Цели урока:
- раскрыть нравственную основу повести: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему;
- милосердие, жертвенность, чувство памяти;
- показать путь нравственного взросления героя;
- совершенствовать умение давать характеристику герою, продолжить работу по определению мотива и его роли в произведении.
Словарь урока:
- Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
- Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.
- Принцип – убеждение, взгляд на вещи.
- Кодекс – свод законов; правил, убеждений.
1. Слово учителя.
– Ребята, мы с вами прочитали повесть А. Алексина “Сигнальщики и Горнисты”, и она вам очень понравилась. Вот, что вы о ней пишете:
Макаричева Юля: “Когда мы читали повесть, мне казалось, что я сама попала в это произведение и переживала все волнения с героями. Думаю, что у Пети есть самые хорошие человеческие качества: доброта, милосердие, любовь, сочувствие”.
Федорчукова Саша: “Повесть мне понравилась тем, что она актуальна. Во всех хороших произведениях мы находим какие-нибудь добрые мысли. В этой повести важны ключевые слова “Ненавижу войну!”
Игнатьев Георгий: “Эту повесть можно поместить в раздел “Эхо войны”, потому что война давно прошла, а эхо ее еще звучит. Мирные люди все еще испытывают ее последствия и страдают при этом, как герои Анатолия Алексина”.
2. Беседа на восприятие текста и постановка задачи.
– Как читалась повесть? Что показалось вам особенно интересным?
– Современна ли она, по-вашему?
– Какие из проблем вам хотелось бы обсудить?
Мы сегодня будем говорить о нравственных проблемах повести, которые поднимает автор.
3. Аналитичекая работа по тексту. Беседа по содержанию.
– Вспомним сюжет повести.
– Главный герой повести – Сигнальщик. Почему его так назвали?
– Как вы думаете, нужно ли давать прозвища людям? Не обидно ли это?
– Кто оказал влияние на формирование характера Петра?
– Какие качества характера сформировались у подростка?
– Какие трудности преодолевал он в достижении своих целей?
– Что, по словам А.В. Солонского, великого ученого и философа нашего времени, определяет судьбу человека?
(По мнению ученого, “судьбу человека определяют его мысли, желания и поступки. Желание , земных вещей приковывает душу к земле (приземляет человека), высокие желания влекут ее к небесам, поэтому у людей разные судьбы и жизненные дороги. Только от человека зависит, как он пройде т свой путь”).
– Какую же жизненную дорогу выбрал Сигнальщик Петя?
4. Работа в группах. Рассказ о нравственный выборе Пети Перова (со схематичным изображением формирования жизненного пути главного героя) – 1 группа.
Мотивные линии в повести и их роль – 2, 3 группы.
Рассказ о нравственный выборе Андрея Добровольского, Тани Ткачук (со схематичным изображением формирования жизненного пути). – 4 группа.
5. Итоги работы 1, 2 и 3 групп.
Слайд “Нравственный выбор Сигнальщика Пети”. <Приложение>
– Случайно ли выбрал свой жизненный путь Петя Перов или это закономерность? Докажите свой ответ, назвав мотивные линии повести.
(Ключевые слова “Ненавижу войну!” подсказывают, что в повести есть мотив сердца, он помогает раскрыть характеры главного героя и всех Сигнальщиков. Важную роль в создании образа Гнедкова-отца играет мотив спора. Он звучит на протяжении всей повести, и в этом споре каждый из героев находит свою истину, свою правду).
6. Чтение эпизода “Петя у Надежды Емельяновны”.
– Какие добрые дела совершал Петя? Почему об их квартире говорили “бюро добрых услуг”?
7. Беседа по содержанию повести.
– Как складывались отношения героя с Валькой Гнедковым?
– Виноват ли Валька в своих ошибках?
– Виноват ли его отец?
– Согласны ли вы с тем, что надо уметь иногда говорить “нет!”
– Можете ли вы согласиться с мнением, что “ненавидеть необходимо, иначе мы поставим знак равенства между добротою и беспринципностью”?
