Внеклассное чтение в процессе обучения и воспитания

Разделы: Литература


Введение

В последние годы Министерством образования России принят ряд документов, определяющих новые цели, задачи и направления совершенствования образовательного процесса в школе. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформированы важнейшие задачи воспитания: “Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Итак, возрождение духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных проблем современности.

Обществу нужны люди умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении, преданные родному дому, семье, стране. Политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае - играть грамотное, граждански активное ответственное поколение.

Я согласна с мнением президента, что в школе надо обучать воспитывая.

В 2004 году мною была разработана воспитательная программа “Лестница успеха”, в основе которой лежит поэтапное становление личности.

2004-2005 5кл. семь - Я
2005-2006 6 кл. Я - в мире; мир - во мне
2006-2007 7 кл. Я - гражданин
2007-2008 8 кл. Я и культура
2008-2009 9 кл. Я и моя профессия
2009-2010 10 кл. Я и мое окружение
2010-2011 11 кл. Я и мое будущее

И в основу этой программы мною были положены тематические уроки внеклассного чтения.

Моё педагогическое кредо раскрывают слова В. А. Сухомлинского: “От педагога

зависит, чем станет сердце ребёнка- нежным цветком или засушенной корой.”

Именно литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, формирует высокие человеческие качества, предоставляет образцы нравственного поведения.

Уроки внеклассного чтения используются для реализации воспитательной цели, а конкретно, для воспитания духовно-нравственного гражданина своей страны.

Цели и задачи

Руководствуясь требованиями государственной образовательной политики, взяв за основу Государственную программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, опираясь на воспитательную программу “Лестница успеха” я определила для себя следующие цели:

- воспитать высокие нравственные и эстетические идеалы;

- сформировать гражданское отношение к Отечеству; помочь учащимся осмыслить себя как часть своей Родины, ее гражданина и патриота;

- сформировать у учащихся чувство любви, преданности своей семье;

-отобрать и систематизировать к урокам внеклассного чтения художественные произведения, имеющие воспитательное значение.

Для того чтобы достичь этих целей, мне необходимо решить ряд задач:

- формирование чувства ответственности за все окружающее: семью, друзей, школу, страну;

- воспитание способности к эстетическому восприятию культуры, произведений искусства и литературы, бережного отношения к истории;

- формирование творческих способностей учащихся;

- накопление художественных текстов, имеющих воспитательное значение;

- отслеживание результатов воспитательной работы;

Так как в мою педагогическую систему легло и обучение и воспитание, то мне нужно было руководство принципами:

- принцип целостности. Обучение и воспитание должны стать единой системой. То, что мы читаем на уроках внеклассного чтения, должно найти отражение в жизни;

- принцип гуманизации. Он помогает учащимся правильно ориентироваться в системе ценностей.

- принцип развития творческих способностей. Это принцип предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей в различных направлениях творческой деятельности.

- принцип субъективности. Учащийся осознает свое “Я” в связях с другими людьми и миром, осмысливает свои поступки, предвидит их последствия.

Тематическое планирование уроков внеклассного чтения

Уроки внеклассного чтения, имеющие важное место в воспитательной работе, рассчитаны на 12 учебных часов.

Система работы по воспитанию и обучению через внеклассное чтение и внеклассные мероприятия – это кропотливый и поэтапный процесс.

Способы и средства достижения целей.

Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:

  • современные инновационные технологии (проекты;
  • проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии)
  • экскурсия
  • диспут
  • читательская конференция
  • урок размышления
  • литературно-музыкальная композиция
  • мини-проекты
  • викторина
  • читательские дневники
  • сочинения
  • выступления учащихся
  • конкурс рисунков, чтецов

Тематическое планирование уроков внеклассного чтения рассчитано на 12 учебных часов

Ведущая идея: воспитание чувства гордости за семью, родной дом.

