Пояснительная записка.
Стратегическими целями современного образования, изложенными в концепции модернизации российского образования до 2010 г., предписано раскрывать творческий потенциал взаимодействующих субъектов обучения, обеспечивать поле их культурной идентификации, актуализировать структурно-неопределенные элементы и их новые функциональные свойства в общей системе метода обучения.
Анализ современного состояния исследований проблемы формирования в образовательном процессе личности, ориентированной на творческую самореализацию в мире культурных ценностей в контексте целостно-гуманитарного подхода (И.А. Соловцова, И.А. Колесникова), концепции личностно ориентированного образования, рассматривающей мотивационно-смысловую сферу как продукт саморазвития личности ребенка (С.В. Белова, И.В. Лысенко, В.В. Сериков), проблемы формирования субъектной профессионально-личностной позиции обучаемого (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, О.А. Мацкайлова), проблемы построения образовательного процесса не с точки зрения видов деятельности учителя, а с точки зрения создания условий и разработки содержания деятельности учащихся в образовательном процессе (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.А. Смирнов, Т.И. Шамова) свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к проблеме педагогической поддержки смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе. В этом контексте возникают задачи специального психологического анализа функций художественной литературы и разработки соответствующих методов обучения литературе как средств формирования смысловых образований личности. Исходя из того, что процесс обучения литературе должен, прежде всего, явиться введением в область смыслов, в основу данной программы организации материалов художественной литературы положен принцип смысловой общности и уровня смыслового обобщения действительности, представленного в художественных текстах. Процесс обучения в условиях данной программы переориентирован на обучение “смысловой стороне учебной деятельности” в условиях смыслопоискового диалога субъектов образовательного процесса.
Цель курса: интегрировать знания учащихся, полученные в ходе изучения лингвистических дисциплин и литературы, привить навыки и умения в сфере смыслового лингвистического анализа и интерпретации художественного текста с позиций дискурсного подхода.
Задачи курса:
- дать представление об основных принципах и приемах современного смыслового лингвистического анализа и интерпретации художественного текста малого жанра, базирующихся на новейших теоретических исследованиях в данной области;
- познакомить учащихся с особенностями построения художественного дискурса русских писателей начала и конца XX века (сходство эпох);
- представить преемственность в развитии литературного процесса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны
- обладать знаниями как в области теории художественной литературы, так и методов интерпретации художественного текста на базе его лингвистического анализа;
- воспринимать условия развития речевых значений, их актуализацию в рамках компонентов текстовой композиции;
- осознавать процесс формирования смысла текста, ради которого текст читается.
Программа рассчитана на 68 часов ( варианты изучения: 2 часа в неделю в 11 классе или по 1 часу в неделю ( 34 часа) – в 10-м классе, по 1 часу ( 34 часа) – в 11-м классе; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Учебно-тематический план.
№ п\п | Тема и ее примерное содержание | Коли- чество часов |
Виды деятельности учащихся |
1 | Художественный текст и его анализ (основные положения). Основные характеристики художественного текста, интегративный подход к его анализу, проблемы интерпретации художественного текста с позиций дискурсного подхода. | 4 | "Самопредъявление ученика", взаимные договоренности, рефлексивная пауза, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. |
2 | Художественный текст первой четверти XX века: “мир в человеке”. Динамика литературного процесса начала XX века. Активные поиски новых форм и языковых средств выразительности, обусловленные воззрениями времени, историческим процессом; развитие малого жанра. Мотивный анализ и анализ хронотопа как способ интерпретации “целого” текста художественного произведения. | 5 | Диагностика и самодиагностика личностного развития, взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. |
3 | И.А.Бунин. “Холодная осень”. Хронологические рамки изображаемых событий, языковые, речевые, композиционные способы их выражения. Сверхфразовый уровень организации текста рассказа, роль речевого этикета и ключевых лексем (словесное поле текста), номинативно-изобразительных средств в организации смыслового уровня текста. | 3 | Вычленение эпизодов, построение альтернативных сюжетных моделей, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. |
4 |
И.А.Бунин. “Чистый Понедельник”. Смыслообразующая роль прецедентных феноменов, “контекст авторского восприятия” и “контекст интерпретатора”, роль ключевых лексем. Прецедентные феномены как “знаки интертекстуальности”, “знаки истории”. Внетекстовая реальность в рассказе. | 3 | Прерывание чтения на “кульминации”, выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла в целом, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. |
5 | В. Набоков “Звонок”. Смыслообразующая функция речевых структур, речевой композиции, ключевых лексем и их ассоциативного фона, их участие в формировании мотива отчужденности и сложной специфики хронотопа рассказа. | 3 | Вычленение эпизодов, взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла в целом. |
6 | Е.Замятин. “Пещера”. Денотативное и ассоциативное представление времени и пространства, вертикальный и горизонтальный пространственный планы, смысловая доминанта как способ организации образа героя. | 3 | Вычленение эпизодов, построение альтернативных сюжетных моделей, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. |
7 | М.Булгаков. “Собачье сердце”. Лингвокультурная ситуация 20-х годов в рассказе, способы ее создания и выражения авторской интенции (лингвокультурная деталь, речь персонажей, ключевые лексемы, лексемы-символы, аллюзии); интертекстуальные связи текста рассказа. | 3 | Трансформации героев и ситуаций, включение учебных
задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с
альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений
писателя.
