Интегрированное занятие как средство привлечения подростков к образовательной деятельности

Разделы: Физика, Литература, Общепедагогические технологии


Введение

Интегрированные занятия как средство привлечения подростков к образовательной деятельности

На современном этапе развития общества усиливаются интеграционные процессы. Они, затрагивая все сферы нашей жизни, не могут обойти стороной науку и образование. Для науки характерно единство процессов интеграции и дифференциации научного знания при определяющем действии интеграции: понятия, методы, средства одних областей науки эффективно используются исследователями в других областях; формируются комплексные междисциплинарные, полидисциплинарные проблемы и направления исследований; появляются новые научные дисциплины на стыке известных ранее областей знания. Интегративные тенденции не обходят стороной и общеобразовательную школу. Как отмечается в концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщенные способы учебной деятельности, обобщенные способы познания…»

Ведь давно было замечено, что не только плохо успевающие ученики, но и многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. То есть в процессе обучения практически не используются способности учащихся к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации. Причин этому множество. И, на наш взгляд, интеграция и интегрированные формы обучения являются специфическими способами организации учебного процесса, ориентированными на усвоения видов опыта, выходящих за рамки предметных знаний. Ведь интегрированный подход к обучению воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения. При таком подходе доминирует следующая направленность учебного процесса – от усвоения знаний об аспектах системы изучаемого предмета к формируемым сознательно действиям и умениям.

Как педагогическое явление интеграция имеет давние традиции, т.к. многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: например, школьный курс литературы всегда является интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства, т.е. явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.

В современной школе интеграция предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

В настоящее время в педагогике выделяют внутрипредметный и межпредметный уровни интеграции. Отсюда следует обозначить особенности отбора содержания: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

  • Рождение абсолютно новых предметов (курсов);
  • Новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;
  • Рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
  • Разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.

Практика показывает разнообразие вариантов воплощения этих подходов. А требование времени о значимости универсальных знаний ученика, выстроенных на принципах интеграции в обязательном союзе с творчеством, однозначно.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога. Ведь структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Темы таких уроков и методику их проведения необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления. А учителям дадут возможность полнее раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных дисциплин. Безусловно, проектирование таких занятий требует большой предварительной подготовки, как учителя, так и учащихся.

Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает и психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению. Формы проведения интегрированных уроков различны: собеседования, семинары, конференции, ролевые игры, зачетные занятия, дискуссии, лекции и т.д.

А тем для творчества более чем достаточно, ведь полет учительской фантазии непредсказуем и неповторим. Но ясно одно, что такие занятия должны рождать особое состояние человеческой души, чувства восхищения, восторга, любви, удивления миром и жизнью. На наш взгляд наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Работу над созданием такой системы можно проводить по следующим этапам:

  • Согласование учебных программ по дисциплинам;
  • Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;
  • Планирование тематики и развернутых планов занятий.
  • Взаимные консультации учителей-предметников по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в курсах учебных дисциплин;

Интегрированные курсы позволяют видеть окружающий нас мир не как сумму разрозненных закономерностей, законов и теорий, а как единый, гармоничный мир, в котором естественно-математические и гуманитарные знания не противопоставляются, а взаимообогащаются и дополняют друг друга.

Нами разработаны интегрированные уроки литературы и физики с элементами химии, истории, профессиональной подготовки учащихся. Проведение их создает условия для использования при обсуждении учебной темы разнообразных заданий, развивающих интерес к предмету. Эти уроки проводились скорее в форме эксперимента, открытых занятий, но всегда приводили к отличному результату. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей. Они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны.

В данном пособии мы предлагаем методические материалы для подготовки и проведения интегрированных занятий по физике и литературе в старших классах.

Методические материалы для подготовки и проведения интегрированного занятия по физике и литературе «Физика в лирике».

За две недели до проведения занятия ученики получают задания: подобрать в художественной литературе описание различных физических явлений, научиться их объяснять с точки зрения физики, а также нарисовать одно из физических явлений, происходящих в природе.

К занятию готовятся иллюстрации с изображением природных явлений, подобранных учащимися из произведений художественной литературы, оформляется выставка рисунков и книг по теме занятия. Каждый учащийся получает форму таблицы, в которую в ходе занятия будет заноситься информация по литературе и физике.

Звучит музыка. На доске - тема и эпиграф, которые также записываются и в тетрадях. Занятие начинается с постановки целей, задач, а затем во вступительном слове учителя физики и литературы объясняют актуальность проведения данного занятия.

На первый взгляд может показаться, что эти школьные дисциплины не имеют ничего общего, но обратите внимание на эпиграф:

И пусть электронному зрению
Доверено многое, но
Все грани любого явления
Искусству лишь видеть дано.
В. Шефнер.

Сколь бы точна не была наука, насколько бы точен не был расчет, но, тем не менее, без поэзии невозможно увидеть понять и «почувствовать все тонкости» и особенности любого физического явления. Поэтому и тема занятия звучит именно так – «Физика в лирике». Работать мы будем вместе, по ходу занятия заполняя таблицу на доске и в тетрадях.

