Дорогие ребята!
Вы прочитали роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Хотим надеяться, что он не оставил Вас равнодушными, Вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова и его великим произведением. Уникальность пушкинского произведения заключается в том, что поэт едва касается, казалось бы, самого главного: духовно-нравственного мира героев, их взглядов и переживаний, их мыслей и чувств. Зато о внешней, бытовой стороне жизни, о времяпрепровождении, об обычаях, нравах, нарядах, буднях и праздниках провинции и столицы повествуется обстоятельно, конкретно, подробно, будто для того, чтобы утопить в такого рода мелочах и деталях самое главное и существенное. Этим-то и создается впечатление ажурности, легкости конструкции романа, которое позволило А.А. Ахматовой назвать “Онегина” воздушной громадой.
Предлагаем проверить, насколько Вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.
Приглашаем Вас принять участие в литературной игре. Условия просты: мы предлагаем задания, построенные на знании и понимании текста произведения, Вы выполняете их, получая наградные баллы и стараясь завоевать один из почетных титулов:
I – “Исключительный читатель”
II – “Замечательный читатель”
III – “Внимательный читатель”
Вперед! Вас ждет удивительное путешествие по страницам бессмертной книги, встреча с величайшим поэтом.
Желаем удачи!
1 конкурс
“В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…”
“Евгений Онегин” - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. В нем наряду с Онегиным и Татьяной главным героем является Автор, соотносимый с самим Пушкиным.
Вот о личности поэта мы с Вами сейчас и вспомним.
Проверим, помните ли Вы: /на обдумывание ответа дается 30 секунд/
1. Годы жизни А.С. Пушкина _______________________ /1 балл/
/Ответ: 1799 – 1837/
2. Где родился А.С. Пушкин _________________________ /1 балл/
/Ответ: Москва/
3. Назовите учебное заведение, которое подарило Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. ____________________ /1 балл/
/Ответ: Царскосельский Лицей/
4. Кем и когда он был основан? _______________________ /3 балла/
/Ответ: Александр I, 19 октября 1811 г./
5. Назовите прозвище А.С. Пушкина, полученное им в литературном обществе “Арзамас” ___________________________ / 3 балла/
/Ответ: Сверчок/
6. Когда был создан роман “Евгений Онегин”? _____________ /2 балла/
/Ответ: 1823 – 1830/
7. Сколько времени роман создавался? ____________________ /3 балла/
/Ответ: 7 лет 4 месяца 14 дней/
2 конкурс
“Опять увидеть их мне суждено судьбой!”
Узнайте, о ком из персонажей идет речь. Вопросы задаются командам по очереди (всего 8 вопросов). За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. Если команда не знает ответ на вопрос, то другая команда может на него ответить.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил…
/Онегин/
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
/Онегин/
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
/Татьяна/
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
/Татьяна/
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
/Онегин/
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет…
/Ленский/
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло…
/Ленский и Онегин/
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
/Онегин/
И были детские проказы
Ей чужды…
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
/Татьяна/
От делать нечего друзья
/Ленский и Онегин/
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
/Ленский/
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut.
/Татьяна/
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
/Ларины-старшие/
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
/Ленский/
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят…
/Ленский/
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенье, голос, легкий стан…
/Ольга/
3 конкурс
Конкурс капитанов
Капитаны выбирают конверты, в которых содержится по три задания. Уходят в другое помещение. Команды в это время решают конкурс “Тесты”.
1 команда.
1) Вставить знаки препинания: /5 баллов/
Но там где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой
Где машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой
Где Талия тихонько дремлет
И плескам дружеским не внемлет
Где Терпсихоре лишь одой
Дивится зритель молодой
Что было также в прежни Леты
Во время ваше и мое
Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядовНо там, где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой,
Где машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой,
Где Талия тихонько дремлет
И плескам дружеским не внемлет,
Где Терпсихоре лишь одой
Дивится зритель молодой
(Что было также в прежни Леты,
Во время ваше и мое),
Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты,
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядов.
2) Что здесь неправильно? /1 балл/
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
/Нарушена онегинская строфа: первое четверостишие должно быть на месте второго. Глава VIII, строфа I./
3) Закончите четверостишие. /1 балл/
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
/“И буду век ему верна” (Ответ Татьяны Онегину) Глава VIII, строфа XVII./
2 команда.
1) Вставить знаки препинания: /5 баллов/
Шум хохот беготня поклоны
Галоп мазурка вальс Меж тем
Между двух теток у колонны
Не замечаема никем
Татьяна смотрит и не видит
Волненье света ненавидит
Ей душно здесь она мечтой
Стремится к жизни полевой
В деревню к бедным поселянам
В уединенный уголок
Где льется светлый ручеек
К своим цветам к своим романам
И в сумрак липовых аллей
Туда где он являлся ейШум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем,
Между двух теток у колонны
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.
2) Что здесь неправильно? /1 балл/
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
/Нарушена онегинская строфа. Первое четверостишие должно быть на месте второго. Глава IV, строфа XXII./
3) Закончите четверостишие. /1 балл/
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
/“Их вовсе не достоин я”. Ответ Онегина Татьяне. Глава IV, строфа XIV./
Тесты
Условия: капитаны выбирают конверты, в которые вложены тесты по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Команды пишут на листах с тестами свое название и подчеркивают правильный, с их точки зрения, вариант ответа на каждый тест. Затем команды по очереди отвечают на каждый тест. Ответ может давать любой игрок, который вслух читает тест, все три варианта ответов к нему и тот вариант, который выбран. По окончании конкурса листы с подчеркнутыми ответами передаются в жюри.
