Литература
-
Использование живописи при изучении монографической темы на уроках литературы в 10-м классе (А.П. Чехов и И.И. Левитан) 2009
В данной работе рассматривается связь творчества А.П. Чехова с живописными работами И.И. Левитана. Знакомство с пейзажами И.И. Левитана воспитывает в ученике глубокое проникновение в красоту русской земли и помогает осмыслению творчества А.П. Чехова.
-
"Когда любишь…" (По рассказу О.Генри "Из любви к искусству") 2009
Урок внеклассного чтения по творчеству О.Генри. Рассказ «Из любви к искусству» продолжает тему новеллы «Дары волхвов» - возвышенного благородства в любви. Творческое задание позволяет логично перейти к сюжетно-композиционному анализу литературного произведения, куда вплетены биографические эпизоды из жизни писателя и разговор об особенностях новеллистики О. Генри.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему:"Две дороги – два пути". Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2009
Толстой – философ и патриот своей страны, показывая путь нравственных исканий своих любимых героев, размышляет и о возможных путях развития России во второй половине XIX века. Организованная на уроке дискуссия позволяет учащимся раскрыть для себя взгляды писателя, а также поразмышлять о судьбе нашей страны сегодня, о своей роли в ее развитии.
-
Урок литературы в 6-м классе "Подари сердце людям" (по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда " и рассказу С.Сибирцева "Чуточка") 2009
Урок построен на сравнении двух произведений русской и зарубежной литературы. Основной целью урока является - донести до сознания учащихся понятие душевной красоты. Воспитание доброты, любви к матери, уважения к человеку.
-
Сюжетно–ролевая игра на уроках литературы 2009
Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Интересен урок-детектив. Не менее эффективный прием - проведение психологического урока.
-
Рисунок как форма опорного конспекта на уроках литературы 2009
Создавая опорный конспект-иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для пересказа. Рисунок помогает детям в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить своё отношение к изображаемому.
-
Урок литературы в 11-м классе "Понтий Пилат и Иешуа" (анализ новозаветных глав) 2009
Урок литературы в 11-м классе по теме "Понтий Пилат и Иешуа" построен как урок комментированного чтения отдельных глав, помогающих увидеть взаимоотношения главных героев романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
-
"Именем Пушкина" (Встреча — ассоциация с памятником А.С. Пушкину в Москве) 2009
Разговор о создании памятника А.С. Пушкину в Москве становится поводом для глубокого размышления о гении поэта, непреходящем значении и влиянии на всех нас его литературного наследия. Урок, проведённый на заключительном этапе изучения творчества А.С. Пушкина в 9-м классе, подводит итоги, обобщает факты, формулирует выводы о связи времён.
-
Уроки первичного восприятия художественного произведения 2009
Уроки первичного восприятия произведения решают вопросы, связанные с развитием умения обучающихся обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; умения владеть монологической и диалогической речью, умения готовить сообщения; умения высказывать собственное суждение об иллюстрациях, картинах.
-
Урок внеклассного чтения по роману А.Грина "Бегущая по волнам" 2009
Целью урока является обучение анализу текста, выразительному чтению, умению сопоставлять эпизоды, делать самостоятельные выводы.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции по жизни и творчеству Н.М. Рубцова "Я уйду тропой…" 2009
Разработка композиции рассказывает о городах и населённых пунктах, в которых довелось побывать Н.Рубцову, и о стихотворениях, которые были им написаны в этих местах.
-
Творчество У.Шекспира 2009
Материал для внеклассного мероприятия или интегрированного урока по зарубежной литературе и МХК. Работа вызвала большой интерес у её создателей и зрителей. Она заставила учащихся обратиться к личности и творчеству поэта с повышенным интересом и вниманием.
-
Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Стендаля "Красное и черное") 2009
В ходе урока учащиеся узнают о различии таких понятий, как «характер», «характеристика», «образ» литературного героя.
-
Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению–рассуждению о значении эпизода. (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор": действие IV, явл. XII–XV) 2009
Поэтическое или драматическое произведение трудно пересказать. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него рядом, неразрывно. Поэтому автор статьи вместе с учениками в форме эвристической беседы пытается распознать «тайный смысл» одного эпизода. Помогает им в этом и собственная сценическая версия: театр – это «наше все».
-
"Веков связующая нить" (на примере произведения Данте Алигьери "Божественная комедия" и поэмы Александра Блока "Двенадцать") 2009
Особенностью урока является то, что для сравнения взяты произведения, далёкие по времени создания, но именно это и позволяет доказать: общечеловеческие ценности являются вневременными. Презентация, используемая на уроке, способствует лучшему усвоению материала, способствует воспитанию эстетического вкуса.