В конце урока в тетрадях учащихся и на доске должна быть заполнена такая таблица:

Стихотворение, автор

Физическое явление, физическая величина

1

«Памяти Архимеда» В. Шефнер

Архимедова сила FA= gρжVт

2

«Терек» М.Ю. Лермонтов

Закон Бернулли

3

«Лягушка и вол» И.А. Крылов

Сила упругости F = -kx

4

«Мир электрона» В.Я. Брюсов

Заряд электрона e = - 1,6× 10 -19 Кл
Масса электрона me= 9,1 × 10 -31 кг

5

«Радуга» Ф.И. Тютчев

Дисперсия света

6

«Зимнее утро» А.С. Пушкин

Отражение и преломление света

7

«Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев

Звуковые волны, искровой разряд

8

«Мираж» К.Д. Бальмонт

Оптические явления


Для того, чтобы заполнить эту таблицу ученики, получившие предварительные задания описывают различные физические явления с помощью поэтических строк, а классу необходимо «расшифровать» их и дать научное определение.

Например:

1

«Памяти Архимеда» В. Шефнер

Архимедова сила

 

Далеко от нашего Союза
И до нас за очень много лет
В трудный год родные Сиракузы
Защищал ученый Архимед.
Многие орудья обороны
Были сконструированы им,
Долго бился город непреклонный,
Мудростью ученого храним.
Замыслом неведомым охвачен,
Он не знал, что в городе враги,
Он в раздумье на земле горячей
Выводил какие-то круги.
Он чертил задумчивый, негордый,
Позабыв текущие дела, -
И внезапно непонятной хордой
Тень копья чертеж пересекла.
Но, убийц спокойствием пугая,
Он, не унижаясь, не дрожа,
Руку протянул, оберегая
Не себя, а знаки чертежа.
Он в глаза солдатам глянул смело:
Убивайте, римляне-враги!
Убивайте, раз такое дело,
Но не наступайте на круги!

Силу, выталкивающую тело из жидкости, называют архимедовой силой. Она равна весу жидкости в объеме этого тела. Древнегреческий ученый Архимед открыл эту силу и рассчитал её значение:

 

2

«Терек» М.Ю. Лермонтов

Закон Бернулли

 

Терек воет дик и злобен
Меж утесистых громад.
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И. приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.

При переходе жидкости с узкого участка на широкий скорость течения уменьшается, зато увеличивается давление жидкости.
Закон Бернулли: давление жидкости в трубе больше в тех её частях, где скорость её движения меньше. И, наоборот: в тех частях, где скорость больше, давление меньше.

3

«Лягушка и вол» И.А. Крылов

Сила упругости

 

Лягушка на лугу, увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться…
«Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего»-
«Ну как теперь?» - «Все то же».
Пыхтела да пыхтела,
И кончилась моя затейница на том.
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и – околела.

Сила упругости возникает при деформации тела. Эта сила указывает на то, что любое физическое тело имеет определенный запас прочности, который необходимо учитывать.

 

4

«Мир электрона» В.Я. Брюсов

Масса и заряд электрона

 

Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья. Войны, троны
И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет:
Там все, что здесь в объеме сжатом.
Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.

Их мудрецы свой мир бескрайний
Поставив в центре бытия.
Спешат проникнуть в искры тайны,
И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!

Благодаря опытам Томсона, Иоффе и Милликена, Стюарта и Толмена стало возможным нарисовать «портрет» электрона. Итак, электрон – это частица, имеющая отрицательный заряд, равный - 1,6× 10 -19 Кл;
масса электрона тоже очень мала, она равна 9,1 × 10 -31 кг. Хотелось бы, конечно, узнать шарик это или кубик, но этого никто не видел, и похоже, не увидит. Но мы совершенно точно знаем, что это – элементарная частица, которая входит в состав атома.

5

«Радуга» Ф.И. Тютчев

Дисперсия света

 

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила.
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденьи
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

Радуга образуется после дождя, когда в атмосфере находится большое количество частичек жидкости. Проходя через них, солнечный свет, имеющий сложное строение, разлагается на простые цвета. Из которых он состоит. Это явление называется дисперсией.

6

«Зимнее утро» А.С. Пушкин

Явления отражения и преломления света.

 

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

В этом стихотворении «зашифровано» сразу два физических явления: «под голубыми небесами» - голубая и синяя окраска неба объясняется тем, что именно голубые и синие лучи солнечного света наиболее рассеиваются в земной атмосфере, чем все остальные лучи.
И «блестя на солнце, снег лежит» - в этой строке Пушкин «спрятал» явление отражения света.

7

«Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев

Звуковые волны.
Электрический ток в газах.

 

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя.
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик прыснул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громкокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.

Гром – это звуковая волна, сопровождающая молнию.
Молния – это искровой разряд, возникающий либо между двумя облаками, либо между облаком и Землей. Сила тока в молнии достигает 500 000 ампер, а разность потенциалов между облаком и Землей – миллиарда вольт.

8

«Миражи» К.Д. Бальмонт

Оптические явления

 

О, как ты далек! Не найти мне тебя,
не найти!
Устали глаза от простора пустыни
безлюдной.
Лишь кости верблюдов белеют
на тусклом пути
Да частые травы смеются
над почвою скудной.
Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады,
О, радость! Я вижу, как пальмы растут,
зеленея.
Сверкают кувшины, звеня от блестящей
воды.
Все ближе, все ярче! – и сердце забилось
робея…
… Но что это? Кости верблюдов лежат
на пути!
Все скрылось. Лишь носится ветер,
пески наметая.

