Цели урока: Учить учащихся через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть зиму как часть окружающего мира, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию. Сравнивать, сопоставлять, анализировать. Способствовать личностному, индивидуальному восприятию зимы. Обогатить словарь учащихся. Развивать умение пользоваться словом. Закрепить навыки анализа лирического произведения. Высвободить внутренние творческие силы детей, воспитывать чувство прекрасного, любовь к своему селу.
Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года», фотоработы учащихся, картины художников, выставка книг с произведениями о зиме.
Ход урока
1. Звучит музыка.
- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка?
- Почему? (Слышали ветер, метель, завывание вьюги).
Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
2. На экране появляются фотографии с изображением родного села зимой.
- Вы узнаёте эти фотографии? Что на них изображено? (Наше село. Природа нашего села зимой. Оно очень красиво.)
- Так наши фотографы видят зиму в нашем селе.
3. Давайте найдём ключевые слова для описания данных фотографий. (деревья, снег, небо, речка).
4. Работа в группах:
Подберите прилагательные к слову: 1 группа – деревья, 2- снег, 3 – речка, 4 – небо.
Всё, что мы видим и слышим можно передать при помощи музыки, фотографии, кисти художника и при помощи? (слова).
5. Стихи о зиме (читают заранее подготовленные учащиеся 1 – 2 стихотворения)
- Соотнесите услышанные стихотворения с фотографиями и картинами. Аргументируйте свой выбор. Используйте в своём ответе сравнения из услышанных вами произведений.
6. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина.
Вспомните, с чего мы начинаем анализировать лирическое произведение?
(Определяем условно тему и идею стихотворения.)
Тема этого стихотворения — рассказ поэта о наступающем зимнем дне.
Идея — красота, прелесть зимнего утра.
Автор хотел донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким днём.
— Меняется ли в стихотворении настроение? (Да.) А может быть, и содержание разное? (Да.)
Сначала автор пишет про утро, потом про вечер, затем снова про утро. И настроение меняется: прежде весёлое, затем грустное и вновь весёлое. Но если стихотворение посвящено утру, зачем Пушкин упоминает о вечере накануне, когда была страшная, ужасная метель? Не опиши Пушкин, какая страшная метель была накануне, мы не совсем поняли бы красоту наступившего зимнего утра и дня.
Рассмотрим нарисованные автором картины. Обратите внимание на первую строчку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Каков её смысл?
Обратите внимание, эта строчка вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст этой части раскрывает «чудесность» наступающего утра.
Каким настроением проникнута эта часть?( настроение радостное. Восторженное. Ободряющее.) А как автор передает настроение?
Далее идёт описание вечера накануне. Определите настроение этой части произведения.
(Хмурое, печальное. Вьюга – злилась; небо – мутное, луна – как бледное пятно желтела; мгла -носилась; тучи мрачные, няня – печальная).
У автора грустное настроение и оно передаётся на всё, что его окружает, даже на няню.
– В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Чувства его восторженные, радостные. Обратите внимание на строки: «А нынче...» В VII классе вы
узнаете, что в русском языке союз а - противительный. Что это значит?
– Это означает, что содержание строк противопоставлено содержанию предыдущих.
- Небеса, снег, лес, ель, речка. Блеск, треск, печь, лежанка. Снег, поля, леса, берег. Обратите внимание на то, как автор все это подает. Найдите эпитеты, относящиеся к ним. (Небеса голубые; снег блестит на солнце; лес прозрачный; речка блестит; блеск янтарный; треск веселый; печь трещит; снег утренний; берег милый.)
– Почему автором использовано слово небеса, а не небо?
– Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса.
– Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Почему снег как ковер?
– Ведь вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно, как ковер!
– Почему у Пушкина «лес прозрачен», «ель зеленеет»?
– От большого количества солнца и света воздух разряжён, и по этому лес прозрачен и виден насквозь.
– Сквозь его прозрачность ель-то и видна.
– От солнца и «речка подо льдом блестит» и комната янтарным блеском озарена».
– А кстати, что означает «янтарный»?
– Янтарный — то есть желтый, солнечный.
– Настроение у автора улучшается, распространяется на всё, окружающее. Автору тесно в комнате, его тянет куда-то. Куда? (На мороз и солнце, на улицу. На простор.)
– Почему автора тянет на простор?
— Чувства его переполняют, он летит по утреннему (то есть чистому) снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милым»
– Только ли берег мил автору?
– Мило и дорого все, что его окружает.
– Вот что делает с человеком одно обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день.
7. Работа в группах:
1 – художники, рисуют «свою» зиму.
2 – поэты, сочиняют стихотворение о зиме.
3 – писатели, пишут рассказ о зиме.
(Группы для данной работы формируются по желанию учащихся).
8. Отчёт в группах. Подведение итогов.
9. Рефлексия. Акростих з и м а .
- Какой для вас была встреча с зимой? С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего?
Произнесите потихоньку слово «зима», вслушайтесь в него и закончите фразу: «Зима – это…».