Сегодня для нас за семью печатями скрыто художественное произведение. Уже несколько десятков лет над ним не властно время. Это произведение знают все, но чтобы отгадать его название, нам предстоит провести целое историко-литературное исследование.
Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов - 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения об этом замечательном произведении и его авторе, но назвать его сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.
Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.
Итак, мы начинаем наше расследование.
Время первой печати.
При рождении автора задуманного нами произведения его мать сделала следующую запись в своей памятной книжке: "1818 года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра". Родители нашего героя, как богатые и состоятельные дворяне, заботились о воспитании и образовании своих детей, и уже в детстве наш герой свободно говорил на трех языках и читал произведения классиков мировой литературы в оригинале.
Ломоносов, Сумароков, Кантемир, Херасков - с произведениями этих писателей 18 века наш герой был знаком уже с 8-9 лет; известный на всю Россию поэт и баснописец Иван Дмитриев часто бывал в доме, где вырос наш герой, иногда там гостили поэты Александр Плещеев и Василий Жуковский.
В 1827 году семья переезжает в Москву, так как детей нужно готовить к поступлению в высшие учебные заведения. Нашего героя родители определили в частный пансион, и, несмотря на тяжесть перехода от домашнего к казенному воспитанию, учился он хорошо. Литература и в особенности поэзия были предметом всеобщего поклонения. Мальчики заучивали наизусть стихи Пушкина, Жуковского, Баратынского, Дельвига, составляли рукописные тетради из произведений любимых поэтов, устраивали литературные вечера. В большом почете у воспитанников пансиона были немецкие романтики, композитор Шуберт, поэт Шиллер. Стихия поэзии с детских лет вошла в душу нашего героя и пленила его.
Неудивительно, что спустя почти семьдесят лет на заседании Общества любителей российской словесности, посвященном памяти нашего героя, свои стихи о нем читал известнейший поэт Серебряного века, стихи которого знал каждый гимназист, Константин Бальмонт.
Вопрос первой печати.
Перед вами это стихотворение К. Бальмонта (с небольшими сокращениями). Назовите имя нашего героя, автора задуманного произведения, а также его произведения, о которых идет речь в стихотворении Бальмонта.
Уходят дни. И вот уж десять лет
Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась.
Но смерти дл твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась.
Ты заслужил его. Во тьме невзгоды,
Когда под тяжким гнетом. Край родной,
Томясь напрасной жаждою свободы,
Переживал мучительные годы,
Ты был исполнен думою одной:
Кумир неволи сбросить с пьедестала,
Живой волной ударить в берега,
Сломить ту силу, что умы сковала,-
И ты поклялся клятвой Ганнибала -
Жить лишь затем, чтоб растоптать врага.
И ты спустился в темные пучины
Народной жизни, горькой и простой,
Пленяющей печальной красотой,
И подсмотрел цветы средь грязной тины,
Средь грубости - любви порыв святой.
И слился ты с той светлою плеядой,
Пред чьим огнем рассеялася тьма,
Пред чьим теплом растаяла зима;
Нахлынули борцы живой громадой-
И пала крепостничества тюрьма.
Но в этот миг зиждительный и чудный,
Ты не хотел душою отдохнуть,
Святым огнем твоя горела грудь,
И вот опять - далекий, многотрудный,
Перед тобой открылся новый путь.
Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!
Сирень, и резеда, и эпомеи,
И георгины гордые цветут.
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты, -
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Пусть мы с тобой разлучены судьбою
Уж десять невозвратных долгих лет,
Но ты, наш друг, учитель и поэт,
Средь нас живешь! Сверкает над тобою
Бессмертия нетленный, чистый свет!
Команды дают ответы (И.С. Тургенев, "Записки охотника", "Дворянское гнездо", "Накануне". "Ася"). Жюри подводит итоги, комментирует:
"Клятва Ганнибала" - это клятва бороться с крепостным правом, данная Тургеневым самому себе. "Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться: Это была моя Аннибаловская клятва, и не я один дал ее себе тогда", - писал Тургенев в своих воспоминаниях.
Время второй печати.
И.С.Тургенев не сразу решил стать писателем, его влекла философия, изучать которую после окончания Петербургского университета он отправился в Германию. Но в 1845 году И.С. Тургенев принял окончательное решение посвятить себя писательской деятельности. Огромную роль в этом сыграла встреча будущего писателя с сотрудником журнала "Отечественные записки", а потом "Современник", возглавлявшим литературно-критические отделы этих журналов. "Необыкновенный поэтический талант", "верную наблюдательность", "глубокую мысль" отметил критик в первых произведениях Тургенева.