Мираж – это оптическое явление, которое можно наблюдать в пустыне, на море и даже на шоссе, раскаленном от солнца. Физические причины этого необыкновенного зрелища нам предстоит узнать, изучая тему «Отражение и преломление света».

В конце занятия подводятся итоги, делается вывод о попытке сравнить научное и художественное видение мира.

Ученого и поэта объединяет желание объяснить разнообразные явления окружающей действительности, только ученый делает это с помощью законов, формул и теорий, а поэт создает образы. И часто именно поэтическое видение природы помогает нам уяснить сущность физического явления не в меньшей степени, чем научное.
А лучшее тому подтверждение - прекрасное стихотворение В. Шефнера «Поэзия»

И пусть электронному зрению
Доверено многое , но
Все грани любого явления
Искусству лишь видеть дано.

Пока вычислительный робот
Свершает свой верный расчет,
Поэзии пристальный опыт
По тысячам русел течет.

И где-то в работе бессрочной,
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная мудрость стиха.

Методическая разработка интегрированного занятия по физике и литературе «Свет в природе»

Вступительное слово учителей физики и литературы.

Учитель физики: Мы закончили изучение темы «Световые волны» и сегодня проводим повторительно-обобщающее занятие по пройденной теме. Нам предстоит рассмотреть природные явления, которые служат доказательством того, что свет имеет волновую природу. И рассматривать эти явления мы будем не только с точки зрения физики, но и с позиции литературы.

Учитель литературы: Несмотря на различия поэтического восприятия природы и её научного описания между наукой и искусством есть глубокая связь, они обогащают и взаимно дополняют друг друга. «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии», - писал К. Паустовский.

Несколько занятий назад вы разделились на группы и получили предварительное задание показать выбранное вами природное явление не только с точки зрения физической науки, но и то, как это явление видят писатели и поэты. Мы рассмотрим такие световые явления, как прямолинейное распространение света, цвет неба и солнечного заката, мираж, радуга, гало, люминесценция.

Учитель физики: А начинает группа, которая представит первое физическое явление прямолинейное распространение света.

Сообщение ученика. Образование тени.

Закон прямолинейного распространения света звучит так: в однородной среде световые лучи распространяются прямолинейно.

Прямолинейное распространение света – факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид, живший в 3-м веке до нашей эры. Прямолинейностью распространения света в однородной среде объясняется образование тени и полутени. Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблюдаются на Земле в солнечный день. Тень это область пространства, куда световая энергия не попадает, поэтому в жаркий солнечный день в тени прохладно.

Рисунок - схема образования тени. (демонстрируется на доске)

Ученик: А вот как описывает это физическое явление великий русский поэт А.А. Блок:

Шар, раскаленный золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
и длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир,
Сей конус – наша тень земная
За ней – опять, опять эфир
Планета плавит золотая.

Учитель физики: Это стихотворение А.А. Блока - красивая иллюстрация закона прямолинейного распространения света.

Учитель литературы: Посмотрите, как точно в коротком стихотворении великий русский поэт Ф. И. Тютчев сумел передать глубокую внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием и сделать ряд выводов, к которым пришла наука.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе.

Сообщение ученика. Явление солнечного затмения.

1-й ученик: В романе Б. Пруста «Фараон» автор так описывает это оптическое явление.

«Сумрак быстро сгущался. Лошади азиатов проявили беспокойство, стаи птиц спускались вниз и с громкими криками облепили все деревья сада. Вдруг на желтые ливийские холмы пала зловещая тень и с молниеносной быстротой закрыла Мемфис, Нил и дворцовые сады. Тьма окутала землю, и на небе появился черный как уголь, шар, окруженный огненным венцом.

- Воистину,- сказал фараон, - мы видели удивительное явление. Но я не хотел бы видеть его ещё раз. Я чувствую, что если бы я не был солдатом, страх овладел бы моим сердцем».

Учитель физики: Да, так эмоционально представляет солнечное затмение автор художественного произведения. А в чем заключается физическая суть этого явления?

2-й ученик: При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землей и солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные или лунные затмения. Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую, Землей. Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю.

Рисунок - схема солнечного и лунного затмений. (демонстрируется на доске)

Учитель физики: Мне остается добавить, только то, что поскольку движения Земли и Луны хорошо изучены, то затмения предсказываются на много лет вперёд и ученые пользуются каждым затмением для разнообразных наблюдений и измерений.

Учитель литературы: А мы приглашаем следующую группу ребят, они дадут объяснение цвету неба и солнечного заката. Представление о солнечной колеснице, связанное с перемещением Солнца по небосводу, давно превратилось в поэтическую аллегорию и нашло свое отражение в прекрасных строчках великих поэтов.

1-й ученик: Франческо Петрарка

Вот колесницу золотую
Купает солнце. Сумрак надо мной
Со звездами, и небом и луной
Тревожную и злую ночь я чую.

2-й ученик: Ян Райнис

Багровый светится закат,
И тучи низкие лежат,
Как крепостные бастионы,
Грозя светило взять в полон:
А выше бледен небосклон,
И угасают лес, поля и склоны.

3-й ученик: А.С. Пушкин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
снег лежит.