Тема урока Содержание Форма урока Форма контроля
“Мой дом – моя крепость” Пословицы и поговорки о семье, родном доме, родителях Викторина на знание пословиц Продолжи пословицу
“Дом, семья, счастье” Сказка народов Северного Кавказа “Общее счастье” Диспут “Что такое счастье” Сочинения “что такое счастье”
“Красота человека” О. Уайльд “Мальчик – звезда” Беседа на тему “Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри” Оформление читательского дневника
“История рода – история страны” Пряхин Г.В. “Побили Ваську” (повесть) Урок размышления Оформление читательского дневника, сочинение “Я и моя страна”
“Нет ничего превыше слова – Мать!” Стихотворения о маме Внеклассное мероприятие Выучить стихотворение, оформит стенгазету “Моя мама самая. Самая”
“Детство” М.Трубина “Детство”, Л.Н. Толстой “Детство” Читательская конференция Оформление читательского дневника
Григорий Луч “Приемная дочь” Григорий Луч “Приемная дочь” Обмен мнениями Викторина по пройденным произведениям, оформление читательского дневника
Судьба человека М. Шолохов “Судьба человека ” Работа с текстом в парах. Отношение к мальчику:

автор

Андрей

Соколов

Составление кластера
Мой старший брат Владислав Насущенко “Мой старший брат” Обмен мнениями Оформление читательского дневника
Наши родители К. Паустовский “Телеграмма” диспут Оформление читательского дневника
Моя семья – моя радость Стихотворения о семье, родном доме Литературно-музыкальная композиция Выучить стихотворения, песни

Вывод: сформировано бережное отношение к родному дому; чувство любви к семье, своим родителям; понимания того, что каждый несет ответственность за свой дом, свою семью, класс, школу.

6 класс

Ведущая идея: Я – в мире; мир – во мне.

Воспитание духовно-нравственных ценностей, любви к окружающим людям, чувства заботы о близких людях, чувства сострадания, милосердия.

Кол-во часов Тема урока Содержание Форма урока Форма контроля
1 ч. Друг познается в беде Пословицы и поговорки о друге, дружбе, взаимопомощи Викторина на знание пословиц Сочинение по выбранной пословице
1 ч. “Твой выбор – человек!” “Тридцать зерен” Е. Носов диспут Оформление читательского дневника
1 ч. Для чего нужны правила? Н.А. Кун “Пять веков”

Р. Киплинг “Кошка, гулявшая сама по себе”

Диспут на тему Сочинение “Зачем нужны правила?”
1 ч. След звезды В. Кузнецов “След звезды” Обмен мнениями Сочинение “мое место в этом мире”
1 ч. “Спешите делать добро” А. Куприн “Чудесный доктор” Урок размышление Устный рассказ “Моя помощь ближнему”
1 ч. Терпение и труд рядом идут Ева Лисина “Кусок хлеба” Беседа Оформление читательского дневника
1 ч. Жестокие игры “Чучело” А. Железников Читательская конференция Оформление читательского дневника
1 ч. Каждый выбирает… Ф. Искандер “Возмездие” (рассказ)

Ю. Левитанский “Каждый выбирает для себя”

Читательская конференция Оформление читательского дневника, комплексный анализ текста
1 ч. По принципу гуманности М. Пришвин “Голубая стрекоза” Обмен мнениями Ответить на вопросы
1 ч. Какой ценой? Алексин “Безумная Евдокия” Урок размышления Оформление читательского дневника
2 ч. Я - подросток Л. Нечаев “Прекрасная второгодница” Л. Симонова “Круг” Обмен мнениями Оформление читательского дневника

Сочинение “Вокруг меня - мир”

Вывод: у детей сформирована правильная ориентация на важнейшие общечеловеческие ценности; любовь, дружбу, взаимопонимание, трудолюбие, милосердие, гуманность.

Результативность

Для того чтобы определить результаты моей работы, использую приемлемые методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, творческие работы, рисунки и т. д.

Ребята моего класса активны на уроках и участвуют во всех внеклассных мероприятиях школы. (1 место в конкурсе чтецов, 1 место в школьном турслете, 3 место в конкурсе “Светлячок”, 2 место в конкурсе “Дети и книги”, 1 место в конкурсе патриотической песни “Я люблю тебя, Россия”, Машкова Елена – 3 место в районном конкурсе творческих работ “Сердце матери” в номинации “Все краски жизни для тебя…”, Миронова Ирина – 3 место в районном конкурсе письменных работ по книге Д. С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”, Федорова Ольга – 1 место в районном конкурсе письменных работ по книге Д. С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”, 2 место в районной олимпиаде по русскому языку.

Уроки внеклассного чтения в системе с воспитательными мероприятиями существенно обогащают духовно-нравственные мотивы становления личности. В целом ребята стали серьезнее, ответственнее. Они свободно высказывают свое личное мнение по обсуждаемым вопросам, с желанием выполняют письменные творческие работы, индивидуальные задания.

Приложение.