|
8 | Б.Пильняк “Смертельное манит”. Проявление воззрений времени (антиномичность иррационального и рационального начал, чувственное восприятие и познание мира как авторская смысловая доминанта). Интертекстуальные связи рассказа (на фоне эпохи первой четверти XX века). | 4 | Прерывание чтения на “кульминации”, выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла в целом, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. |
9 | Г.Газданов. “Фонари”. Коммуникативный дискурс текста.Многозначность текста и апелляция к “стилистике от читателя”. | 4 | Взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. |
10 | Б.К.Зайцев. “Авдотья-смерть”. Приемы построения текста, образ рассказчика, роль речевых структур, ирония как элемент дискурса текста, концептуальная нить повествования. | 3 | Хронотопическое чтение, вычленение эпизодов, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. |
11 | М.Зощенко. “Приятная встреча”. “Лексические приметы” времени, элементы сказа, особенности композиционной структуры и композиционно-речевых построений. | 3 | Трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. |
12 | Русская нетрадиционная проза конца XX века. Литература переходного периода. Нетрадиционная проза, ее направления (“другая” литература, литература постмодернизма, сюрреализма, иронического авангарда, новая антиутопия); особенности нетрадиционной прозы. | 5 | Хронотопическое чтение, диагностика и самодиагностика личностного развития, рефлексивная пауза, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. |
13 | Женская проза в литературном процессе конца XX века. “Т.Толстая. “Петерс”. “Коммуникативная состоятельность” текста рассказа Т.Толстой. Способы раскрытия внутреннего мира и характеристики героя, экспликация мировосприятия автора. Проблемы интертекстуальности. | 4 | Хронотопическое чтение, вычленение эпизодов, определение смыслов эпизодов, построение сообщений с альтернативными смыслами. |
14 | С.Довлатов. “Эмигранты”. Лингвокультурная
деталь, лингвокультурные универсалии и речевые партии героев как способ
создания иронии, характеризации персонажей и авторской интенции; аллюзии
и интертекстуальность.
|
3 | Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. |
15 | А.Ровнер. “Лестница”. Особенности хронотопа, философская символика рассказа | 3 | Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. |
16 | Ю.Мамлеев. “Валюта”. Сюрреалистическое начало текста рассказа, сюрреалистическая деталь,особенности диалога, языковые средства включения “затекстовых” ситуаций, расширяющих смысловое поле текста. | 3 | Взаимодействие, диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом. |
Подготовка проектов, консультации | 4 | Организация ситуаций самостоятельного научения в образовательном процессе, режиссура, взаимодействие, сотворчество, саморефлексия, ролевое моделирование, планирование своей образовательной деятельности. | |
Защита проектов учащихся | 4 | "Самопредъявление ученика", презентация своих достижений в образовании, саморефлексия и самооценка. | |
Итоговое занятие | 1 | Диагностика и самодиагностика личностного развития, саморефлексия и самооценка. | |
Резервные часы( могут быть отведены на самостоятельную работу учащихся). | 3 |
Примерные задания для самостоятельной работы.
- Какие черты текста художественной литературы вы считаете для нее определяющими?
- Что вы понимаете под художественным образом?
- Как вы представляете себе основы дискурсного подхода к анализу и интерпретации художественного текста?
- Чем лингвистический анализ текста отличается от литературоведческого?
- В чем особенность стилистических процессов в литературе начала и конца XX века?
- Какие стилистические черты текста рассказа “Чистый Понедельник” участвуют в сложении его мотивной структуры?
- Каким образом складывается система хронотопа рассказа “Чистый Понедельник”?
- Каков культурный подтекст рассказа “Чистый Понедельник”?
- Как речевая композиция влияет на формирование лейтмотива отчужденности в рассказе “Звонок”?
- Как проявлены особенности идиостиля Набокова в рассказе “Звонок”?
- Почему “Смертельное манит” относят к разновидности сказа?
- В чем особенности хронотопа рассказа “Смертельное манит” и какие стилистические приемы его формируют? Как проявляется притчевое начало в рассказе?
