Цели и задачи урока:
Обучающая задача.
Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.
Познавательная задача:
Обобщить и повторить теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора.
Воспитательная задача.
Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.
Развивающая задача.
Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).
Психологическая задача:
Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учениц.
Тип урока. Урок интегрированный (технология, литература, русский язык, музыка)
Методы проведения урока. Игровые моменты, беседа, хороводы, работа в бригадах, практическая работа.
Домашнее задание.
- Учащимся работать над проектом по созданию своей кулинарной книги, куда собираются и рецепты по приготовлению блюд из капусты.
- Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах
- Составить перечень блюд из капусты.
- Найти загадки о капусте.
- Сочинить частушки о капусте.
- Подобрать лечебные рецепты с применением капусты
Оборудование: кухонный инвентарь, приспособления, продукты:
- инструкционные карты, карточки- задания. (Приложение №1, Приложение №2)
- весы, три кастрюли, разделочные доски, терки, тарелки- крышки, ножи, гнет (банки с водой)
- для хоровода: капуста с нарисованным лицом и в шляпке под покрывалом
- на доске словарные слова: шинковать, капуста, фитонциды, брокколи, савойская, брюссельская, белокочанная.
- выставка: “Кулинарные книги” учениц.
- подготовить каждой бригаде для практической работы:
- капуста свежая – 1 кочан; соль; морковь крупная – 1 шт.; яблоки – 2 шт.; брусника – 2 столовые ложки; лавровый лист – 3 шт.; - перец горошек – 3 шт.; клюква - 2 столовые ложки.
.План урока.
1. Орг момент урока. (звучит музыка Чайковский “ Времена года”,.
Вступительное слово: стихи об осени, о традициях и обрядах, связанных с осенними праздниками - учитель литературы
Хоровод - учитель музыки
2. Исторические сведения о капусте, “Капустнике”, - учитель литературы, ученики.
3. Практическая работа. Технология приготовления квашеной капусты, инструктаж- учитель технологии .
Закрепление темы. Работа группами по карточкам - учитель русского языка.
Современный “капустник”. Конкурс частушек, стихов, песен, загадок - учитель музыки.
4. Заключительная часть урока. Подведение итогов - учитель литературы, технологии, музыки. Слово жюри.
Приглашение гостей “капустника” на чай с пирогом.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит музыка Ф.И.Чайковского “ Времена года”.
Учитель литературы:
“Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы
С младых своих ветвей…”
- сказал об осени поэт А.С. Пушкин
Сегодня мы с вами собрались на “ капустник”, интегрированный урок, который будут вести три учителя. На дворе глубокая осень. Какие христианские и языческие праздники отмечают осенью?
Ученики перечисляют. Свадьбы, Воздвижение креста Господне, Покров.
Учитель литературы. На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвижения Креста Господня во многих местностях считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – день Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда наступали первые заморозки, то “Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает”. Праздник отмечали однодневным постом. Следующий праздник за Воздвиженьем - Покров, который отмечается 14 октября. Это пора осенних свадеб. Снежный покров ассоциируется со свадебным нарядом невесты. С Воздвижения начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которые длились до Покрова. .[4]
Учитель музыки. Девушки в “ капустники” в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. На Руси народ хранит свои традиции и обряды. Чтобы дело у нас спорилось, начнем “капустник” с хоровода.
Хоровод. Ученицы встают кружком вокруг предмета, спрятанного под покрывалом и исполняют хоровод:
Сами землю, землю мы копали,
Сами грядку, грядку насыпали.
Припев: Завивайся, капустка,
Завивайся густо-густо.
Сами мы рассадушку сажали,
Сами всходы, всходы поливали.
Припев.
Вот поспела, вот поспела
Стала сочной, стала зрелой
Припев.
Ученица подходит к предмету под покрывалом, спрашивает наклонясь:
- Что за скрип?
- Что за хруст?
- Это что еще за куст?
- Как же быть без хруста?
Это ведь.. .(покрывало падает и шикарно наряженная капуста сидит в центре хоровода), все хором: “ капуста” - и (показывают на наряженную капусту в центре хоровода)
Припев.
2. Исторические сведения о капусте.
Учитель литературы. Откуда произошло название капусты?
Слово “капуста” произошло от латинского слова “капут”, переводится – “голова”. Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. Об этом преклонении древних перед капустой говорят и строки из романа “ Евгений Онегин”: “ Живет, как истинный мудрец, капусту садит, как Гораций…” [5]
А что бы вы добавили о капусте?
Ученицы :
1-я. Квашенная капуста…. Кто не пробовал квашенной капусты!. Сегодня как и много лет назад , она занимает важное место в нашем рационе питания. Капуста очень ценный продукт питания. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.[2]
2-я. Салаты из нее содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А,В1,В2,В6,РР,К. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.
3-я. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы.
4-я Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокочанная. . Белокочанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни. Свежие листья белокочанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам.
