Цели:
1. Развить речь учащихся.
2. Раскрыть образы Татьяны и Онегина, показать, что Татьяна – “милый идеал Пушкина”, Онегин – “лишний человек, современник Пушкина и декабристов.
3. Совершенствовать навыки работы с текстом.
4. Воспитывать чувство верности, преданности.
Оборудование: портрет Пушкина, иллюстрации, тесты, пластинка.
Эпиграф
Татьяна – существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная… В.Г.Белинский
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим работу по роману “Евгений Онегин”. Наша задача – раскрыть образ Онегина и Татьяны, доказать, что Татьяна-милый идеал Пушкина, а Онегин – герои своего времени, Татьяна – идеал русской души, Онегин – “лишний человек”; продолжим работать с текстом, обратим внимание на письма героев, продолжим работу по лексике.
2. Работа по теме.
1. Разминка.
Урок начнем с разминки. Перед вами тесты, прочитайте вопросы и ответьте на них.
Слабые ученики - 2. 6, сильные ученики – остальные
- Пока слабые ищут правильный ответ. Сильные отвечают.
2. Лексическая работа.
Боливар – шляпа
Ричардсон Самюэл – английский писатель
Брегет – часы
Певец гяура и Жуана – Байрон
Гиббон Эдуард – анг. историк
Мандзони – итальянский писатель
Шалфор – французский врач
Гиссо – швейцарский врач
Бель – французский философ
3. Слово учителя.
- Ребята, когда мы говорили о сюжете произведения, мы его разделили на две части. Какие?
Сюжет
Онегин – Татьяна (служит для развития основного конфликта)
Ленский – Ольга (не развивается, помогает Татьяне понять Онегина)
Вопрос. Кто же является главным героем? (Онегин, именем которого назван роман. Но он, словно магнит, притягивает других героев. Все эти судьбы и характеры создали образ русского общества 1-й четверти XIX века)
4. Слово учителя. Давайте обратим внимание на имена героев. (Инд. дом. задание, рассказывают учащиеся, дополняет учитель)
Татьяна – др. греческое, “учредительница”. С детства отличается эмоциональностью, хранительница домашнего очага, спокойная. С возрастом появляется больше терпимости.
Евгений Онегин – греческое “благородный”. В имени героя содержится указание на принадлежность Онегина к дворянскому сословию. В XVIII веке значило благородный, утративший душевное благородство. В XIX веке как монашеское имя. (“Татьяна долго в келье модной” “Жизнь Онегина святая”)
Евгений – благой, рождающий благо (любовь зарождается в душе Татьяны).
Татьяна благодарит за благой дар. “Я благодарна всей душой”.
Онегин –нега –нежность пробуждает в душе Татьяны.
Евгений – гений, для Татьяны –“злой гений”, (искуситель роковой).
5. Слово учителя. Перед вами иллюстрации. “Три рисунка Пушкина”, “Онегин и Татьяна”. Кто изображен на первой иллюстрации?
(Татьяна
К плечу головушкой склонилась
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча.
Онегин – внутренняя сосредоточенность
Ленский – чувствительность. мягкость)
6. Когда вы прочитали роман, каким вам предстал Онегин в начале романа?
Белинский писал: “Онегин – добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность душит его. В душе его тлилась искра надежды – воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы.
7. Знакомство с Татьяной.
- Дает ли Пушкин внешний портрет Татьяны?
- Почему главнее внутренний мир человека?
- Зачитайте те слова, при помощи которых мы узнаем Татьяну.
8. Встреча Татьяны и Онегина.
- Где произошла встреча героев?
- В каком году были именины Татьяны?
(Месяцеслов генварь суббота 12, Мученицы Татьяны. Многие называют именины Татьяны роковыми. Эту дату приближают к 1825 г. - восстание на сенатской площади,1824 г. – тяжелый год императора: летом умерла дочь, заболела жена. В феврале 1824 г. у императора пошла гангрена ноги после травму в 1823 г.)
Лексика
9. Воспитание. Как жили Ларины? Онегин? (На чисто бытовом уровне Онегин и Татьяна живут в кругу абсолютно различных яств, вкусов, привычек. Онегин употребляет английские слова, Ларины привыкли к русскому “жаргону”. Онегин уважает французские трюфли – у Лариных приняты соленые грибы (“Солила на зиму грибы”).
Воспитание Онегина лишено национальных основ. Онегин жил в Петербурге, городе моды, власти, а не народа. Беда Онегина в том, что он человек “света”, вина “света” в том, что он даже из лучших людей делает Онегиных. Ведь и преступление Онегина – бессмысленное убийство – объяснено как поступок “подчиненный законам “света”.