Каждый ответ по тесту оценивается в баллах – от 0 до 2.
Оценку 0 ставят либо за фактическую ошибку, либо за явное непонимание той или иной проблемы, либо за явно примитивный ответ.
Оценка 1 означает, что команда выбрала формально правильный ответ, но не достигла нужной глубины и полноты в понимании художественного произведения или упустила существенные нюансы.
Оценка 2 – абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной.
Хотелось бы, чтобы команды не просто называли оптимальный, с их точки зрения, ответ, но и объясняли свой выбор. Аргументированный ответ учащихся жюри может поощрить, добавив балл к итоговому результату в конкурсе.
Время на обдумывание ответов – 4 минут.
Жюри объявляет правильный вариант после каждого ответа команды и, если необходимо, комментирует ответ игроков.
Максимальная оценка - 8 баллов.
1 команда.
1. Почему Евгений Онегин – это герой трагический?
а) Он убил на дуэли своего друга. (1)
б) Татьяна отказала ему во взаимности. (1)
в) Он потерял смысл жизни и идеалы. (2)
2. Как относился Пушкин к укладу жизни столичного и провинциального дворянства?
а) Поэт однозначно предпочитает сельскую жизнь. (1)
б) Он обличает жизнь петербургского дворянства. (0)
в) Не принимает полностью ни того, ни другого. (2)
3. По какому принципу построена композиция “Евгения Онегина”?
а) Композиции в романе нет, потому что Пушкин писал, что его роман “собранье пестрых глав”. (0)
б) По принципу сопоставления героев, места действия, столичных аристократов и провинциалов и т.п. (2)
в) Хронологического изложения событий. (1)
4. Расположите в правильной последовательности эпиграфы к главам романа “Евгений Онегин”:
а) “Как не любить родной Москвы?”
б) “И жить торопится и чувствовать спешит”
в) “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”
г) “O rus! (“О, деревня!”)”
д) “О не знай сих страшных слов ты, моя Светлана”
(б г д а в) (Сколько правильно, столько и баллов)
2 команда.
1. Евгений Онегин – это натура:
а) Цельная, непротиворечивая, однозначная. (0)
б) Подражательная по отношению к западным образцам. (1)
в) Двойственная, сотканная из противоречий. (2)
2. Пушкинский идеал воспитания личности – это:
а) Высокая европейская образованность. (1)
б) Усвоение традиций русской национальной культуры. (1)
в) Соединение и слияние того и другого. (2)
3. Авторские отступления в “Евгении Онегине” нужны.
а) Для создания образа автора. (2)
б) Для того, чтобы повествование не было утомительно однообразным. (0)
в) Для создания широкой картины русской жизни начала XIX века. (2)
4. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе:
а) Исповедь Татьяны Лариной
б) Знакомство Онегина с Ленским
в) Преобразования Онегина в деревне
г) Исповедь Онегина Татьяне Лариной
д) Именины Татьяны Лариной
(в б а д г) (Сколько правильно, столько и баллов)
Пока команды готовят ответы на тесты, а капитаны отвечают на задания конкурса капитанов, проводится конкурс болельщиков.
Условия: читается вслух какая-нибудь цитата и задается вопрос к ней. За правильный ответ болельщик получает жетон. В конце игры болельщики считают полученные жетоны. Так определяются три первых победителя в личном зачете. Затем болельщики каждой команды суммируют свои жетоны. Команда, болельщики которой заработали больше жетонов, получает дополнительно два балла к своему результату, достигнутому к концу турнира.
Конкурс болельщиков.
Закончите фразу.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил…
(Что он умен и очень мил).
Мы все учились понемногу…
(Чему-нибудь и как-нибудь)
Театр уж полон,… (ложи блещут).
Быть можно дельным человеком…
(И думать о красе ногтей)
Свободен, вновь ищу союза…
(Волшебных звуков, чувств и дум).
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями …
(А единицами – себя.)
Мы все глядим в … (Наполеоны)
8. Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: …
(то-то был поэт!)
Боюсь: брусничная вода…
(мне не наделала вреда)И в сердце дума заронилась:…
(Пора пришла, она влюбилась.)
Душа ждала… кого-нибудь…
(И дождалась…)
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный (присест.)
Чем меньше женщину мы любим,…
(Тем легче нравимся мы ей)
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув,… (разлюблю тотчас)
Поклонник славы и свободы,
В волненье бурных дум своих,
Владимир и писал бы оды, …
(Да Ольга не читала их).
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег … (выпал только в январе
На третье в ночь)
Как ваше имя? Смотрит он …
(И отвечает: Агафон.)Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…
(И вот общественное мненье)Куда, куда вы удалились…
(Весны моей златые дни?)Мечты, мечты! Где ваша … (сладость)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…
(На потопленные луга)Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама …
(Идет волшебница зима)Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского лилось!...
(Как много в нем отозвалось)“Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила
А я так на руки брала
А я так за уши драла
А так пряником кормила!”
И хором бабушки твердят:…
(Как наши годы-то летят)В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея…
(А Цицерона не читал)И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил…
(И, в гроб сходя, благословил).Им овладело беспокойство…
(охота к перемене мест)Он возвратился и попал,
как Чацкий… (с корабля на бал).Я знаю, век уж мой измерен
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
(Что с Вами днем увижусь я…)Довольно; Встаньте. Я должна…
(Вам объясниться откровенно)Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?...
(Сегодня очередь моя)Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет… (А те далече)