5-я. Сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли, улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство В капусте содержатся фитонциды, которые обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий стафилоккоков, туберкулезной палочки и другие микробы. [2]
Учитель литературы (заключительное слово, обобщение): С Воздвижения начали квасить капусту. “На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца”- народная пословица. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни и свахи высматривать невест. Чтобы понравиться жениху и свахе девушкам работать надо хорошо. Девушки знают: “Смекай девка про капусту, да помни про жениха”.[5] Сегодня представим, что свахи - наши гости, они же и жюри, будут оценивать вашу работу по бригадам и выбирать лучших хозяюшек.
3. Практическая работа
Учитель технологии: “ Готовь сани летом, а телегу зимой”- гласит русская пословица.
Заготовка продуктов на зиму для любой семьи большое подспорье.
А какие способы заготовки вы уже использовали в 5 классе?
Ученицы перечисляют. Замораживание, сушка, " огород на подоконнике"
- А как вы думаете, для чего заготавливают продукты?
Ученицы. Чтобы сохранить в течение долгой зимы.
Учитель технологии. Месяцы сентябрь и октябрь для крестьян и горожан самый сытный в году – это время подготовки домашних запасов на зиму. Квашение - один из способов заготовки и сохранения овощей впрок. Зимой мы пополняем запасы аскорбинки благодаря капусте, именно квашенной. Заквашивать (квасить)- подвергать брожению. Этот способ основан на превращении сахара, содержащегося во всех овощах, в молочную кислоту под действием молочно- кислых бактерий. Молочная кислота препятствует развитию гнилостных бактерий, предохраняет овощи от порчи. Соль обязательна при квашении, т.к. усиливает роль молочной кислоты, придает вкусовые качества.
В капустники собирались родственники, которые очищали капусту от испорченных листьев, мыли и парили деревянные кадки. Для рубки капусты в каждом доме было свое деревянное корыто и специальная сечка. Квасили целыми кочанами и приговаривали: "Вилки в ведро, руби серебро, сечи - мельчи, в кадку топчи". И мы сегодня на нашем “капустнике” квасим капусту.
Чтобы капуста была сочной, хрустящей, вкусной соблюдаем технологию приготовления, последовательность квашения капусты. Прошли сотни лет, а рецепт квашения капусты практически не изменился. Технология приготовления квашеной капусты (Приложение №1):
Учитель проводит вводный инструктаж по охране труда:
- ножи передавать друг другу рукояткой вперед;
- натирать на терке морковь не полностью.
- снимая верхние листья, осторожно обращаемся с ножом;
- во время шинковки следить за правильным положением рук;
Каждая бригада получает инструкционные карты (приложение №1), набор посуды и инструментов и приступает к работе.
Текущий инструктаж. Помощь в работе. Контроль выполнения правил охраны труда.
Уборка рабочих мест (дежурная 1 бригада)
Учитель технологии. А я, хозяйка, обязательно должна испечь пирог с капустой для гостей.
Во время практической работы звучит русская народная музыка
Учитель литературы. Закончившим практическую работу ученицам даются карточки - задания (приложение №2). В это время дежурная бригада наводит порядок на кухне.
Когда все соберутся, провести конкурс пословиц о капусте. Чья бригада назовет больше пословиц и поговорок. (Приложение №3) Следующий конкурс “Чья бригада найдет ответ первой” (Приложение №4, Приложение №5)
Учитель технологии. Подводим итоги выставки кулинарных книг. Слово жюри.
Учитель литературы. А еще есть современное толкование слова “капустник”, название которого пошло от собраний в театре артистов с юмористическими представлениями, шутками, частушками и пр.
Учитель музыки. Давайте устроим “ веселый капустник”. Предлагаю конкурс частушек о капусте.
Какие пословицы, приметы, поговорки связаны с этими праздниками? Какие вы сочинили сами стихи и загадки о капусте?
4. Заключительная часть. Подведение итога урока.
Учитель музыки . Хорошо ли провели капустник с хороводами и песнями? Вы хорошо поработали и получили следующие оценки
Учитель технологии. Все ли вы умеете квасить капусту? (Оценивает)
.Учитель литературы. Много ли вы узнали нового о капусте, об истории, традициях и обрядах связанных с заготовкой капусты? (Оценивает.) Обращается к жюри: “Вы внимательно смотрели как квасили капусты девушки, выбрали ли достойных хозяюшек?”
Слово гостям и жюри (свахам).
Приглашаем гостей к чаю. Девушки становятся вкруг и поют хором:
К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря компот варили
Пироги пекли,
Мы не зря компот варили
Пироги пекли,
С картошкой пирог,
С клубничкой пирог,
А который самый вкусный-
С капустой пирог.
Всех приглашаем на капустный пирог!
Литература
- В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). М. “Вентана-Граф”. 1999 г.
- В.М. Ковалев. “500 рецептов славянской трапезы”.
- Л.А. Трушкина “ Хрен да редька, лук да капуста”.
- Б.Л. Смолянский. “ Религия и питание”.
- Журнал “ Школа и производство”.
- С.М.Мартынов. Овощи + фрукты + меды = здоровье. Книга для родителей. М. Просвещение. 1993 г.
- Г.Д. Рыженков. Народный месяцеслов. М., Современник.1991.