Литературная гостиная "Королева мягкого юмора" (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы

Разделы: Литература


Цель: совершенствование навыков выразительной речи.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с жизнью и особенностями творчества русской поэтессы;
  • продолжить формирование речевых навыков: техники речи, интонации, правильной расстановки логических ударений, пауз; тона и тембра голоса;
  • продолжить формирование вспомогательных навыков: постановка позы, мимики, жестов при выразительном чтении;
  • совершенствовать навыки первичного анализа текста;
  • развивать умение слушать и задавать вопросы;
  • способствовать эстетическому восприятию сценической речи и классической музыки учащимися;
  • формировать патриотическое чувство.

Используемые формы работы:

  • ролевая игра;
  • чтение наизусть стихов и прозы;
  • элементы анализа художественного текста;
  • аудирование (стихи на французском языке, стихи и проза на русском языке, классическая музыка).

Оборудование: выставка книг Тэффи и о ней, портреты поэтессы и ее сестры, ученическая исследовательская работа «Анекдот и трагедия в жизни и творчестве Н.А. Лохвицкой (Тэффи)», иллюстрации к известным произведениям и эпизодам из жизни, выполненные ученицей; печатный раздаточный материал (тексты стихотворений Тэффи для анализа), DVD, сценический реквизит [1], рисунки 1, 2, 3, 4, 5 (приложение).

Ход урока

Вступительное слово учителя

Поэтесса, драматург, блестящий прозаик, Тэффи (настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая) начала в 1900-е годы писать под псевдонимом, возможно, из-за того, что под собственной фамилией печаталась сестра - поэтесса Мирра Лохвицкая. Тэффи приобрела широкую известность еще до выхода в 1910 году первой книги рассказов. О популярности ее раннего творчества (поклонниками таланта «очаровательной Тэффи» были все – от последнего русского императора Николая до гимназистов) говорил не только факт переиздания книг, но и выпуск модных тогда духов «Тэффи».

Холодноватая, жеманная, хранящая, по словам Гумилева, «подлинные, изящно - простые сказки средневековья», поэзия Тэффи раскрывала те возможности ее таланта, которые оставались неиспользованными в иронической прозе. Позже, в эмиграции, тональность ее прозы приблизится к настроению ее поэзии, где тоже появится, как скажет Куприн, «светла грусть без мировой скорби».

Здесь учитель дает задание по частичному анализу текста гостям, ученикам, не участвующим в ролевой игре (используется раздаточный материал). Предлагается «сплести венок Тэффи» из цветов, упоминаемых ей в стихотворениях; «собрать ожерелье» из драгоценных камней, которые она назвала.

Ролевая игра

Действующие лица:

Ведущий, одет в строгий костюм;
Литературная дама – особа, принятая в писательских кругах начала 20-го века, одета в атласное платье;
Писатель - завсегдатай литературных салонов начала 20-го века, одет в строгий костюм, на шее – шейный платок,
Юноша бледный – начинающий поэт нашего времени, худощавый молодой человек в джинсах и свитере.

Оформление: в центре – круглый стол, застланный зеленым сукном; на столе – пара книг, листы рукописи, кофейник, четыре чашки кофе, ваза с «берлинским» печеньем; вокруг стола – четыре стула, на которых сидят в произвольных позах персонажи. Персонажи как будто продолжают уже начатый за кофе разговор.

ПИСАТЕЛЬ: А помните ли вы, господа, такой эпизод? Когда в 1913 г. в России праздновалось 300-летие царствования дома Романовых и по этому случаю составляли юбилейный императорский сборник, у царя Николая спросили, кого из современных русских писателей он желал бы в нем видеть.

ЮНОША БЛЕДНЫЙ: И что же ответил государь?

ПИСАТЕЛЬ: А государь категорично заявил: «Тэффи, только ее! Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!»

ЮНОША БЛЕДНЫЙ: Кто же эта загадочная дама, к которой так благоволил русский император?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: А для этого, мой друг, нужно заглянуть в мир детства. И тогда вы непременно вспомните, что Тэффи – Это персонаж сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». А звали так дочку первобытного человека, полное имя которой было «девочка – которую – нужно – хорошенько – отшлепать – за – то – что – она – такая – шалунья».

ВЕДУЩИЙ: Да, именно таково происхождение псевдонима, который взяла себе русская писательница Надежда Александровна Лохвицкая. Трудно поверить сейчас, после долгих лет забвения, что в дореволюционной России она пользовалась чрезвычайной популярностью. Ее книги читали и ею восхищались люди самых разных чинов и званий – начиная от почтовых служащих, кончая… российским императором.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Это верно. Она очень рано почувствовала себя знаменитостью. Писательница рассказывала, как однажды даже «объелась» славой (рассказывает известную историю о том, как кто-то из поклонников принес ей конфеты, названные в ее честь, и что из этого вышло).

