ПЕРВЫЙ ТУР
Задание перед распределением дорожек: (Звучит колокольный звон в аудиозаписи). Прослушайте колокольный звон и расскажите, какие образы или картины возникают у вас при этом. (Время на ответ 30 секунд)
Задания для зелёной дорожки.
- Какое событие легло в основу “Задонщины”? (Куликовская битва 8 сентября 1380 г.)
- “Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу”. Так начинает своё поучение Владимир Мономах. Почему он сидел на санях? (В преддверии смерти. Покойников в Древней Руси везли хоронить на санях не только зимой).
- В “Слове о полку Игореве…” автор пишет, что Боян, старый певец, потомок одного из языческих богов. Какого? (Велеса, бога скотоводства.)
- Какие слова произнёс хан Батый, глядя на убитого Евпатия Коловрата? (“Если бы такой вот служил у меня, держал бы у самого сердца.”)
Задания для жёлтой дорожки.
- Правильно ли определены жанры следующих произведений:
- “Повесть временных лет” - воинская повесть.
- “Сказание о Борисе и Глебе”- житие.
- “Домострой” - наставление, поучение.
- “Повесть временных лет” - летопись.
- Перед вами копия изображения с икон Андрея Рублёва и Феофана Грека. Определите, какая из них кому принадлежит и докажите это. (У Феофана Грека лица суровые, характерна охристая гамма и белые мазки, а у А.Рублёва лица мягче, характерен лазурный цвет.)
- Как в “Повести временных лет” рассказывается о том, откуда “пошла земля русская”? (После всемирного потопа сыновья Ноя разделили землю на три части. От племени Иафета произошёл народ славянский.)
Задания для красной дорожки.
- На этой иконе изображена одна из первых русских святых. Кто она? За что была причислена к лику святых? (Княгиня Ольга. За принятие христианства)
- Кого называют солунскими братьями? Чем они знамениты? (Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.)
ВТОРОЙ ТУР.
Задание для распределения дорожек. Каким вы представляете себе древнерусский монастырь и жизнь его обитателей? (Время на ответ 30 секунд)
Задания для зелёной дорожки.
- Кто является составителем “Домостроя”? (Сильвестр – наставник Ивана Грозного)
- С именем какого древнерусского писателя связана героиня полотна Сурикова “Боярыня Морозова”? (Протопоп Аввакум, она его последовательница)
- “И было некое чудо до его рождения; случилось нечто такое, что недостойно предать молчанию. Когда он ещё был носим в утробе матери, в один из дней, в воскресенье, мать его пошла в церковь, по обычаю, когда поют святую литургию, и стала с прочими женщинами в притворе. И когда хотели начать Святое Евангелие в тишине, тогда внезапно младенец… Кто был этим младенцем и что произошло? (Это был Сергий Радонежский. Он “начал вопить в утробе матери, многие от этого крика ужаснулись, как от чуда, случившегося с младенцем.”)
- Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил на битву и предсказал победу)
Задания для жёлтой дорожки.
- Сюжет этого древнерусского памятника перекликается со многими произведениями русского и мирового фольклора; отразился он и в письменных источниках средневековья. В знаменитом сказании о любви Тристана и Изольды (Тристан победил дракона, а Изольда излечивает своего возлюбленного). В пятой новелле дня первого “Декамерона” Бокаччио. Что же это за произведение? (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”)
- Прочитайте два отрывка из “Слова о полку Игореве” и определите, где перевод В.Жуковского, а где Н.Заболоцкого?
Голос Ярославнин слышится,
На заре одинокой чечёткой кличет:
“Полечу,-говорит.- чечёткою по Дунаю,
Омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклоняясь, в Каяле омочу…”
- Как княгиня Ольга перехитрила константинопольского царя Константина? (Константин предложил Ольге выйти замуж, а Ольга при крещении попросила его стать крёстным отцом, таким образом она не могла быть уже его женой, т.к. являлась крестницей.)
Задания для красной дорожки.
- “Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю нашу ради спасения, собственною волею дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдания за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, от своего же брата, и не внеми ему это в грех,”- с такими словами обращается к Богу русский юноша перед своей смертью. Впоследствии он был причислен к лику святых. Кто этот смиренный отрок? (Борис, “Сказание о Борисе и Глебе).
