Сравнительный анализ сюжета сказок В.А. Жуковского "Спящая царевна" и Шарля Перро "Спящая красавица": сходство и различие. Создание собственной сказки на сюжет о "спящей красавице"

Разделы: Литература


При деятельностном подходе к обучению процесс усвоения понятий предполагает активную мыслительную деятельность обучающихся. Эффективность обучения достигается через актуализацию не собственно содержания учебного материала, а характера работы над ним, то есть в нахождении и реализации действий, которые в наибольшей степени способствуют на каждом этапе обучения развитию творческого потенциала учащихся.

Тема заявленного интегрированного урока – литература и развитие речи – рассчитана на два часа и предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены

  • на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения;
  • на формирование навыка продуцирования собственного текста с упором на активную работу воображения учащихся и на создание ситуации фантазирования посредством приобщения к жанровой форме сказки.

Цель – развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка, используемыми авторами сказок на сюжет о «спящей красавице»; формирование навыка продуцирования собственного текста учащимися с использованием жанровой формы литературной сказки.

Достижение этой цели предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • выявление имеющихся представлений о структурных элементах жанра волшебной сказки;
  • знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»;
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский, «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я. Пропп, «Морфология сказки»);
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, а также планированием последовательности действий по ее решению;
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного (умение извлекать и усваивать фактическую информацию, имеющуюся в тексте; формулировать выводы; навыки анализа языковых средств, элементов текста, составление плана текста и др.);
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, навык работы с вопросами на уточнение и понимание, продуктивное взаимодействие с членами группы и др.);
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности обучающегося на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и продуцирования учащимися собственного текста в жанре литературной сказки;
  • воспитание положительного отношения к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Методы и приёмы:

  • Методы развития речи: имитативные (различные виды пересказатекста, а именно: близкий к тексту, сжатый, выборочный, с делением текста на части; озаглавливание частей, составление плана прочитанного); коммуникативные (организация наблюдений над художественным материалом, создание высказываний; создание текста сказки).
  • Методические приемы технологии РКМЧМ: «Составление кластера «Сказка»», «Инсерт» и др., которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Краткое обоснование теоретических положений урока.

С конца 90-х годов 19 века А.Н. Веселовский (1838–1906), историк литературы, создает научные труды, поднимающие проблему исследования исторической поэтики сюжетов. Под мотивом А.Н. Веселовский подразумевал некую «формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» [2]. По его мнению, мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие. Например, простейший мотив – «злая старуха не любит красавицу – и задает ей опасную для жизни задачу» – можно представить в виде формулы: М = А + В, где <М> – мотив; <А> – злая колдунья-старуха; <В> – молодая красавица; <+> – невзлюбила и задает опасную задачу.

Элементы такой формулы, разрастаясь, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения (сказки). Таким образом, сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении:

Сюжет = М1 + М2 + М3 + М4 + …Мn

По мысли другого русского ученого В. Я. Проппа (1895–1970), основными частями сказки являются функции ее действующих лиц. Функция – это поступок действующего героя, определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. Количество функций невелико. В пределах 31-й функции развивается действие всех без исключения сказок. Кроме того, одна функция непринужденно вытекает из другой.

Замысел данного урока основывается на применении в школьной практике, с учетом возрастных особенностей учащихся, идей структурной и компаративистскойнаучныхшкол, изучающих жанровую природу и особенности сюжетосложения сказок. В качестве проблемы выдвигается вопрос о создании и апробировании алгоритма действий, производимых при исследовании особенностей построения жанровой структуры сказок, которые созданы на основе сюжета о «спящей красавице» (в логике понятий «мотив», «сюжет», «действие героя»). Результатом такой деятельности должно стать продуцирование учащимися собственного текста, построенного на использовании жанровой формы литературной сказки на сюжет о «спящей красавице».

Для реализации поставленных задач используется технология развития критического мышления [3]. Урок, построенный по данной технологии, содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:

Структура и описание этапов урока:

(Первый час)

I. Орг. момент:

проверка внешней и психологической готовности учеников к уроку (1-2 мин).

1 фаза «Вызов»

II. Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала.

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

  1. Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).
    Деятельность учащихся организуется следующим образом: индивидуальная работа (фиксирование уже имеющихся знаний и понятий по предложенной проблеме) → работа в парах (организация обмена информации с целью выяснения, в чем совпали (не совпали) имеющиеся представления) →. каждая пара делится итогами своей деятельности (3-4 мин.).
  2. Озвучивание и фиксирование составляющих волшебной сказки (2 мин.): зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д.
  3. Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»»; Приложение 1. Слайд 2)). (3 мин.).

III. Целеполагание:

определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.Цель данного этапа - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

1. Знакомство учащихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице» (рассказ учителя с использованием слайдов 3-6). (4 мин.).

Акцентируется внимание на том, что сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд 4):

А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения» (слайд 5).. Пересказ подготовленного учеником содержания либретто балета «Спящая красавица» (авторы И. Всеволожский и М. Петипа). (Слайд 6).

Вопрос: Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»? (учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).

