван растревожить ребят, научить мыслить. Учащиеся должны определить собственное отношение к поднятым проблемам, аргументировать свою точку зрения. Основная цель урока - это обращение к нравственным проблемам. Работа в группах на данном уроке помогает учащимся найти ответы на поставленные вопросы, заставляет творчески мыслить, воспитывает гуманное отношение к животным.
-
Воспитание любви к природе на уроках литературы как основа нравственности современного человека 2008
Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать как можно раньше. Мы предлагаем систему введения учеников в поэтический мир. Школьники 5-х классов способны ощутить и почувствовать глубинную взаимосвязь человека и природы. Поэтому анализ пейзажной лирики на уроках литературы имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры восприятия поэзии.
-
Урок в 9-м классе по теме "А живет ли во мне Чайка по имени Джонатан?" (по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон) 2008
Урок в 9-м классе по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
-
Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008
Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.
-
Литературная гостиная как форма внеклассной работы 2008
Литературная гостиная способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию, знакомит учащихся с современным литературным процессом, реализует этнокультурный компонент образования.