Нетрадиционный урок в форме игры брейн-ринг по литературе "Истинная веселость и истинная поэзия «Вечеров…»"

Разделы: Литература


Цель: познакомить учащихся с первым произведением Н.В. Гоголя, принесшим ему большую славу.

Форма: брейн-ринг

Описание игры: команды за разными столами, на каждом столике по настольной лампе. Отвечает та команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ -1 очко, “словарик” -1 очко за каждое верно определенное слово, “черный ящик”-по 3 очка за правильный ответ.

Оборудование:

  1. Две настольные лампы с абажурами разных цветов;
  2. Скатерти на столах;
  3. “Черный ящик”, карты, свеча, “черевички”.
  4. Две карточки со словариком.
  5. Выставка книг Н.В. Гоголя и о нем.
  6. На столах таблички с названием команд: “Полтавская губерния” и “Парубки и дивчины”.

Оформление: на доске картинки из “Вечеров …”, детские рисунки, надпись темы.

Ход игры

Слово ведущего:

--”Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны, повести неведомого в Санкт- Петербурге пасечника Рудого Панька. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”. - писал А. С. Пушкин.

Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием “Вечера на хуторе близ Диканьки” вышли в 1831 г., а их автор обитал в эту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В. Гоголю 22 года.

Родился же автор “Вечеров…” то ли в самых Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: “Славный будет сын”. Так оно и вышло.

Детство Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию” , куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть “полезным человечеству”, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Н.В. просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь “здесь так занимает все малороссийское”. А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась. Гоголь скупил и уничтожил весь тираж изданной поэмы и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой всё вышло как нельзя удачнее. “Вечера” принесли Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно построенные диалоги, богатство народных преданий всё это сделало книгу занимательной. Я думаю, что вам тоже понравились прочитанные вами повести. Вот и проверим сегодня на нашем брейн - ринге, действительно ли легко и интересно читались повести. Итак, начинаем наш брейн - ринг. В игре участвуют две команды: “Полтавская губерния” и “Парубки и дивчины”.

Послушайте внимательно правила игры: Отвечает та команда, которая первой зажжет лампу. Право зажечь лампу предоставлено капитану команды, а отвечать будет тот, на кого укажет капитан. Обсуждать вопрос можно не более двадцати секунд. Как только нашли верный ответ, подавайте сигнал.

Вопросы командам

1. Кто написал повести, собранные в книгу “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

2. В каком году это произошло? Возраст автора?

“Ночь перед рождеством”(Зачитывается начало сказки)

  1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?(звезды)
  2. Как ведьма и черт попали в хату? (через трубу)
  3. Кто и зачем украл месяц?
  4. За что черт мстил кузнецу?
  5. Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу?
  6. Что делала молодежь в Диканьке в ночь перед Рождеством?
  7. Кто угодил в мешки к Солохе?
  8. К кому Вакула обратился за помощью?
  9. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле?
  10. Что ел П.П. во время разговора с Вакулой?
  11. Как Вакула добрался до Санкт-Петербурга?
  12. Какой слух прошел после исчезновения кузнеца?
  13. Как кузнец отблагодарил черта?

Словарик. №1.Объясните значения слов. (см.прилож.)

Задание №1 черного ящика: в ящике предметы, которые помогли бы Вакуле завоевать любовь Оксаны и жениться на ней.

“Заколдованное место”

  1. Какое любимое занятие было у деда?
  2. Что однажды случилось с дедом, как он пошел плясать?
  3. Как дед попал в нужное место во второй раз?
  4. Какой клад ему достался?
  5. Что росло на заколдованном месте?

Словарик №2 (см.прилож.)

Задание №2 “черного ящика”: в ящике предмет, который верно указывает, где припрятан клад.

“Пропавшая грамота”

  1. Куда дед спрятал грамоту?
  2. Что на утро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня?
  3. Кто подсказал деду, где искать грамоту?
  4. Кому дед вез грамоту?
  5. Какой христианский праздник упоминается в прочитанных вами повестях?

Словарик №3 (см.прилож.)

Задание №3 “черного ящика”: в ящике предмет, спасший деду жизнь.

Подведение итогов.

Награждение.