Литература
-
Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы по теме: «Любовная лирика А.С. Пушкина».На уроке ребята учатся анализировать поэтический текст, развивать умение выразительно читать. Хотя цели и задачи нашего урока ограничены, ученики вольны высказать вслух все, что они думают о стихах Пушкина.
-
Урок чтения в школе VIII вида "Картины родной природы в стихотворениях поэтов XIX века" 2008
Литературное произведение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в школе VIII вида является сложным и подчас непонятным. Учитель старается привить учащимся любовь к окружающему миру и научить понимать его через поэтическое произведение. Изучение поэтического произведения в школе VIII вида специфично и своеобразно, но экспериментальное применение на уроках ПК и связи его со специальной методикой преподавания чтения принесло свои результаты.
-
Классный час "Д.С. Лихачев. «Читая письма о добром и прекрасном»: цель и самооценка", в 8-м классе 2008
Д.С. Лихачёв является своеобразным символом русской интеллигенции XX века. На классном часе учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Д.С. Лихачёва. Размышляют над статьёй «Цель и самооценка» из публицистической книги «Читая письма о добром и прекрасном», которая заставляет подумать о жизненно важных проблемах, определить своё отношение к нравственным ценностям, а также развивают навыки работы с публицистическим текстом. Материалы классного часа могут быть использованы и на уроках литературы в 8-м классе при изучении темы Д.С. Лихачёв «Земля родная».
-
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина 2008
Разработка "Основные мотивы лирики А.С. Пушкина" может использоваться на уроках литературы в 9-м классе при изучении творчества поэта. Целью урока является введение учащихся в поэтический мир поэта, знакомство с основными мотивами лирики Пушкина через портреты поэта художников XIX века. Материал сопровождается презентацией.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэтический мир природы" (по творчеству И.С. Никитина) 2008
Данный урок разработан на материале творчества И.С. Никитина и направлен на развитие навыков анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания, а также на воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и любить окружающую человека красоту, беречь ее. На уроке отводится место и для развития творческих способностей детей. Урок предназначен для учащихся 5-х классов.
-
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы 2008
Любовь к своей Родине проявляется и в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в соблюдении этических и коммуникативных норм. Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героизм, патриотизм, самоотверженность нашли отражение в поэтических произведениях о войне.
-
Урок-концерт в 6-м классе на тему "Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века" 2008
Данный урок помогает расширить знания учащихся о А.А. Фете, Ф.И. Тютчеве, А.Н. Майкове и А.К. Толстом; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
-
"Живительный родник". Якутский фольклор в русской школе 2008
Фольклор - душа народа. Работа над темой урока. Повторение жанров русского фольклора. Значение загадок, пословиц и поговорок у народов Севера, сопоставление их с русскими загадками, пословицами и поговорками.
-
"За все на свете я отвечаю головой". Урок-конференция в 10-м классе. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века 2008
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой; помогает совершенствовать монологическую речь.
-
Постигая тайны мастерства… (о поэзии Ф.И. Тютчева) 2008
Познакомить с личностью, творчеством Тютчева можно через организацию активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Одной из таких форм является творческая работа в группах, цель которой - изучение литературоведческого материала и первоисточников.
-
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе) 2008
Своеобразие, оригинальность односоставных предложений заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена предложения указывает на то, что особенно важно для говорящего: действие или название явлений. Многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку. Возможным это стало потому, что они музыкальны, мелодичны и лаконичны. И во многом это заслуга односоставных предложений.
-
Встречи с удивительными людьми (урок-сюрприз) 2008
Урок "Встречи с удивительными людьми" может быть проведен в 4–7-х классах как обычный урок, урок внеклассного чтения или заседание клуба. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует раскрытию собственного таланта ребенка.
-
Урок в 5-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.П. Чехова" 2008
На данном уроке учитель рассказывает об особенностях рассказов А.П. Чехова; показывает особенности чеховского стиля; обучает учащихся элементами анализа текста; учит вдумчиво читать, владеть техникой наблюдения над художественным текстом.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Новый Завет. Библейские сюжеты" 2008
Библия - самая читаемая книга; в ней изложены основы христианской веры, которые являются духовной основой жизни для многих людей. Библия - это также и литературное произведение, оказавшее огромное воздействие на всю европейскую культуру от древности до наших дней. На библейские сюжеты написаны знаменитые произведения живописи Андрея Рублева, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Духовная музыка появилась тоже благодаря Библии. Архитектурные шедевры - храмы, посвященные Богу, есть во всем христианском мире. В предлагаемом уроке мне хотелось донести до учеников значение Библии, рассказать о Евангелие - центральной части Нового Завета, познакомить детей с евангелистами (учениками Христа), которые передавали "благую весть". Дети учатся читать и понимать библейские сюжеты, прививая интерес к христианской литературе.
-
Урок литературы по теме "Без повторений нет глубины" (Традиции русской класики в произведении В.Распутина "Живы и помни") 2008
Урок разработан в рамках персонифицированного обучения, которое позволяет учитывать личностные качества учащихся при подготовке индивидуальных заданий и работе в группах, обучать школьников творческому, вдумчивому чтению, развивать эмоционально-ценностный мир личности ребёнка.