Знакомство скоро перешло в искреннюю дружбу. Под влиянием друга складывались литературно-эстетические взгляды Тургенева, развивались его художественный вкус, восприятие родного зыка, к гармонии и красоте которого, по словам писателя, критик "был чуток как никто".Общение со столь значительным человеком Тургенев считал выдающимся событием своей жизни. Его памяти посвятил И.С. Тургенев то произведение, название которого пока хранится "за семью печатями".
Но этого человека считал своим другом и учителем также другой великий литератор 19 века Н.А. Некрасов.
Вопрос второй печати.
Прослушайте стихотворение Н.А. Некрасова, посвященное знаменитому критику, и назовите его имя:
Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели;
Кипел, горел - и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен-
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен:
Твой труд живет и долго не умрет,
А ты погиб, несчастлив и незнаем!
И с дерева неведомого плод,
Беспечные, беспечно мы вкушаем.
Команды дают ответы (В.Г. Белинский). Жюри подводит итоги, комментирует. Тургенев посвящает свое произведение Белинскому потому, что в образе главного героя воплотил свои раздумья о людях типа Белинского, психологические черты этого типа, видел во взглядах Белинского истоки философских и эстетических учений революционеров-демократов 60-х годов.
Время третьей печати.
Окрыленный успехом и поддержкой В.Г.Белинского, Тургенев вдохновенно работает, из-под его пера выходит множество поэтических и драматических произведений. Под влиянием авторитетного критика Тургенев обратился к изображению народной жизни, создал цикл очерков, получивший название "Записки охотника". Когда же было написано произведение, о котором идет речь в сегодняшнее игре?
"Блаженное последнее слово" было написано 20 июля знаменательного для России года.
Вопрос третьей печати.
Назовите год, когда в России произошло главное событие 19 века, о котором Некрасов так писал в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо":
Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!
Команды дают ответы (1861- год отмены крепостного права). Жюри подводит итоги.
Время четвертой печати.
Итак, до середины 50-х годов 19 века И.С. Тургенев писал очерки, рассказы, пьесы в основном на "крестьянскую тему". Однако он стремится расширить тематику своих произведений, все больше его занимает жизнь русского дворянства, и он приходит к мысли расстаться с темой деревни. "Мужички совсем одолели нас в литературе,- писал Тургенев в одном из писем. - Оно бы ничего, но я начинаю подозревать, что мы, так много возившиеся с ними, все-таки ничего в них не смыслим". Отныне главное внимание Тургенев сосредоточил на изображении жизни представителей дворянской интеллигенции. Новая тематика требовала и новых форм: "Надобно пойти другой дорогой - надобно найти ее, раскланяться навсегда со старой манерой. Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции: чтобы влить их потом в маленькие скляночки - нюхайте, мол, почтенные читатели - откупорьте и нюхайте - не правда ли пахнет русским типом? Довольно - довольно! Но вот вопрос: способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии:" - и с 1855 года Тургенев пишет целый ряд произведений в новом для себя жанре.
Вопрос четвертой печати.
Послушайте, как определяет жанр загаданного нами произведения "Словарь литературоведческих терминов" (С.П. Белокурова СПб.: Паритет, 2006), и назовите его:
"Произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства жанра: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений; постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.
Команды дают ответы (роман). Жюри подводит итоги, комментирует. Произведение Тургенева называют социально- психологическим романом, некоторые исследователи - идеологическим романом.
Время пятой печати.
Итак, время создания романа Тургенева - 1861 год, но действие в нем происходит накануне крестьянской реформы. Тургенев показывает, что раскол прошел через основу общества - дворянскую семью, для которой и создавалось усилиями многих поколений дворянское гнездо, строилось сословно крепостническое государство. Старшие представители дворянской семьи пытаются защитить свое прошлое, мирное и уютное семейное гнездо, высокие принципы и культуру, многое видят и понимают правильно, но не обладают должной силой, энергическим умом и дальновидностью, беспомощны перед надвигающимся потрясением. Вот один из них, мягкий, безвольный, "старый романтик", вдохновенно декламирует, обращаясь к своему увлекшемуся передовыми идеями сыну:
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Сын смотрит на отца с удивлением: поэзия, как и искусство вообще, для молодого поколения "романтизм", "вздор", символ уходящей эпохи, для Тургенева же это непреходящая ценность. Тургенев писал, что поэт, автор этих строк, был для него в пору юности "чем-то вроде полубога", которому он и его сверстники "поклонялись". Когда поэт погиб, Тургенев не только был у его гроба, но и обратился к слуге поэта с просьбой срезать на память небольшой локон волос покойного, и эту священную для себя реликвию он всю жизнь носил в медальоне.
