Материалы к уроку литературы в 9-м классе по теме: "Слово…" - "древний урок человечности" (размышления)

Разделы: Литература


Форма проведения: урок - размышление

До урока воспитанницами проводились исследования по нескольким направлениям: историческая основа произведения; образ земли русской земли в “Слове ...” с точки зрения географии и художественных особенностей; загадочность образа Ярославны;

  1. Подготовительный этап.

Задается тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.

Формулируется проблемный вопрос: С.Аверинцев назвал “Слово...” “древним уроком человечности”, В.Чивилихин считает, что “наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм “Слова о полку Игореве”! Это двенадцатый век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине четырнадцатого века...”.

Почему произведение, написанное в 12 веке, по сей день является актуальным и волнует наших современников? Таким образом создается на уроке ситуация эмоционального и интеллектуального поиска.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Воспитанницы объединяются в группы по принципу кооперации. Каждая группа имеет представителей, проводивших исследование с позиций историков, литераторов и географов. Групповая работа состояла из нескольких этапов: обмен информацией, полученной в ходе исследования, ответы на вопросы, обсуждение и представление версии ответа на сформулированный вопрос.

Предлагаю некоторые материалы исследований и проблемных вопросов, на основе которых строилась работа в группах.

Исследования “историков”.

В 1054 году Ярослав Мудрый, оставив пятерых сыновей, умер. Между ними и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил Русскую землю, за исключением Полоцкого княжества, отошедшего потомству старшего брата Изяслава. Порядок престолонаследования был “очередным”, т.е. передавался от брата к брату.

Ярослав Мудрый завещал сыновьям жить в мире и согласии, во всем слушаться старшего брата. Но отцовский завет выполнялся недолго. Между братьями начались усобицы. Самым недовольным оказался Олег Святославович. Он в 1078 г. пошел из Тмутаракани походом на дядей, призвав на помощи половцев, но был разбит.

В 1093 г. Олег, вновь укрепившийся в Тмутаракани, снова напал на Русь. Он хотел вернуть себе Чернигов, завещанный его отцу. В Чернигове правил Владимир Мономах, двоюродный брат Олега, он уступил престол и сам ушел в Переяславль. За беды, причиненные Руси, Олега Святославича прозвали Гориславичем.

Только в 1113 году, двадцать лет спустя, Владимир Мономах стал киевским князем. За 12 лет его княжения отчасти было восстановлено отчасти единство Руси. И после его смерти, во время правления его сына Мстислава, никто не решался нарушить установленный мир. Но после его смерти начались распри среди потомков Мономаха, чем сразу же воспользовались потомки Олега Гориславича. Спокойствию Руси пришел конец.

С этого момента до 1185 года - даты похода Игоря Святославича на половцев, о котором речь в “Слове...”,- более пятидесяти*лет. За это время произошли огромные перемены. Наиболее сильной становится Ростово-Суздальская земля, а наиболее сильным и влиятельным князем Юрий Долгорукий. В 1169 году войско во главе с его сыном Андреем Боголюбским штурмом берет Киев и предает его страшному разгрому. Был подожжен Киево-Печерский монастырь, святыня христианской Руси. Но Боголюбский не остается править в Киеве, а остается у себя во Владимире, в Киев же отправляет младшего брата Глеба. Это говорит о том, что Киев потерял к тому времени свое значение как центр Русской земли.

Соперничество среди русских князей продолжалось. На княжеском съезде в Любече было провозглашено: “Кождо да держит отчизну свою”. Но князья не только держали отчизну свою, а стремились захватить или ограбить земли других князей. Игорь Святославович (главный герой “Слова...”), правивший в Новгороде-Северском в Черниговской земле, незадолго до похода на половцев “взял на щит” город Глебов у Переяславля, “кровопролитье сотворил в земле христианской”, “не пощадил христиан”. Об этом рассказывает “Киевская летопись”. Игорь причинил христианам такие беды, что “живые мертвым завидуют”. А в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом и племянником Святославом Ольговичем выступает в поход на половцев.

“Слово..” создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных “полугосударств” - княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов.

...Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки (половцы) народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 в. Распад Киевского государства был вызван новыми экономическими и политическими условиями, создавшимися в связи с ростом производительных сил в местных феодальных центрах.

О походе князя Игоря повествует и Ипатьевская летопись - свод начала 15 в. названный так по имени Ипатьевского монастыря, где она хранилась. В ней описано начало похода Игоря, его брата - Всеволода, племянника - Святослава и сына Владимира и солнечное затмение - недобрый знак для тех, кто в пути, и пленение Игоря, и бегство, и возвращение, и прибытие в Киев.

