Литература
-
Тема нравственности и милосердия в повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 2008
Возвращение к изучению жизни и творчества забытого в наше современное время и неизвестного нашим ученикам писателя Аркадия Гайдара. Цель урока - воспитать патриотизм, уважение, милосердие к людям, нуждающимся в помощи. Помочь учащимся увидеть во многих героях себя и через поступки героев оценить и свои поступки.
-
Урок литературы в 9-м классе. "Анна Ахматова. Слово о поэте" 2008
Урок, на котором происходит первое знакомство девятиклассников с творчеством А.А.Ахматовой. Цель учителя - акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия "женской поэзии" А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний.
-
Урок литературы "У войны не женское лицо" 2008
Представлена разработка урока литературы. Перед уроком заранее ученикам даётся задание прочитать все вышеназванные произведения. Затем класс делится на четыре группы. Каждая группа должна подготовить материалы по определённому произведению, подготовиться к презентации. Большое место на уроке отводится музыкальному оформлению. Если позволяют технические средства, его можно сразу включить в презентацию.
-
Творческая эволюция Николая Алексеевича Заболоцкого 2008
Это пособие поможет учителям-словесникам разобраться в сложной судьбе замечательного русского поэта, сумевшего преодолеть все жизненные тяготы и сохранить чистоту русской души, Николая Алексеевича Заболоцкого.
-
Конспект урока по теме "Судьба человека в тоталитарном государстве" по страницам повести К.Воробьёва "Это мы, Господи" и мемуарной литературы 2008
Урок представляет собой интеграцию литературы с историей и краеведением. Учащиеся ещё очень много не знают о войне, об истинной цене победы. Поэтому и важна для них исповедальная литература. На уроке происходит знакомство с особенностями этого жанра литературы. У К.Воробьёва свой лик войны - плен. Работая с официальными документами об оккупационной политики фашистской Германии, анализируя эпизоды повести "Это мы, господи", учащиеся приходят к выводу, что все пленные достойны нашего уважения и памяти, никто не застрахован от срывов в нечеловеческих условиях.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Будьте щедрей на ласку!" по рассказу К.Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?" 2008
Урок проводится в 6-м классе как урок внеклассного чтения. Дети открывают новое для себя имя в художественной литературе – К.Д. Воробьёв и размышляют над рассказом «У кого поселяются аисты?». Большое внимание на уроке уделяется развитию творческих способностей учащихся.
-
Театрализованно-игровая технология на уроках литературы. Уроки-путешествия "Волшебная страна — Театр" 2008
Театрализовано-игровая технология - это система нестандартных форм уроков литературы. Ученик не только читает художественное произведение, анализирует его; он имеет возможность заниматься поисковой, исследовательской работой, вжиться в тот или иной художественный образ.
-
Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского" 2008
Урок посвящен изучению творчества и биографии одного из крупнейших поэтов XX века. Рассмотрение творчества поэта начинается с изучения его ранней лирики, знакомства с оценками критиков и читателей (триумф). Учитель и ученики рассматривают эволюцию творчества и политических взглядов поэта, сравнивают ее с происходящим в стране в годы зарождения культа личности Сталина.
-
Тайна ломаной линии (Один из приемов анализа художественного произведения) 2008
Применение схем в анализе художественного текста позволяет объединить материал произведения, выделить его идею, активизировать работу учащихся на уроках. Прием анализа текста с помощью ломаной линии позволяет найти точки соприкосновения двух разных предметов: математики и литературы. В работе представлен анализ четырех произведений, каждое из которых имеет свою проблематику, но объединенных одной темой: остаться человеком.
-
Изображение русского национального характера в произведениях русской литературы XIX–XX вв. 2008
Тема статьи представляет попытку учителя систематизировать материал по изученным произведениям. Анализируя произведения Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, стараюсь показать, что русский реализм способен видеть ещё и нечто незримое, что возвышается над видимым миром. Своеобразие народного мира отображает тип героя, созданный Шукшиным. О душе русского человека В.Г. Распутин пишет в рассказе "Изба". Представленный материал можно использовать на уроках литературы по обзорным темам, для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе.