Вопрос пятой печати.
Назовите автора прозвучавших поэтических строк и произведение, откуда они взяты.
Команды дают ответы (А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"). Жюри подводит итоги, комментирует:
В своем романе Тургенев отразил характерное для революционеров-демократов отношение к Пушкину: Белинский критиковал Пушкина за "отсталость", Писарев считал Пушкина виноватым во всем, за что можно упрекнуть Евгения Онегина, в пошлости и умственной косности высшего русского сословия начала 19 века: "Пушкин оправдывает и поддерживает своим авторитетом робость, беспечность и неповоротливость индивидуальной мысли:". Дело в том, что теоретики "чистого искусства" сделали Пушкина своим знаменем, и часть революционной молодежи невольно перенесла неприятие "чистого искусства" на Пушкина.
Время шестой печати.
Главный герой романа, умный и самоуверенный разночинец, неутомимый труженик и практик, могучая и трагическая фигура, проходит на страницах романа через ряд испытаний, и последнее из них - испытание смертью, которое он, как и все предыдущие, выдерживает с честью.
Тургенев заканчивает роман реквиемом главному герою - так торжественно писатель не прощался ни с одним из своих героев: "Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам: Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре: К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем:"
По мнению искусствоведов, эти строки навеяли известному русскому художнику сюжет для его картины "Старики - родители на могиле сына".
Вопрос шестой печати.
Посмотрите на эту репродукцию и на репродукции других картин этого художника и назовите фамилию автора.
Команды дают ответы (В.Г. Перов). Жюри подводит итоги, комментирует: В. Перов, крупнейший художник десятилетия "критического реализма", член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, обличал в своих жанровых картинах темные стороны русской жизни. Но ко второй половине 60-х годов гневное обличение в его картинах сменяется настроениями скорби и печали. Серо-коричневая гамма его полотен создает настроение скорби и печали, соответствующее драматическим сюжетам из жизни страдающих, обездоленных людей. Несовместимость гуманистических идеалов и страшной реальности явилась причиной горьких раздумий художника.
Время седьмой печати.
После своего появления роман Тургенева, особенно образ его главного героя, вызвал самые яростные споры и обвинения. Вот что писал критик М. А. Антонович: "Он (герой) представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется: Всех вообще подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию:".Это " не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом: и притом карикатура самая злостная". В защиту главного героя выступили многие критики и писатели, вот мнение одного из них: "С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы: Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм".
Вопрос седьмой печати.
Посмотрите фрагмент фильма, назовите произведение, по которому поставлен фильм, и фамилию автора этого произведения и выше прозвучавших слов.
Команды дают ответы ("Преступление и наказание", Ф.М. Достоевский). Жюри подводит итоги.
Итак, подошло время назвать задуманное в сегодняшней игре произведение. Право сделать это предоставляется команде, набравшей наибольшее количество печатей.
Команда дает ответ - "Отцы и дети"
Ведущий комментирует:
"Отцы и дети" - одна из "вечных" книг русской литературы. Почти полтора века вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что книга запечатлела вечный и неизбежный для истории момент смены поколений. В 2008 году исполнилось 190 лет со дня рождения автора великой книги, И.С. Тургенева.
Литература:
- Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов.- СПб.: Паритет, 2006.
- Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Худож. Лит.. 1983.
- Жизнь и творчество И.С. Тургенева: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М.: Дет. лит.. 1988.
- Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 2002.
- Русские писатели. 19 век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. А. Н. Архангельский, Э. Л. Безносов, В. А. Воропаев и др.- М.: Дрофа, 2000.
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО "ТИД "Русское слово- РС", 2006.
- Тургенев И.с. Избранные сочинения. М.: Худож. лит. 1983.
- Тургенев в школе: Пособие для учителей (Сост. Т.Ф. Курдюмова) - М.: Просвещение, 1981.