Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души.
Задачи:
- развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отношения
- совершенствование устной речи учащихся;
- воспитание культуры общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками, участвующих в занятии;
- развитие эмоционального восприятия окружающего мира;
- развитие добрых человеческих качеств.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты или диски с записями красивых мелодий, подвечники, свечи, вырезанные из белой бумаги (А4) большие лепестки, репродукции картин с изображением красивых людей, высказывания великих о красоте.
Ход занятия
1. Оргмомент. Ребята работают в 4-х группах.
2. Слово учителя.
Красота – понятие относительное. В разные времена представления о прекрасном менялись. Но неизменно красивым в лице человека оставалось отражение внутреннего вдохновения, чистоты чувств. Перед вами, ребята, репродукции картин разных художников, написанные в разное время. Мастера кисти считали эти лица красивыми. Мы можем согласиться с ними или нет, ведь и вкусы у нас, у людей, разные. Каждый из нас создал для себя определённые критерии красоты. Давайте сегодня поговорим о ней. Свой разговор мы начнём с известного стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» . (Стихотворение может прочитать учитель или подготовленный ученик.)
Некрасивая девочка
Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье,
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Зажигаются свечи в подсвечниках)
Беседа о красоте человека.
- Что значит «красота внешняя», если она не освещена изнутри?
- Скажите, ребята, какой подсвечник внешне более привлекателен, с погашенным огнём или тот, в котором он мерцает?
- Николай Заболоцкий мастерски подобрал метафору, сравнив красоту с огнём. Говорят , на огонь можно смотреть бесконечно…
- А вот ещё один пример красоты, послушайте.
Чтение рассказа А.М. Горького «Красавица»: «Жаркий летний день. На палубе парохода стоят люди. Все смотрят в сторону одной женщины.
Чем же она обратила внимание? Женщина очень красива.
Люди в очаровании наблюдают за ее движениями. Один юноша, поражённый красотой женщины, шепнул своему соседу: «Заговорите с нею. Мне хочется видеть, что даст речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда она, эта женщина... будет вдвойне хороша. Но женщина заговорила сама. «Вот как жарко сёдни! Взопрела я». И все очарование сразу исчезло. Красота пропала!»
- Как вы думаете, ребята, действительно хороша эта женщина? Почему?
3. Беседа по вопросам.
- Итак, ребята, что вы понимаете под понятием «красивый человек»?
- А что для вас «добрый человек»?
4. Напишите на своих листочках-лепестках продолжение фразы «Красивый человек всегда…», « Красивый человек никогда…», «Хороший человек всегда…», «Красивый человек никогда..»
Пусть ведущий зачитает, что у вас получилось, а затем прикрепит лепестки на доске к середине цветка. (В центре цветка записано начало фразы. Например: «Хороший человек всегда…») На доске получилась цветочная поляна. Мы с вами тоже творим красоту.
5. Прослушайте отрывок из известной вам сказки Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»: «Все гнали бедного утенка, далее братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногой».
О воспитании какого человеческого качества идёт речь в этом отрывке? (О милосердии.)
Какое качество в человеке вы поставил бы на первое место?
Большинство из вас на первое место поставили доброту. Это замечательно, по этому поводу поэт сказал:
Я доброту считаю
Всех благ земных дороже.
Ведь без нее, я знаю,
Никто прожить не может.Она, как солнце, освещает
Путь человека непростой.
И в миг суровый помогает
Ему не отступить перед бедой.Как дерево, лишенное корней,
Без доброты погибнет человек.
Таятся силы жизни в ней,
А без нее остановился б жизни бег.
В душе каждого из нас есть маленький очаг, который греет нас и людей, что окружают нас, этот очаг, это тепло – доброта человеческая. Добрый человек - это тот, кто любит всё, что его окружает: людей, животных, лес, птиц,- это тот, кто их бережёт и им помогает. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Возле доброго человека, как возле костра, отогреешься душой, мы чувствуем себя тепло и комфортно, с ним хочется встречаться снова и снова, таких людей мы обычно называем душевными, их в стихах воспевают поэты, о них поют песни. Давайте вспомним строки из них…(ребята вспоминают строчки из известных им стихов и песен)
Как вы думаете, ребята, легко ли быть добрым? (Ответы учащихся.)
6. Учитель (обобщает сказанное).
Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой, сестренкой? К сожалению, нет. Вы полагаете, что все успеете наверстать, когда вырастете. Но это не так. Да и в классе очень часто по отношению друг к другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь в другом что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы быть по-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.
Надо помнить всегда,
Как душа человека ранима,
И порой к ней беда
Руки тянет незримо.Чтоб ее отвести,
Надо щедрым, как солнце, быть.
Радость людям нести,
Только так надо жить!
Давайте, ребята, попробуем сформулировать так называемый кодекс хорошего человека.
Итак, (ребята говорят о качествах, присущих хорошему человеку).
Он может получиться таким.
Кодекс хорошего человека:
- Хороший человек добр по отношению к окружающим.
- Он умеет радоваться радостям других людей.
- Он радуется тему, что имеет.
- Он не завидует
- Он в меру щедр.
- Он уважителен по отношению к старшим.
- Он любит людей, мир, и все, что в нем.
- Он ценит дружбу
- Он видит красоту природы.
- Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь.
- Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства
Список, конечно, можно продолжить. Но главное – мы знаем, какими качествами должен обладать хороший человек. А коль сегодня мы говорим о том, что это человек с огнём в груди, как у героя М.Горького Данко, значит, хороший человек, в нашем понимании, - это человек красивый.
В заключение нашего занятия я хочу обратиться к вам с просьбой, которую облёк в стихи поэт.
Александр Яковлевич Яшин
Спешите делать добрые дела
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!