"Утро в доме госпожи Простаковой". Анализ эпизода

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с эпохой и героями пьесы;
  • проследить, как в пьесе находят отражение традиции классицизма;
  • показать, в чём проявляется новаторство Фонвизина – драматурга;
  • развивать умение делать характеристику героев, основываясь на их поступках и речи;
  • способствовать развитию навыков ведения диспута;
  • пробуждать нравственное начало в учащихся, воспитывая чувство неприятия к невежеству, тунеядству.

ТИП УРОКА: урок с элементами инсценировки.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  • афиша,
  • список действующих лиц,
  • портреты Скотинина, Простаковой,
  • именная грамота,
  • музыкальное сопровождение.

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

XVIII век… Эпоха Просвещения. К этой эпохе и предстоит нам сегодня обратить свои взоры. Именно в этот период в России началось развитие профессиональных публичных театров - театров для широкой публики.

Почему в эпоху Просвещения начинается театральный расцвет? Что этому способствовало?

Подсказка для учителя.

Само название эпохи помогает найти ответ на поставленный вопрос. Необходимо было показать людям, какими следует им быть, т.е. просветить.

Именно, глядя на героев, видя их поступки и поведение, зритель имел возможность выбрать между добром и злом, правдой и ложью. Так зрелищные жанры могли привести зрителя к культуре, способствуя воспитанию идеального гражданина.

Но мы с вами должны помнить, что зритель XVIII века отличался от современного: у него не было образного мышления, он мог лишь осмысливать только один конфликт, лежащий в основе пьесы.

Вспомните, какие ещё нормы должен был соблюдать драматург-классицист?

Подсказка для учителя.

- единство времени (в течение 1 суток)

- единство места (в одном месте)

По мнению теоретиков классицизма, только так можно было соблюсти правду жизни; а основное назначение комедии – отражать современную действительность.

- героями комедии могли быть люди низкого сословия, с низменными

интересами, достойными осмеяния;

- каждый герой должен быть носителем одной черты, одного порока;

комедия должна была смехом казнить пороки, героическое и трагическое в ней не допускались;

в финале пьесы зло наказывалось, а добродетель торжествовала;

язык комедии был близок к языку разговорному;

присутствовали ''говорящие'' имена и фамилии.

Скажите, всем ли нормам остался верен Д.И. Фонвизин?

Докажите.

О чём ''говорит'' название пьесы?

Подсказка для учителя.

Недоросль – подросток из дворянской семьи, не достигший 15-летнего возраста, определённого Петром I для вступления в службу.

По установленному при Петре I и Анне Иоановне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Геральмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на ''втором смотре'', ребёнок должен был уметь читать и писать. После чего ему разрешалось остаться дома, при условии, что родители будут обучать сына иностранному языку, арифметике, закону Божьему. Если этого родители не могли обеспечить, то сына отправляли на военную или гражданскую службу.

В 15 лет юноша являлся на новый осмотр.

Но в 1736г. при Екатерине II срок пребывания в ''недорослях'' был продлён до 20 лет.

Итак, из названия пьесы можно предполагать, что речь пойдёт о неком ''недоросле''. Кто он?

Второе значение слова ''недоросль'' появилось после выхода пьесы. Кого стали так называть?

Следовательно, какая проблема звучит в пьесе? (тема воспитания и образования.)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Обратите, ребята, внимание на оформление доски. И это не случайно. Сейчас нам предстоит перенестись в Петербург. Нет, нет, не в современный Санкт – Петербург, а в Петербург 18 в, точнее в 1782 г.

Музыкальное сопровождение.

Сентябрь… Красивая осенняя природа… Мы находимся в

деревянном театре на Царицыном лугу, где вот-вот появятся актёры придворного театра и состоится первое представление комедии ''Недоросль''. Театр полон… в ожидании и волнении зрители. Волнуются и актёры. Идут последние приготовления. Замирают зрители… Открывается занавес… Звучит музыка, и все взгляды обращены на сцены…

ИНСЦЕНИРОВКА I-IV явления.

И свершилось чудо: пьеса имела небывалый успех, публика аплодировала ''пиесе метанием кошельков''. Мы же поблагодарили актёров своими аплодисментами.

Как вы думаете, почему свою пьесу Денис Иванович открывает сценой примерки кафтана?

Какими увидели каждого из героев в этой сцене? Помогает ли в раскрытии характеров их речь и о чём ''говорят'' фамилии?

Подсказка для учителя.

ТРИШКА – крепостной, подневольный человек, но имеет собственное мнение.

а) ПРОСТАКОВА– самовластная барыня, не терпящая никаких пререканий и неисполнения её приказов; не лишена логического мышления; может извлечь выгоду из любой ситуации.

Ей важно показать, что она является хозяйкой, и её слово – закон.

Да и как смеет холоп (''скот'') перечить ей, хозяйке, госпоже. Так в пьесе заявляется автором социальный конфликт.

б) фамилия также помогает понять характер героини. Так смысл её существования прост: бери от жизни всё для собственной выгоды (зачем платить портному, когда Тришка сошьёт бесплатно). Она при этом ещё и Скотинина. Любимые слова в её речи – ''скот'', воровская харя'', ''вор'', ''болван'', мошенник'', которые показывают её скотское, хамское отношения к людям: будь то муж или крепостной, или люди, от неё зависящие.

ПРОСТАКОВ ''забит'' женой. Но это только на первый взгляд. Извлекает из этой ситуации собственную выгоду: живёт, не зная забот и хлопот за спиной жены.

СКОТИНИН невежественен, груб. Он истинный брат своей сестры. Любимые слова – ''свинка'', поросята, хлевок''. Уподобляет собственную жизнь с жизнедеятельностью свиней: ''Будь я свиной сын, если…'', ''я и своих свинок завести хочу…'', '' коли у меня для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светёлку''.

МИТРОФАН – 15-летний увалень, обжора, увёртлив и хитёр (сцена со сном). С греч. имя переводится как ''подобный матери''. Сметлив, знает, где выгоду найти.

Итак, мы познакомились с героями, местом действия пьесы. Как в композиционном плане называется такое знакомство? (экспозиция)

Что будет служить завязкой пьесы? (сцена с письмом)

Почему не указывается название деревни, где происходят события?

Подсказка для учителя.

Это может быть любое поместье, любой город, потому что автором показана не частная, а государственная проблема.

Почему автор показывает, как начинается только одно утро в доме Простаковых?

Подсказка для учителя.

Каждое утро подобно показанному. Могут быть другие ситуации, но брань, крики, хамство, лицемерие, унижение более слабого, ''маленькие'' предательства творятся здесь изо дня в день.

Какие проблемы поднимаются автором уже в начале пьесы?

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

IV. Д. Задание” написать, сохраняя стиль эпохи, письмо Д.И. Фонвизину.