Литература
-
"Родине поклонитесь". Урок литературы по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Деревня", 10-й класс 2008
Задачи урока: развивать навыки аналитической работы с художественным текстом и ассоциативное мышление учащихся; помочь учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором, оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенева; создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Трагизм восприятия жизни на рубеже двух веков. (По рассказу Бориса Зайцева "Волки"). Урок литературы в 11-м классе 2008
Предложенный урок нацелен на выявление некоторых особенностей литературы начала XX века и знакомит учеников 11-го класса с одним из этапных произведений творчества Б.Зайцева. На уроке ученики познают художественный мир писателя в рассказе "Волки" благодаря целостному анализу, постановке проблемных вопросов и музыкальному сопровождению.
-
Интегрированный урок (информатика + литература) в 11-м классе по теме: "Решение задач (Пушкин и Михайловское)" 2008
Предлагается конспект урока по теме "Решение заданий ЕГЭ по информатике ("Пушкин и Михайловское")". Учебно-игровой урок проводится в виде соревнования между двумя командами учеников, на уроке обеспечивается многократная смена видов деятельности, создаются условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивается обратная связь, накопление оценок.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева "Ася". Анализ текста". На данном уроке организуется поисково-исследовательская работа учащихся по лингвистическому анализу литературного текста. На материале литературного текста проверяется усвоение темы "Однородные члены предложения".
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) "Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след" 2008
Интегрированный урок русской литературы и изобразительного искусства дает возможность познакомиться с историей «Владимирской Богоматери», подумать о великом смысле Слова христианского, задуматься над нравственными понятиями, увидеть связь литературы, живописи и жизни.
-
Урок чтения "Книги в кругу семьи" 2008
Цель урока литературного чтения - привлечение внимания учащихся к книге и к чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, привитие устойчивого и осознанного интереса к чтению.
-
Урок литературы в 7-м классе "Если быть внимательным" (по рассказам Б.Петрова) 2008
Урок разработан по творчеству красноярского писателя Б.Петрова. Урок построен по схеме, противоположной традиционной: не от биографии к творчеству, а от творчества - к коллективному составлению биографии. В результате проведенных уроков в двух разных классах получились интересные творческие работы.
-
Урок. Заочная экскурсия "Музеи Габдуллы Тукая в Татарстане" 2008
Урок разработан с учётом национально-регионального компонента. Его целесообразно провести после изучения лирики А.С. Пушкина в 9-м классе в форме заочной экскурсии. Урок сопровождается демонстрацией портрета поэта, карты Республики Татарстан, видеозаписей, открыток, фотографий, изображающих достопримечательности, связанные с именем Г.Тукая, домов-музеев, их комнат и др.
-
Тема нравственности и милосердия в повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 2008
Возвращение к изучению жизни и творчества забытого в наше современное время и неизвестного нашим ученикам писателя Аркадия Гайдара. Цель урока - воспитать патриотизм, уважение, милосердие к людям, нуждающимся в помощи. Помочь учащимся увидеть во многих героях себя и через поступки героев оценить и свои поступки.
-
Урок литературы в 9-м классе. "Анна Ахматова. Слово о поэте" 2008
Урок, на котором происходит первое знакомство девятиклассников с творчеством А.А.Ахматовой. Цель учителя - акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия "женской поэзии" А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний.
-
Урок литературы "У войны не женское лицо" 2008
Представлена разработка урока литературы. Перед уроком заранее ученикам даётся задание прочитать все вышеназванные произведения. Затем класс делится на четыре группы. Каждая группа должна подготовить материалы по определённому произведению, подготовиться к презентации. Большое место на уроке отводится музыкальному оформлению. Если позволяют технические средства, его можно сразу включить в презентацию.
-
Творческая эволюция Николая Алексеевича Заболоцкого 2008
Это пособие поможет учителям-словесникам разобраться в сложной судьбе замечательного русского поэта, сумевшего преодолеть все жизненные тяготы и сохранить чистоту русской души, Николая Алексеевича Заболоцкого.
-
Конспект урока по теме "Судьба человека в тоталитарном государстве" по страницам повести К.Воробьёва "Это мы, Господи" и мемуарной литературы 2008
Урок представляет собой интеграцию литературы с историей и краеведением. Учащиеся ещё очень много не знают о войне, об истинной цене победы. Поэтому и важна для них исповедальная литература. На уроке происходит знакомство с особенностями этого жанра литературы. У К.Воробьёва свой лик войны - плен. Работая с официальными документами об оккупационной политики фашистской Германии, анализируя эпизоды повести "Это мы, господи", учащиеся приходят к выводу, что все пленные достойны нашего уважения и памяти, никто не застрахован от срывов в нечеловеческих условиях.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Будьте щедрей на ласку!" по рассказу К.Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?" 2008
Урок проводится в 6-м классе как урок внеклассного чтения. Дети открывают новое для себя имя в художественной литературе – К.Д. Воробьёв и размышляют над рассказом «У кого поселяются аисты?». Большое внимание на уроке уделяется развитию творческих способностей учащихся.
-
Театрализованно-игровая технология на уроках литературы. Уроки-путешествия "Волшебная страна — Театр" 2008
Театрализовано-игровая технология - это система нестандартных форм уроков литературы. Ученик не только читает художественное произведение, анализирует его; он имеет возможность заниматься поисковой, исследовательской работой, вжиться в тот или иной художественный образ.