Русская дружина подошла к Северному донцу 1 мая 1185 года. Воины увидели “солнце, стоящее яко месяц”, наступило полное солнечное затмение. Это считалось недобрым предзнаменованием. Но Игорь решил продолжить поход. 10 мая, в пятницу, - “в пяток”, как говорили тогда,- произошла первая битва с передовыми отрядами половцев. Русские войска обратили их в бегство и захватили богатую добычу. Но за ночь, пока Игоревы войска отдыхали, половцы стали стягиваться со всех сторон к месту ночлега. Утром русские увидели, что их окружили несметная сила.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы знаем об их оценке из двух летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения, он вызывает даже сочувствие достойным поведением во время битвы, раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Исследования “географов”

Истинным, главным героем произведения является вся Русская земля, и в описании её, в создании образа ее автор поднимается до необычайного мастерства. В действие “Слова” втянуты огромные географические пространства. Половецкая степь (“страна незнаема”), Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Рось и Сула, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Стугна, Немига, а из городов - Корсунь, Тмуторокань, Киев. Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др.-вся Русская земля находится в поле зрения автора.

Мы словно смотрим с высоты полета. Перед нами степь до самого горизонта, над нею вольные ветры. Тучи пыли, прикрывшие поля, создают представление о бесконечном множестве вражеских полчищ.

Подобно Ярославу Галицкому, прозванному Осмомыслом, престол которого господствует над Венгрией и Киевом, откуда он обозревает происходящее, автор “Слова” видит Русь как бы с идеальной высоты. Огромность русской земли подчеркивается им одновременностью в разных её концах: “девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева”, “трубы трубят в Новегороде, стоят стязи в Путивле”, “кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве” и т.д.

Таким же обостренным слухом и зрением автор наделяет и своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонят к заутрене рано у святой Софии в колокола - он в Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в золотое стремя в городе Тмуторокани - тот звон слышал великий Ярослав, а Владимир Мономах всякое утро уши себе закладывал в Чернигове.

Широкое пространство действия объединяется гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав, по выражению “Слова”, хитростями подперся на коней и скакнул ко городу Киеву и доткнулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем. В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава...

В обширных пространствах Руси могущество героев приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.

Такою же грандиозностью отличается и пейзаж: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут., быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги составляют фон, на котором развертываются действия, передают ощущение бескрайности.

Ярославна обращается в плаче к ветру, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана .

Реки вступают в беседу с князем Игорем, человеческим разумом звери и птицы.

Образ Родины как бы противостоит образу пустынной половецкой степи - “стране незнаемой”, её яругам (оврагам), холмам, болотам и “грязивым” местам.

Исследование “литераторов” по теме “Загадочность образа Ярославны”.

Возможно, по предположениям ученым, звали её Ефросинья. Она дочь князя Галицкого Ярослава, которого звали Осмомыслом за его ум. В жизни Ярославны не все ясно. Одни ученые говорят, что она была матерью шестерых детей Игоря. Старшему сыну Владимиру исполнилось 15 лет, он был князем Путивля. Он ушел вместе с отцом в поход. Другие ученые считают, что Ярославна была второй женой Игоря и вышла замуж за него в 1184, и тогда ей было не больше 20 лет.

Голос Ярославны слышится на Дунае. Он очень далек от Путивля. Голос Ярославны летит над всей Русской землей - ведь это голос скорби народной. Поэтический образ, в котором можно услышать плач всей Руси, стонущей от вражеского нашествия, для которого поражение Игорева войска “открыло ворота”. Плач Ярославны на стенах Путивля - это свидетельство смелости, самоотверженности героини. Из летописи видно, что Путивль оказался в кольце половецких войск, что деревянные стены его горели.

В переводе Заболоцкого появляется еще одна деталь. Сравним подлинник и перевод.

“На Дунай Ярославнъ гласъ ся слышить”,- так в подлиннике.

“Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей”,- так в переводе. Это пояснение, скорее всего не придуманное, а появившееся как развитие образа в сознании современного человека. Ведь Ярославна родом из Галицкой земли. Заболоцкий называет её молодой, соглашаясь с читателями и исследователями, которые считают, что она стала женой Игоря за год до похода. Тоскуя о муже, она летит мыслью в родные края, хочет поведать о своем горе.

