Цель: познакомить учащихся с первым произведением Н.В. Гоголя, принесшим ему большую славу.
Форма: брейн-ринг
Описание игры: команды за разными столами, на каждом столике по настольной лампе. Отвечает та команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ -1 очко, “словарик” -1 очко за каждое верно определенное слово, “черный ящик”-по 3 очка за правильный ответ.
Оборудование:
- Две настольные лампы с абажурами разных цветов;
- Скатерти на столах;
- “Черный ящик”, карты, свеча, “черевички”.
- Две карточки со словариком.
- Выставка книг Н.В. Гоголя и о нем.
- На столах таблички с названием команд: “Полтавская губерния” и “Парубки и дивчины”.
Оформление: на доске картинки из “Вечеров …”, детские рисунки, надпись темы.
Ход игры
Слово ведущего:
--”Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны, повести неведомого в Санкт- Петербурге пасечника Рудого Панька. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”. - писал А. С. Пушкин.
Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием “Вечера на хуторе близ Диканьки” вышли в 1831 г., а их автор обитал в эту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В. Гоголю 22 года.
Родился же автор “Вечеров…” то ли в самых Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: “Славный будет сын”. Так оно и вышло.
Детство Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию” , куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть “полезным человечеству”, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Н.В. просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь “здесь так занимает все малороссийское”. А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась. Гоголь скупил и уничтожил весь тираж изданной поэмы и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой всё вышло как нельзя удачнее. “Вечера” принесли Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно построенные диалоги, богатство народных преданий всё это сделало книгу занимательной. Я думаю, что вам тоже понравились прочитанные вами повести. Вот и проверим сегодня на нашем брейн - ринге, действительно ли легко и интересно читались повести. Итак, начинаем наш брейн - ринг. В игре участвуют две команды: “Полтавская губерния” и “Парубки и дивчины”.
Послушайте внимательно правила игры: Отвечает та команда, которая первой зажжет лампу. Право зажечь лампу предоставлено капитану команды, а отвечать будет тот, на кого укажет капитан. Обсуждать вопрос можно не более двадцати секунд. Как только нашли верный ответ, подавайте сигнал.
Вопросы командам
1. Кто написал повести, собранные в книгу “Вечера на хуторе близ Диканьки”?
2. В каком году это произошло? Возраст автора?
“Ночь перед рождеством”(Зачитывается начало сказки)
- Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?(звезды)
- Как ведьма и черт попали в хату? (через трубу)
- Кто и зачем украл месяц?
- За что черт мстил кузнецу?
- Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу?
- Что делала молодежь в Диканьке в ночь перед Рождеством?
- Кто угодил в мешки к Солохе?
- К кому Вакула обратился за помощью?
- Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле?
- Что ел П.П. во время разговора с Вакулой?
- Как Вакула добрался до Санкт-Петербурга?
- Какой слух прошел после исчезновения кузнеца?
- Как кузнец отблагодарил черта?
Словарик. №1.Объясните значения слов. (см.прилож.)
Задание №1 черного ящика: в ящике предметы, которые помогли бы Вакуле завоевать любовь Оксаны и жениться на ней.
“Заколдованное место”
- Какое любимое занятие было у деда?
- Что однажды случилось с дедом, как он пошел плясать?
- Как дед попал в нужное место во второй раз?
- Какой клад ему достался?
- Что росло на заколдованном месте?
Словарик №2 (см.прилож.)
Задание №2 “черного ящика”: в ящике предмет, который верно указывает, где припрятан клад.
“Пропавшая грамота”
- Куда дед спрятал грамоту?
- Что на утро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня?
- Кто подсказал деду, где искать грамоту?
- Кому дед вез грамоту?
- Какой христианский праздник упоминается в прочитанных вами повестях?
Словарик №3 (см.прилож.)
Задание №3 “черного ящика”: в ящике предмет, спасший деду жизнь.
Подведение итогов.
Награждение.