Презентация книги для души

Разделы: Русский язык, Литература


Сегодняшние школьники мало и неохотно читают художественную литературу. Книгу заменил чудо техники – компьютер, поэтому насущной необходимостью становятся уроки, развивающие у детей устойчивый интерес к хорошей, умной, настоящей книге.
Я работаю в лицее с экономико-правовым направлением. К моему сожалению, наши учащиеся больше интересуются бухгалтерским учетом, менеджментом, экономикой, чем художественной литературой. Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8 класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души (1-2 раза в четверти).  
Чем интересен и полезен такой урок?
Лицеисты, рассказывая о прочитанных книгах, рекомендуют прочитать их своим товарищам по классу, могут обменяться книгами после урока. Развивается монологическая речь, умение анализировать прочитанное произведение, появляется желание прочитать интересную книгу.
В итоге, каждый учащийся обязательно находит книгу по душе.

ХОД УРОКА

На доске запись: «Презентация книги для души».

«Книга, быть может, наиболее великое и сложное чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Учитель. Сегодня я с удовольствием приглашаю всех вас на презентацию, где каждый сможет найти книгу для души, ведь чтение – это лучшее учение.
Месяц назад вы получили задание прочитать интересную книгу (рекомендации можно было найти на специальном стенде в библиотеке Лицея) и подготовить ее презентацию: несколько слов об авторе, краткий пересказ содержания книги, чтение интересного эпизода и вывод о том, чему она учит.
Предлагаемая вами книга должна быть показана классу, а рассказ ведется о ней по памяти.
Автора и название книги отвечающий записывает на доске, а  лицеисты вносят в тетрадь по рубрикам:

1

2

Прочитаю обязательно

Книга заинтересовала

Итак, выбираем книгу по душе.

Ученик. Я прочитал книгу известной английской писательницы XIX века  Этель Лилиан Войнич «Овод». В ней рассказывается о борьбе итальянского народа за свою независимость. В центре повествования судьба главного героя, члена организации «Молодая Италия». Он прошел через многие испытания, чтобы доказать свою невиновность и преданность общей борьбе за освобождение Родины. Особенно меня потрясла сцена расстрела Овода, когда он руководил собственной казнью, ведь солдаты отказывались в него стрелять. Его поведение вызвало восхищение не только у солдат, но и у меня.
Книга учит быть сильным, мужественным, стойким, любить Родину и бороться за ее свободу.  

Учитель. Ребята, это удивительная книга. Многие поколения читателей с восторгом следили за событиями, происходящими на страницах романа «Овод». Занесите книгу в соответствующую рубрику.

Ученица. Я прочитала повесть Л. Кассиля и М. Полянского «Улица младшего сына». Эту книгу  советую прочитать тем, кто интересуется произведениями о Великой Отечественной войне. Главный герой – Володя Дубинин, наш ровесник. В годы войны он наравне со взрослыми сражался против фашистов в         г. Керчь. Володя Дубинин совершил подвиг и геройски погиб. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Его именем назвали одну из улиц родного города. Мне запомнился эпизод, когда Володя вместе товарищами взрывал в катакомбах фашистов, рискуя жизнью.
Книга учит быть бесстрашным и защищать Родину.

Учитель. А кто из вас любит приключения?

Ученик. Я с удовольствием прочитал роман Р. Сабатини «Одиссея напитана Блада». Создатель этого произведения – автор историко-приключенческой литературы. Главный герой – врач, ставший пиратом и «грозой» Карибского моря. Ему и команде его корабля пришлось многое испытать. Следить за сюжетом и приключениями героев очень интересно.

Учитель. Думаю, ребята, что рассказ об этой книге не очень вас заинтересовал.
В  ней нет, наверное, ни одного запомнившегося эпизода?
Есть ли среди вас любители фантастической литературы?

Ученик. Книгу Андрея Белянина «Меч без времени» прочитал с большим удовольствием. В ней события разворачиваются сначала в далеком прошлом, а потом – в далеком будущем. Автор приводит нас к мысли, что мир можно сделать лучше и добрее только с помощью человека, а не оружия, сила и любовь помогут сберечь мир на Земле.

На уроке мы прослушали рассказы о книгах:

  • Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»;
  • В. Каверин «Два капитана»;
  • Д. Лондон «Зов предков», «Белый клык»;
  • Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»;
  • О. Гончар «Земля гудит»;
  • Ю. Тынянов «Поручик Киже»;
  • Р. Стивенсон «Остров cокровищ»;
  • В. Головачев «Бич времени»;
  • Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»;
  • А. Рыбаков «Кортик».

В конце урока выступила заведующая библиотекой В. Н. Гонина, которая рассказала о самых читающих учениках класса и читающих мало.

Учитель. Какие книги вы занесли в рубрику «Прочитаю обязательно»? Нашли ли  книгу для души? (Лицеисты обмениваются впечатлениями и книгами).

Задание к следующему занятию: написать отзыв об этом уроке.

Следующая презентация книги для души состоится в конце четверти. Она тематическая: «История России на страницах литературы». Рекомендации можно найти в лицейской библиотеке.

Опыт проведения таких уроков показал, что учащиеся обязательно заинтересуются и начнут читать художественную литературу.

Отзывы об уроке

На уроке «Презентация книги для души» каждый ученик выбрал для чтения понравившуюся книгу. Этот урок мне очень понравился, особенно заинтересовали меня произведения Джека Лондона. С удовольствием прочту роман
Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан». С нетерпением буду ждать следующего урока, чтобы рассказать о прочитанных мною книгах.
Я думаю, что такие уроки очень нужны. Мы расширяем свой кругозор, узнаем много нового и интересного.

Бубенко Кирилл (8-а класс)

Это был замечательный урок, жаль только, что не всех, кто хотел рассказать о прочитанной книге, мы успеем послушать.
Скажу честно, я был удивлен, что в нашем математическом классе ребята с удовольствием читают художественную литературу. Обязательно прочитаю книгу Стивенсона «Остров сокровищ» и повести Анатолия Рыбакова.

Гузенков Илья (8-б класс)

«Презентация книги для души» – мой самый любимый урок. Всегда жду его с нетерпением, потому что узнаю много нового для себя и интересного.
Я прочитал книгу Джека Лондона «Сердца трех». Очень хочу поделиться с ребятами впечатлением и порекомендовать эту книгу для чтения.
Этот урок помогает выбрать книгу по душе.

Савельев Сергей (8-в класс)