-
Урок внеклассного чтения. Эпистолярный жанр в русской литературе. 10-й класс 2008
Данный урок проводится после изучения творчества А.С. Пушкина или в конце учебного года. Учащиеся знакомятся с отрывками писем выдающихся людей: В.Мономаха, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Урок развивает навыки написания текста-письма на примерах лучших отечественных классических образцов. Дидактический материал поможет в воспитании интереса и уважения к истории страны, к русской культуре, к русской литературе. Юноши и девушки XXI века смогут увидеть, как обращались наши предки к своим любимым и выражали свои чувства через написание писем, что сегодня, в век развития новейших технологий, является редким явлением. Учащиеся смогут выразить свое мнение, попробовать силы в написании письма.
-
Интеллектуально-познавательная игра "Умники" как средство интеллектуального и духовно-нравственного развития личности подростка 2008
Игра проводится в форме «интеллектуального казино» и является формой соединения дополнительного и основного образования. Рекомендуется для организаторов внеклассной работы, заместителей директора по воспитательной работе и учебно-методической работе.
-
"А был он лишь солдат…" (С.Орлов). Материал к уроку по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка" 2008
Виктор Петрович Астафьев, изображая военную пору, пытается осмыслить, как удалось человеку выдержать нравственные испытания на душевную прочность, какой ценой далась победа, какова подлинная правда о том времени. Сегодня в мире ещё льётся кровь, но важно в этих условиях остаться человеком. Виктор Петрович своим страстным словом призывает людей жить в мире и любить.
-
Открытый урок по литературе "Любовь — ты жизнь, как жизнь — всегда любовь" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме: "Любовь! Ты - жизнь, как жизнь - всегда Любовь!"
-
Урок литературы в 11-м классе. Урок-композиция "Тема любви в лирики А.Блока" 2008
Урок проводится с целью высветить личность поэта, чтобы лучше и глубже понять его творчество.
-
Литературно-обществоведческий урок: "Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры" (для учащихся 11-х классов) 2008
В представленном двухчасовом литературно-обществоведческом уроке ставятся задачи обобщить знания учащихся и более глубоко осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека; выявить наиболее существенные тенденции развития современной духовной культуры на основе анализа романа Ч.Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"), показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 10-м классе (филологический профиль обучения) на тему "Только о любви…" 2008
С целью овладения теорией и практикой искусства художественного перевода, изучения в подлиннике литературы англоязычных стран педагогами литературы и английского языка школы разработана программа интегрированных уроков (5–11-й класс). Реализация данной программы позволяет удовлетворить потребности учащихся в чтении литературы на английском языке, развить способности к творчеству, сформировать профессиональные намерения старшеклассников, их интеллектуальные, информационные, коммуникативные и культурно-социальные компетентности.
-
Колокола Хатыни 2008
Целью мероприятия является формирование нравственной позиции учащихся; развитие читательского интереса, творческого потенциала; привитие навыков чтения публицистических произведений и рассуждения по ним. Литературно-музыкальная композиция проводилась в рамках прохождения Дней Белоруссии в Московской области.
-
Урок литературы в 6-м классе "В ней что-то чудотворное горит" (по творчеству Анны Ахматовой) 2008
Урок литературы в 6-м классе посвящен творчеству Анны Ахматовой. Через проникновение в художественный мир происходит развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать, а также формирование исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
-
Урок-игра в 7-м классе по творчеству А.С. Пушкина 2008
Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина (по учебнику Г.С. Меркина). Разработка может использоваться для внеклассной работы по литературе.
-
Урок литературы в 5-м классе. "Внеклассное чтение по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2008
Описание урока литературы с использованием методики построения логических схем. Основная цель применения данной методики – повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нём стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать текст, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Урок литературы в 11-м классе "Свобода – болезненная фантазия" (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2008
Урок литературы, направленный на формирование умения анализировать текст (на примере произведения Е.И. Замятина). В ходе урока воспитывается чувство ответственности, уверенности в себе и в своих силах.