4-й ученик: Ф.И. Тютчев

Сияет солнце, воды плещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Учитель физики: Почему небо имеет голубой цвет? Почему заходящее солнце становится красным? На все эти вопросы наши ученики нашли вполне научно обоснованные ответы.

Ученик: Цвет неба определяется зависимостью рассеяния света на молекулах воздуха от длины волны. Мы знаем, что свет имеет сложную структуру и состоит из простых цветов. Свет с меньшей длиной волны (синяя область спектра) рассеивается сильнее, чем свет с большей длиной волны (красная область спектра). Поэтому, когда солнце близко к горизонту, небо над наблюдателем в основном голубое. Небо вблизи солнца на горизонте бывает красным, багровым или желтым, так как оно тоже освещается светом, потерявшим синюю составляющую при прохождении через атмосферу.

Учитель литературы: Когда мы смотрим на небо, восхищаемся синевой небосвода, любуемся красотой заката, радуемся утреннему восходу, то чаще всего мы и не задумываемся о том, что этому есть такое сложное научное объяснение.

Учитель физики: А сейчас нам предстоит выяснить физическую суть одного из самых таинственных и завораживающих зрелищ. Приглашаю группу, выбравшую объектом изучения мираж.

Учитель литературы: «Летучий голландец» - корабль-призрак, встреча с которым в океане предвещает несчастье… или картина, возникающая над песчаной равниной или поверхностью моря – фата-моргана. Здесь вдруг возникают призрачные сады, луга, дворцы, замки, фонтаны, колоннады, и при этом одна картина очень быстро сменяется другой. Этому тоже есть научное объяснение.

Ученик: Это оптическое явление называется мираж. Физическая суть обыкновенного миража заключается в том, что нагретый слой воздуха, прилегающий к раскаленному песку пустыни, поверхности асфальта или морской воды, приобретает зеркальные свойство оттого, что этот слой воздуха имеет меньшую плотность, нежели вышележащие слои. Наклонный луч света от далеко расположенного предмета, достигнув этого воздушного слоя, искривляет в нем свой путь так, что в дальнейшем следовании он вновь удаляется от земли и попадает в глаз наблюдателя, словно отразившись от зеркала под очень большим углом падения. И наблюдателю кажется, что перед ним расстилается в пустыне водная гладь, отражающая прибрежные предметы.

Рисунок - схема миража. (демонстрируется на доске)

Учитель литературы: Мираж – это очень необычное зрелище и неслучайно вызывает у путника различные чувства и эмоции. А многие поэты и писатели в своем творчестве описывают его и ярко передают настроение человека, пленившегося и обманутого миражом.

1-й ученик: К. Паустовский

«К полудню начались миражи. Всю степь – от колес машины до самого горизонта – заливало тусклой, непрозрачной водой. Было похоже, что мы несемся по огромной, устрашающей своими размерами луже. Над ней торчали, как вершины затопленных деревьев, стебли репейника. Удивительнее всего было то обстоятельство, что эта сухая и сероватая вода начиналась в двух-трех метрах от машины, но шофер не сбавил скорость, и вода все время убегала от машины с той же скоростью, с какой машина приближалась к ней.

2-й ученик: Н.В. Гоголь «Страшная месть»

«За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетманы собирались дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и бородатый Сиваш. По левую руку видна была земля Галичская.

- А то что такое? – допрашивал народ старых людей, указывая на далеко мерещившиеся на небе и больше похожие на облака серые и белые верхи.

- То Карпатские горы! – говорили старые люди, - меж ними есть такие, с которых век снег не сходит, а тучи пристают и ночуют там».

3-й ученик: Гёте. «Фауст»

Когда узнаешь ты, как странны
В Сицилии фата-морганы,
Вопросов этих не задашь.
Там часто в воздухе стеною
Средь бела дня на зыбком зное
Встает обманчивый мираж.
То это всем сплетеньем веток
Висящий над землею сад,
То город, волн качанью в лад
Качающийся так и эдак.

4-й ученик: К.Д. Бальмонт «Фата-моргана»

Фата-моргана,
Замки, узоры, цветы и цвета,
Сказки, где каждая краска, черта
С каждой секундой – не та.
Фата-моргана
Явственно светит лишь тем,
Кто внимательный, рано
Утром, едва только солнце взойдет,
Глянет с высокого камня на море…
Правда ль тут будет, неправда ль обмана,
Только роскошной цветной пеленой
Быстро возникнет пред нами волной
Фата-моргана.

Учитель физики: Совсем другие чувства испытывает человек, когда после летнего ливня на небосводе появляется разноцветное коромысло радуги! О радуге нам расскажет следующая творческая группа.

Ученик: По библейской легенде бог Яхве после Всемирного потопа повесил на небе радугу в знак вечного согласия между богом и людьми, в знак того, что он больше не станет так жестоко карать людей.

Учитель литературы: Да, действительно, появление радуги на небе вызывает у человека чувство радости и восхищения. Ведь само слово «радуга» содержит старославянский корень радь – весёлый. Мир радуги, мир красок во все времена вызывал множество поэтических переживаний и философских раздумий.

1-й ученик: Дж. Байрон «Дон – Жуан».

Все ободрились: радугу они
Считали добрым предзнаменованьем.
И римляне и греки искони
Подобным доверяли указаньям
В тяжелые и горестные дни.
Полезно это всем; когда страданьем
Измучен ум, - приятно допустить,
Что радуга спасеньем может быть.

