Литературная игра "Колесо истории" (по творчеству А.С. Пушкина)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Мероприятие проводится в форме телевизионной игры «Колесо истории». Зал разделен на три сектора: желтый, красный, зеленый. Каждый сектор представляет игрок (у него прикреплен бант соответствующего цвета), выигравший викторину, проведенную ранее, по творчеству А.С.Пушкина. В ходе игры участники имеют право попросить помощи у зрительного зала (зрительный зал условно разделен на три группы, каждая из которых поддерживает своего игрока).

Мероприятие состоит из трех «заездов». В каждом «заезде» по три вопроса. За правильный ответ игрок получает определенное количество очков, равное пройденным верстам (всего надо пройти 1000 верст). В финал выходит участник, прошедший наибольшее количество верст. Ему необходимо ответить на вопрос финала и дополнительные три вопроса, которые ему дают недостающее количество очков до 1000 верст.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы пуститься в дальний путь – прошлое, в эпоху, в которой жил и творил великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин.

Рисунок 1

Имя Пушкина связано не только с литературой, оно охватывает всю историю России первой половины XIX века. И в нашей игре мы затронем основные вехи жизни и творчества А.С.Пушкина, упомянем имена людей, сыгравших определенную роль в судьбе поэта, каким-то образом связанных с поэтом.

Наш зал разделен на три сектора: желтый, красный, зеленый.

Зрители каждого сектор имеют право обсуждать вопросы, подсказывать ответы своему игроку.

Итак, по результатам викторины, участниками игры являются: (перечисляет участников).

Прошу участников занять свои места, объявляю начало 1-го заезда

1 ЗАЕЗД

1 ВОПРОС.

Ведущий: 19. 10. 1811 г. в Царском селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчиков выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники: Вольховский Владимир, Горчаков Александр, Дельвиг Антон, Малиновский Иван и др.

Рисунок 2

Рисунок 3

Дни были насыщены не только уроками, но и забавами.

Рисунок 4

Сценка «Лицейские забавы»

(Приложение 1)

Ведущий: Так и было. После этого Корнилов навсегда остался «Мосье».

Много прозвищ лицеисты придумывали друг другу; так, Малиновского прозвали Казаком, Пущин был Большим Жано или Иван Великий. Кюхельбеккер – Кюхля.

Вопрос: Какое прозвище было у Пушкина в лицее?

Варианты ответа: Франт, Тося, Суворочка, Егоза, Француз

2 ВОПРОС.

Ведущий: Зимний морозный день января 1815 г. Лицей, торжественный экзамен, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт Гавриил Романович Державин.

Рисунок 5

Сценка «Экзамен»

(Приложение 1)

Ведущий:Так символически решилась судьба А.С.Пушкина. Но вопрос у нас в другом. Дело в том, что эта тема экзамена заинтересовала известного русского живописца.

Вопрос: Назовите картину и ее автора.

Варианты ответа: а) И.Репин, б) В.А.Тропинин в) И.Л.Линев г) И.И.Вивьен.

Ответ: «Пушкин на лицейском акте» И.Репин.

Рисунок 6

2 ЗАЕЗД

1 ВОПРОС.

Ведущий: Пушкин не очень доверял домашнему воспитанию. Он считал, что зачастую родители, особенно провинциальные помещики, не в силах дать детям хорошее образование. Как тут не вспомнить Грибоедова:

Стремимся набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле...

Впрочем, не всегда, к счастью, дела обстояли столь плохо. Поэт Михаил Никитич Муравьев, о котором Карамзин говорил, что «страсть его к учению равнялась в нем только с страстью к добродетели», сам составлял программу обучения своего сына, будущего декабриста Никиты Муравьева. [5].

Родители имели большое влияние на детей. Родительская власть часто простиралась за пределы детства. В воспоминаниях Е.П.Яньковой есть рассказ о курьезном случае исправления нравов совершенно патриархальным способом.

Сценка. «Домашнее воспитание».

(Приложение 1)

Ведущий: Домашнее увещевание подействовало вполне – молодой человек бросил пить и играть в карты. А спустя лет десять навестил и даже дал на чай тем лакеям, которые     помогали его матушке.

«Вот как в прежнее время умные матери исправляли своих взрослых сыновей, и не смели они сердиться и от злости не стрелялись, и не давились, а еще благодарили», так заканчивает рассказ Е.П.Янькова. [ 3]. К таким матерям и относилась императрица, которая ввела в моду трудовое воспитание – в этом она хотела подражать Петру I, который «на троне вечный был работник».

Вопрос: Назовите имя императрицы.

Варианты ответа: а) Елизавета Петровна, б) Екатерина II, в) Екатерина I.

Ответ: Будущие императоры Александр Павлович и Николай Павлович под присмотром          своей венценосной бабки Екатерины II выращивали свой огород, обучались слесарному и токарному делу.

2 ВОПРОС.

