Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
В.Троицкий
Когда-то давно, в детстве, я прочитала замечательную книгу С.Соловейчика “Учение с увлечением” и раз и навсегда для себя решила сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Стремление это стало еще более прочным, когда я вернулась в школу уже в качестве учителя. Но одно дело – заинтересовать себя, другое – целую группу людей, самых разных по характеру, увлечениям, способностям. Что можно предпринять, чтобы ученикам было не скучно воспринимать правила, читать о “делах давно минувших дней”? Конечно же, попытаться разнообразить формы уроков. Приложение.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, лингвистического или литературного эксперимента.
Например, на уроке по теме “Не с причастиями” ученики получают задания по уровням:
Уровень “Звоночки”
Составьте словосочетания из слов
(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший; от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами .
Уровень “Звоночки” – это слабые ученики. Подобное упражнение позволяет им справиться с заданием.
Уровень “Карандаш”
Составьте словосочетания, в которых
НЕ – приставка
(не)распустившийся__________________
(не)сорванный __________________
(не)выращенный ___________________
(не)политый __________________
(не)купленный ___________________
(не) подаренный ___________________
Уровень “Карандаш” – средний уровень учащихся.
Уровень “Книга”
Составьте словосочетания, в которых
Не – частица
(не)распустившийся _________________
(не)сорванный __________________
(не)выращенный ____________________
(не)политый ____________________
(не)купленный ____________________
(не) подаренный_____________________
Уровень “Книга” – уровень сильных учащихся. Подобный материал позволяет проявить свои знания.
Выполнив это упражнение, ребята учатся составлять текст, используя в нем причастия с изучаемой орфограммой.
Работа по составлению текста
Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте
Учитель. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с еще одной историей о хризантеме.
По другой легенде, родиной этого_____________________________ очарования растения является Китай. Китайцы, _____________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По __________силы преданию, смельчак, __________сорвать
в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявшего, (не)утратившему, (не)сомневающиеся.
Такие уроки можно проводить в классах
с различным уклоном, будь то гуманитарный класс,
либо физико-математический, с различными
уровнями познавательной активности.
В зависимости от направленности можно подобрать
методы, эффективные именно для данного класса.
Например, для класса с ярко выраженным
гуманитарным уклоном, ориентированным на
образно – чувственное восприятие материала,
можно провести в стихах. А для любителей точности
– предпочтительна лаборатория, эксперимент.
Нетрадиционных форм проведения занятий существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт... Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели: сформировать навык правильного письма; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать умение создавать текст, используя ключевые слова, развивать коммуникативно-речевые умения, умение работать с текстовыми фрагментами различного характера, совершенствовать степень владения нормами литературного языка; учить аргументировать свои высказывания; обучать умению корректно вести спор; воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, формировать осознанный выбор профессии, формировать толерантное отношение к людям и т.д.
Подготовка к уроку-проекту требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Кроме того, совместная работа над проектом невозможна без активного коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Например, готовясь к уроку “Откуда эти наречия?”, учащиеся не только открыли для себя этимологию многих наречий, поняли, почему одни из них пишутся слитно, другие через дефис, а третьи – раздельно, но и подготовили дидактический материал для работы по этой теме.
Этимологический словарь “Откуда эти наречия”
Внутрь – в “утрь” (внутренности).
Нахрапом – застывшая форма Тв. п. древнерусского слова “нахрап” ( сила, нахальство).
Невдомек – не в “домек” ( старосл. “домек” – дар, свойство).
Набекрень ( искон. русское) – сращение предлога на и сущ. “бекрень” (бок), которое в диалектах еще известно.
Дотла – от формы Р.п. древнерус. сущ. “тло” (дно, основание) и предлога до.
Невмоготу (собств.рус.) – сращение не в моготу, в котором “могота” – сила, мощь, возможность, этимологически родственно вельможа ( “вель” – большой, можа – силач).
Исподволь (собств.рус.) – образовано путем сращения сложного предлога из-под с формой Р.п. сущ. воля.
Наизусть – сращение предлога на и сущ. “изусть” (память).
Момоходом – застывшая форма Т.п. старосл. слова “мимоход” (прохожий).
Запанибрата (запросто, по-товарищески, с равным), образовано путем слияния предлога за и сущ. панибрат в форме Р.п. Слово “панибрат” заимствовано из польского языка, сначала наречие писали за-панибрата, затем оно слилось.
Вдребезги – образовано путем сращения предлога в с древнерус. сущ. “дребезг” ( черепок, осколок).в В.п.
Результатом урока литературы в 6 классе по сказу Н.С.Лескова “Левша” стал словарь лесковских неологизмов.
Словарь неологизмов Н.А.Лескова
Аболон полведерский(искаж.) – Апполон
Бельведерский
Буреметр(народ. этим.) – барометр.
Верояции – вариации
Грабоватый(искаж.) – горбатый
Дансе – танец
Дванадесять язык – двенадцать языков
Керамиды -(искаж.) пирамиды
Клеветон (народ. этим) – сатирическое
словообразование от слов “клевета” и
“фельетон”.