2-й ученик: Ф.И. Тютчев

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденьи
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

3-й ученик: В.С. Шефнер

Всего мне мало… Пусть, в мгновенье это
Все семь цветов я вижу без труда –
Но все ж невольно жду восьмого цвета,
Который в детстве снился иногда.

1-й ученик: В чем заключается природа цвета? … Ответ Ньютона на этот вопрос своим отвлеченным математическим объяснением природы не удовлетворил (а где-то даже и разочаровал) великого поэта и естествоиспытателя Гёте:

Природа с лика своего
Таинственный покров сорвать не позволяет,
Чего твоей душе она не открывает,
Машинами у ней не выудить того.

2-й ученик: Гете призывал вырваться «из склепа науки на вольный воздух жизни», из темноты на солнце:

Друзья, избегайте темной комнаты,
Где вам искажают цвет
И самым жалким образом
Склоняются перед искаженной картиной.

Учитель физики: Вот так, по-боевому и решительно был настроен великий поэт Гёте против не менее великой теории цвета Ньютона. А физическая сущность этого оптического явления проста, как всё гениальное.

3-й ученик: Радуга – это следствие явления дисперсии света, которое заключается в том, что проходя через мельчайшие капельки жидкости в атмосфере, солнечный свет, имеющий сложное строение, разлагается на составляющие его простые цвета, которые принято называть монохроматическими (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Учитель литературы: Посмотрите, какое точное, простое и красивое определение, и звучит оно, тоже как стихотворение, и ничуть не умаляет красоту радуги.

Учитель физики: А сейчас очередь редкого и «зловещего» оптического явления - гало, о котором расскажет следующая группа учеников. Это редкое оптическое явление в давние времена воспринималось как «божье знамение», как предвестник несчастья: войны, голода, близкой смерти.

Ученик: Для тех времен характерен эпизод, описанный В. И. Костылевым в романе «Иван Грозный»: «Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес. Испуганными глазами взглянул на небо. Лицо его перекосилось от страха: на небе, в темной вышине застыло крестообразное, крестное знамение… Опираясь на посох, вышел он на красное крыльцо наблюдать дивное видение… Долго молча, в оцепенении смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот крест, загадочно проступивший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости, прошептал: «Вот знамение моей смерти! Вот оно!»

Учитель физики: Светящийся крест на небе не выдумка автора. Здесь описан один из видов гало.

Ученик: Гало может выглядеть разнообразно: светящиеся кольца, кресты, столбы, ложные свечения. Чаще удается наблюдать гало в виде одного кольца вокруг Солнца или Луны. Обычно гало появляется, когда тихая и ясная погода сменяется ветреной и давление воздуха падает. Тогда на небе появляются облака, состоящие из мелких ледяных кристалликов. Преломление света в этих кристалликах и отражение от их граней вызывает появление гало.

Учитель литературы: Вот так физика решила ещё одну небесную задачу. И теперь гало больше не внушает страха людям.

Учитель физики: Из перечисленных явлений у нас осталось нерассмотренным только одно – люминесценция.

Ученик: Вот так это явление описал П.П. Ершов в своей сказке «Конек-горбунок».

Огонек горит светлее
Горбунок бежит скорее,
Вот уже перед огнем
Светит поле, словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет не дымится.
Диву дался тут Иван:
«Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыма нету.
Это чудо – огонек!»

Учитель физики: Что происходило со сказочным пером?

1-й ученик: Перо жар-птицы люминесцировало. Люминесценция – это свечение инертного газа под воздействием электромагнитных волн.

Хемилюминесценция – это люминесценция за счет энергии, выделяющейся при некоторых химических реакциях.

2-й ученик: Люминесцировать могут светящиеся объекты животного и растительного мира. Это могут быть светлячки, гнилушки, морские животные и др. люминесцирующими источниками света являются люминесцентные и газоразрядные лампы.

Учитель литературы: А вот так описывает явление люминесценции К. Паустовский в повести «Черное море»:

«Море горело. Казалось, его дно состояло из хрусталя, освещенного снизу лунным огнем. Свет разливался до горизонта и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало, как бы затянутое серебряным туманом. Широкий свет медленно мерк. Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо, брошенное к нашим ногам. Мириады звезд, сотни млечных путей плавали над водой. Они погружались, потухая, на самое дно, то разгорались, всплывая на поверхность воды. Глаз различал два света: неподвижный, медленно качавшийся на воде, и другой свет, - весь в движении, рассекающий воду фиолетовыми вспышками. Это метались под водой разбуженные рыбы».

Ученик: Для поэта И.А. Бунина светящаяся морская вода – живая вода:

Набегает впотьмах
И узорною пеной светится
И лазурным сиянием реет у скал на песке…
О, божественный отблеск незримого – жизни, мерцающей
В мириадах незримых существ!
Фосфорясь,
Загораясь мистическим пламенем,
Рассыпаясь по гравию кипением бледных огней,
Море светит сквозь сумрак таинственно,
Тонко и трепетно, озаряя песчаное дно.
И тогда вся душа
У меня загорается радостью.
Я в пригоршни ловлю закипевшую пену волны –
И сквозь пальцы течет не вода , а сапфиры –
Несметные искры синего пламени.
Жизнь!