Ведущий: Театр – страсть молодежи пушкинского времени. Театр посещали ежедневно.

Иногда в театр попадал совершенно неискушенный зритель. О таком рассказывает П.А.Вяземский в «Старой записной книжке».[3].

Рисунок 7

Сценка «Место в театре»

(Приложение 1)

Вопрос: В театре каждый занимал место в соответствии со своим статусом. С изменением социального положения менялось и место в театре. Ложи с 3 по 1 ярус занимали, соответственно, знатные, богатые люди.

А вот где располагались писцы, приказчики, камердинеры, конторские служащие, артельщики?

Варианты ответа: а) раек, б) партер, в) кресла.

Ответ: В первых рядах партера появлялись люди сановные, отцы города, за ними располагались щеголи, согласные платить за кресла достаточно дорого. За креслами, отделенными шнурком от остальной части зала     располагались стоячие места. Здесь собиралась наиболее восприимчивая часть публики – художники, литераторы, студенты, клерки. А вот писцы, приказчики, камердинеры, конторские служащие, артельщики занимали раек или галерку, во время представления громко выражали свое отношение к тому, что происходило на сцене, искренне переживали.

3 ЗАЕЗД

1 ВОПРОС

Сценка «Актриса»

(Приложение 1)

Вопрос: О какой знаменитой актрисе, сыгравшей главную роль в трагедии Озерова, идет речь?

Рисунок 8

Рисунок 9

Варианты ответа: а) Е.С.Семенова, б) А.И.Истомина, в) Каратыгина

Ответ: Актрисой, которая исполняла главную роль в драме «Дмитрий Донской», была Е.Семенова.

2 ВОПРОС.

Ведущий: В 1830 г. В.В.Энгельгардт открыл в своем доме первые в России публичные балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и иметь маскарадный костюм.

Сцена из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

(Приложение 1)

Ведущий: Как всякая игра, маскарад имел свои правила и свое так называемое игровое пространство и время. Правила игры, которые никто из участников не мог нарушить – иначе какая же это игра? - допускали к участию в празднике только тех, кто явился в масках и костюмах. Тот, кто надел костюм, ведет себя соответственно своей новой роли.

Вопрос: Пространство маскарада – это бальные залы, украшенные по такому случаю особенным образом. А в какое время можно было проводить маскарады?

Варианты ответа: а) от Рождества до Крещения, б) от Святок до Великого Поста, в) от Масленицы до Пасхи.

Ответ: Обычно маскарады разрешалось проводить в период Святок и до Великого Поста.

ВОПРОС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Ведущий: В Петербурге на улице Гоголя на углу стоит дом старинной архитектуры, который примечателен и формой окон, и резной решеткой балкона. Когда-то он принадлежал княгине Наталье Петровне Голициной. Княгиня Голицина была старше Пушкина на 60 лет и пережила его на 11 месяцев. Чуть ли не в течение жизни копил поэт мысли, впечатления, информацию о Наталье Петровне и ее семье и воплотил в волшебно-лаконичной форме, свойственной ему одному, в произведении...

Вопрос: Назовите это произведение

Ответ: повесть «Пиковая дама».

Рисунок 10

4 ЗАЕЗД

1 ВОПРОС

Сцена из повести «Пиковая дама».

(Приложение 1)

Ведущий: Мысль о написании этой повести подал А. С. Пушкину Сергей Григорьевич Голицин. Он любил кутить, был заядлым карточным игроком. Один раз он проигрался   крепко, платить было нечем. Обратился он к своей бабушке, попросил выручить. Но старая скупердяйка не дала ни копейки. Вместо денег посоветовала будто подойти к карточному столу и последовательно с поставить одну за другой три карты: тройку, семерку, туза. Внук поверил и выиграл. Эта история Пушкину показалась любопытной. Герой его «Пиковой дамы» приходит к старой графине в этот же дом и выпытывает тайну.

Но дело в другом. Много лет спустя в доме напротив жил великий композитор, создавший свою оперу по сюжету повести Пушкина в 1890 году.

Вопрос: Назовите имя композитора.

Варианты ответа: а) М.Глинка, б) П.И. Чайковский, в) Мусоргский, г) Скрябин.

Ответ: Именно П.И. Чайковский жил в доме напротив.

2 ВОПРОС.

Сцена из повести «Капитанская дочка»

(Приложение 1)

Рисунок 11

Ведущий: В этой повести были отражены впечатления, полученные от поездки в Казань. Образ Пугачева глубоко волновал и тревожил внимание А.С. Пушкина. С целью глубже изучить восстание под предводительством Пугачева поэт решил побывать в краях, где оно проходило, «проверить документы свидетельством живых».В письме к жене Наталье Николаевне он писал: «Я в Казани с пятого... Здесь я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону». [9].

Вопрос: В каком году была совершена Пушкиным поездка в Казань?

Варианты ответа: а) 1833 г., б) 1824 г., в) 1832 г.