- Кто из древнерусских писателей использует в своих произведениях много просторечий, или, как он назвал это, “вяканье”, ибо каждый русский человек не должен пренебрежительно относиться к “природному своему языку”, “уничтожать” его и в “церкви, и в дому, и в пословицах” (Протопоп Аввакум)
ТРЕТИЙ ТУР
Задания перед распределением дорожек. Каким вы представляете себе древнерусского певца Бояна?
Задания для зелёной дорожки.
- Какова композиция житийного жанра? (1.Прощение у читателя за своё неумение писать, за грубость изложения. 2.Биография святого: родители, знамение, чудо. 3.Похвала святому.)
- Чьему перу принадлежит “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? К какому жанру духовной литературы её можно отнести? (Священнослужитель Ермолай-Еразм, жанр жития святых)
- Вы прослушаете 2 отрывка из произведений, относящихся к жанру поучения. Один принадлежит Владимиру Мономаху, второй взят из “Домостроя”.Определите, какой кому принадлежит.
- “Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим сёлам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте, где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли он или знатный, или посол; ибо они прославят вас по всем землям добрым или худым.” (В.Мономах)
- “А поедешь куда в гости – подари недорогие вещи за дружбу, а в пути от стола своего есть давай домашним твоим и приходящим, и их с собою сажай за стол, и питьё им также подавай, и если так поступишь, добром тебя поминать будут. (“Домострой”)
- Какое знамение получил протопоп Аввакум? (“3 корабль украшен пёстро: красно, бело, сине, черно; юноша светел на корме сидя, правит; бежит ко мне из-за Волги, яко пожрати мя хощет. Я вскричал: “Чей корабль? – “Твой! На плавай на нём з женою и детьми, коли докучаешь”.)
Задания для жёлтой дорожки.
- Кто из древнерусских писателей связан с городом Пустозёрском? (Протопоп Аввакум, он отбывал там ссылку).
- Автор “Повести о Петре и Февронии Муромских” отступает от канонов традиционного житийного жанра. Что он использует нового? (Фольклорные мотивы, сказочные, например знакомство с Февронией, мифологические мотивы, связанные с появлением змея.)
- Что общего и чем различаются “Слово о полку Игореве” и “Задонщина”? (Похожи сюжет, композиция, но отличается финал: в “Слове” русская дружина терпит поражение, а в “Задонщине” одерживает победу”).
Задания для красной дорожки.
- “Слово о законе и благодати” написано митрополитом Илларионом. А что означают слова “закон” и “благодать” в названии этого произведения? (Закон – символ Ветхого Завета. Благодать – символ Нового Завета).
- Когда человек принимает монашество, он прощается со своим мирским именем, ему даётся новое. Какое имя в иночестве (монашестве) получили Пётр и Феврония Муромские? (Давид и Евфросиния).
ФИНАЛ
Задания для розыгрыша дорожек. Конкурс русского языка. Выберите правильное написание: и(л,лл)юминация, ба(л,лл)юстрада, криста(л,лл)ический, ди(л,лл)етант, де(ф,фф)ект, э(ф,фф)ект, ко(л,лл)ичество, апе(л,лл)яция).
Задания для зелёной дорожки
- Узнай героя летописного сказания: “На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему: “Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, так он рассердился и разорвал кожу руками”. (Кожемяка.)
- Какие знамения и перед какими событиями связаны с именами Бориса и Глеба? (Перед Невской битвой князю Александру было видение святых Бориса и Глеба. Накануне Куликовской битвы было аналогичное явление.)
- Откуда у Владимира Мономаха такое прозвище? (Его дед по матери – византийский князь Константин Мономах.)
- К какому жанру относят “Слово о законе и благодати”? (Ораторская проза.)
Задания для жёлтой дорожки
- Узнай героя жития: “Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего кроткого… и от матери Феодосии.” (Александр Невский.)
- В какой цикл произведений входит “Повесть о разорении Рязани Батыем”? (Цикл произведений о Николае Зарайском.)
- Как звали жену князя Игоря? (Ефросинья Ярославна)
Задания для красной дорожки
- Основателем какого монастыря был Сергий Радонежский? (Троицкий монастырь, сейчас Сергиев Посад.)
- Что символизирует образ Горя-Злочастия в одноимённой повести? (Символ судьбы, враждебной человеку.)