Учитель литературы: Свечение моря – это всегда свечение живых организмов. Таинственные мерцающие в ночи светлячки всегда возбуждали воображение.

В драме А.Н. Островского «Снегурочка» леший, подшучивая над влюбленным Мизгирем, заманивает его в лесную чашу при помощи светлячков.

1-й ученик:

Безумец я, любовью опьяненный,
Сухой пенек за милый образ принял,
Холодный блеск зеленых светлячков –
За светлые Снегурочкины глазки».

Учитель литературы: Мефистофель в «Фаусте» Гете утверждает:

2-й ученик:

…В горах нет лучшего проводника.
Вот сам он, кстати, легок на помине,
Не откажи, чем даром тратить пламя,
Нам посветить и вверх взобраться с нами.

Учитель физики: Далеко ещё не все науке известно о свечении живых организмов. Каков механизм биолюминесценции? Зачем светятся обитатели моря? Как искусственно воспроизвести биолюминесценцию? Все эти вопросы на сегодняшний день остаются открытыми…Научное познание природы и её поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет еще сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту.

Учитель литературы: В свою очередь ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшим исследованиям. И это совершенно естественно, потому, что дух человеческий не ведает резкой границы между рациональным и эмоциональным.

Поэтому завершающей нотой нашей встречи пусть прозвучат строки из стихотворения венгерского поэта М. Чоконая:

Природа, милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком.

Методическая разработка внеклассного интегрированного занятия о чайных традициях «Чаем угощаем»

 

Предварительная подготовка: в кабинете готовятся чайные столы, накрытые в традициях русского, английского и восточного чаепития, выставка сортов чая «Ахмад» с комментариями.

На доске: репродукции картин русских художников, пословицы и поговорки о чае и чаепитии, эпиграф:

… Пейте чай, мой друг старинный,
забывая бег минут.
Желтой свечкой стеаринной
Я украшу ваш уют…

… Самовар, как бас из хора,
Напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
У меня, представьте, есть.
Б. Окуджава

Учитель литературы: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались на необычное занятие, посвященное традициям чайного стола разных стран. Ритуал чаепития описан в восточных трактатах, ему посвящены многочисленные произведения поэтов, писателей и художников различных эпох и народов.

Ученик

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я от роду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Учитель физики: Думаем, что с вами такого не случится, ведь что такое чай, и как его «варить», вы знаете. Об этом мы и поговорим сегодня. Поговорим о сортах чая, о чаепитии, о традициях и особенностях чайных церемоний, посмотрим какое отражение они за много веков нашли в литературе, искусстве и устном народном творчестве. Процесс приготовления чая мы рассмотрим еще и с точки зрения физической науки, хотя на первый взгляд, здесь нет ничего общего.

Учитель литературы:Так что же это за напиток такой – чай? Почему он с древнейших времен и по сей день пользуется такой популярностью? И почему русская пословица гласит, что «выпив чая, невозможно оставаться злым»?

Ученик рассказывает легенду о появлении чая.

Однажды очень-очень давно, много веко назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий, приятный аромат. Этот настой попробовали – и восхитились его вкусом. Это было первое в мире чаепитие, а в Китае появился новый напиток, и впоследствии родилась чайная церемония.

Учитель физики: До сих пор обряд чаепития соблюдается в странах Востока, где есть даже специальные чайные домики, а у нас, в России, чай тоже стал неотъемлемой частью нашего бытия и многие из нас свое утро начинают именно с чашечки ароматного горячего чая.

Ученик: В России чай впервые появился в 1638 году, когда посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю московскому Михаилу Федоровичу 4 пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш – грек Сапфарий – привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.

Учитель литературы:И хотя этот договор был заключен, но в России новый напиток приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, в прочем, и ко всему чужеземному. И только в начале XVIII века чай вошел в русский быт и стал нашим национальным напитком.

Учитель физики: Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Сейчас в мире насчитывается огромное количество разных сортов чая.

Сообщение учеников о разных сортах чая «Ахмад», представленных в магазинах торговой сети «Меридиан»

Учитель физики: Кстати, у нас уже закипает чайник. Прислушайтесь. Что вы слышите?

Ученик: Чайник шумит.

Учитель физики: Правильно, шумит. А кто сможет объяснить, почему это происходит?

Ученик: В воде есть растворенный воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки. В этих пузырьках собирается водяной пар. Под действием архимедовой силы пузырьки всплывают, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсируется, пузырьки «схлопываются» или сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звуковой импульс. Одновременное «схлопывание» большого числа таких пузырьков воспринимается нами как шум.

Учитель физики: Скажите, а какой чайник быстрее закипит: с открытой или закрытой крышкой и почему?

Ученик: Быстрее закипит чайник с закрытой крышкой, т.к. из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию и как бы эффективно охлаждая этим оставшуюся в чайнике воду (испарение сопровождается охлаждением). Нагревателю в данном случае «требуется» не только довести воду в чайнике до кипения, но и часть ее испарить в процессе нагревания. На это уходит больше энергии, а . значит, и времени, чем при кипячении воды в закрытом чайнике, где вырвавшиеся из воды молекулы скоро образуют под крышкой насыщенный пар и, возвращаясь обратно в воду, отдают ей свою избыточную энергию.

