Литература
-
Урок-рецензия в технологии педагогических мастерских "Война прошла по жизни страшным крошевом" (по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка", 11-й класс) 2008
Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста на уроке (групповые задания), а также обращение к прошлому семьи учащихся (через старые фотографии, сохранившиеся письма с фронта, вырезки из фронтовых газет, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
Читательская конференция по повести В.Распутина "Живи и помни" 2008
Читательская конференция по повести В.Распутина «Живи и помни» проводилась с целью воспитания у учащихся чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких. Перед конференцией была проведена подготовительная работа: каждый ученик перечитал повесть, ответил на вопросы, написал сочинение на тему «Война глазами детей».
-
Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»" 2008
Разработка урока была подготовлена для 9-го класса национальной школы на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и тексты предшественников: Ломоносова и Державина, на основе которых у учащихся развиваются умения сопоставления стихотворений, поиска значимых формальных элементов, воспитывается культура групповой работы с текстом.
-
"Защитники Отечества в произведениях русского искусства". Элективный курс на интеграционной основе для кадетов 9-го класса 2008
Вашему вниманию предлагается элективный курс на интегративной основе для учащихся 9-х классов. Прежде всего, данный опыт будет интересен всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования РФ.
-
Урок литературы в 9-м классе "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова" 2008
Представленный урок литературы в 9-м классе дает возможность учащимся почувствовать и понять "странную" любовь поэта к Родине, его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России, воспитывать любовь к Родине, развивать монологическую речь. На уроке используется работа в группах, которая дает возможность проанализировать стихотворения о Родине.
-
Интегрированный урок "Традиции романтизма в литературе и музыке" 2008
Интегрированный урок по теме "Традиции романтизма в литературе и музыке XIX века" углубляет искусствоведческие знания учащихся, расширяет представления о художественном образе, помогает развивать способности учащихся к сравнению, анализу и классификации. Данный урок проектировался в рамках технологии модульного (составного, блочного) урока заслуженного учителя РФ Латышева Ю.И. В качестве иллюстративных материалов взяты программные произведения Д.Байрона, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.В. Бетховена.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин": "Онегина воздушная громада…" 2008
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" является одним из основных произведений русской классической литературы, изучаемых в школьной программе 9-го класса. Предлагается сценарий литературной игры по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин", которую уместно провести на заключительных уроках по изучению произведения. Команды, состоящие из шести человек каждая, соревнуются за получение званий "Исключительный читатель", "Замечательный читатель" и "Внимательный читатель".
-
Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник" 2008
Интегрированный урок "Капустник" разработан для учащихся 6-х классов. Урок освоения практических навыков квашения капусты, закрепления материала по теме "Календарно-обрядовый фольклор". Обращение к старинным русским обрядам, национальным традициям превратили урок в праздник.
-
Урок-обобщение "Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова" 2008
Изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" проходит в 10-м классе. Психологи отмечают, что для подростка при запоминании необходимо установить логическую связь между частями данного материала. По ходу объяснения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры. Необходимо при рассказе визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Особое значение приобретают заключительные уроки, где стоит ещё раз проговорить ключевые моменты предыдущих уроков, вспомнить ключевые эпизоды произведения, использовать при обобщении опорные схемы.
-
Литературно-музыкальная композиция-портрет: А.Ахматова. "Я стала песней и судьбой…" 2008
Представлена литературно-музыкальная композиция – портрет А.Ахматовой "Я стала песней и судьбой..." Школьникам прививается интерес к русской литературе, умение глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Через знакомство с жизнью поэта учащиеся 10–11-х классов глубже знакомятся с историей страны.
-
Нетрадиционный урок в форме игры брейн-ринг по литературе "Истинная веселость и истинная поэзия «Вечеров…»" 2008
Урок в форме игры брейн-ринг предназначен для 5–6-х классов. Нетрадиционные формы занятий всегда вызывают интерес учащихся. Предлагаемую игру можно провести как на уроке, так и во внеурочное время.
-
Разработка урока по литературе по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Судьба и Родина едины" 2008
Среди сегодняшней идейной неразберихи книги В.Распутина помогают учителю расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром.
-
Открытый урок по литературе в 11-м классе "Каждой твари свой рай предопределен". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха" 2008
Вся система уроков подчинена пониманию учащимися неразрывной связи личности писателя, его жизненной позиции и изучаемых произведений. Важно, чтобы ученики не только "ощутили (как и писатель) состояние человечества в данный момент истории", но и задумались о способах сохранения нравственных, моральных, этических исканий человека. Важно, чтобы ученики поняли, что отсутствие веры, идеала ведут к потере смысла жизни, к деградации человека, к усилению жестокости в обращении с природой, с окружающими людьми.
-
Методическая разработка "Осень слов в поэзии С.Есенина" (урок словесности в 5-м классе) 2008
Представленные формы работы на уроке помогут учащимся прикоснуться к истокам лиризма есенинской поэзии: проследить образный звуковой ряд, выбор средств художественной выразительности. Занятие предполагает развитие личности прежде всего через восприятие художественного текста, которое способствует развитию наглядно-образного мышления в процессе сотворчества (интерпретации).