Почему плач? Плач - одна из форм народной поэзии. Плакать - значило не только печалиться и лить слезы, в плачах передавались и скорбь, и раздумья о жизни, подчас и гнев против враждебных обстоятельств, и стремление преодолеть несправедливость судьбы. Ярославна верна народному обычаю - и это сближает её со всеми матерями, женами, сестрами.

Почему Ярославну называют по отчеству, а не по имени? Женщин в древней Руси называли по отчеству, потому что её положение определялось положением отца или мужа. В этом можно увидеть и другой смысл, сохранившийся в народе до сих пор: по отчеству называют человека уважаемого.

Почему Ярославна называет себя зегзица (кукушка)? Ярославна находится в Путивле. у старшего брата, против которого не смели воевать, так он был достаточно силен. Она словно кукушка, находится в чужом гнезде. В художественном сознании народа кукушка - птица вещая. Она колдунья - предсказательница. Из глубокой древности пришли пословицы: “Кукушка кукует - горе вещует”, “Сколько раз кукушка прокукует – столько и проживешь”. А Ярославне надо заклясть, заколдовать силы природы, обратить их на помощь Игорю и его воинам. Изображение художника - гравёра В.А.Фаворского Ярославны таково: она простирает руки над полями, рощами, крестьянскими избами - над всем неохватным миром. В статной фигуре чувствуется и мольба, и величавое достоинство. Её плач в изображении художника - это не только заклинание, но и благословение.

На втором этапе групповой работы каждой группе были предложены вопросы для обсуждения, которые помогли воспитанницам сформулировать вывод и ответить на проблемный вопрос урока.

  • Какие строки произведения говорят о геополитическом положении Руси того времени и характеризуют отношения между соседями? Как это связано с основной идеей произведения?
  • Изменилось ли геополитическое положение Руси после поражения князя Игоря? Как это, по вашему мнению, отразилось на жизни простого народа?
  • Какие изменения в экономгеографическом и политическом положении Руси могли произойти в случае удачного похода князя Игоря, и как это отразилось на жизни простого народа?
  • Какие природные рубежи или особенности географического положения помогали удерживать границы некоторых княжеств земель русских?

Словарь “Слова о полку Игореве”.

аминь истинно, верно
алкати быть голодным
Буй ярый
Боян певец свободы и ратных подвигов
граяти каркать
Даждьбожа внука русские народы
карна от глагола карити (причитать)
касожский название племени Северного Кавказа
кожухи верхняя меховая одежда
поганый нехристь, язычник
половцы степной народ тюркского происхождения 12 в между Дунаем.
паволоки шелковая ткань
желя плач, скорбь
Рюрик князь
Сула река у Переяславля, приток Днепра
Тмуторокань большой город торговый, богатый
червленые щиты окрашивались чернью (ярко розово-красной краской, приготовляемого из насекомого червец)
тур бык дикий
оксамиты бархатная ткань
Троян языческий бог
узорочьи ценные узорчатые ткани
червлена челка конский хвост на древке (означал власть)
чернядь нырковые утки
внуки Стрибога Бог ветра
къмети воины
шеломянем пограничный холм
забрало помост, часть крепостной стены, защищенный с внешней стороны
тисовая кровать тис-кедр, дерево драгоценной породы
кнес конек , брус, на котором держатся доски потолка
болонья низина, плоское место
были, ольберы тюркские племена
в “мытях” период линьки птицы
чага рабыня
шестикрылица сокол
Хорс Бог солнца
бобряный рукав шелковый
гоголь, чернеть нырковые утки
изрони жемчужну душу через злато ожерелье ворот обшивали жемчугом, а душа, считали, выходила через уста и горло
ногита, резана мелкие деньги
сумца копье, дротик
испить шеломом Дону завоевать ту местность, где протекает река

На третьем этапе работы подводятся итоги работы в группе.

Были высказаны разные суждения, но все они были объединены одной мыслью. Проделанная работа позволила прийти к выводу, что патриотизм, государственность, державность - утверждение роли своей страны как великой державы - это исторически обусловленные ценностные ориентиры не утратили своей актуальности и в современном мире. Следует искать опору в жизни, основываясь на общечеловеческих ценностях и законах бытия: нравственность, приоритет государственных интересов, гражданственность, личная ответственность и лидерская позиция, любовь к родным и близким людям, отчий дом. “Слово...” учит любить свою землю, думать широко, прощать обиды и уважать народы.

В конце урока было предложено продолжить исследовательскую работу в области восприятия произведения, высказав свои мысли в сочинении “Что мне говорит сегодня “Слово...”.