Литература
-
"Вся моя биография – в моих сочинениях". Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Модульный урок 2009
Урок, созданный по модульной технологии, ориентирован на активное усвоение знаний на основе самостоятельной работы учащихся с учебным материалом. По данной технологии можно организовать первые уроки по биографии и творчеству писателя. Ведь словесные методы не всегда помогают достижению результата: мозг человека работает в 4—5 раз быстрее, чем самая быстрая речь; поэтому слушающий время от времени отключается (начинает думать о чём-то своём). На слух улавливается 40-50% информации.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе "Живи, как эта ежевика…" 2009
Урок является вторым после изучения рассказа А.П. Платонова "Неизвестный цветок", проводится в 6-м классе по учебнику В.Ю. Свиридовой. Урок закрепляет навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения; учит ребят выполнять сопоставительный анализ произведений.
-
Урок внеклассного чтения "Русские писатели о железной дороге" 2009
Цель: познакомить учащихся с историей строительства Транссибирской магистрали, с людьми, навечно и неразрывно связавшими свою судьбу с главным делом всей жизни - железной дорогой, пробудить интерес к творчеству В.Распутина.
-
Интегрированный урок по географии, русскому языку и литературе по теме "Казаки на майдане" 2009
Такой урок выбран, так как регионализация образования требует использования регионального компонента, который нацелен на сохранение мира, возвращение к истокам, традициям своего народа, обращает внимание на понятие "малая родина".
-
Обобщающий урок-викторина в 5-м классе "По тропам русских народных сказок" 2009
Обобщающий урок по литературе, проводимый в виде викторины, помогает не только систематизировать полученные знания, но и развивает чувство здоровой конкуренции, подталкивает учащихся к более внимательному, детальному изучению предлагаемого материала.
-
Как проводить викторины в сельской малокомплектной школе? 2009
Я работаю учителем якутского языка и литературы 24 года. За все эти годы провожу примерно по два раза в год литературные викторины о родной литературе. Всего провела около пятидесяти викторин и хочу поделиться своим опытом работы с молодыми педагогами.
-
Литературный коллаж "Добро и зло" 2009
Данный материал предлагает один из множества вариантов воспитания в детях чувства доброты к окружающему миру, формирования дружеского отношения к людям, понимания важности уважительного отношения друг к другу. Извечное противостояние добра и зла почти всегда приводит в сказках к победе добра. Этот сценарий не исключение.
-
"Проявление инфантилизма как черты народного характера в ранних рассказах В.М. Шукшина" 2009
Анализ развития общества указывает на тревожное явление, когда у человека наблюдается явное затягивание детства, результатом чего выступает инфантилизация школы и общества. Неуважение к историческому прошлому своей страны открывает путь к гражданскому инфантилизму в подростковой среде. Как нейтрализовать инфантилизм? Работу по преодолению гражданского инфантилизма подрастающих поколений сегодня можно и нужно начинать с усиления приоритетности идей образования.
-
Открытый урок по литературе по теме "Мир просит тебя: открой меня заново" 2009
Цели урока: формирование эстетического восприятия мира; развитие речи и наблюдательности; воспитание художественного вкуса через восприятие поэтического и изобразительного искусства.
-
Урок по русской литературе по теме "Место человека в жизни" (По рассказу А.Платонова "Песчаная учительница") 2009
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа "Песчаная учительница".
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Творчество Грибоедова представлено в 9-м классе бессмертной комедией «Горе от ума», в системе уроков центральное место отводится Чацкому. В сравнении с Молчалиным учащиеся могут сделать выводы о нравственном идеале автора, поразмышлять о человеческих ценностях. «Это произведение актуально сегодня» - именно к такому выводу должны прийти учащиеся.
-
Урок чтения в 5-м "К" классе (VIII вид) по теме "Зима" 2009
Уроки чтения в коррекционных классах должны быть направлены на развитие коммуникативных умений, эмоционально окрашены. Этому способствуют использование ИКТ, организация работы в группе, использование игровых моментов на уроке.
-
Путешествие в страну Пушкиниану 2009
Начиная цикл уроков, посвящённых изучению произведений А.С. Пушкина, надо иметь в виду, что шестиклассники уже достаточно много знают о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений. Материал 6-го класса включает в себя сведения о новых этапах жизни поэта, которые должны прочно связаться с впечатлениями и знаниями, полученными ранее.