Учитель литературы: А теперь пришло время заварить чай, и, кстати, нужно вспомнить несколько полезных советов о заваривании чая, ведь этот процесс совсем не так прост и легок, как может показаться на первый взгляд. Существует несколько общепринятых правил. Так, например:

1-й ученик: Воду для чая надо снимать с огня в тот момент, когда она закипит «белым ключом», т. е. совершенно побелеет от массы бегущих со дна пузырьков, но еще не успеет забурлить. В передержанном на огне кипятке разрушается чайный букет.

2-й ученик: Известно также, что вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем она выше в момент заварки, тем чай вкуснее, а его букет более полный, поэтому перед заваркой чайник 1-2 раза ополаскивают кипятком. Однако перегревать тоже не надо, - от этого чай горчит. Лучше всего использовать чайник из фарфора, а не из металла. Фарфоровый чайник обладает меньшей теплопроводностью, поэтому остывает медленнее и лучше сохраняет тепло.

3-й ученик: Черного чая следует брать полную (с верхом) чайную ложку, т.е. 2-3 грамма на стакан кипятка. Всыпав чай, в чайник наливают кипяток, закрывают крышкой и укутывают сверху полотняной салфеткой или помещают на него куклу-грелку так, чтобы она закрывала отверстие на крышке и носике (это нужно в основном не для тепла – чай преть не должен, - а для уменьшения утечки с паром ароматических веществ). Наполнять чайник можно сразу до верху. Заваривать чаи надо вдали от продуктов со специфическим запахом – рыбы, сырого мяса, сала и т.д. (они могут испортить чайный аромат в результате диффузии легко летучих, специфически пахнущих веществ).

4-й ученик: Настаивать черный чай следует 4 – 5 минут. Все ароматические вещества и экстракты переходят за это время в настой. Здесь мы вновь встречаемся с явлением диффузии, но уже в жидкости и газах - окрашивание кипятка и приобретение им специфического вкуса, ощущение запаха чая. Долго настаивать чай не следует – в него попадают и вредные вещества (например, алкалоид гуанин), ухудшается вкус, теряется его аромат. Люди пьют чай по– разному: с лимоном и грейпфрутом, молоком и медом, вареньем и сиропом, ягодами, сахаром, корицей и т. д. И опять мы встречаемся с явлением диффузии – чай приобретает вкус того компонента, который в него добавляется.

1-й ученик: Способ заварки чая описывает в повести «Яма» великий русский писатель А. И. Куприн: «… Искусство заваривать чай – великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку, - от этого чай становится чище и ароматнее… Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти до верху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться и у вас готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий.»

Учитель физики: При заваривании чая нужно учитывать еще один момент – можно получить термический ожог. Скажите, а что сильнее обжигает пар или кипяток?

2-й ученик: Пар. Если, например, под крышкой чайника находится 110 – градусный водяной пар, и некоторая его часть при открывании сконденсируется на руке, то можно получить ожог. Для такого же теплового воздействия понадобится почти в 10 раз большая масса кипятка. Т.о. пар обжигает сильнее и главным образом из-за выделяющегося при конденсации значительного тепла. Кроме того, при ожоге паром значительно большей оказывается и площадь поражения.

Учитель литературы: Посмотрите сколько нового, и, надеемся, полезного мы узнали об истории чая, о его сортах, вспомнили о способах и правилах заваривания, о физических процессах, происходящих в момент заваривания чая. Настал момент обратиться к самой чайной церемонии. Посмотреть в чем отличительные особенности чайных традиций разных стран. Известно, что к чаю относятся в зависимости от национальных традиций, хотя не исключается и личный вкус человека, пьющего чай.

Ученик: «Кто не испытывает этого благодетельного напитка на себе. Зимою ли в дороге, когда замерзнешь от холода, или же в жаркой пустыне, когда на всем теле делается до того сухо, как будто бы кожа отстает от тела, - стоит только выпить 2 – 3 чашки чая, чтобы снова ожить и быть способным продолжать путь» – писал Е.О. Ковалевский в своей книге «Путешествие во внутреннюю Африку».

Учитель физики: Условно чайные традиции всего мира можно разделить на три группы: восточную, европейскую и русскую. Обратите внимание, на то, как накрыты наши чайные столы. По их оформлению и наполнению можно определить чайная традиция какой страны здесь представлена.

Учитель литературы: В начале, поговорим о восточной традиции чаепития, как самой древней, положившей начало всем другим чайным церемониям. Как мы знаем, на Востоке отношение к чаю и чаепитию особое. В Китае и Индии эта церемония была частью встреч философов и художников, а во время чаепития произносились мудрые речи и рассматривались произведения искусства.

Сообщение ученика о японском чаепитии: Японцы обычно пьют зеленый или желтый чай. Он заваривается в заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках. Отдельный чайник и пиала подаются каждому гостю. К японскому чаю не подаются ни сахар, ни варенье, ни мед, исключение делают лишь для сушеных фруктов или сухой мучной выпечки. Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости и хозяева никогда не ведут бесед – они пребывают в глубоком самосозерцании или раздумьях о природе бытия. Считается, что именно это самосозерцание и углубление в окружающую природу придают церемонии японского чаепития особую красоту.

Учитель физики: Посмотрите, для чаепития в восточном стиле необходима такая форма сосуда, как пиала, такая не похожая на привычную для нас чашку. А почему, как вы думаете, удобна для чаепития именно пиала?