-
Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок входит в систему уроков по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В статье автор делится опытом проведения урока - анализа эпизода художественного произведения с использованием иллюстративного материала, подготовленного самими учащимися в качестве презентации.
-
Урок литературы "Об удивительных гоголевских словах" (по повести Н.В. Гоголя "Портрет") 2008
Цель данной работы: провести текстуальный анализ произведения. Для разбора берётся повесть Н.В. Гоголя "Портрет". Исходя из понимания творчества писателя, овеянного порывом высокой романтики, автор рассматривает проблему данного произведения через осмысление особых слов. Идя вслед за авторскими размышлениями о тайне, скрытой в портрете, имеем возможность рассмотреть разнообразную стилевую окрашенность слова "смотреть". Созерцать, рассматривать, глазеть - какое же слово точнее выражает совершенство духа и власть гения?
-
Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина" 2008
Урок позволяет обеспечить эффективное изучение творчества великого сатирика. В процессе знакомства со сказками учащиеся усваивают литературные термины; учатся анализировать, оценивать поступки, поведение персонажей. На протяжении всего урока ребята, отвечая на вопросы, выполняя задания, находятся в активной позиции. Изучаемый материал не ограничивается рамками одного урока, так как в качестве домашнего задания учащимся предлагаются темы сочинений.
-
Урок обобщения по лирике в 5-м классе "Картинная живопись слова" 2008
Данная статья представляет собой урок обобщения программного материала по разделу "Лирика" и входит в систему уроков по литературе в 5-м кл. по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы".
-
Изучение современной драматургии в выпускном 11-м классе 2008
Литературное образование в старших классах средней школы невозможно без изучения новейшей русской литературы. Не соприкоснувшись с ней, молодой человек не сможет своим сознанием жить в новом времени. Особое внимание при изучении новейшей литературы необходимо уделить драматургии, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречие эпохи. Изучению современной драматургии целесообразно отвести два урока.
-
Урок литературы в 4-м классе по теме "Ритм, рифма и звук как средства выразительности" (по отрывку из поэмы "Граф Нулин" А.С. Пушкина "Три утки полоскались в луже…") 2008
Урок литературы в начальной школе – это реальность. Работа над выразительным чтением поэтического произведения невозможна без детального анализа текста, без знания особенностей стихотворной формы. Творческая находка учителя – поэтический цветок – помогает сделать теорию понятнее и доступнее, а создание детьми собственного цветка к стихотворению настраивает на вдумчивое чтение и выражение личной точки зрения. «Не мог уснуть. Почитал Пушкина. Здорово! Потом я написал свои стихи. Прочитайте!» (ученик 4-го класса) Такое продолжение урока – вот награда для учителя!
-
Отражение этнокультуры славян в художественной литературе и топонимии 2008
Этнокультура. Пройден путь от коллективного этноса к системе взглядов на мир. А.С. Пушкин в фольклоре «для обновления литературы видел неисчерпаемые возможности». Много сделали для этого Л.Толстой, А.П. Чехов, А.Н. Толстой и др. Для возрождения культуры нужно возвращение к традиционной нравственности. Язык хранит информацию. Показательны легенды о памятниках природы Александровского. Семь лет работает детское объединение «Исток». Ребята участвуют в этнологических экспедициях. Родина начинается от порога сельской школы. Работать для процветания России будет тот, кого научили ее любить.
-
Урок словесности "Милая моя родина" 2008
Урок словесности "Милая моя родина" проведен в 6-м классе лицея после изучения темы "Описание места". На уроке учащиеся совершают заочную экскурсию на родину В.М. Шукшина в село Сростки. Анализируют описание природы в цикле рассказов "Из детских лет Ивана Попова". В заключительной части конспекта урока приводится материал, который можно использовать как дидактический на последующих уроках русского языка.