-
Урок-диалог по литературе в 9-м классе. Тема : "История жизни маленького человека или…?" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2008
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" составлен с использованием диалога. Урок-диалог позволяет наиболее ярко раскрыть литературный образ, что в целом помогает глубже понять замысел автора, идею произведения.
-
Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008
Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.
-
Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова "О любви" (конспект урока) 2008
Изучение прозаических произведений, посвященных теме любви, оптимально с точки зрения возрастных особенностей учеников 8-го класса. Юноши и девушки интересуются вопросами взаимоотношений мужчин и женщин, часто проецируют на себя некоторые образы современных передач, фильмов, произведений. Но, к сожалению, современная культура в основном не показывает высоких примеров любовных историй. Следовательно, ученики должны познакомиться с классическими произведениями русской литературы, в которых отражаются светлые представления о мужчине и женщине, показаны коллизии их взаимоотношений и воплощены высокие ценности человеческой культуры.
-
Урок литературы в 11-м классе "Горит его звезда" 2008
Урок дает представление о жизненном и поэтическом пути Н.М. Рубцова, освещает роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века; отрабатываются навыки художественного чтения и анализа поэтического произведения.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: "Подвиг любви и долга" 2008
Данный интегрированный урок литературы и русского языка нацелен на духовно- нравственное воспитание учащихся. В ходе урока дети знакомятся с творчеством В.Закруткина, формируют навыки анализа художественного текста и учатся написанию сочинения-рассуждения.
-
Сценарии занятий литературного салона "Вдохновенье" 2008
Представлена работа литературного салона "Вдохновенье", где используется методика проектной работы, которая предполагает коллективную групповую деятельность учащихся под руководством учителя. Участвуя на занятиях салона, ребята учатся деловому творческому общению, имеют максимальную возможность для самореализации. Литература начинает восприниматься не как школьный предмет, а как вид искусства, получается интеграция предметов.
-
Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.
-
Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского" 2008
Урок строится на сочетании четырех организационных форм обучения (групповая, парная, коллективная, индивидуальная), но ведущей является коллективная организационная форма. Работа в парах (постоянных и сменных) учит самостоятельно добывать знания. Обучающиеся становятся активнее, раскованнее, у них появляется желание общаться друг с другом. Интегрированные уроки дают обучающемуся не разрозненные знания по отдельным наукам, а показывают их взаимосвязь, дают представление об окружающем мире.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Ф.И. Тютчева 2008
Представленный урок посвящен творчеству Ф.И. Тютчева. На уроке звучат стихи поэта и романсы, написанные на его стихи.
-
"Земля Амурская была и есть русская" 2008
Обобщение, систематизация знаний учащихся по истории, географии и экономики Амурской области и Серышевского района. Познакомить учащихся с достопримечательностями, творческими людьми данного региона. Привить чувство патриотизма к родному краю.
-
Петербург Ф.М. Достоевского 2008
Петербург Достоевского – это город, «в котором невозможно быть». Обычно таким выводом заканчивается изучение темы «Петербург в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского». Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте, ведь Ф.М. Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города – люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроке литературы по повести В.П. Астафьева "Стародуб" 2008
Урок литературы в 10-м классе. Выбор произведения В.П. Астафьева «Стародуб» не случаен. В.П. Астафьев – наш земляк.
-
Урок-семинар "Творчество Сергея Есенина" 2008
Цели: знакомство с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине.
-
Урок "Гражданственность творчества Высоцкого" 2008
Урок в теме "Авторская песня" в 11-м классе. Урок имеет образовательную цель: познакомить с биографией поэта-барда; воспитательную цель: подготовить к выбору жизненного пути, подвести к размышлению о роли и месте человека в современном мире. Урок содержит биографический материал, подборку песен Высоцкого, отзывы современников и близких людей.
-
Урок литературы в 8-м классе "Волхвы не боятся могучих владык…" 2008
Представленный урок посвящен изучению баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". На занятии учащиеся знакомятся с историей создания, проблематикой, особенностями языка баллады А.С. Пушкина, анализируют сюжет произведения. Использование интерактивных методов обучения, которые включают в себя разные виды активности учащихся: моделирование, коммуникативный диалог, сравнительный анализ художественного текста и летописного источника, позволяет концентрировать внимание школьников и обеспечивает смену форм деятельности.
-
Роль топонимов в создании художественного образа на примере произведений В.Я. Евтушенко 2008
На примере творчества воронежского прозаика В.Евтушенко рассмотрена тема использования географических названий при создании и прочтении художественных образов. Отмечены достоинства литературно-краеведческого материала при рассмотрении данной проблемы на уроках литературы, актуальность его привлечения в школьное филологическое образование. В работе определены особенности употребления топонимов писателем, дана их классификация.