ВЕДУЩИЙ: А родилась Надежда Александровна 9 мая 1872 года в Петербурге в семье известного адвоката. Надя была третьим ребенком в семье. Старшим был брат Николай, он выбрал карьеру военного. Затем шла сестра Мария, ставшая впоследствии известной поэтессой и публиковавшаяся под именем Мирры Лохвицкой.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Да-да. Еще ее называли «русской Сафо».

Читают стихи Мирры.

 ВЕДУЩИЙ: У Нади была и младшая сестра – Елена, тоже писавшая стихи.

ПИСАТЕЛЬ: Все три сестры Лохвицкие начали писать стихи еще в гимназии. Они мечтали стать знаменитыми. На семейном совете, чтобы избежать зависти, было решено: всем троим одновременно выступать в печати не следует. Уговорились «становиться знаменитыми» поочередно.

ВЕДУЩИЙ: В таком соглашении был элемент детской игры. Но оно оказалось провидческим. Тэффи было 32 года, когда она стала регулярно печататься.

Читают стихи «Мой черный карлик», звучит музыка.

ВЕДУЩИЙ: Период расцвета политической сатиры пришелся на 1905 год. Всегда далекая от политики, Тэффи откликнулась на события той поры сатирическим стихотворением «Пчелки», построенным на классическом для русской литературы противопоставлении «пчелы – трутни».

Читают стихотворение «Пчелки».

ВЕДУЩИЙ: Вообще то время, полное драматических событий, было отмечено и многими курьезными моментами (рассказывает несколько известных историй).

 ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Но, господа, довольно политики!

ПИСАТЕЛЬ: Да, пожалуй, хватит.

ЮНОША БЛЕДНЫЙ: А каким человеком в жизни была Тэффи?

ПИСАТЕЛЬ: Надежда Александровна обладала открытым нравом. Она была прекрасным собеседником и отличалась склонностью к остроумной импровизации. Тэффи радовалась, как ребенок, если ей удавалось вызвать при этом всеобщий смех. Она была уверена, что дать человеку посмеяться не менее важно, чем подать милостыню нищему: посмеешься – и голод не так мучает.

 ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: А мне вспоминается невыразимая «кошачья» страсть Надежды Александровны (рассказывает историю о том, что Тэффи делила всех людей на «тех, кто любит кошек» и «других», сама же она обожала этих животных настолько, что могла навсегда испортить отношения с «другими»).

Читают рассказ «Счастье».

ЮНОША БЛЕДНЫЙ: А как встретила критика первый сборник ее юмористических рассказов?

 ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Очень благожелательно (поясняет).

Читают рассказ « Ке фер?»

ВЕДУЩИЙ: Тэффи не стремилась выдумывать комическую ситуацию. Ее рассказы отличаются мягкой иронией и предельной жизненностью. (Рассказывает о сборнике  «Человекообразные»).

Все обсуждают эту тему, дама рассказывает историю о «колпачке», в котором поэтесса однажды появилась на людях, чтобы высмеять неискренность собравшихся. Затем играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: В феврале 1917 года отрекается от престола самый «главный» поклонник таланта Надежды Александровны – государь император. В России – время революций. Оно несет хаос и разрушение.

Разговор заходит о русской эмиграции. Звучит музыка, затем -  стихотворение на французском языке («Марьонетки») и его перевод на русский .

ЮНОША БЛЕДНЫЙ: Но о чем же писала Тэффи в эмиграции? Неужели о тех же «человекообразных»?

ПИСАТЕЛЬ: Да, собственно, о том же. Ведь «человекообразные» были и там, за границей.

Звучит музыка. Читают рассказ «Демоническая женщина».

ВЕДУЩИЙ: Наступил 1939 год. Вторая мировая война стала большим испытанием для многих русских эмигрантов, в том числе и для Тэффи. Франция была оккупирована фашистской Германией…

ПИСАТЕЛЬ: Несмотря на тоску по Родине, Тэффи предпочла закончить свой жизненный путь в эмиграции. Надежда Александровна умерла 6-го октября 1952 года в Париже.

Звучит музыка. Проверяют творческое задание по анализу текста, данное в самом начале урока. Задают вопросы. Делают выводы.

ВЕДУЩИЙ: Тэффи прожила долгую, насыщенную событиями жизнь. Ее имя замалчивалось, а произведения не издавались. А между тем ее  творческое наследие колоссально.

Библиография

  1. Н.А. Тэффи «Житье- бытье». Рассказы, воспоминания. М.: «Политическая литература». 1991.
  2. Активные формы преподавания литературы. М.: «Просвещение». 1991.
  3. Н.А. Тэффи «Юмористические рассказы». М.: «Художественная литература». 1990.
  4. «Круги по воде». Юмористические рассказы русских писателей начала XX века. «Красноярское книжное издательство». 1988.
  5. «Мелочи жизни». Русская сатира и юмор второй половины XIX- начала XX века. М.: «Художественная литература». 1988.
  6. Журнал «Читаем, учимся, играем». №8. М.: «Либерея - Бибинформ». 2001.
  7. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: «Азбуковник». 1999.