Ответ: Поздно ночью с 5 на 6 сентября 1833 года Пушкин прибыл в Казань. Визит его был кратковременным. Утром 8 сентября он уже покинул город.

ФИНАЛ

Ведущий: 26.05.1830 года в «Литературной газете» было напечатано стихотворение А.С.Пушкина «К вельможе». Это стихотворение доставило много неприятностей и огорчений. К.А.Полевой (критик) поместил в «Новом живописце» сцену «Утро в кабинете знатного барина».[5].

Сценка «Утро в кабинете знатного барина».

(Приложение 1)

Ведущий: Конечно, это сатирический фельетон написан по поводу стихотворения А.Пушкина. Этот князь, о котором идет речь, был любителем живописи, театрального искусства, имел богатую, в десять тысяч томов, библиотеку. Заведовал театрами и Эрмитажем, покровительствовал художникам. Его род восходил к могущественному князю Ногайской орды, отца Казанской царицы Сююмбике. Вы должны определить, кто этот князь. Перед вами портреты К.Ф.Фукса, Н.Юсупова и А.И.Tургенева. Сделайте только шаг по направлению к портрету того человека, который и является, по вашему мнению, тем самым вельможей.

Итак, по результатам игры у вас … очков, что соответствует … пройденным вами верстам. Вам осталось пройти... верст. Для этого вы должны ответить на 3 дополнительных вопроса.

1 вопрос.

Пушкин пробыл в Казани всего три дня. 6 сентября он провел в Суконной слободе, где вел беседовал с суконщиком В.П.Бабиным, очевидцем событий 12 июля 1774 года. 7 сентября совершил совершил поездку по Сибирскому тракту к Троицкому лесу, где когда-то был лагерь Пугачева.

Посетил дом казанского профессора, который позднее, как бы отдавая дань памяти поэта собрал и опубликовал сказания купцов Сухорукова и Крупеникова о пугачевцах. Жена этого профессора, известная казанская поэтесса, хозяйка литературного салона и племянница замечательного казанского поэта Т.Каменева, написала о событиях времен крестьянской войны войны роман «Зюлима или Пугачев в Казани».

Вопрос: Назовите имя профессора.

Варианты ответа: а) А.А.Монферран, б) К.Ф.Фукс, в) А.Я.Ростовский.

Ответ: К.Ф.Фукс

2 вопрос.

Сценка « Письмо д' Аршиаку»

(Приложение 1)

Ведущий: итак, вопрос :Кто был секундантом у А.С.Пушкина?

Варианты ответа: а) Д Аршиак, б) Данзас, в) А. Медженис. г) г-н Геккерен

Ответ: Д'Аршиак Огюст был секундантом Дантеса. Пушкин писал ответ на письмо д'Аршиака от 26 и 27 января с просьбой прислать секунданта для переговоров об условиях дуэли. С выбором секунданта Пушкин испытывал затруднения, так как боялся огласки и вмешательства друзей. Сотрудник английского посольства А. Медженис, к которому поэт обратился 26 января, отказался быть секундантом из-за отсутствия надежд на мирное решение дела. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас.

3 вопрос.

Сцена из «Сказки о попе....»

(Приложение 1)

Ведущий: Эта сказка , как и почти все сказки Пушкина, представляет собою во многом близкую к подлиннику обработку народной сказки, конспективная запись которой сохранилась в бумагах Пушкина. Но речь пойдет о другом произведении.

Последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. (напечатана в 1835 г.) и представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном, и образном отношении к подлинно-народному творчеству.

Вопрос: Назовите сказку.

Варианты ответа:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

б) «Сказка о царе Салтане...»

в) «Сказка о золотом петушке»;

г) «Сказка о медведихе»

Ответ: В основу своей сказки Пушкин взял шутливую новеллу американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии.

Подведение итогов

Если участник отвечает на дополнительные вопросы, то он узнает верность ответа на основной вопрос финала.

Ответ на вопрос финала: Н. Юсупов

Награждение победителей.

Список литературы

  1. Авенариус В.П. О Пушкине.- М., «Школа-пресс», 1998.
  2. Волкова Г.А., Михайлова И.Д. Лицей.(Литературный вечер)//Литература в школе. - 1998. - №8. С.-144
  3. Вяземский П.А. Старая записная книжка. - Л.,1929. - с.81.
  4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. - М.,2002. - с.273.
  5. Марченко Н.А.. Литературный быт пушкинской поры //Литература в школе. - 1998. - №5. - С.70.
  6. Пастухова Л.Н., Пастухова Е.Л. «Нет, весь я не умру...». (Литературно-музыкальная композиция).//Литература в школе. - 1998. - №8. - С. - 84.
  7. Пушкин А.С. Пиковая дама. Собрание сочинений в 3-х томах. - Т. 3.- М.,1987.- С. - 203.
  8. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М., 2002. - С. - 12.
  9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 6 томах. - Т. - 6. - М., Правда, 1969