Цели:
- Воспитывать интерес к поэзии, образному слову, вдумчивое, бережное отношение к природе.
- Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, составления “партитуры”
Оборудование: иллюстрации разных видов пейзажа; грампластинка Г. Свиридов “Весна”, “Осень”; дидактический материал.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной. . .
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
В этом стихотворении И. А. Бунин воспел любовь к природе, слияние человека с ней как главную ценность в жизни нашей.
Постарайтесь и вы свои чувства, мысли, отношение к природе передать в сочинении -наблюдении, к которому мы готовимся, при чтении стихов, выученных вами к сегодняшнему уроку. А поможет нам в этом работа в классном “Театре одного актёра”. И этим актёром будет каждыё из вас.
Перед выходом на сцену актёр тщательно готовится, репетирует. И мы постараемся детально подготовиться к выступлению.
Отработка отдельных элементов.
Выразительное чтение
1. Дыхание, голос
И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.
Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:
А) “задувание свечи”
Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. Листок держим на расстоянии I5–I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.
Б) “поймай комара”
Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится “комар”, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть.
В) “Гудение провода”
После вдоха произносим непрерывно сочетание букв
НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).
Отработка отдельных элементов
Выразительное чтение
1. Дыхание, голос.
И восприятие, и передача авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо воспринимается слушателями.
Проведём ряд упражнений на тренировку дыхания:
А) “задувание свечи”
Раздаются листочки бумаги размером 4 x 8 см. листок держим на расстоянии I5 – I8 см на уровне полости рта. Вдохнув, ровной струёй выдыхаем воздух. Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать.
Б) “поймай комара”
Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится “комар”, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть.
В) “Гудение провода”
После вдоха произносим непрерывно сочетание букв
НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).
Дикция
Словарная работа
ДИКЦИЯ – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.
Нельзя читать произведения переживая текст, проглатывая начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Как например, в стихотворении “Сашина каша” С. Михалкова ( читает подготовленный ученик”.
Такое чтение искажает содержание произведения и мучительно воспринимается на слух. Вот, что пишет об этом К.С.Станиславский, известный режиссёр, педагог: “слова, с подмененными буквами, представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.
Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб; отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд . . .”
Скороговорки и чистоговорки
Помогут вам избавиться от недостатков при чтении.
Проворонила ворона воронёнка
Произносите её с разными смысловыми оттенками:
- “Ах, как жалко вороненка”
- “Так ей, раззява, и надо”
Шла лиса бесшумно по лесу
Подтексты:
- “Ух. Какая хитрая лиса”
- “Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идёт”
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?:
Задание: В стихотворении обозначьте место вдоха.
Логическое ударение
Выдвижение тоном голоса и силой дыхания слова на первый план в смысловом отношении называется Логическим ударением.
К.С.Станиславский говорил: “Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте. В выделяемом слове открыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста”
Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении.
ВЧЕРА была сильная гроза (а не сегодня)
Вчера БЫЛА сильная гроза (уточнение)
Вчера была СИЛЬНАЯ гроза (а не лёгкая)
Вчера была сильная ГРОЗА (а не просто кратковременный дождь).
Задание: В каждом предложении, в стихотворной строчке найдите слово, на которое падает логическое ударение.
Воображение
Воображение помогает читающему дорисовывать
характеры и события, способность видеть за словами авторского текста конкретные, живые картины.
Игра “Кабы да если бы”
Учитель обращается к детям:
– Вы сейчас слушаете меня. Как бы вы слушали
жужжание шмеля?
– Как бы вы слушали звук бормашины?
– Где вы сидите? На чём сидите? А если бы вы сели
на горячую плиту?
– А если бы вы сели на ёжика?
Задание: Вообразите картины, которые есть в стихотворении.
Вижу и верю
Двое учащихся получают карточки описание пейзажной зарисовки, не соответствующей действительности. Нужно представить (вообразить) эту картину, увериться в ней самому, постараться убедить в этом ребят.
Карточка 1.
С востока надвигается тяжёлая чёрная туча. Вдруг налетел сильный порыв ветра. По стеклу, как горошинки, застучали первые капли. Неожиданно дождь обрушивается стеной, заливает лицо, попадает за воротник.
Карточка 2.
Лето. Жарко. Яркое солнце, заглядывает в окно, слепит глаза. В раскрытое окно влетает шмель и начинает метаться по комнате, то и дело, натыкаясь на меня.
Темп, интонация
ИНТОНАЦИЯ – манера произношения, отражающая какие-либо чувства.
ПОД ТЕМПОМ обычно понимается скорость произношения речи, характеризующаяся ( в зависимости от содержания) ускорением или замедлением.
Найти нужный темп можно только в результате правильной оценки произведения, что поможет читающему обрисовать картины, факты или события.
Задание: прослушайте стихотворение А.Л.Барто (читает ученица). Правильно ли она выбрала темп? Почему?
А.Л.Барто “Болтушка лица”, “объявление”.
Мимика. жесты
МИМИКА – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
ЖЕСТ – движение рукой, сопровождающие речь.
“Напишите на лице”
Учитель, не глядя, достает из конверта таблички с надписями: “улыбка”, “страх”, “радость”, “грусть”, “испуг” и др.
Ребята должны молча изобразить это состояние мимикой, жестами, а учитель отгадывает, какую табличку он вынул.
Идея произведения, цель чтения.
Проанализировать стихотворение по данному плану, подготовьтесь к его чтению.
План
- Основная мысль стихотворения.
- Какова цель чтения?
- “Сквозное действие” читающего.
- Этапы, “куски” сквозного действия.
- Задачи читающего в каждом куске.
Музыкальный камертон
КАМЕРТОН – упругая стальная вилка, издающая при ударе звук, по которому настраивают инструменты.
Задание: прослушайте музыкальные картинки, к каким стихотворениям они являются музыкальной иллюстрацией?
Г.Свиридов “Весна”, “ Осень”
Выразительное чтение выбранного стихотворения наизусть с учётом полученных навыков.
Ученик читает стихотворение. Учащиеся – зрители оценивают работу аплодисментами.
Среди зрителей работают “ Журналисты”, которые берут экспресс-энтервью у зрителей по поводу выступления товарища:
- правильно выбрал темп?
- удалось ли передать чувства автора?
- какая из строф прозвучала интереснее?
- есть ли замечания по поводу исполнения и др.
Заключительный этап урока
Подведение итогов.
Домашние задание
Подготовить выразительное чтение наизусть выбранного стихотворения.