8. Чтение эпизода “Поколение мальчишек военных лет”, работа над характеристикой героев.
– Назовите лучшие черты характера мальчишек военного поколения?
(Честность, принципиальность, милосердие, доброта, нравственная чистота, любовь к Родине).
– Каковы были их идеалы?
– Что схожего в их жизненном пути?
– Чье дело продолжает Горнист и Сигнальщик Петя?
– Чему он научился у Андрюши Добровольского, своего дяди, погибшего на войне?
9. Итоги работы 4 группы. Нравственный выбор Андрея Добровольского, Тани Ткачук (со схематичным изображением формирования жизненного пути).
Слайд “Нравственный выбор Андрея Добровольского, Тани Ткачук”. <Приложение>
– Чем схожи судьбы дяди и племянника?
– Почему оба героя выбрали для себя дорогу чести?
Словарная работа: честь, достоинство, принцип.
– Как вы думаете, трудна ли эта дорога? Был ли у них выбор?
– Назовите Сигнальщиков в повести.
– Какие жизненные ценности являются для них главными?
10. Актуализация знаний, полученных при выполнении домашнего задания.
Группа 1. Домашнее задание “Кодекс чести в повести А.Алексина “Сигнальщики и Горнисты”.
(На основе афоризмов). Комментарий к кодексу.
Словарная работа: кодекс, принципиальный, беспринципный.
Слайд “Кодекс чести”. <Приложение>
Кодекс чести
Плохие не могут любить хороших. Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих.
Мама Сигнальщика.
Врач не только профессия, но образ жизни.
Мама Сигнальщика
Одиночество, как притаившаяся инфекция, подтачивает организм изнутри.
Мама Сигнальщика
Хорошо должно быть не всем подряд – хорошо должно быть хорошим!
Андрей Добровольский
Оберегать – значит готовить к неожиданностям и возможным конфликтам. А не
держать в неведенье.
Учительница Екатерина Ильинична
Ненавидеть необходимо… Иначе мы… поставим знак равенства между добротою и
беспринципностью.
Учительница Екатерина Ильинична
Доброта иногда делает человека беззащитным, а отчаянность – безрассудным.
Мать Тани Ткачук, Надежда Емельяновна
– Со всеми ли мыслями вы согласны? Может быть, с чем-то поспорите?
– Какие же нравственные ценности утверждает автор? Чему он говорит “ДА!”?
“ДА!” | |||
Миру Жизни |
Гуманизму Чести |
Достоинству Вере |
Надежде Любви |
– А каков кодекс бесчестия по А. Алексину?
Группа 2. Домашнее задание “Кодекс бесчестия в повести А.Алексина “Сигнальщики и Горнисты”. (составляется на основе афоризмов). Комментарий к кодексу.
Слайд “Кодекс бесчестия”. <Приложение>
Кодекс бесчестия
Изменить человечество – это не в наших силах.
Отец Гнедков
Отыскивать слабое у сильных, мелкое у крупных – утешительно для себя…Так
вроде и сближаешься с ними.
Мама Сигнальщика
Стучатся в дверь, когда есть нужда!
Отец Гнедков
Трусы могут любить… Но прежде всего себя!.. Страх умерщвляет в них любые
другие чувства.
Учительница Екатерина Ильинична
Болото всегда ненавидит гору, и чем выше гора, тем больше это раздражает
болото.
Учительница Екатерина Ильинична
– Чему же говорит “НЕТ!” А. Алексин?
“НЕТ!” | |
Войне Подлости Предательству |
Трусости Эгоизму Зависти |
Беспринципности |
Индивидуальное домашнее задание.
Рассказ по картине Б.М. Неменского “Дыхание весны”.
Материал из учебника Е. И. Никитиной “Русская речь”, 9 класс, § 77, 78.
Вывод: Всей своей повестью Анатолий Георгиевич Алексин утверждает необходимость прочной, непрерывной духовной связи поколений, сохранение высоких нравственных идеалов наших отцов и дедов, приумножение главных жизненных ценностей.
– Решение каких проблем помогло автору прийти к такому выводу?