Ученик: Вообще, все сосуды и старинные чашки для чая имеют форму, подобную пиале, с большим зеркалом поверхности, т. е. форма пиалы такова, что верхний слой налитой в нее жидкости благодаря большой площади свободной поверхности жидкости остывает быстрее, чем слои у дна, и его можно пить не обжигаясь. Известно, что чем больше площадь свободной поверхности жидкости, тем больше скорость ее испарения, а при испарении поверхность жидкости покидают в первую очередь молекулы с большей энергией, и верхний слой жидкости в пиале остывает быстрее. В то же время нижний слой, до которого черед дойдет позже, долго остается горячим.

Учитель литературы: Мы тоже сегодня постарались накрыть стол для японской чайной церемонии, хотя и не претендуем на его точность, потому, что сделать это полностью европейцу не под силу. Совсем другое дело – это европейский чайный стол.

Сообщение ученика об английском чаепитии: Это распространенная в Европе традиция пить чай в определенное время (в пять часов вечера). Послеобеденное чаепитие является традиционной формой родственных, дружеских и коллегиальных встреч.

Английский чай стол накрывают цветной льняной скатертью. На десертные тарелки кладут салфетки соответствующего тона. Рядом с ними раскладывают десертные приборы. На столе будут уместны свечи и небольшие букетики цветов.

К чаю по-английски подают горячее молоко или сливки (причем, англичане наливают чай в молоко, а не наоборот), сахар. На чайный стол ставят мармелад, кексы, сухое печенье, небольшие пирожные или маленькие закусочные бутерброды. После чая гостя можно предложить шоколадные конфеты. Причем, десерт англичане не убирают со стола на протяжении всего вечера.

Учитель литературы: Традиции русского чаепития заметно отличаются от всех других, возможно из-за того, что чай, как напиток очень долго «приживался» у нас, ведь Россия ничего и никогда не брала на веру «в оригинале», если можно так сказать.

Сообщение учеников о русском чаепитии.

1-й ученик:

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…

Так писал А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений. И действительно, необходимым атрибутом русского чайного стола является самовар. «Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри» - такое определение мы встречаем уже в конец 19 века в Толковом словаре русского языка Владимира Ивановича Даля. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке.

Его обычно ставят на расписной поднос. На стол ставятся чайные чашки или стаканы в подстаканниках, десертные тарелки, розетки или вазочки для варенья и меда.

2-й ученик: Стол обычно накрывается цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладется салфетка, а из столовых приборов необходимы щипчики для сахара, если подается колотый сахар, десертные ножи и вилки, лопатка для пирожных. Кроме того, на стол подают лимоны, фрукты, печенье, пряники и, конечно же, баранки.

Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России», и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая.

«Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают»,- писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

Учитель физики: Стаканы вошли в России в обиход в XIX веке, в связи с дороговизной фарфоровых чашек. В качестве материала для подстаканников использовали серебро и алюминий. Эти материалы обладают хорошей теплопроводностью и с этой точки зрения не удобны, т.к. быстро нагреваются от чая и быстро отдают тепло в окружающую среду.

Учитель литературы: Хотя это и кажется странным, но русская чайная традиция гораздо менее прочих чайных традиций связана с чаем, атрибутами и ритуалами. В центре русской чайной церемонии – общение. Разговоры между знакомыми и не очень людьми, мгновения откровенности, минуты молчаливой задумчивости и невероятная радость от возможности собраться за чайным столом – все это гораздо важнее таких мелочей и деталей, как чашки, чайники, баранки и пирожки. И во всем этом – соль и суть русской чайной традиции.

Учитель физики: Она направлена на объединение духовного мира людей, собранных за одним столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие в России является необходимым условием для задушевного разговора.

Ученик:

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Заключительное слово учителей физики и литературы: Итак, мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития в Японии, Англии, на Руси, как надо заваривать чай. Что осталось сделать?

- Пригласить гостей на чаепитие.

Правильно. Столы у нас накрыты, самовар закипел и чай заварен. Приглашаем вас на чашечку любимого чая.

В заключение предлагаем схему самоанализа интегрированного занятия, которая может быть использована и для его подготовки.

Схема самоанализа интегрированного занятия

  1. Каков объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)?
  2. Каково содержание и компоненты интеграции; какие учебные дисциплины в неё входят?
  3. Каково направление и объем интегрируемых предметов? В чем он выражается?
  4. Каков уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или занятии?
  5. Какова тема интегрированного занятия? Какова его проблема? Уровень новизны?
  6. Какова деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному занятию?
  7. Каковы формы проведения интегрированного занятия? Виды деятельности учителей и учеников на нем?
  8. Как осуществлялось сотрудничество учителей на интегрированных занятиях (курсах)?
  9. Каковы результаты деятельности учащихся на интегрированном занятии по таким критериям: создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему? 

Список литературы

  1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе.- 1996. - № 5.- С.150-154.
  2. Глинская Е.А., Титова Б.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. 1980.
  3. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. – 1977. - № 4. – С. 24-28.
  4. Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен. – Ростов–на- Дону. 2008.
  5. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение. -1987.
  6. Сухаревская У.Ю. Технология интегрированного урока. «Учитель», 2003.
  7. Шантина Э.Д.. интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания. // Образование в современной школе.- 2006. - №2. – С. 17.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996.