Литература
-
Урок нравственности по стихотворению Н.Заболецкого "Не позволяй душе лениться" 2009
Диалогический урок нравственности. Построен как дискуссия по стихотворению.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Драма любви Катерины Измайловой" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Цели урока: рассмотреть сюжет повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", образ главной героини; обратить внимание учащихся на то, как трактовался этот образ в различных произведениях искусства; развить умение анализировать образ героини, умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства.
-
Введение в литературоведение. Основы анализа поэтического произведения. Элективный курс "Постижение поэзии" 2009
Настоящий курс представляет собой углублённое изучение поэтического произведения, что является частью реализации цели литературного образа, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.
-
Педагогические раздумья о работе с учебником-хрестоматией "Человек в мировой художественной культуре" под редакцией Ю.А. Солодовникова 2009
Учебник-хрестоматия под редакцией Ю.А. Солодовникова даёт возможность многогранного приобщения к шедеврам мировой культуры. Учащиеся приобщаются к самостоятельной и вдумчивой работе с первоисточником - историческим или литературным.
-
"Будем человечеством!" (по рассказу А.П. Платонова "Третий сын"). Методическая разработка урока литературы для учащихся II курса учреждений НПО 2009
Своеобразная творческая манера А.П. Платонова вызывает трудности в понимании его произведений, но рассказ-притча «Третий сын» является идеальным материалом для формирования навыков анализа художественного текста на уроках литературы в учреждениях начального профессионального образования с учетом гендерных особенностей обучающихся.
-
Урок литературы "Когда закрывается занавес…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2009
Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» не только позволит обобщить изученное и в процессе обсуждения выявить основную идею произведения, но и будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Инсценировки, в которых участвуют дети, прививают навыки публичного выступления, воспитывают интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе. "В творческой мастерской Александра Сергеевича Пушкина" 2009
На уроке проводится исследование этапов творческого процесса на примере баллады "Песнь о вещем Олеге". Урок проводится с использованием электронного приложения.
-
"Память как духовная опора в жизни человека". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Мальчик в белой рубахе" 2009
В предлагаемых материалах мы обращаемся к творчеству В. П. Астафьева. Мы предлагаем ребятам повторить эпизоды автобиографии Виктора Петровича, приготовить презентацию по биографии, собрать материал об Астафьеве из воспоминаний знакомых и близких ему людей. Рассказ "Мальчик в белой рубахе" может быть прочитан или прослушан в классе.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Здравствуй, страна Литературия!" 2009
Урок внеклассного чтения в форме путешествия позволит пятиклассникам проверить свои знания на начальном этапе изучения литературы. Во время путешествия учащиеся будут вовлечены в соревновательную игру, в ходе которой они ответят на вопросы из разных областей литературы (мифы, литературная и фольклорная сказка, басня, литература Древней Руси), выполнят тестовые задания и разгадают чайнворд.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "Японские хокку" (по программе Л.Занкова) 2009
Урок знакомит учащихся с творчеством классиков японской литературы Мапуо Басе и Кобаяси Исса, дает представление о способах построения хокку, историей возникновения и развития, позволяет учащимся наблюдать за особенностями мироощущения японского народа, знакомит с его бытом.
-
Урок литературы с компьютерной поддержкой в 9-м классе по теме "Галерея помещиков" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" 2009
Использование компьютера позволяет развивать познавательный интерес, успешно решать воспитательные задачи. Данная работа представляет собой опыт использования компьютера и мультимедийного проектора на уроке литературы в 9-м классе во время изучения образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
-
"Истина и правда. Что важнее для русского человека?" 2009
Проблематика урока, литературный материал помогают развивать творческие способности учащегося, его свободное мышление, формировать языковую, культуроведческую компетенции. Учителем применен метод концептуального анализа слова, цель которого - дать по возможности знание о понятии, существующем в сознании человека, расширить знания ученика о мире.
-
Интегрированный урок "Ведь были схватки боевые…" 2009
Интегрированный урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, связанным с Кавказом, учит видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; развивает познавательную и творческую активность учащихся.
-
Развитие критического мышления через чтение и письмо 2009
Использование на уроках литературы такого приема, как чтение с остановками, помогает учителю сделать изучение художественного произведения интересным, увлекательным занятием, развивает у детей умение критически мыслить, формирует навыки прогнозирования событий и обобщения изученного.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Времена года в поэзии и музыке" 2009
Данный урок позволяет учащимся применить полученные ранее знания по анализу стихотворений и музыкальных произведений. Анализируя стихи и музыку, учащиеся сопоставляют их воздействие на человека. На уроке развивается умение учеников устанавливать межпредметные связи, развивать речеведческие навыки и абстрактно-логическое мышление.
