Содержание программы
- Пояснительная записка
- План реализации программы
- План проведения ежемесячных итоговых внеклассных мероприятий
- Библиографический список
Пояснительная записка
2009 год в Алтайском крае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. Губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал Постановление «О подготовке к празднованию 80-летия со дня рождения В.М. Шукшина». Подобное решение – знак особого признания «значительного вклада нашего земляка в отечественную культуру и влияние его творческого наследия на формирование нравственного облика современных жителей Алтая и России в целом» [6].
В настоящее время региональному компоненту при изучении предмета «литература» уделяется значительное внимание. Кроме того особую роль в литературном образовании отводят внеклассным воспитательным мероприятиям. В связи с этим созданная программа «Сын земли алтайской» призвана решить ряд важных проблем литературного образования и воспитания.
Цель комплексно-целевой программы (далее КЦП): формирование у учащихся представлений о творческом наследии В.М. Шукшина.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- исследовать жизнь и творчество писателя,
- обобщить биографический и аналитический материалы,
- создать банк данных о жизни и творчестве Шукшина,
- формировать навыки работы с текстом, научно-популярной и художественной литературой, навыки самостоятельного анализа произведений, умение сопоставлять их с другими видами искусства,
- провести читательскую конференцию, научно-практическую конференцию по творчеству,
- организовать конкурсы творческих работ, способствующие глубокому исследованию творчества В.М. Шукшина.
Этапы реализации программы:
1 этап – информационный (сентябрь):
- Знакомство учащихся с содержанием КЦП.
- Объявление основных творческих конкурсов.
- Планирование индивидуальной работы учащихся над исследовательскими и творческими проектами.
2 этап – основной (октябрь – март):
- Подготовка исследовательских работ.
- Подготовка творческих проектов.
- Проведение конкурсов и воспитательных мероприятий.
3 этап – заключительный (апрель – июнь):
- Подведение итогов конкурсов.
- Проведение научно-практической конференции.
- Проведение читательской конференции.
- Экскурсия на родину Шукшина.
Сроки реализации программы: учебный год.
Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (по собственному выбору), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Часть работы будет построена на результатах исследований, проведённых учащимися. Важна работа со справочной литературой, работа с таким источником информации, как Интернет. Предполагается выполнение проектов с использованием компьютерных технологий. Знакомство с экранизациями рассказов В.М. Шукшина усилит восприятие его творчества, а знакомство с окружением Шукшина позволит почувствовать атмосферу эпохи.
Отбор материала для реализации программы продиктован самобытностью автора и интересом к его творчеству, недостаточной степенью изученности его рассказов, что создаёт перспективу исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
- приобретение учащимися более глубоких знаний творчества В.М. Шукшина,
- повышение интереса учащихся к региональным компонентам литературы,
- сформированное представление у учащихся о заслуженном деятеле искусств РСФСР, лауреате премии СССР В.М. Шукшине,
- приобретение учащимися навыков и умений анализа художественного текста, написания исследования и творческой работы.
ПЛАН
реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
сентябрь | |||
Знакомство учащихся с содержанием КЦП | 1 неделя | Учителя литературы | |
Знакомство с графиком творческих конкурсов | 2 неделя | Учителя литературы | |
Планирование индивидуальной работы учащихся над исследованиями | 3 неделя | Учителя литературы | |
Планирование индивидуальной работы учащихся над творческими проектами | 4 неделя | Учителя литературы | |
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» | В течение месяца | Учителя литературы | |
октябрь | |||
Выступление лекторской группы на классных часах | 1 неделя | Учителя литературы | |
Оформление выставки, посвящённой творчеству Шукшина | 2 неделя | Библиотекарь | |
Обзор произведений Шукшина | 3 неделя | Учителя литературы | |
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами | В течение месяца | Учителя литературы | |
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» | В течение месяца | Учителя литературы | |
ноябрь | |||
Проведение заочной экскурсии по малой родине Шукшина | 2 неделя | Учитель географии | |
Проведение конкурса иллюстраций к художественным произведениям Шукшина | 3 неделя | Учителя литературы | |
Проведение конкурса портрета Шукшина | 4 неделя | Учителя литературы, учитель изо | |
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами | В течение месяца | Учителя литературы | |
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» | В течение месяца | Учителя литературы | |
декабрь | |||
Проведение конкурса буклетов о Шукшине | 1 неделя | Классные руководители | |
Проведение конкурса сочинений по произведениям Шукшина | 3 неделя | Учителя литературы | |
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами | В течение месяца | Учителя литературы | |
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» | В течение месяца | Учителя литературы | |
январь | |||
Проведение конкурса литературных диктантов | 2 неделя | Учителя литературы | |
Проведение лекции «История на страницах произведений Шукшина» | 3 неделя | Учитель истории | |
Проведение конкурса кроссвордов по биографии и произведениям Шукшина | 4 неделя | Учителя литературы | |
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами | В течение месяца | Учителя литературы | |
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» | В течение месяца | Учителя литературы | |
февраль | |||
Проведение конкурса литературных газет | 1-2 недели | Классные руководители | |
Проведение конкурса рефератов по биографии и творчеству Шукшина | 3 неделя | Учителя литературы | |
Проведение конкурса акростихов, посвящённых Шукшину | 4 неделя | Учителя литературы | |
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами | В течение месяца | Учителя литературы | |
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» | В течение месяца | Учителя литературы | |
март | |||
Оформление выставок конкурсных работ | В течение месяца | Учителя литературы | |
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами | В течение месяца | Учителя литературы | |
апрель | |||
Проведение тематической научно-практической конференции «Всё отпечатано в душе» (по творчеству В.М. Шукшина) | 3 неделя | Учителя литературы | |
май | |||
Проведение читательской конференции (защита творческих проектов, конкурс чтецов) | 2 неделя | Учителя литературы |
ПЛАН
проведения ежемесячных итоговых внеклассных мероприятий
Месяц | Форма | Тема | Ответственные |
Октябрь | Дискуссия | «Шукшин – режиссёр» | Учителя литературы |
Ноябрь | Открытое занятие – 7 класс | Аспектный анализ произведения Шукшина «Далёкие зимние вечера» | Учителя литературы |
Декабрь | Игра «Пентагон» - 11 класс | «По страницам произведений Шукшина» | Учителя литературы |
Январь | Литературно-музыкальная композиция – 8 класс | «Шукшин и песня» | Учителя литературы |
Февраль | Литературная гостиная – 10-11 классы | «Пора вам знать – я тоже современник» | Учителя литературы |
Март | Игра «Слабое звено» - 9 класс | «По страницам произведений Шукшина» | Учителя литературы |
Июнь | Очная экскурсия | «Малая родина Шукшина» | Заместитель директора по ВР |
Библиографический список:
- Апухтина В.А. О сатире В.М Шукшина // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
- Байрамова Т.Ф. Словарь языка В.М. Шукшина. Бийск, 2002.
- Горн В.Ф. Наш сын и брат. Личность, книги. Барнаул, 1985.
- Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.
- Куляпин А.И. и др. Шукшин и русская классика. Барнаул, 1998.
- Постановление «О подготовке к празднованию 80-летия со дня рождения В.М. Шукшина».
- Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1992.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия (диск).
- Художественные фильмы по произведениям Шукшина.