Литература
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "Японские хокку" (по программе Л.Занкова) 2009
Урок знакомит учащихся с творчеством классиков японской литературы Мапуо Басе и Кобаяси Исса, дает представление о способах построения хокку, историей возникновения и развития, позволяет учащимся наблюдать за особенностями мироощущения японского народа, знакомит с его бытом.
-
Урок литературы с компьютерной поддержкой в 9-м классе по теме "Галерея помещиков" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" 2009
Использование компьютера позволяет развивать познавательный интерес, успешно решать воспитательные задачи. Данная работа представляет собой опыт использования компьютера и мультимедийного проектора на уроке литературы в 9-м классе во время изучения образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
-
"Истина и правда. Что важнее для русского человека?" 2009
Проблематика урока, литературный материал помогают развивать творческие способности учащегося, его свободное мышление, формировать языковую, культуроведческую компетенции. Учителем применен метод концептуального анализа слова, цель которого - дать по возможности знание о понятии, существующем в сознании человека, расширить знания ученика о мире.
-
Интегрированный урок "Ведь были схватки боевые…" 2009
Интегрированный урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, связанным с Кавказом, учит видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; развивает познавательную и творческую активность учащихся.
-
Развитие критического мышления через чтение и письмо 2009
Использование на уроках литературы такого приема, как чтение с остановками, помогает учителю сделать изучение художественного произведения интересным, увлекательным занятием, развивает у детей умение критически мыслить, формирует навыки прогнозирования событий и обобщения изученного.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Времена года в поэзии и музыке" 2009
Данный урок позволяет учащимся применить полученные ранее знания по анализу стихотворений и музыкальных произведений. Анализируя стихи и музыку, учащиеся сопоставляют их воздействие на человека. На уроке развивается умение учеников устанавливать межпредметные связи, развивать речеведческие навыки и абстрактно-логическое мышление.
-
Программа элективного курса "Духовно–нравственные ценности моей малой родины" 2009
Одним из аспектов программы курса является знакомство с литературно-художественным богатством родного села, с основами христианской нравственности и морали. Произведения писателей-земляков помогут открыть многие нравственные истины, духовно обогатят, тем самым помогут становлению и формированию личности.
-
Использование мультимедийной презентации на уроках русской литературы в 5-м классе "По страницам любимых сказок" 2009
Цели: повторить пройденный материал; закрепить знания по устному народному творчеству; пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству, к литературе как средству выражения мысли, чувства, отношения.
-
"Нечаянный случай все расстроил и переменил…" 2009
Главная задача учителя - помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл. Поэтому каждый методический прием должен работать на усиление эмоционального восприятия произведения. Одним из таких приемов является чтение вслух учителем и подготовленными учениками. Важно после чтения задать такие вопросы, которые заставят думать ученика.
-
Урок литературы в 8-м классе по повести Франсуазы Саган "Здравствуй, Азбука нравственности" 2009
Учащиеся размышляют над вечными нравственными проблемами, которые являются особо интересными и актуальными для ребят этого возраста. Урок, построенный в виде фрагмента "азбуки нравственности", имеет воспитательное значение.
-
Викторина "Литературный калейдоскоп" для учащихся 10-х классов 2009
Данная работа предлагает обобщенный материал по литературе (8-10-е классы), представленный в виде конкурсных заданий разного уровня сложности. Делается упор на хорошее знание учащимися текстов изученных произведений, на умение анализировать прочитанное.
-
А.С. Пушкин "Повести покойного И.П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Серия ироков "История блудной дочери" 2009
Методический материал представляет систему уроков по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" с использованием базовой модели урока в ТРКМЧП и стратегии "Шесть шляп мышления".
-
Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение 2009
Урок исследовательского характера позволяет рассмотреть поэму в единстве формы и содержания: выявить взаимосвязь между жанром, композицией, размером, художественными приемами. Задания исследовательского характера и интеграция с историей, изобразительным искусством и музыкой позволяют активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся 8-го класса.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба" 2009
Урок о неразрывной связи человека и природы, о бережном и ответственном отношении ко всему, что его окружает. Урок формирует интерес к литературе Красноярского края, развивает умение анализировать, сравнивать и обобщать, высказывать свое мнение. Урок помогает учащимся увидеть удивительный мир птиц в его многообразии и многозвучии, сопоставлять с миром людей.
-
Обобщающий урок по теме "Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Цель урока - не только обобщить знания учащихся на тему "Галерея образов помещиков", но и познакомить учащихся с различной трактовкой этих типов, а также выявить мнения самих учащихся. Учащимся предлагаются высказывания критиков и задается вопрос: какое из этих мнений ближе вашему восприятию поэмы и почему? Предлагаются и индивидуальные задания.