Группа 3. Домашнее задание. Какие проблемы поднимает автор повести?
Проблематика
- Последствия войны для мирных жителей;
- Проблема памяти павших;
- Проблема нравственного взросления личности;
- Проблема долга, нравственного выбора;
- Проблема гуманного отношения к людям;
- Проблема ответственности за свои поступки;
- Проблема одиночества.
Одна из главных проблем повести “Сигнальщики и Горнисты” – вопрос о самоопределении человека в жизни. По убеждению писателя, выбор начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Это центральный нерв повести, с ним переплетаются многие проблемы, в том числе
проблема последствий войны для мирных жителей. Мирные люди, уязвимые и беззащитные, в ситуации вооруженного конфликта могут страдать на протяжении многих лет после войны. Ведь она причиняет не только физический и материальный ущерб, но калечит души.
Важная роль в решении этих проблем и в создании образов главного героя, других Сигнальщиков и Горнистов отводится мотивным линиям сердца – спора.
Мотив сердца символизирует душевную боль, страдания героев. Это мотив ненависти к войне (“Ненавижу войну!”), которая разрушает жизнь. Она отобрала ее у Андрюши Добровольского, убила Таню Ткачук и многих ее одноклассников, преждевременно отдала в руки смерти отца Пети, он “воевал… вернулся домой… вернулся, чтобы проститься”; война продолжается и много лет спустя; она терзает души мирных людей: Надежды Емельяновны, мамы Пети, учительницы Екатерины Ильиничны; она не дает покоя, острыми иглами боли вонзается в сердце Пети.
Мотив спора, который постоянно звучит в душе учительницы и мамы Сигнальщика – это разное представление людей о жизни, о ее смысле, о месте человека в ней, о его долге и ответственности за собственные поступки.
Человек, не определившийся в свое м жизненном пути, не нашедший своей дороги, как война, способен погубить других людей, причинить им физические и душевные страдания.
11. Особенности композиции повести.
– Как построена повесть? Не заметили ли вы в ней что-нибудь необычное?
(По своему строению она напоминает рассказ в рассказе).
– Почему, по-вашему, избрана такая форма произведения?
– Почему все же это не рассказ, а повесть?
– Чем отличается это произведение о войне от других?
– Стоит ли перечитывать такие произведения о войне?
– Важно ли сегодня говорить об этом?
Сегодня говорить об этом особенно важно и нужно, так как мы все чаще сталкиваемся в обществе с бездуховностью, ориентацией на западные идеалы, желанием отказаться от наших духовных ценностей, стремлением переписать отечественную историю. Историю, которая создавалась на основе духовной преемственности поколений. Через год мы будем отмечать 65-летний юбилей Великой Победы. Много людей погибло в Великую Отечественную войну. Они защитили мир. Они надеялись, что он будет вечным. Но история повторяется. К сожалению, в мире и сегодня идут войны, в которых гибнут люди, уничтожаются ценности.
И снова приказы:
Ни шагу назад!
И люди в “горячие точки” спешат.
12. Исполнение песни под гитару.
Ко мне во сне приходит друг.
Он был замучен под Кабулом.
Он был уверен перед дулом,
Что это не сойдет им с рук.
Поселок был наутро взят,
Пустыню смерть перепахала,
Но друга моего не стало,
Лишь с фотографий добрый взгляд.Войны как будто бы и нет,
Но друга нет и как-то странно,
Что есть седые ветераны,
Которым лишь по 20 лет.
Дождь гонит горожан под клен.
У нас в кино на шесть билет.
Какое пасмурное небо,
И с нами кто-то, но не он.И я, как прежде, мог бы жить:
Сорить беспечно месяцами,
Играть влюбленными сердцами
Да и в работе не спешить.
Но стоит только лишь вздремнуть,
Я ясно вспоминаю вдруг:
Ко мне во сне приходит друг,
Он был замучен под Кабулом.
13. Домашнее задание. К следующему уроку внеклассного чтения прочитать “Завтра была война” Б.Васильева. Определить проблемы, которые хотели бы обсудить. Написать отзыв.