Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: "Подвиг любви и долга"

Разделы: Литература


Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи:

  • познакомить с творчеством В. Закруткина;
  • формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста;
  • подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ (А 29-31, В 1-8) и написанию сочинения–рассуждения;
  • воспитывать чувство любви и уважения к матери.

Оформление:

  • репродукции картин с изображением материнских ликов;
  •  запись «Аве-Мария» и «Священная война»;
  • отрывок из текста с заданиями А 29-31, В 1-8.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.

Л. Татьяничева.

I. Организационный момент.

Слово учителя: Наш урок посвящается женщине - матери – символу жизни и бессмертия рода человеческого.

Начало мира – это мать
И нашей родины начало
Она и меч,
Она и щит,
Она беду от нас отводит,
Она за поездом бежит,
Который на войну уходит.

Марк Лисянский.

Посмотрите на материнские лики – иконы, картины известных художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Сикстинская мадонна». На них запечатлена красота женщины-матери, восхищение ею. А сколько ей порой приходится пережить горя, перенести страдания, преодолеть страшные удары судьбы во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Жены и невесты декабристов М.Волконская, Е.Трубецкая, А.Муравьева, Н.Фонвизина, П.Анненкова отправились в Сибирь за своими любимыми. Они совершили подвиг любви и долга. Немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли женщины. Еще Некрасов писал о русской женщине:

В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

Именно о такой женщине рассказал в своей повести «Матерь человеческая» Виталий Закруткин.

Сообщение ученицы о В. Закруткине.

Звучит песня «Священная война».

II. Основная часть. Анализ текста.

Слово учителя: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Так ворвалась война и в жизнь главной героини повести – простой русской женщины Марии.

Рассказ ученика о довоенной жизни Марии, о начале войны, гибели мужа и сына.

Учитель: В один миг жизнь потеряла для Марии всякий смысл, и она просит у бога лишь одного – смерти. И вдруг она понимает, что должна жить.

Что вернуло Марию к жизни?

Учащиеся: В ней заговорил голос еще нерожденной жизни. Долг матери, обязанной уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшими Иваном и Васяткой.

Учитель: Легко ли было Марии начинать жизнь на пепелище?

Учащиеся: Трудно было Марии. Вcе еще стояли перед глазами муж и сын, всё еще не верилось, что не увидит их никогда, не услышит ласковых слов мужа, звонкий смех сына. Но нужно было жить ради него, идущего в мир. Ведь он хочет жить, любить, быть счастливым. Теперь ей было, для кого жить. Мария возвращается в сожженное село, спасает обездоленных, измученных войной детей.

Слово учителя: Мария оказалась одной из тех женщин-матерей, которая всех любит, жалеет, голубит, которая плачет, и терзается, и места себе не может найти, когда убивают ее родных мальчиков.

III. Чтение отрывка из повести со слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок…» до слов «Если бы один из всадников, увидев бледнеющее лицо Марии, поспешно не соскочил с коня и подержал ее, она упала бы, теряя сознание…» и выполнение заданий к нему.

Рождение ребёнка Марии в таких неимоверно тяжёлых условиях, в тылу врага, ещё раз убеждают нас в том, что нельзя победить таких как Мария, её муж Иван и сын Васятка, политрук Слава.

А 29. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

  1. 1;
  2. 7;
  3. 13;
  4. 12.

А 30. Определите стиль речи и тип текста.

  1. публицистический стиль; рассуждение;
  2. художественный стиль; повествование с элементами описания;
  3. разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения;
  4. публицистический стиль; рассуждение с элементами описания.

А31. В каком значении употреблено в тексте слов Жалкие (предложение 15)?

  1. несчастные, беспомощные;
  2. трогательные;
  3. невзрачные;
  4. ничтожные.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

  • В1. Укажите способ образования слова Поспешно (предложение 23).
  • В2. Из предложении 17-22 выпишите деепричастия.
  • В3. Из предложения 4 выпишите словосочетания со связью Управление.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

  • В4. Среди предложении 12-16 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Напишите номер этого предложения.
  • В5. Среди предложении 8—14 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • В6. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным условным. Напишите номер этого предложения.
  • В7. Во втором абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Укажите номер этого предложения.
  • В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-АЗ1, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Матерь человеческая» — так называется повесть В. Закруткина, и эта развёрнутая _______ несёт основную идейную нагрузку в тексте. Разрастающийся до религиозной символики образ Марии автор усиливает ____________(предложения 1, 5, 7). Метафоричен и образ обожжённой пожаром яблони, судьба которой во многом схожа с жизнью главной героини. Война отступает перед таинством рождения человека, смерть никогда не победит жизнь. Эта ______ помогает читателю воспринять жизнеутверждающий смысл всего произведения».

Список терминов:

  1. эпитет;
  2. метафора;
  3. ряды однородных членов;
  4. антитеза;
  5. сравнение;
  6. парцелляция;
  7. эпифора;
  8. оксюморон;
  9. синекдоха;
  10. инверсия.

IV. Домашнее задание:

Сочинение–рассуждение (Сформулировать, прокомментировать одну из проблем, поставленных в тексте, сформулировать позицию автора. Объяснить, почему вы согласны или не согласны с автором текста) Объем не менее 150 слов.

V. Заключение.

Слово учителя: А женщина – мать в любых условиях остается, прежде всего, матерью. Мария и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Это гимн женщине-матери.

Мама – самое дорогое, что у нас есть, самое святое. Она дала нам жизнь. Матери отдают нам свою любовь, а иногда и жизнь. Так ли любим их и мы, всегда ли мы достойны их любви, готовы за них отдать жизнь, всегда ли справедливы к матерям, заботимся о них, бережём их, находим те ласковые слова любви, которые они ждут от нас.

Звучит “Аве - Мария”.

Ученик читает стихотворение:

Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь…
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходит за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

В.Гин. «Не обижайте матерей…»