Открытый урок по литературе "Воскрешение через любовь" в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цель: осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне, к богу.

Оформление: портрет Ф.М. Достоевского, выставка его книг, стенгазета, иллюстрации учащихся к роману «Преступление и наказание».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Эпиграф:

  1. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей.
    Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы».
  2. Обрести Христа – значит обрести собственную душу.
    Ф.М. Достоевский.

Вопросы на размышление (запись на доске).

  1. Во имя чего «преступила» Соня Мармеладова?
  2. К чему может привести теория «сильных мира сего?»
  3. Когда впервые прозвучала тема любви в романе? Какая эта любовь?
  4. Будет ли лёгким дальнейший путь наших героев, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова?

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», поэтому нам предстоит осмыслить последние страницы, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашёл отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии.

Гуманизм (от латинского – человеческий, человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, его земные интересы. (Определение записано на доске).

Гуманисты эпохи Возрождения ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма.

Французскими просветителями XVIII век в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сущности мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

Марксизм продолжил и развил идеи просветителей об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и Церкви.

Крайнее выражение гуманистические идеи получили в трудах немецких философов Макса Штирнера (1806-1856), выступившего с проповедью самообожествления и демонического индивидуализма, и Фридриха Ницше (1844-1900), создавшего учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах - «Воля к власти», «Антихристианин», «Се человек» – попираются все святыни, открыто прославляется зло.

Отрицание бога французскими просветителями 18 века, марксистами, немецкими философами Макса Штирнера (1806 – 1856) и Фридриха Ницше (1844-1900) постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зиящую бездну за этими и подобными учениями, пророчески отобразил её в своих творениях и указал выход: возвращение к Богу, к свету, к жизни. Его искусство проникнуто христианским духом, освещено светом евангельской истины (слайд 1). 

По словам Н.А. Бердяева Достоевский – «…та величайшая ценность, которой оправдает русский народ своё бытие в мире, то, на что может указать он на Страшном суде народов. Когда пришло к Достоевскому «перерождение», в какой момент своей жизни он сказал слова: «Мы будем вместе с Христом?» (слайд 2)

2. Сообщение ученика о казни Достоевского 22 декабря 1849 года.  

В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского. В 1846 году он познакомился с Петрашевским и стал посещать его «вечера», на которых помимо литературных вопросов обсуждались новейшие социалистические учения. Царское правительство преследовало такие кружки, и в один момент всех участников арестовали, некоторые из них, в том числе и Достоевский, были приговорены к смертной казни. Достоевский пережил страшные минуты: «…троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты». В последний момент приговор был отменен. «Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Теперь переменяю жизнь, перерождаюсь в новую форму… Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое».

А это, ребята, Евангелие, подаренное Достоевскому женами декабристов, когда он оказался на каторге (слайд 3).

«Произошло ли перерождение писателя?» - спросите вы?. Да, но много, много лет спустя. «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла»,-сказал о себе писатель. Эти же слова можно отнести и к главному герою романа «Преступление и наказание». Наверное, здесь можно привести и слова Льва Толстого

(слайд 4): «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.
И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу».
(Лев Толстой)

– Давайте еще раз вспомним, во имя чего «преступил» закон Раскольников? В чем суть его статьи?

(Демонстрация и комментирование слайдов 5-7)

3. Чтение отрывка из книги М. Штирнера.

«Победить или покориться – таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побеждённый обращается в подвластного…я…не стану бояться мысли, как бы дерзка и «демонична» она ни была, потому что в моей власти уничтожить её, если она мне станет представляться неудобной…Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь больше…я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, противозакония» - эта цитата из единственного произведения Штирнера. Больше он ничего не написал. Даже бумаги его погибли. Последние десять лет своей жизни он провёл в страшной бедности и одиночестве, умер в пятьдесят лет. Семьи и друзей у него не было. Другой немецкий философ Ф. Ницше, о котором мы упоминали, закончил жизнь в сумасшедшем доме. Наш герой испытал сильнейшее воздействие таких личностей, как Штирнер, Наполеон, и создал свою теорию «обыкновенных и необыкновенных людей» (обращение к эпиграфу (Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей. позволяющей себе «кровь по совести», не для него. Где же выход?

4. Беседа по роману.

– С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После каких событий? Что изменилось в его намерениях?

– Судьба свела героев в такой момент жизни, «когда они оба были необходимы друг другу: все, что Раскольников узнает о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, услышит от неё, чему станет свидетелем в эти же дни, незаметно для него самого будет разрушать те идеи, которые стали его «мрачным катехизмом» и исказили представление о человеке. Жизнь Сони, несмотря на её внешнюю простоту и будничность, наполнится ощущением счастья. Расскажите историю ее жизни. По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» Соня?