2. Выдвижение проблемы: Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? (да, можем, но необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются). Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

3. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий). (Слайд 7) (4-5 мин.):

Шаг первый: внимательно прочитать в учебнике сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», изучить ее содержание и выделить ее смысловые части.

Шаг второй: прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица», сравнить ее со сказкой Жуковского и выяснить, в чем состоит сходство и различие этих сказок.

Шаг третий: на основании наших наблюдений над текстами и имеющегося у нас представления о жанре волшебной сказки создать свой текст сказки о «спящей красавице» 

2 фаза «Реализация смысла»

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации (слайд 8) (2-3 мин.).

Цель – формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя».

Слово учителя: Научное изучение сказки началось недавно – в XIX-XX вв. Причем научные школы возникали в разных странах. Сегодня на уроке мы изучаем сказки, сходство которых объясняется общим сюжетом. А сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, которые мы будем называть теперь мотивами. Русский ученый А.Н. Веселовский, изучавший сказки народов мира, дает такое определение мотива и сюжета:

  • Мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие,
  • Сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Таким образом, мы не просто будем делить текст на отдельные смысловые части, мы будем выделять фрагменты текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя, давать характеристику этому действию, то есть будем исследователями, изучающими мотивы, образующие сюжет сказки о спящей красавице.

V. Первичная проверка понимания нового материала (19-20 мин.), оставшаяся часть работы завершается дома.

Цель – разделение текст на смысловые части (мотивы), их озаглавливание, составление плана прочитанного.

1. Коллективное выразительное чтение текста, разбивка его на самостоятельные части (вычленение отдельных мотивов), обсуждение действий героев, формулирование мотивов

Эта поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации. При выделении мотива выполняются следующие операции: определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки; на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описание содержания мотива. Результатом такой деятельности станет формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

2. Выстраивание цепочки мотивов, формирующих сюжет сказки Жуковского (отредактированный вариант):

М1 = у царя и царицы нет детейМ2 = чудесное предсказание ракаМ3 = у царя и царицы рождается долгожданная дочь М4 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья (украдено 12 блюдо) М5 = дары чародеекМ6 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретенаМ7 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон на 300 лет)М8 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы М9 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном)М10 = вместе с царевной засыпает весь царский двор М11 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→ М12 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну (поцелуй) М13 = пробуждение царского двораМ14 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

3. Формулирование сюжета сказки Жуковского: Молодая красавица под чарами злой колдуньи впадает в глубокий сон, а чудесное пробуждение происходит в положенный срок в результате поцелуя царевича. Финал – счастливая свадьба.

4. Не завершенная на уроке часть работы задается на дом.  

(Второй час)

VI. Усвоение способов действия путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

Цель – целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Организация наблюдения над текстами сказок Жуковского и Перро: выявление сходства и различия сюжетной организации (прием «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста)

Вопрос: Перечислите выявленные нами мотивы сказки Жуковского;

1. Планирование деятельности учащихся (15-18 мин.):

  • Работа в группах: чтение сказки Ш. Перро, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»
  • Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»:

2. Коллективное обсуждение полученных результатов, акцентирование найденных отличий (7-8 мин.). (Слайд 9).

– В чем сходство сказок? Перечислите, что вы пометили как «известное» (например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) и др.)

– Перечислите, что вы пометили как «противоречит известному» (например, 12 чародеек – 7 фей; украли 12 блюдо – отсутствие 8 прибора; 11 добрая фея не успела одарить царевну во время пира – 7 фея специально спряталась, чтобы после изменить злое колдовство ведьмы; сон должен продлиться 300 лет – сон на 100 лет; старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено – старуха не знала о запрете короля; весь двор заснул сразу с царевной – добрая фея усыпила весь замок (кроме короля и королевы) и др.).

– Перечислите, что вы пометили как «новое» (карлик с семимильными сапогами; фея на огненной колеснице; продолжение сказки, то есть появление новых мотивов).

Делается вывод о том, что, несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки

Демонстрируются результаты таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице» (слайд 10). 

3 фаза Рефлексия 

VII. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений(принцип дифференциации) (15-18 мин.).

Цель – помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Слово учителя: При планировании нашей работы мы поставили перед собой задачу – написать собственную сказку, основанную на сюжете о «спящей красавице». В начале мы вспомнили, из каких элементов состоят волшебные сказки: зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д. Мы изучили вопрос о том, как строится сюжет сказки, выделили ее смысловые части (мотивы). Выяснили, как использовали этот сюжет Жуковский и Перро, в чем сходство и различие их произведений.

Если Перро в своем варианте сказки вводит новый сюжет о злой королеве, то вам предлагается при создании своей сказки: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее, другая галактика и др. (выбор учащимися варианта задания)

2. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.

VIII. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся и объявление отметок (1 мин.).

IX. Домашнее задание (1 мин.): редактирование текстов сказок, нахождение схожих мотивов в сказке А.С. Пушкина. Вариант созданной собственной сказки представлен в Приложении 2.  

Литература

  1. Литература 5 класс/ Автор-составитель В.Я. Коровина и др.
  2. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.:1989. С.300-307.
  3. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.