Мерблюзьи(искаж.) – верблюжьи
Мантоны (искаж.) – пальто
Мелкоскоп(народ. этим.) – микроскоп
Мурин – негр
Ноговки (народ. этим.) – носки
Преламут (искаж.) – перламутр
Пубеля (искаж.) – пуделя
Публицейские (народ. этим.) – сатирическое
словообразование от слов “публичные” и
“полицейские”
Парей(искаж.) – пари
Из противной аптеки(народ. этим.) – то есть
аптеки, расположенной стороне улицы.
Свистовые (народ. этим.) – от слов “свисток” и
“вестовый” (посланный для передачи вести).
Складень – складная икона
Студинг (народ. этим.) – от слова пудинг
Тугамент (народ. этим.) – документ
Твердеземное (народ. этим.) – Средиземное море.
Урок русского языка в 5 классе на тему “Алфавит – дорога к письменности” с элементами проектной деятельности познакомил учащихся с историей культуры нашей страны и всей человеческой цивилизации в целом.
Учащиеся не только анализировали исторические изменения в русском алфавите, но и создавали свой учебный проект “Мохнатая азбука” по аналогии с “Мохнатой азбукой” Б.Заходера, подбирая к каждой букве названия животных и птиц.
Учитывая отдаленность нашего региона, сложность в организации непосредственного посещения памятных мест, связанных с историей русского языка и литературы, можно использовать виртуальные экскурсии как компенсацию реальных. Очень популярна форма урока-путешествия в “Страну знаний”. Ребятам настолько понравилась подобная форма путешествия, что они сами принимают участие в создании мультимедийных презентаций.
Очень интересно проходят уроки-спектакли, инсценировки. Причем интересен не только результат, но и сам процесс подготовки.
Наверное, каждый словесник проводит обобщающие уроки-викторины, бои, соревнования. С помощью таких уроков можно проверить знаний учащихся по любой теме, и вызвать дух соперничества.
Урок-сюрприз... уже само название интригует. А если ты получаешь совершенно неожиданное задание: карточку-овощ или фрукт с просьбой: “Включи меня в рецепт”, письмо от Шерлока Холмса с предложением сотрудничества: “Найди ошибку”, то интерес ещё более возрастает.
Уроки ролевой игры очень актуальны в наше время, когда необходимо подготовить ученика к непростой современной жизни. Ребенок может представить себя кем угодно: продавцом, кулинаром, учителем и так далее. Можно обобщить все изученное о существительном на “Заседании ученого совета”, изобразив председателя, содокладчика, рецензента, а можно и побывать на суде, выяснив “Справедливо ли называют глагол непоседой?”
Модель урока на игровой основе в форме суда
I. этап. Открытие “судебного заседания”. Краткое сообщение “судьи” о существе “дела”.
IJ. этап. Обвинительная речь “прокурора”.
III этап. Показания “истца” иди “истцов” (потерпевших), т. е. учащихся класса или героев, образы которых они играют.
IV. этап. Допрос “свидетелей” со стороны “защиты” и со стороны “обвинения”. “Судья”, “члены суда”, “прокурор”, “адвокат” задают вопросы, изучают материалы “следствия” и “вещественные доказательства” с целью получения дополнительных аргументов в пользу своей версии.
V этап. Прения сторон (спор “прокурора” и “адвоката”). Заключительное слово “прокурора” по существу “дела”.
VI этап. Последнее слово “обвиняемого”.
VII этап. Удаление “членов суда” и “присяжных заседателей” на совещание. Возвращение и вынесение “приговора”.
Без интегрированных уроков не мыслит себя, наверное, ни один учитель. В моей копилке подобных уроков: “Тема весны в искусстве”, интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки, “Производные и непроизводные предлоги в тексте рассказа А.П.Чехова “Детвора”( русский язык и литература), “Речь Тараса Бульбы о товариществе”( опыт риторического и литературоведческого анализа), “Защитники земли русской” (литература и история), “Родная природа в стихах Е.Баратынского, Ф.И.Тютчева и музыке С.Рахманинова “ (литература и музыка).
Главное – находить все новые и новые соприкосновения предметов. Кроме привычных: русский язык и литература, литература и история, русский язык и живопись, музыка – возможны и такие неожиданные интеграции, как литература, изобразительное искусство и биология при работе над рассказом Э.Сетона-Томпсона “Лобо”; русский язык, изобразительное искусство и география на уроке, посвященном теме “Употреблению деепричастий в речи”; биологии и литературы на уроке “Русская поэзия 19 века о многообразии растительного мира Земли”.
Занимаясь разработкой и систематизацией нетрадиционных уроков для учащихся, я пришла к выводу, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.
Сами учащиеся отметили, что такие
уроки привлекают их тем, что вносят в школьные
будни разнообразие, создают в классе атмосферу
праздника, приподнятое настроение.
Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия,
поскольку они не сковывают учебный процесс, а
оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая
учебу к жизненным ситуациям.
Таким образом, познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. И когда учитель заставит биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.