Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
- познакомить с творчеством В. Закруткина;
- формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста;
- подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ (А 29-31, В 1-8) и написанию сочинения–рассуждения;
- воспитывать чувство любви и уважения к матери.
Оформление:
- репродукции картин с изображением материнских ликов;
- запись «Аве-Мария» и «Священная война»;
- отрывок из текста с заданиями А 29-31, В 1-8.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.Л. Татьяничева.
I. Организационный момент.
Слово учителя: Наш урок посвящается женщине - матери – символу жизни и бессмертия рода человеческого.
Начало мира – это мать
И нашей родины начало
Она и меч,
Она и щит,
Она беду от нас отводит,
Она за поездом бежит,
Который на войну уходит.Марк Лисянский.
Посмотрите на материнские лики – иконы, картины известных художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Сикстинская мадонна». На них запечатлена красота женщины-матери, восхищение ею. А сколько ей порой приходится пережить горя, перенести страдания, преодолеть страшные удары судьбы во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Жены и невесты декабристов М.Волконская, Е.Трубецкая, А.Муравьева, Н.Фонвизина, П.Анненкова отправились в Сибирь за своими любимыми. Они совершили подвиг любви и долга. Немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли женщины. Еще Некрасов писал о русской женщине:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Именно о такой женщине рассказал в своей повести «Матерь человеческая» Виталий Закруткин.
Сообщение ученицы о В. Закруткине.
Звучит песня «Священная война».
II. Основная часть. Анализ текста.
Слово учителя: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Так ворвалась война и в жизнь главной героини повести – простой русской женщины Марии.
Рассказ ученика о довоенной жизни Марии, о начале войны, гибели мужа и сына.
Учитель: В один миг жизнь потеряла для Марии всякий смысл, и она просит у бога лишь одного – смерти. И вдруг она понимает, что должна жить.
Что вернуло Марию к жизни?
Учащиеся: В ней заговорил голос еще нерожденной жизни. Долг матери, обязанной уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшими Иваном и Васяткой.
Учитель: Легко ли было Марии начинать жизнь на пепелище?
Учащиеся: Трудно было Марии. Вcе еще стояли перед глазами муж и сын, всё еще не верилось, что не увидит их никогда, не услышит ласковых слов мужа, звонкий смех сына. Но нужно было жить ради него, идущего в мир. Ведь он хочет жить, любить, быть счастливым. Теперь ей было, для кого жить. Мария возвращается в сожженное село, спасает обездоленных, измученных войной детей.
Слово учителя: Мария оказалась одной из тех женщин-матерей, которая всех любит, жалеет, голубит, которая плачет, и терзается, и места себе не может найти, когда убивают ее родных мальчиков.
III. Чтение отрывка из повести со слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок…» до слов «Если бы один из всадников, увидев бледнеющее лицо Марии, поспешно не соскочил с коня и подержал ее, она упала бы, теряя сознание…» и выполнение заданий к нему.
Рождение ребёнка Марии в таких неимоверно тяжёлых условиях, в тылу врага, ещё раз убеждают нас в том, что нельзя победить таких как Мария, её муж Иван и сын Васятка, политрук Слава.
А 29. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
- 1;
- 7;
- 13;
- 12.
А 30. Определите стиль речи и тип текста.
- публицистический стиль; рассуждение;
- художественный стиль; повествование с элементами описания;
- разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения;
- публицистический стиль; рассуждение с элементами описания.
А31. В каком значении употреблено в тексте слов Жалкие (предложение 15)?
- несчастные, беспомощные;
- трогательные;
- невзрачные;
- ничтожные.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
- В1. Укажите способ образования слова Поспешно (предложение 23).
- В2. Из предложении 17-22 выпишите деепричастия.
- В3. Из предложения 4 выпишите словосочетания со связью Управление.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
- В4. Среди предложении 12-16 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Напишите номер этого предложения.
- В5. Среди предложении 8—14 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
- В6. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным условным. Напишите номер этого предложения.
- В7. Во втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Укажите номер этого предложения.
- В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-АЗ1, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Матерь человеческая» — так называется повесть В. Закруткина, и эта развёрнутая _______ несёт основную идейную нагрузку в тексте. Разрастающийся до религиозной символики образ Марии автор усиливает ____________(предложения 1, 5, 7). Метафоричен и образ обожжённой пожаром яблони, судьба которой во многом схожа с жизнью главной героини. Война отступает перед таинством рождения человека, смерть никогда не победит жизнь. Эта ______ помогает читателю воспринять жизнеутверждающий смысл всего произведения».
Список терминов:
- эпитет;
- метафора;
- ряды однородных членов;
- антитеза;
- сравнение;
- парцелляция;
- эпифора;
- оксюморон;
- синекдоха;
- инверсия.
IV. Домашнее задание:
Сочинение–рассуждение (Сформулировать, прокомментировать одну из проблем, поставленных в тексте, сформулировать позицию автора. Объяснить, почему вы согласны или не согласны с автором текста) Объем не менее 150 слов.
V. Заключение.
Слово учителя: А женщина – мать в любых условиях остается, прежде всего, матерью. Мария и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Это гимн женщине-матери.
Мама – самое дорогое, что у нас есть, самое святое. Она дала нам жизнь. Матери отдают нам свою любовь, а иногда и жизнь. Так ли любим их и мы, всегда ли мы достойны их любви, готовы за них отдать жизнь, всегда ли справедливы к матерям, заботимся о них, бережём их, находим те ласковые слова любви, которые они ждут от нас.
Звучит “Аве - Мария”.
Ученик читает стихотворение:
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь…
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходит за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.В.Гин. «Не обижайте матерей…»