Цель: вырабатывать у учащихся умение делать полный анализ произведения, самостоятельно работать с историческим и литературоведческим материалом и готовить по ним сообщения; развивать умение давать сравнительную характеристику героев, выделять и раскрывать основные темы произведения; донести до учащихся гуманистическую идею книги А.Приставкина: все люди – братья.
Ход урока
I. Оформление доски
Анатолий Игнатьевич Приставкин
«Ночевала тучка золотая»
«Правда – это единственное,
что вылечит наше общество»
«Эта книга – моё пережитое.
Я ничего не придумал».
А.Приставкин
Рисунки учащихся к повести
II. А Приставкин – современный сов. писатель. Автор повестей «Рязанка», «Судный день», «Солдат и мальчик», «Ночевала тучка золотая». За последнюю А.Приставкину присуждена Государственная премия СССР.
Сообщение учащихся о Приставкине
III. Беседа по тексту повести
- О чём эта книга? (Каков сюжет повести?)
1. О жизни детдомовцев во время войны
2. О лишении прав, уничтожении сталинским режимом целых народов.
- Какова композиция повести?
- Как показана в повести жизнь ребят в подмосковном детском доме? Что вас особенно поразило в этом описании? (Томилино) «Вся напряжённая жизнь ребят складывалась вокруг мёрзлой картофелинки, картофельных очистков, как верха желаний и мечты, - корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день»
- Как выживали Кузьмёныши? Как дополняли они друг друга? «В четыре руки тащить легче, чем в две, в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре глаза куда вострей, когда надо ухватить где что плохо лежит».
«Две головы Кузьмёнышей варили по-разному. Сашка, как человек миросозерцательный, спокойный, тихий, извлекал из себя идеи. Как, каким образом они возникали в нём, он и сам не знал.
Колька, оборотистый, хваткий, практичный, со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь. Извлечь, то бишь, доход».
- Каково было самое большое желание Кузьмёнышей во время жизни в Томилино? Чем оно было вызвано? (голод)
- Чем была для них хлеборезка? Почему Кузьмёныши решили украсть 3 буханки (бухарика) хлеба?
- Когда в повести впервые возникают строчки «Ночевала тучка золотая»?
- Как получилось, что братья оказались в числе отправленных на Кавказ?
- Что можно сказать о количестве детприёмников и положении в них, если судить по поезду, отправленному на Кавказ?
- Жалко ли детям уезжать из Москвы? (…люди – железные…)
- Как по дороге на Кавказ проявилась изобретательность Кузьмёнышей? (тридцатка, батон)
- Кто такая Регина Петровна? (жена лётчика). Рассказать о встрече с ней? (…по-инострански…)
IV. 1. Сообщения учащихся
1) Историческая справка о Чечне
2) Чтение учителем заметки в журнале «Огонёк» № 42 за 1990г.
2. Беседа по вопросам:
- Что за странные вагоны увидел Колька на станции Кубань?
Что подумал при этом? «…переварить башкой надо…» Переварили ли до сих пор?
« Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы были связаны одной судьбой»
- Куда привезли ребят из московских детских домов? Прочтите описание этих мест. Что странного в нём? Какое чувство оно вызывает?
«Кавказские воды», «Пусто было кругом», «неосознанная тревога», «ужасная догадка»
- Прав ли директор, утверждая, что взрывают мины, оставшиеся после фашистов?
Станица Березовская- Дей Чурт (Могила отцов)
- Какими путями, как попадали люди на Кавказ?
Детдомовцы «Берёзовская 500ч.»
Илья Зверев (Зверёк), проводник, бежит от ответственности за преступление, сторожиха т. Зина (фашисты изнасиловали дочь, страх ответственности)
Демьян Иванович – надежда на новую жизнь, нет никого, инвалид войны
- Что помешало братьям уехать? Почему они откладывают свой отъезд несколько раз? Р.П.
- Почему чеченцы нападают на переселенцев? О чём говорит эпизод с Региной Петровной?
- Рассказать, как погибает Сашка.
Несколько раз автор пишет фразу: «Мы хотели жить»
17.04.44, когда Регина Петровна устраивает день рождения братьям, ребята чувствуют себя счастливыми и опять звучит фраза: Как не хотелось никогда умирать, боже мой!»
- Почему не боится Колька идти открыто в деревню после гибели брата?
«Всё худшее, что могло бы с ним случиться, он знал, уже случилось»
Сашку не просто убили, его распяли. Наверное, это символично.
- Придумывает ли Колька способ мести тому чеченцу, который убил его брата?
«А вот если бы он мне попался, я…не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек?....Я бы сказал: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем?»
- Почему мальчик-чеченец Алхузур и Колька спасают друг друга? О чём говорит тот факт, что Алхузур и Колька стали братьями?
- Когда вновь возникают строчки «Ночевала тучка золотая»? Почему теперь Колька их понимает? (опустошающее чувство одиночества)
V. Выводы
- Итак, какие темы раскрыты в повести?
Какая из них, по-вашему, основная? Что хочет сказать автор, раскрывая эту тему?
Какой нравственный выбор мы должны запомнить?
«Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живы?»
«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»
Д/З: ответить письменно на любой из предложенных вопросов:
1. Почему Регина Петровна путала Кузьмёнышей, а тётя Зина, сторожиха с консервного завода, различила их сразу и никогда не путала. («Но корову, как тётю Зину, обмануть оказалось невозможно»)
2. Можно ли назвать Петра Анисимовича Мешкова, директора колонии, мужественным человеком? Докажите свою точку зрения.
3. Почему Колька не сказал Регине Петровне, что Сашка погиб?