– Да, путь Сони – это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Замечательный русский православный философ И.А. Ильин называет такую жизнь пребыванием в «Божием луче» и всяком выпадение, выхождение из него ощущает очень остро, строго судит себя за это, обозначает словом «грех» и всеми силами души стремится к покаянию, очищению… Выделите корень в словах покаяние, покаяться. Какое отношение он имеет к библейской легенде и Каине и Авеле.

– Обращение к названию произведения «Преступление и наказание». В названии романа три слова. Второе слово (союз и) тоже может быть особым образом, что следует непосредственно за преступлением? Ещё не наказание (рассказ ученика «Библейская легенда о Каине и Авеле»). В библейском рассказе о первом убийстве этот момент наполнен таким содержанием: «И сказал Господь Каину: Где Авель, брат мой?» Почему всеведущий Бог спрашивает Каина об убитом брате? Очевидно, что Господь знает о преступлении. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, т.к. «Бог не хочет смерти грешника, но - чтобы обратиться к нему и быть живу. Каин ничем не наказан, но его состояние такое же, как перед убийством, - помрачение ума. Ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжёт: «Он сказал: не знаю: разве я сторож брату моему?»

От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение.

Достоевский тонко вводит в роман тему любви.

Когда она впервые прозвучала?

Какая эта любовь?

– Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников, пристально наблюдая за жизнью Сони? Почему каторжане, которые его самого не любили и избегали все, а под конец даже стали ненавидеть, презирали, смеялись над его преступлением, «почему все они так полюбили Соню?»

– Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хот издали посмотреть на окна палаты». И с героем, случайно увидевшим её, произошло необычайное: «Что – то как бы произошло в ту минуту в его сердце…» И когда он читал её записку, «сердце его сильно и больно билось». О чём говорят эти детали? ( ожившее сердце – прибежище любви – верный признак возрождения человека). Обратимся к эпиграфу 2. Что способствовало развитию этого чувства? Почему Соня за всё время каторги ни разу не говорила с Раскольниковым о вере и не «навязывала» ему книги, как он опасался? Почему он сам попросил Евангелие именно незадолго до болезни?

– Будет ли лёгким дальнейший путь наших героев? (слайд 8)

(открытый финал романа утверждает, что путь духовного усовершенствования не только труден, но и беспокоен, это «великий подвиг», но только он даёт человеческий жизни смысл). позволяющей себе «кровь по совести», не для него. Где же выход?

– С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После каких событий? Что изменилось в его намерениях?

– Судьба свела героев в такой момент жизни, «когда они оба были необходимы друг другу: все, что Раскольников узнает о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, услышит от неё, чему станет свидетелем в эти же дни, незаметно для него самого будет разрушать те идеи, которые стали его «мрачным катехизмом» и исказили представление о человеке. Жизнь Сони, несмотря на её внешнюю простоту и будничность, наполнится ощущением счастья. Расскажите историю ее жизни. По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» Соня?

– Да, путь Сони – это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Замечательный русский православный философ И.А. Ильин называет такую жизнь пребыванием в «Божием луче» и всяком выпадение, выхождение из него ощущает очень остро, строго судит себя за это, обозначает словом «грех» и всеми силами души стремится к покаянию, очищению… Выделите корень в словах покаяние, покаяться. Какое отношение он имеет к библейской легенде и Каине и Авеле.

– Обращение к названию произведения «Преступление и наказание». В названии романа три слова. Второе слово (союз и) тоже может быть особым образом, что следует непосредственно за преступлением? Ещё не наказание (рассказ ученика «Библейская легенда о Каине и Авеле»). В библейском рассказе о первом убийстве этот момент наполнен таким содержанием: «И сказал Господь Каину: Где Авель, брат мой?» Почему всеведущий Бог спрашивает Каина об убитом брате? Очевидно, что Господь знает о преступлении. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, т.к. «Бог не хочет смерти грешника, но – чтобы обратиться к нему и быть живу. Каин ничем не наказан, но его состояние такое же, как перед убийством, – помрачение ума. Ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжёт: «Он сказал: не знаю: разве я сторож брату моему?»

От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение.

5. Выводы.

Перед вами картина известного русского художника Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына» (слайд 9).

Рассмотрите ее. Подумайте, что хотел показать автор и можно ли сказать, что она по своему сюжету близка к идее романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

6. Домашнее задание: 

Написать сочинение на одну из тем, взятых из «Перечня тем для проведения письменного экзамена по литературе в 11 классе.

  1. Признание Раскольниковым в преступлении (Анализ эпиграфа из главы 8, части 6 романа).
  2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием». (И. Анненский). По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога?
  4. Раскольников и его «двойники».

Презентация