-
"Литературный Орел. Заочная экскурсия". Урок внеклассного чтения по творчеству писателей-орловцев 2008
Урок внеклассного чтения по творчеству писателей-орловцев «Литературный Орел (заочная экскурсия)». Использование компьютерной презентации позволит учащимся побывать в тех местах г. Орла, которые связаны с творчеством и жизнью И.Тургенева, Н.Лескова, Л.Андреева, И.Бунина. На уроке звучат строки произведений великих писателей, проводится литературная викторина, учащиеся разгадывают кроссворд.
-
Проблема нравственного поиска в пьесах Александра Вампилова 2008
Основная цель урока — познакомить учащихся с личностью писателя-драматурга, выявить своеобразие решения темы нравственного поиска в творчестве А.Вампилова.
-
План-модель учебного занятия (технологическая карта). Б.Н. Полевой. "Повесть о настоящем человеке" 2008
План-модель учебного занятия (технологическая карта) для учащихся 8-го класса на тему «Трудный путь Алексея Мересьева по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Урок формирует основные коммуникативные речевые навыков на основе понимания читаемого материала; совершенствует умения анализировать поступки героев повести и создавать их целостный образ.
-
Сценарий театрализованной композиции "В ней всё гармония…" 2008
Театрализованная композиция – зрелищная, яркая, трудная по замыслу форма внеклассной работы по литературе. Она представляет собой ряд инсценировок по отрывкам из произведений одного или нескольких авторов, объединённых идеей, выраженной в словах ведущего. Идея данной композиции – развитие творческих способностей детей через игру. Язык театра в данном случае поможет зрителям вживую представить пушкинских героинь, показать красоту их духовного облика.
-
Кубань в жизни и творчестве А.П. Гайдара 2008
Кубанская земля осталась навеки запечатленной на бессмертных страницах гайдаровских произведений, призывающих нас любить родину, быть ответственным за судьбу своей страны. Мы свято должны помнить трудные времена жизни нашего народа, родного края, близких людей. Верим, что подрастающее поколение не останется равнодушным к великому делу знаменитых предшественников.
-
"Прекраснейшая из муз…" (урок литературы в 9-м классе) 2008
Урок литературы, проводимый в форме мастерской, знакомит учащихся 9-го класса с жизнью А.Ахматовой, восприятием ее личности современниками, создает атмосферу погружения в творчество поэта. На уроке максимально задействованы материалы учебника.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе. "Родом не из детства – из войны" (по повести А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2008
Проблемы взаимоотношения между собой подростков, детей и взрослых, людей разных национальностей актуальны и в современной жизни, что способствует заинтересованному серьёзному разговору на уроке. Автобиографическая повесть А.И. Приставкина учит подростков взаимопониманию.
-
Разработка урока литературы "Эхо войны в рассказе С.Никитина «Осенний день на Мшарах»" 2008
Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над вечными вопросами: предназначение человека на земле, смерть и бессмертие, боль от потерь и пожизненная память.
-
Интегрированный урок (литература + история + география) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8-й класс. Викторина 2008
Игра-викторина помогает повторить фактический материал по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Игра способствует формированию целостного представления о событиях крестьянской войны под предводительством Пугачева на основании изученного по истории и географии, развивает интерес к предмету.
-
Н.А. Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой. Анализ стихотворения "Гроза идет", 11-й класс 2008
Основная цель урока — познакомить учащихся с поэтом Н.А. Заболоцким и его творчеством.
-
Урок-семинар по литературе в 10-м классе по теме "Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»" 2008
Слишком часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. И здесь на помощь словеснику приходит проблемное преподавание, где находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей ученика, и углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. Данный метод действенен в старших классах при изучении духовного мира литературных героев и попытки их оценки. Урок-семинар на тему «Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» построен по технологии проблемного обучения.
-
Урок развития речи и зрительного восприятия по картине В.Г. Перова "Тройка" 2008
План урока развития речи и зрительного восприятия составлен для учащихся 6–8-х классов национальных школ для ознакомления с великим русским художником В.Г. Перовым и его картиной «Тройка». Основной целью урока является развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся.
-
Урок литературы в 9-м классе "Страница из «энциклопедии русской жизни», или Некоторые аспекты кулинарного антуража в романе Пушкина "Евгений Онегин" 2008
В 9-м классе, изучая роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, можно провести интегрированный урок литературы и технологии с применением ИКТ. Учащиеся исследуют роман в новой и необычной для уроков литературы области кулинарии. Элемент занимательности, присутствующий на уроке, повышает интерес к данной теме и тем самым создает условия для индивидуальной, творческой и исследовательской работы. В течение всего урока формируется обстановка сотрудничества, так как применяется и групповая, и парная формы работы, развиваются навыки работы с художественным текстом, со справочной литературой.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе, анализ стихотворения Ю.Друниной "Зинка" 2008
Урок внеклассного чтения в 8-м классе. Тема урока: женщины на войне. Форма урока: работа в группах. Теория литературы: композиция, эпитет. Оборудование: портрет Юлии Друниной (желательно в военной форме), портреты женщин разных мастеров разных эпох.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Кто такой Печорин: добрый малый или мерзавец?" 2008
Через исследование текста романа, работу с дополнительной критической литературой, «вхождение в роль героя» и дискуссию на уроке учащиеся приходят к выводу, что противоречивость – главная черта характера Печорина, личности незаурядной, мыслящей и энергичной, но «заболевшей» безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. «А не болен ли я такой болезнью?» - с таким вопросом учащиеся должны уйти с урока.