Цель:
- раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина,
- формировать умение анализировать художественное произведение,
- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся,
- продолжить работу по развитию речи школьников.
- воспитывать у учащихся внимание к слову,
- способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Методы:
- словесный (слово учителя, сообщение детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия)
- наглядный (портрет писателя, рисунки детей, инсценирование)
- активная методика распределения заданий.
Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися заранее подготовленная творческая группа детей.
ХОД УРОКА
(Звучит музыка о школе)
Учитель: сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях", который выражает суть урока.
Ученица: Краткая биография В.Г.Распутина (на интерактивной доске демонстрируются слайды во время рассказа).
В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области.
Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ " Я забыл спросить у Лешки" написан в альманахе " Ангара" в 1961 году. В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы В.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием " Человек с этого света". Первый большой успех писателю принесла повесть " Деньги для Марии" 1967 год. За повесть "Живи и помни" В.Распутин удостоен Государственной премии СССР 1977 году. В 1973 году написал повесть " Уроки французского ". В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника.
Учитель: Ребята, почему повесть написана от первого лица? (автор изложил биографию).
- А что такое биография? (Сочинение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни)
- Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина? (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям)
- О каком времени пишет писатель? (Это были первые послевоенные, голодные годы. Людям приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.
- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (Непривычными оказались трудности с французским языком. Мальчик привык учиться хорошо. В 11 лет началась самостоятельная жизнь, очень тосковал по дому, вокруг были чужие люди, чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть даже во сне, не жаловался никому, не плакал, надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания)
- Что заставило мальчика играть на деньги? (Стала пропадать картошка, и ему нечего было кушать)
- Как научился Распутин играть на деньги? Прочитаем
- Выигрывал он? (Да)
- Нравилось это ребятам? (нет)
- И что же произошло? (его избили, и нужно было в школе объяснить последствия драки - разбитое лицо) Пересказ эпизода " В школе, наутро после драки".
- Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем, посмотрим сценку (Инсценирование)
- Это правда, что ты играешь на деньги?
- Правда.
- Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверно?
- Выигрываю.
- Хорошо хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?
Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их наверное теперь много?
- Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
- И больше не играешь?
- Нет.
- А рубль? Почему рубль. Что ты с ним делаешь?
- Покупаю молоко.
- Молоко? И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого.
Можно обойтись?
- Можно.
- Ребята, вы посмотрели сценку, скажите, как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? Начнем с мальчика, что в этот момент он пережил? (Он боялся, что его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к маме, он боится не наказания, а позора)
- А что вы можете сказать о Лидии Михайловне? (В этой ситуации она пытается понять почему мальчик играет на деньги, не наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся ситуации).
- Кому противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием называется в литературе? (Антитезой описания учительницы является описание самого мальчика неопрятный, в старом, застиранном пиджачишке на обвисших плечах, в перешитых из отцовских галифе в светло- зеленых штанах. Лидия Михайловна противопоставляется директору, и не только в описании внешности. Она в отличии от директора разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем подходит с одной меркой. В чем бы ни провинился ученик, у директора один вопрос: "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?")
- Ребята, сдержал слово мальчик не играть на деньги? (Нет.)
- А почему учительница решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? (Он не хотел брать деньги от нее)
- Чем закончилась вся эта игра на деньги? (Директор разоблачил их, и уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать). Чтение по ролям сцены разоблачения.
- Ребята на доске ваши рисунки, прошу выйти к доске и прокомментировать, как вы озаглавили свой рисунок, почему вы нарисовали именно этот эпизод, и что больше всего вам удалось в своей работе.
Вывод: Мальчик получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.
- Ребята, забыл он ее? (Нет)
- А вы, ребята, всегда ли помните своих учителей?
- Помните ли своего первого учителя?
- А почему вы их помните?
Ученица читает стихотворение "Не смейте забывать учителей".
Учащиеся зачитывают сочинения свои о учителях.
Домашнее задание: напишите сообщение в школьную газету "Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью?"