-
Заключительный урок по творчеству В.Шекспира по литературе (МХК) в 9(10)-м классе "Шекспир — одно из чудес света, которым не перестаешь удивляться…" 2009
Возможно проведение данного урока как интегрированного (литература/МХК + английский язык). Звучание произведений Шекспира на английском языке способствует формированию интереса учащихся к изучению иностранного языка и чтению произведений драматурга на его родном языке. Урок рассчитан на два часа. В ходе урока используется презентация.
-
Урок-размышление "Вернется ли к нам Маленький принц?" по сказке Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2009
Урок-размышление по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Все виды деятельности направлены на интерпретацию текста. Урок позволяет учащимся проявить инициативу, способствует выработке чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
-
Урок–кроссворд "В тени лесов Тригорских" (Михайловский период жизни и творчества А.С. Пушкина 1824–1826 гг.) 2009
После урока учащиеся узнают Михайловский период жизни и творчества поэта; начнут лучше ориентироваться в большом потоке информации о произведениях Пушкина.
-
Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Урок-викторина "Счастливый случай" - нетрадиционная форма проведения урока, составленная по аналогии с телевизионной игрой. Проводится после изучения творчества А.С. Грибоедова и позволяет не только обобщить и проверить знания учащихся, но и прививает интерес к предмету.
-
Интегрированный урок (литература+география+музыка) по теме "Его Величество Пушкин" 2009
Целью урока является знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина посредством интеграции наук литературы, географии, музыки. В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством поэта и географическими местами, которые повлияли на жизнь и становление его как поэта.
-
Методика проведения открытого урока в технологии французских мастерских: "Роман М.А. Шолохова - роман о коллективизации" 2009
На уроке стоит задача нового прочтения романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» на основе современных исторических знаний о коллективизации и современного уровня нравственно-философских понятий о мире и человеке. Использована нестандартная форма урока – технология французских мастерских.
-
Урок литературы "Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс" 2009
Цель урока - познакомить учащихся с творчеством В.Г. Короленко, помочь увидеть нравственное взросление героев, показать, что личность человека формируется в результате отношений между людьми, воспитывать гуманное отношение к окружающим, помочь увидеть смысл жизни. Данный урок способствует развитию исследовательской работы с таблицами.
-
Материал для учителя к уроку литературы в 11-м классе по теме "Россия и Александр Блок" 2009
Предлагаю вашему вниманию литературный материал для работы на уроках в 11-м классе по изучению творчества А.А. Блока. Это общее направление рассуждения учителя, придерживающееся основной концепции при изучении данной темы. Переработать этот материал в урок под силу любому из вас.
-
"Гранатовый браслет" – молитва о любви". Занятие элективного курса в 11-м классе 2009
Знакомясь с повестью А.И. Куприна "Гранатовый браслет", учащиеся начинают понимать, что русская литература проникнута духом христианской веры.
-
"Литобъединения. О важности диалога на равных и пьесах Петрушевской Л.С." 2009
Статья о литературных объединениях, их важности в литературной жизни. Обсуждение пьес Петрушевской.
-
Стихи по темам "Природа Южной Америки (сельва, льянос, кампос, пампа)" и "Природа России (Дальний Восток, Западная Сибирь, Южная Сибирь)" 2009
Представленные стихи позволят учителю обратить внимание учеников на самые яркие отличительные особенности природы отдельных регионов страны. Каждое стихотворение является как бы его «визитной карточкой». Учащиеся самостоятельно находят названия географических объектов, используя физическую карту, одновременно заполняя контурную карту.
-
Проект суда над фашизмом по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" 2009
Разработка урока-проекта может быть использована для учащихся 7–11-х классов. Данный урок-проект несет глубоко нравственный потенциал, утверждая вечно не угасающий принцип: "Войне нет - миру да!", отвечает замыслу единого образовательного пространства с применением деятельностного подхода в системе образования и воспитания обучающихся.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' 2009
На уроке дети готовятся к сочинению-описанию по картине В.М.Васнецова «Аленушка». Работа на уроке способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию связной речи и творческих способностей учащихся, умению высказывать свое мнение по поводу прочитанного или увиденного.
-
Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина (7-й класс) 2009
Важнейшими задачами проведения литературного ринга по произведениям А.С. Пушкина является привлечение внимания к творческому наследию основоположника русской литературы; развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; повторение уже изученного материала; развитие эстетического вкуса.
-
Духовное становление личности - основа гражданского воспитания (концепция развития личности учащегося) 2009
Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, своего народа, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, любящей свою Родину.