-
Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского" 2008
Урок посвящен изучению творчества и биографии одного из крупнейших поэтов XX века. Рассмотрение творчества поэта начинается с изучения его ранней лирики, знакомства с оценками критиков и читателей (триумф). Учитель и ученики рассматривают эволюцию творчества и политических взглядов поэта, сравнивают ее с происходящим в стране в годы зарождения культа личности Сталина.
-
Тайна ломаной линии (Один из приемов анализа художественного произведения) 2008
Применение схем в анализе художественного текста позволяет объединить материал произведения, выделить его идею, активизировать работу учащихся на уроках. Прием анализа текста с помощью ломаной линии позволяет найти точки соприкосновения двух разных предметов: математики и литературы. В работе представлен анализ четырех произведений, каждое из которых имеет свою проблематику, но объединенных одной темой: остаться человеком.
-
Изображение русского национального характера в произведениях русской литературы XIX–XX вв. 2008
Тема статьи представляет попытку учителя систематизировать материал по изученным произведениям. Анализируя произведения Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, стараюсь показать, что русский реализм способен видеть ещё и нечто незримое, что возвышается над видимым миром. Своеобразие народного мира отображает тип героя, созданный Шукшиным. О душе русского человека В.Г. Распутин пишет в рассказе "Изба". Представленный материал можно использовать на уроках литературы по обзорным темам, для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе.
-
Урок внеклассного чтения. Эпистолярный жанр в русской литературе. 10-й класс 2008
Данный урок проводится после изучения творчества А.С. Пушкина или в конце учебного года. Учащиеся знакомятся с отрывками писем выдающихся людей: В.Мономаха, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Урок развивает навыки написания текста-письма на примерах лучших отечественных классических образцов. Дидактический материал поможет в воспитании интереса и уважения к истории страны, к русской культуре, к русской литературе. Юноши и девушки XXI века смогут увидеть, как обращались наши предки к своим любимым и выражали свои чувства через написание писем, что сегодня, в век развития новейших технологий, является редким явлением. Учащиеся смогут выразить свое мнение, попробовать силы в написании письма.
-
Интеллектуально-познавательная игра "Умники" как средство интеллектуального и духовно-нравственного развития личности подростка 2008
Игра проводится в форме «интеллектуального казино» и является формой соединения дополнительного и основного образования. Рекомендуется для организаторов внеклассной работы, заместителей директора по воспитательной работе и учебно-методической работе.
-
"А был он лишь солдат…" (С.Орлов). Материал к уроку по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка" 2008
Виктор Петрович Астафьев, изображая военную пору, пытается осмыслить, как удалось человеку выдержать нравственные испытания на душевную прочность, какой ценой далась победа, какова подлинная правда о том времени. Сегодня в мире ещё льётся кровь, но важно в этих условиях остаться человеком. Виктор Петрович своим страстным словом призывает людей жить в мире и любить.
-
Открытый урок по литературе "Любовь — ты жизнь, как жизнь — всегда любовь" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме: "Любовь! Ты - жизнь, как жизнь - всегда Любовь!"
-
Урок литературы в 11-м классе. Урок-композиция "Тема любви в лирики А.Блока" 2008
Урок проводится с целью высветить личность поэта, чтобы лучше и глубже понять его творчество.
-
Литературно-обществоведческий урок: "Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры" (для учащихся 11-х классов) 2008
В представленном двухчасовом литературно-обществоведческом уроке ставятся задачи обобщить знания учащихся и более глубоко осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека; выявить наиболее существенные тенденции развития современной духовной культуры на основе анализа романа Ч.Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"), показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 10-м классе (филологический профиль обучения) на тему "Только о любви…" 2008
С целью овладения теорией и практикой искусства художественного перевода, изучения в подлиннике литературы англоязычных стран педагогами литературы и английского языка школы разработана программа интегрированных уроков (5–11-й класс). Реализация данной программы позволяет удовлетворить потребности учащихся в чтении литературы на английском языке, развить способности к творчеству, сформировать профессиональные намерения старшеклассников, их интеллектуальные, информационные, коммуникативные и культурно-социальные компетентности.
-
Колокола Хатыни 2008
Целью мероприятия является формирование нравственной позиции учащихся; развитие читательского интереса, творческого потенциала; привитие навыков чтения публицистических произведений и рассуждения по ним. Литературно-музыкальная композиция проводилась в рамках прохождения Дней Белоруссии в Московской области.
-
Урок литературы в 6-м классе "В ней что-то чудотворное горит" (по творчеству Анны Ахматовой) 2008
Урок литературы в 6-м классе посвящен творчеству Анны Ахматовой. Через проникновение в художественный мир происходит развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать, а также формирование исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
-
Урок-игра в 7-м классе по творчеству А.С. Пушкина 2008
Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина (по учебнику Г.С. Меркина). Разработка может использоваться для внеклассной работы по литературе.
-
Урок литературы в 5-м классе. "Внеклассное чтение по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2008
Описание урока литературы с использованием методики построения логических схем. Основная цель применения данной методики – повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нём стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать текст, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.