-
Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" 2009
Изучая и анализируя роман Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы, мы традиционно выдвигаем на первый план социальные проблемы, конфликт поколений, споры главных героев. Однако не только социальные вопросы волнуют автора и нас, читателей. В романе раскрываются и проблемы вечные, не связанные с конкретным временем: проблемы семьи, любви, дружбы. Они в наше время актуальны.
-
Использование на уроках литературы художественных произведений, автором которых является учитель. Н.Лисина. "Рольф" 2009
Авторские рассказы для изучения на уроках внеклассного чтения в 5—7-х классах. Материал, помогающий нравственному воспитанию школьников, воспитанию чувства ответственности за тех, кого мы приручили.
-
Разработка урока по теме "Художественный мир рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа" 2009
По ходу урока автор работы предусматривает ознакомление ребят с историей создания рассказа, появления его в печати и общественный резонанс, вызванный его публикацией. Работа аналитического характера.
-
Тема урока "Обучение подробному изложению" 2009
На уроке закрепляется понятие подробного изложения текста.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручаем…" (по рассказу Л.А. Андреева "Кусака") 2009
Урок в 7-м классе по произведению Л.Андреева «Кусака» способствует привитию доброго и внимательного отношения к природе, животному миру. Развивает творческие способности учащихся и подводит к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. Перед уроком проводится большая подготовительная работа.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" 2009
Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитание и развитие индивидуальных особенностей.
-
Внеклассное мероприятие по предмету "Рождественские встречи" 2009
Внеклассное мероприятие посвящено святкам. Данное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся по обрядовой поэзии, полученные на уроках литературы, расширить представление о культурном наследии русского народа. Фрагменты мероприятия можно использовать во время уроков, посвященных календарной поэзии, а также как внеклассное мероприятие по предмету.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Талант любви в произведении А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2009
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный А.И. Куприным, посвящён одной из главных тем его творчества- любви. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. Цель урока – показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе; формировать эстетическое восприятие учащихся, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.
-
Урок по литературе по теме "Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов" 2009
Учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей. Учащиеся работают в трех группах: поэзия, проза, публицистика 20-х годов.
-
Занятие элективного курса "Содружество муз. Русская литература конца XIX – начала XX века. О.Э. Мандельштам. Время. Жизнь. Судьба. Творчество" 2009
Начало творческой деятельности О.Мандельштама связано с литературным направлением, получившим название акмеизм. В произведениях акмеистов настойчиво звучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги памяти, для них было важно художественное освоение многообразного и яркого земного мира, четкость образов, точность композиции, отточенность деталей. Судьба О.Э. Мандельштама трагична и светла.
-
Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2009
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
-
Литературная композиция "Генералам 12-го года, или Великая сила любви" 2009
Почему не снимают фильмы о таких женщинах? Возможно потому, что их свет, их пример, их образ жизни слишком ярки. И наши мастера боятся даже прикоснуться к этому великому полотну, которым является жизнь Маргариты Тучковой. Прекрасной, хрупкой, но удивительно сильной женщины. Мы приоткрываем завесу, и перед нами предстает образ великой русской женщины, жены, матери, подвижницы, образец неисчерпаемой любви и доброты, преданности и верности своей семье, своему высокому назначению...
-
"…крылатые крыловские слова" (Исаковский). Урок по басням И.А. Крылова 2009
На уроке идет развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И.А. Крылова «Демьянова уха»). Учащиеся знакомятся с литературной игрой центон.
-
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова" 2009
На уроке литературы в 8-м классе по программе под редакцией А.Г. Кутузова сделана попытка путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения. Тема - трудная, с целью привлечения внимания на уроке использовано следующее оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки-помощники.
-
Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам) 2009
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
-
Педагогическая мастерская построения знаний на уроке литературы 2009
Урок «Литература и я» проводится для студентов, пришедших учиться в профессиональный колледж, в форме педагогической мастерской. Это даёт возможность включить в работу всех, увидеть потенциал учащихся, снять некую напряжённость перед новым педагогом, незнакомыми ребятами. Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. При работе в мастерской важен не только и не столько результат, сколько сам процесс.
-
Урок литературы в 6-м классе "Основные способы выражения авторской мысли в художественном тексте" 2009
Урок усвоения новых знаний. Ученики проводят анализ стихотворения, определяют идею, авторскую позицию и способы ее выражения в художественном тексте. В ходе беседы дети приходят к выводу, что стихотворение Т.Белозерова – это стихотворение о любви, преданности, дружбе и бессмысленности принесенной жертвы, приведшей к одиночеству. Форма работы кооперативно-групповая.