Литература
-
М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке 2009
Урок литературы "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке" построен с применением новой технологии критического мышления. Цель: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.
-
Сценарий литературной гостиной "Люди нашего города" 2009
Литературная гостиная посвящена творческим людям города Сургута. Это поэты и писатели нашего города. В ходе мероприятия были проведены конкурсы на лучшее исполнение прозы среди студентов и поэтов.
-
Урок литературы "Любовная лирика А.С. Пушкина" (9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся анализируют, что входит в понятие «любовь», знакомятся с «донжуанским» списком великого поэта и его героинями, а также со стихотворениями, обращёнными к этим женщинам. В заключение урока ребята представляют сообщение о потомках поэта.
-
Использование метода проектов на факультативном занятии "Основы православной культуры". "Православные святыни Северного края" 2009
Помимо знаний о монастырях и храмах шестиклассники узнают о жизни святых преподобных русского Севера. Молитвенное почитание святых Северной земли, уважение к их подвигу во имя людей необходимо каждому, живущему на этой земле.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе 2009
Урок поможет заинтересовать современных школьников поэзией XVIII века, которая является по сей день живым источником мыслей и чувств, великим памятником русской литературы.
-
Урок внеклассного чтения по мифам Древней Греции (6-й класс) 2009
Предлагаемый урок внеклассного чтения поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о мифах Древней Греции, укрепить связь литературы с историей и мировой художественной культурой. На уроке предусмотрен ряд заданий творческого характера, направленный на развитие речи учащихся.
-
Война и любовь на страницах повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта" 2009
Письма с фронта, описание госпитального быта дают учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждают интерес к военной истории, а значит, и к знакомству с лучшими произведениями литературы о Великой Отечественной войне.
-
Чтение как творческая деятельность 2009
Основным и неизменным процессом работы с информацией, самообразования, самовоспитания является процесс чтения. Чтобы ученики превратились из случайного потребителя "мозаичной" культуры в ответственного собеседника автора произведения, они должны воспринимать процесс чтения как творческую деятельность.
-
"Живущие вечностью" (Тема любви в повестях А.И. Куприна "Олеся" и "Суламифь") (11-й класс) 2009
На уроке учащиеся узнают о великой силе любви; закрепляют навыки анализа художественного произведения; сопоставления двух произведений; раскрывают особенности творчества А.И. Куприна; развивают художественно-творческие способности и образное мышление.
-
Разработка урока литературы "Роль малой родины в формировании творческого мировозрения А.И. Солженицина" 2009
Урок знакомит учащихся с истоками формирования тематической и идейной направленности творчества А.И. Солженицына.
-
Литературный салон "Гори, гори, моя звезда" 2009
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов раскрывает глубину чувства любви великого русского поэта А.С. Пушкина к Н.Н. Гончаровой. Использование музыки, чтение стихов, исполнение танцев, костюмы той эпохи, декорации делают эту композицию незабываемой.
-
Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования человека культуры 2009
Постепенное введение в процесс изучения литературы в 5-11-х классах методов и приемов проблемного обучения будет способствовать формированию человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, самостоятельностью, толерантностью, способностью ориентироваться в мире духовных ценностей.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва" 2009
Цель урока: пробудить живой интерес к личности и творчеству Н.С. Гумилёва; продолжить работу над развитием навыков в написании сочинений-эссе (монолог от лица поэта, заметка литературоведа, интервью с поэтом).
-
Развитие ученика в процессе игры 2009
Суть ребенка – постоянный поиск источников знаний для жизни. В процессе игры он получит те же опыт и знания, что и за партой, а может, еще и больше! Игра – это увлечение. Так почему не увлечь его игрой в школе? Учебную программу преобразовать в игру. И ваше обучение и воспитание принесет намного больший результат.
-
Использование средств выразительности языка на уроках литературы в начальной школе 2009
Развитие речи в младшем школьном возрасте является одной из основных задач учителя начальных классов, учителя-логопеда. Целью урока является работа над умением анализировать изобразительно-выразительные средства родного языка, умением четко и последовательно выражать свои мысли.
-
Конспект урока по литературе для 9-х классов по теме "Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака" 2009
Урок помогает «погрузиться» в жизнь Б.Л. Пастернака, почувствовать эпоху, проследить этапы развития и становления поэта, увидеть его личность. Презентация наглядно сопровождает и иллюстрирует лекцию, исключая формальный подход к изучению биографии поэта, активизируя у учащихся творческую деятельность.