Татьяна – помещичья дочка, представляет патриархальное дворянство, тип культуры ближе к народу.
Мать Татьяны до замужества обожала Ричардсона. Половленная за Ларина, вздыхала о другом. Но уважала мужа.
10. Итак, встреча произошла. Мы узнаем о том, что Татьяна влюбилась. Кому она говорит о своей любви? (Няне)
Глава III, XVII–XVIII (пересказ слабых учеников)
В разговоре изображена русская барышня в разгаре томящей ее страсти. Сестра не поняла бы ее. Няня тоже не поймет, потому то она и открывает ей свою тайну.
В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
11. Да, любовь – прекрасное чувство. Говоря о ней, я не могу не вспомнить слова выдающегося академика Лихачева (тем более вчера мы говорили о его 100-летии).
Самое воспитательное свойство человека – любовь. Д.С.Лихачев.
Рисунок “Скамья Онегина”. Татьяна решается написать письмо Онегину.
(Прослушивание пластинки. Д/з девочкам - наизусть. Письмо отзывается какой-то детскостью, чем-то романтическим.)
Что самое удивительное в нем? Каковы слова Татьяны? (Татьяна решается писать письмо. Это порыв наивный и благородный. Все в письме истинно. Поэт старается оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать письмо. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение “идеальности” героини)
12. Как же отнесся Онегин к письму? Как проявил Онегин себя во взаимоотношениях с Татьяной?
(Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока любить.)
“Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель”
Почему “мило поступил”?
“Милый поступок” в том, что он, в отличие от ричардсоновского Ловласа не захотел соблазнять влюбленной в него юной девушки, а предпочел просто той девушке нравоучительную проповедь. Поведав Татьяне о невеселом будущем из совместной жизни и любви он завершает рассуждения утомительными советами “старшего товарища”.
Онегин не понял любви Татьяны, не “доверился” ее искренности.
13. Почему не поняли друг друга герои?
Давайте вспомним, что читала Татьяна, а что Онегин? (Онегин, разлюбивший чтение, оказывается в кругу модных новинок (7 гл). Татьяна в кабинете знакомится с этими новинками (стр. 315).
Здесь бурные романтические страсти, роковая любовь.
Татьяна воспитывалась на книгах XVIII начала XIX столетия. “Ей рано нравились романы”.
Вывод. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну “перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина.
14. Почему автор все время размышляет о любви “дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств” (Именно любовью и дружбой испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или ее опустошенность)
15. Как сложилась жизнь Татьяны?
16. Каково значение встречи Онегина и Татьяны в Петербурге? (Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой: теперь уже Татьяна не может ответить на его запоздалую любовь)
Зачитать, как изменилась Татьяна.
17. Что вы можете сказать о письме Онегина? Какие его строки потрясли вас особенно?
(Письмо Онегина горит страстью, в нем нет иронии. Внутренне Татьяна осталась самой собой и свет научил ее только искусству владеть собою. Но эта пламенная страсть не произвела на Татьяну огромного впечатления. После неаск5ольких посланий, встретившись с нею, Онегин увидел в ней гнев. Татьяна не поняла Онегина и не поверила искренности его письма к ней. И прервав возможные отношения, избавила и себя, и героя от множества хлопот, неприятностей, которыми могла бы обернуться вдруг вспыхнувшая “запретная любовь…”)
18. Изменилась ли Татьяна? (Cтр. 337 хрестоматии)
19. Чем заканчивается роман?
(Отповедью Татьяны. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. Татьяна ответила ему таким же непониманием, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихотливого повесы, жаждущего развлечься светской интрижкой с замужней женщиной”. Она не поверила его искренности этим избавила себя и его от множества хлопот)
20. Татьяна - милый идеал возникает в последней строфе “Я другому отдана”. В этих словах истинная гордость. Отдана, но не отдалась. Верность. Верность таким отношениям, которые составляют особые чувства и чистоты женственности.
Идеал предполагает иную множественность, повторимость поступка. Верны были женщины декабристов. Они следовали за своими мужьями. Ведь идеал предполагает установку на повторимость поступка. Татьяна готова к подвигу.
21. Доклады “Татьяна – “милый” идеал”., “Онегин – современник Пушкина и декабристов”.
III. Подведение цели урока. Оценки и их анализ.
IV. Д/ з. Письмо – наизусть.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, какой вы сделаете вывод?
- Что вы полезного взяли с урока?
- Что вам понравилось?
- Можно ли сказать, что Татьяна “милый идеал”.