Пояснительная записка
Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса, ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы-интерната: “Совершенствование героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе”.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся, что составляет актуальность обучения по данному курсу.
При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.
Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе-интернате решает следующие задачи:
- воспитать патриота и гражданина России;
- сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;
- подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
- сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;
- привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;
- воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;
- воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.
Ориентирован на это и предлагаемый курс.
Цели и задачи курса
Ученик будет знать:
- О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях искусства разных жанров;
- О нравственных ценностях разных эпох;
- Различные способы выражения патриотической идеи.
- Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов.
- Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.
Ученик будет уметь:
На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.
- соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности:
- видеть тему и идею произведения;
- выделять эпизода в тексте;
- видеть закономерность в композиционной структуре;
- характеризовать образ героя;
- уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;
- различать художественные произведения в их
родовой и жанровой специфике: на элементарном
уровне оценивать и комментировать
художественный текст с точки зрения его
содержания и формы;
- пользоваться аппаратом книги, словарями
литературоведческих терминов, справочниками и
энциклопедиями;
- характеризовать главных героев произведения,
выявлять в каждом общее и индивидуальное,
объясняя связь героев и событий в произведениях.
Ученик будет иметь опыт:
- Публичного выступления и выразительного чтения.
- Сопоставления произведений разных видов искусства.
- Создания исследовательского проекта.
Содержание курса
Часы |
Темы практических занятий и лекций |
Виды деятельности учащихся |
1 |
Введение. Знакомство с программой
курса. Постановка целей и задач. “Защитники Земли Русской: Александр Невский” |
Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности. |
1 |
“Слово о полку Игореве” в музыке, живописи, литературе. | Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы, знакомятся с выразительными возможностями разных видов искусства, готовят сообщения |
2 |
Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории, литературе | Слушают, конспектируют, комментируют особенности отношения к героям в исторических документах и литературных произведениях, готовят презентации |
1 |
Защита границ Отечества в произведениях русской литературы. | Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают литературные, военные и исторические документы, учат стихи, анализируют тексты, готовят презентации и сообщения |
3 |
“Поэзия подвига” (поэты и писатели Тамбовщины о Великой Отечественной войне) |
Знакомятся с краеведческим материалом, готовят презентации, защищают рефераты и исследовательские работы |
2 |
Проявление русского национального характера в годы Великой Отечественной войны | Отражение идеи произведения “Судьба человека” в трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют сопоставительный анализ |
2 |
Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение | Слушают, конспектируют, задают вопросы,
выступают с сообщениями, готовят презентации,
учат стихи, анализируют прозу
|
Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционно-семинарских занятий.
Комментарии к содержанию программы
Занятие 1 (1 час).
Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урока-исследования по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились, но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры, история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе.
Занятие 2 (1 час).
Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы жемчужины древнерусской литературы. “Слово о полку Игореве" - яркое и вечно живое явление не только литературы древнерусской, но и новой - XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова" использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества.
Занятие 3 (2 часа).
На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва".
. Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия “раздвоения” России выражена в стихах М.Цветаевой.
Занятие 4 (1час).
Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений позволит использование педагогической технологии “Метод проекта”.
Занятие 5 (3 часа).
Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов, посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.
Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле.
Занятие 6 (2 часа).
Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука “Судьба человека”.
Оборудование:
- историческая карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;
- фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;
- отрывки из документальных видеофильмов.
Занятие 7 (2 часа).
Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу.
Интегрированный урок, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву
Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень):
- Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин “Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”).
- Образы защитников родной земли в русском фольклоре.
- Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы.
- Литература блокадного Ленинграда.
- Защита Отечества в произведениях писателей и поэтов Тамбовщины.