-
Урок литературы в 10-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви") 2009
На уроке частично используется технология формирования правильного типа читательской деятельности: работа с текстом после чтения. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом беседы на уроке становится понимание авторского смысла.
-
Методическая разработка завершающего урока по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (8-й класс) 2009
Представленный вашему вниманию урок-спектакль, урок – погружение в мир гоголевских героев проводится в конце изучения комедии Н.В. Гоголя, подводит итог изученному материалу, даёт учителю возможность не только определить степень усвоения материала, но и реализовать творческие возможности учеников.
-
Урок по теме "Антон Чехов. Рассказ «Хамелеон»" 2009
Основные моменты урока – путешествие по литературным местам Чехова, словарная работа, ответы на вопросы, разгадывание кроссвордов, суд над Очумеловым – всё это способствует повышению активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
-
Урок поэзии в 6-м классе. Урок литературы 2009
Урок по литературе для учащихся 6-го классов представлен в виде урока поэзии. Знакомит учащихся с поэзией родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке рассматриваются имена мурманских поэтов В.Л. Тимофеева, О.В. Вороновой, В.А. Смирнова, В.П. Семенова.
-
Малер и Достоевский (Литературно-музыкальный вечер в школьном литературном клубе "Причастие") 2009
Представлен материал исследования, связанного с творчеством Ф.М. Достоевского и Густава Малера, который мы обозначили в жанре литературно-музыкальные параллели.
-
Использование живописи при изучении монографической темы на уроках литературы в 10-м классе (А.П. Чехов и И.И. Левитан) 2009
В данной работе рассматривается связь творчества А.П. Чехова с живописными работами И.И. Левитана. Знакомство с пейзажами И.И. Левитана воспитывает в ученике глубокое проникновение в красоту русской земли и помогает осмыслению творчества А.П. Чехова.
-
"Когда любишь…" (По рассказу О.Генри "Из любви к искусству") 2009
Урок внеклассного чтения по творчеству О.Генри. Рассказ «Из любви к искусству» продолжает тему новеллы «Дары волхвов» - возвышенного благородства в любви. Творческое задание позволяет логично перейти к сюжетно-композиционному анализу литературного произведения, куда вплетены биографические эпизоды из жизни писателя и разговор об особенностях новеллистики О. Генри.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему:"Две дороги – два пути". Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2009
Толстой – философ и патриот своей страны, показывая путь нравственных исканий своих любимых героев, размышляет и о возможных путях развития России во второй половине XIX века. Организованная на уроке дискуссия позволяет учащимся раскрыть для себя взгляды писателя, а также поразмышлять о судьбе нашей страны сегодня, о своей роли в ее развитии.
-
Урок литературы в 6-м классе "Подари сердце людям" (по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда " и рассказу С.Сибирцева "Чуточка") 2009
Урок построен на сравнении двух произведений русской и зарубежной литературы. Основной целью урока является - донести до сознания учащихся понятие душевной красоты. Воспитание доброты, любви к матери, уважения к человеку.
-
Сюжетно–ролевая игра на уроках литературы 2009
Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Интересен урок-детектив. Не менее эффективный прием - проведение психологического урока.
-
Рисунок как форма опорного конспекта на уроках литературы 2009
Создавая опорный конспект-иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для пересказа. Рисунок помогает детям в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить своё отношение к изображаемому.
-
Урок литературы в 11-м классе "Понтий Пилат и Иешуа" (анализ новозаветных глав) 2009
Урок литературы в 11-м классе по теме "Понтий Пилат и Иешуа" построен как урок комментированного чтения отдельных глав, помогающих увидеть взаимоотношения главных героев романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
-
"Именем Пушкина" (Встреча — ассоциация с памятником А.С. Пушкину в Москве) 2009
Разговор о создании памятника А.С. Пушкину в Москве становится поводом для глубокого размышления о гении поэта, непреходящем значении и влиянии на всех нас его литературного наследия. Урок, проведённый на заключительном этапе изучения творчества А.С. Пушкина в 9-м классе, подводит итоги, обобщает факты, формулирует выводы о связи времён.
-
Уроки первичного восприятия художественного произведения 2009
Уроки первичного восприятия произведения решают вопросы, связанные с развитием умения обучающихся обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; умения владеть монологической и диалогической речью, умения готовить сообщения; умения высказывать собственное суждение об иллюстрациях, картинах.