-
Программа элективного курса "Духовно–нравственные ценности моей малой родины" 2009
Одним из аспектов программы курса является знакомство с литературно-художественным богатством родного села, с основами христианской нравственности и морали. Произведения писателей-земляков помогут открыть многие нравственные истины, духовно обогатят, тем самым помогут становлению и формированию личности.
-
Использование мультимедийной презентации на уроках русской литературы в 5-м классе "По страницам любимых сказок" 2009
Цели: повторить пройденный материал; закрепить знания по устному народному творчеству; пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству, к литературе как средству выражения мысли, чувства, отношения.
-
"Нечаянный случай все расстроил и переменил…" 2009
Главная задача учителя - помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл. Поэтому каждый методический прием должен работать на усиление эмоционального восприятия произведения. Одним из таких приемов является чтение вслух учителем и подготовленными учениками. Важно после чтения задать такие вопросы, которые заставят думать ученика.
-
Урок литературы в 8-м классе по повести Франсуазы Саган "Здравствуй, Азбука нравственности" 2009
Учащиеся размышляют над вечными нравственными проблемами, которые являются особо интересными и актуальными для ребят этого возраста. Урок, построенный в виде фрагмента "азбуки нравственности", имеет воспитательное значение.
-
Викторина "Литературный калейдоскоп" для учащихся 10-х классов 2009
Данная работа предлагает обобщенный материал по литературе (8-10-е классы), представленный в виде конкурсных заданий разного уровня сложности. Делается упор на хорошее знание учащимися текстов изученных произведений, на умение анализировать прочитанное.
-
А.С. Пушкин "Повести покойного И.П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Серия ироков "История блудной дочери" 2009
Методический материал представляет систему уроков по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" с использованием базовой модели урока в ТРКМЧП и стратегии "Шесть шляп мышления".
-
Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение 2009
Урок исследовательского характера позволяет рассмотреть поэму в единстве формы и содержания: выявить взаимосвязь между жанром, композицией, размером, художественными приемами. Задания исследовательского характера и интеграция с историей, изобразительным искусством и музыкой позволяют активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся 8-го класса.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба" 2009
Урок о неразрывной связи человека и природы, о бережном и ответственном отношении ко всему, что его окружает. Урок формирует интерес к литературе Красноярского края, развивает умение анализировать, сравнивать и обобщать, высказывать свое мнение. Урок помогает учащимся увидеть удивительный мир птиц в его многообразии и многозвучии, сопоставлять с миром людей.
-
Обобщающий урок по теме "Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Цель урока - не только обобщить знания учащихся на тему "Галерея образов помещиков", но и познакомить учащихся с различной трактовкой этих типов, а также выявить мнения самих учащихся. Учащимся предлагаются высказывания критиков и задается вопрос: какое из этих мнений ближе вашему восприятию поэмы и почему? Предлагаются и индивидуальные задания.
-
Русский и американский символизм: сходство и различие 2009
Цели урока: обобщение знаний учащихся об эстетическо-философском направлении символизм в русской и американской литературе; развитие навыков лингво-стилитического анализа художественного текста; обучение основам поэтического перевода с применением изобразительно-выразительных средств символистской эстетики; приобщение учащихся к мировой культуре, развитие чувства прекрасного.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Мой Север, скупой чародей!" по произведениям Б.В. Шергина 2009
В курсе литературы в 5-м классе изучается тема "Сходные и различные черты сказок авторской и народной". Учитывая региональный компонент и богатое наследие северных писателей, предлагаю свой вариант освоения данного учебного материала. Учащиеся на уроке не только знакомятся со сказками Б.В. Шергина, но и делают на примере некоторых из них сравнительный анализ авторской и народной сказок.
-
Неделя русского языка и литературы "С русским поклоном березке!" 2009
Предлагаемая неделя русского языка и литературы посвящена берёзке, издавна считающейся символом России, символом Родины. Каждый день Недели имеет свою тему, своё название. Мероприятия разработаны с учётом возрастных особенностей школьников. Помощь учителю-словеснику оказывают учителя музыки, ИЗО, труда, биологии.
-
Сценарий бала 2008 года 2009
Данная работа будет интересна учителям русского языка и литературы, активно работающим над развитием творческих способностей детей. Бал - заметное событие в жизни школы. И, конечно, подготовка к нему отнимает много сил и времени, ведь она включает не только написание сценария, но и постановку танцев.
-
Урок литературы в 6-м классе "Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2009
Тип урока - мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы. У учащихся формируются нравственные ценности и установки. Использование возможностей мультимедийного оборудования способствует успешному решению учебных и творческих задач, повышению качества образования.
-
Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды" 2009
На примере героев романа В. Дудинцева "Белые одежды" учащиеся рассматривают, как проблемы генетики отражаются в литературе. В ходе конференции обращается внимание на анализ процессов деления клетки, строение хромосом. Ребята пытаются осмыслить основные проблемы произведения, учатся анализировать и делать выводы, а также работе с различными источниками информации.