- Какова функция композиции, языковых и грамматических средств в сложении мотивной структуры рассказа “Петерс”? Его интертекстуальные связи?
- В чем особенность русской нетрадиционной прозы конца 20-го века? Каковы ее основные направления?
Примерная тематика проектных работ учащихся.
- Несобственно-прямая речь и ее участие в смыслообразовании в рассказе В.Набокова “Звонок”
- Способы языкового выражения мотива памяти в рассказе Бунина “Чистый понедельник”
- Гендерный аспект нарратива в рассказах Т.Толстой
- Способы создания образа героя в рассказе Т.Толстой “Петерс”
- Мотивная оппозиция жизнь\духовная смерть в рассказе Т.Толстой “Петерс”
- “Другая” литература и ее черты (на примере анализа текста по выбору).
- Постмодернистское начало в русской нетрадиционной прозе (текст по выбору)
- Особенности хронотопа рассказа Б.Пильняка “Смертельное манит”
- Речевые партии героев рассказа Е.Замятина “Пещера” и их функции
- Мотивные особенности рассказа И.А.Бунина “Холодная осень”
- Концепты “дом – бездомье” в рассказе И.А.Бунина “Холодная осень”
- Мотивная структура рассказа И.А.Бунина “Чистый понедельник”
- Культурное пространство Москвы в рассказе И.А.Бунина “Чистый понедельник”
- Проявление идиостиля В,Набокова в рассказе “Звонок”
- Символика цвета, света, звука в рассказе В.Набокова “Звонок”
- Русская нетрадиионная проза (на материале рассказа по выбору)
- Лингвокультурная деталь, лингвокультурная ситуация и лингвокультурные универсалии в рассказе С.Довлатова “Эмигранты”
Учебно-методическое обеспечение программы.
Рекомендуемая литература для учителя.
- Анализ художественного текста. Русская литература XX века. 20-е гг. / Под ред. К.А.Роговой. – СПб., 1997.
- Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. – М., 1992.
- Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. /Учебный практикум. – М., 2003.
- Бабенко Н.Г. Лингвостилистический анализ рассказа Т.Толстой “Петерс” \\ Дидактические аспекты анализа текста. – Саратов, 2003.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПб., 2000.
- Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М., 1996.
- Гореликов М.И. Интерпретация художественного текста: Лингвистический анализ.– М., 2002.
- Купина Н.А., Николина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. – М., 2003.
- Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.
- Левин В.Е. Проза начала века (1900-1920). // История русской литературы. XX век. Серебряный век. – М., 2001.
- Лукин В.А. Анализ художественного текста. – М., 1998.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1996.
- Рогова К.А., Вознесенская И.М., Гончар И.А. и др. Художественный текст в аспекте преподавания РКИ \\ Конгресс МАПРЯЛ. Русское слово в мировой культуре. Т. 2. – СПб., 2003.
- Русская литература XX века. В 2-х тт. / Под ред. Кременцова Л.П. – М., 2003.
- Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература.– М., 2000.
- Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.
- Художественный текст. Структура. Язык. Стиль./ Под ред. Роговой К.А. – СПб., 1993.
- Яценко И.И. Русская нетрадиционная проза. – СПб., 2004.
Рекомендуемая литература для учащихся.
- Белая Г. В. Художественный мир современной прозы. – М.,1993.
- Дедков И.Р. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых–восьмидесятых. – М.: Советский писатель, 1986.
- Ерофеев В. В лабиринтах проклятых вопросов. – М., 1990.
- Иванова Н.Г. Точка зрения. О прозе последних лет. – М., 1988.
- Кузьменко Ю.В. Советская литература: вчера, сегодня, завтра. – М., 1991.
- Ковский В.Т. Литературный процесс 60–70-х годов. – М., 1983.
- Лакшин В.А. “Новый мир” во времена Хрущева. – М., 1991.
- Латынина А.Д. Знаки времени. – М., 1989.
- Нефагина Г.Л. Русская проза ХХ века . – М., 1997.
- Семенова С.С. Преодоление трагедии. – М.,1989.
- Оттепель: 1953–1956. Страницы русской литературы. / Сост. С.Г.Чуприн. – М.,1989.
- Селезнев Ю.В. Златая цепь. – М.: Современник, 1985.
- Суровцев Ю.А. В 70-е годы и сегодня. – М.: Советский писатель, 1985.
- Тевекелян Д.А. День забот: Размышления о городской прозе 60–70-х годов. – М., 1982.
- Ченяк М.С. Путеводитель по новейшей литературе. – СПб., 2002.
- Эпштейн М.М. Парадоксы новизны. – М., 1989.