-
Русский и американский символизм: сходство и различие 2009
Цели урока: обобщение знаний учащихся об эстетическо-философском направлении символизм в русской и американской литературе; развитие навыков лингво-стилитического анализа художественного текста; обучение основам поэтического перевода с применением изобразительно-выразительных средств символистской эстетики; приобщение учащихся к мировой культуре, развитие чувства прекрасного.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Мой Север, скупой чародей!" по произведениям Б.В. Шергина 2009
В курсе литературы в 5-м классе изучается тема "Сходные и различные черты сказок авторской и народной". Учитывая региональный компонент и богатое наследие северных писателей, предлагаю свой вариант освоения данного учебного материала. Учащиеся на уроке не только знакомятся со сказками Б.В. Шергина, но и делают на примере некоторых из них сравнительный анализ авторской и народной сказок.
-
Неделя русского языка и литературы "С русским поклоном березке!" 2009
Предлагаемая неделя русского языка и литературы посвящена берёзке, издавна считающейся символом России, символом Родины. Каждый день Недели имеет свою тему, своё название. Мероприятия разработаны с учётом возрастных особенностей школьников. Помощь учителю-словеснику оказывают учителя музыки, ИЗО, труда, биологии.
-
Сценарий бала 2008 года 2009
Данная работа будет интересна учителям русского языка и литературы, активно работающим над развитием творческих способностей детей. Бал - заметное событие в жизни школы. И, конечно, подготовка к нему отнимает много сил и времени, ведь она включает не только написание сценария, но и постановку танцев.
-
Урок литературы в 6-м классе "Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2009
Тип урока - мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы. У учащихся формируются нравственные ценности и установки. Использование возможностей мультимедийного оборудования способствует успешному решению учебных и творческих задач, повышению качества образования.
-
Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды" 2009
На примере героев романа В. Дудинцева "Белые одежды" учащиеся рассматривают, как проблемы генетики отражаются в литературе. В ходе конференции обращается внимание на анализ процессов деления клетки, строение хромосом. Ребята пытаются осмыслить основные проблемы произведения, учатся анализировать и делать выводы, а также работе с различными источниками информации.
-
Праздник книги. "Книга в кругу читателей" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо") 2009
Урок формирует у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге; на примере книг у учащихся воспитывается любовь к жизни.
-
Активизация читательской деятельности на уроках литературы 2009
Для активизации читательской деятельности необходимо использовать все известные приёмы и методы. Проведение разных форм уроков, на мой взгляд, способствует воспитанию читательского интереса к изученным произведениям, активизации мыслительной деятельности на уроке, развитию навыков работы с текстом и умению пользоваться полученными знаниями.
-
Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" 2009
Данная статья представляет собой разработку урока литературы для 9-го класса по изучению произведения Ф.М. Достоевского "Белые ночи". В ходе урока учащиеся работают с текстом произведения, используется презентация, составленная учителем, проверяется знание текста (используются тесты, составленные в программе Microsoft Office Excel 2003).
-
Урок литературы "Путешествие в Ясную Поляну" 2009
Урок-заочная экскурсия стал заключительным этапом в изучении биографии Л.Н. Толстого в 10-м классе. Подготовительная работа проводилась в два этапа: сбор и обработка материала; составление сценария заочной экскурсии. В ходе поисковой работы школьники обменивались источниками. Работа проводилась под наблюдением учителя. Завершив поиск и сбор материала преступили ко второму этапу подготовки - составлению сценария заочной экскурсии. Самостоятельно десятиклассники выбирали ведущего-экскурсовода, который должен был проводить свою часть экскурсии по Ясной Поляне.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Своеобразие художественного мира повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
В практику школьного обучения уже прочно вошла игра. Использование ролевой игры способствует развитию общеучебных и частнопредметных умений и навыков, особенно умений и навыков речемыслительной деятельности. Другая же задача игры - создание благоприятной атмосферы на уроке. Конспект урока отражает, как можно совместить нетрадиционные и традиционные методы.
-
"Последний бой майора Пугачева" В.Шаламова. 8-й класс (дифференцированное обучение) 2009
Дифференцированное обучение необходимо в современной школе, поскольку помогает ученику, выполняющему посильные задания, испытать радость узнавания. Рассказ Шаламова отражает целую эпоху в жизни нашей страны, которую подрастающее поколение должно знать и изучать.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" - стихотворный молитвенник раннего А.Блока 2009
Данный урок проводится в 11-м классе при изучении раннего творчества А.А. Блока. Судьба, философские воззрения поэта позволят развить представление об исторической действительности начала ХХ века, познакомить с творческим началом в литературе А.Блока, закрепить теоретические сведения о символизме, обобщить навыки анализа поэтического произведения.
-
Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", "Преданья старины глубокой" 2009
Данная игра проводится в 5-м классе как урок обобщения и систематизации полученных знаний. Игроки делятся на две команды, которые отвечают на вопросы поочередно. Содержание урока разбито на несколько блоков: конкурс капитанов, лексическая работа, мифические персонажи, история Головы, соперники Руслана, история Финна, теория литературы, жанр поэмы, конкурс рисунков.
-
Художественное своебразие повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (урок литературы в 6-м классе) 2009
Урок проводится с целью выявить роль художественных средств выразительности (пейзажа, интерьера, художественной детали, портрета, цветовой гаммы, изобразительно-выразительных средств) в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”.