Актуальность
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности открывает применение педагогических технологий.
Цели:
- создание позитивной внутренней мотивации учения;
- учет психологических закономерностей усвоения содержания учебного материала.
Задачи:
- использование учителем компонентов социального опыта учащихся: знаний и умений, ценностных отношений и творчества,
- обучение способам и приемам умственной деятельности, методам научного познания,
- формирование умений учащихся самостоятельно осваивать информацию,
- совершенствование коммуникативных навыков.
Опыт использования технологии дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала и ИКТ на уроках русского языка и литературы (учитель Едренникова С.И.)
Применение традиционных педагогических технологий в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями открывает перед учителем неограниченные возможности подбора и структурирования учебного материала, следовательно, многообразие форм и видов, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Предлагаю краткое описание своего опыта сотрудничества с обучаемыми на основе использования компьютерных технологий и технологии дидактического усовершенствования и реконструирования материала на уроках русского языка и литературы.
- Мной разработан учебно-методический материал по стилистике русского языка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (приложение 1).
- Система уроков русского языка по разделу «Сложноподчиненные предложения». 9 класс. Форма урока: исследование языкового материала с применением компьютерных технологий.
- Система уроков литературы «Путь духовных исканий дворянской интеллигенции. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (приложение 2)
- Система контроля ЗУН учащихся по русскому языку в форме тестирования (5-11 классы)
- Организована творческая и исследовательская работа школьников.
1. Система уроков литературы «Путь духовных исканий дворянской интеллигенции. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Цели:
- Обучающие: производить идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ эпизодов. Раскрыть особенности художественного мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, художественных приёмов создания характеров.
- Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы деятельности личности; интеллектуальные, коммуникативные и информационные умения учащихся.
- Воспитывать коммуникативную культуру.
Задачи:
1. Обучение элементам литературоведческого анализа:
- самостоятельно анализировать фрагменты романа,
- выделять нравственно-философскую проблематику произведения,
- воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях,
- видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.
2. Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся:
- сравнивать, сопоставлять единичные факты,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- выделять главное в эпизоде, в характере героя,
- делать выводы,
- подтверждать свое мнение художественным текстом.
3. Воспитание умения внимательно слушать собеседника, корректно высказывать свою точку зрения.
Методы:
а) частично-поисковый метод, предполагающий применение знаний в нестандартных ситуациях, выработку новых умений и навыков на базе уже сформированных,
б) исследовательский метод: самостоятельное рассмотрение художественного текста для решения проблемных вопросов.
Формы и виды деятельности учащихся на уроке:
- создание поисковой ситуации,
- эвристическая беседа,
- пересказ и цитирование текста, чтение по ролям,
- составление сложного плана характеристики образа (индивидуальное задание),
- исследование художественного текста
- индивидуальные задания с использованием ИКТ.
План анализа эпизода (предложен на интерактивной доске):
- назовите тему,
- раскройте кратко основное содержание картины, приводя необходимые цитаты из художественного текста,
- покажите, как построен эпизод,
- назовите основные черты характера литературного героя,
- раскройте авторское отношение к событиям, к образам,
- выскажите свое мнение,
- найдите изобразительно-выразительные средства языка, покажите их значение,
- можно ли эпизод перенести в другую часть произведения, почему так считаете?
Художественное мастерство Л.Н. Толстого в создании образов (индивидуальные задания):
- портрет,
- пейзаж,
- психологизм,
- авторский комментарий к манере говорить и слушать,
- речь героев:
- манера говорить,
- смысл и строение фраз,
- интонация, эмоциональный настрой.
2. Учебно-методический материал по стилистике русского языка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Цель:
- обеспечить планомерную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку, начиная со II ступени обучения,
- развивать умение учащихся оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
Новизна разработки
Учитывая особенность контрольных измерительных материалов, я рассматриваю наиболее сложные случаи правописания и употребления языковых единиц в соответствии со стилистическими, лексическими, грамматическими (морфологическими, синтаксическими) и пунктуационными нормами русского литературного языка.
Разработаны методические рекомендации по выполнению и анализ заданий. Предложены обучающие упражнения и контрольные тесты.
Содержание учебно-методического материала
1. Формирование умений соблюдать лексические и грамматические нормы русского литературного языка
Задание 1. Лексические нормы.
Задание 2. Морфологические нормы:
- употребление форм рода, числа, а также падежных форм существительных;
- употребление форм сравнительной и превосходной степени прилагательных,
- образование краткой формы прилагательных с суффиксом -енн-,
- особенности склонения количественных и порядковых числительных,
- особенности употребления собирательных числительных,
- употребление личных местоимений,
- употребление форм глагола.
Задание 3. Синтаксические нормы построения простого предложения.
- Нормы управления.
- Согласование сказуемого с подлежащим.
- Построение предложения с однородными членами.
- Построение предложения с согласованным определением.
Задание 4. Синтаксические нормы построения простого предложения с деепричастным оборотом.
Задание 5. Синтаксические нормы построения сложного предложения.
2. Выработка пунктуационных умений
Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий и технологии уровневой дифференциации на уроках математики (учитель Едренников Е.Н.)
Применения компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовать большой по объёму и различный по строению учебный материал, личностно ориентировав его каждому учащемуся. Использование компьютерных технологий позволяет в условиях классно-урочной системы индивидуализировать процесс обучения, так как оптимально сочетаются работа в малых группах и индивидуальная.
В целях реализации содержания учебного материала мной разработаны различные формы и виды организации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ:
- подготовлен учебно-методический материал «Задачи с подсказками»,
- разработана система уроков по разделам «Геометрия 7-9»;
- создана система уроков алгебры и начал анализа по разделу «Производная»;
- составлены электронные варианты тестов по математике;
- подготовлены тренажёры по математике,
- подобраны тексты контрольных работ по разделам программы;
- разработан дидактический материал;
- осуществляется подготовка проектов и презентаций учащихся.
Приведу пример программированного контроля на уроке алгебры и начал анализа по теме «Производная» (10 класс). Учащийся имеет возможность осуществить самоконтроль, выбрав вариант ответа.
Задания подаются на экран мультимедийным проектором
Программированный контроль с применением компьютера и мультимедийного проектора на уроке алгебры и начал анализа по теме: «Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля» (11 класс). Учащиеся имеют возможность выбрать задания, представленные на мониторе индивидуального компьютера или интерактивной доске, и проверить ответы решенных заданий. Количество заданий, выполненных в течение одного и того же времени, может быть различным.
Решение уравнений
Ученик может выбрать любое задание из трёх уровней сложности
Изучение геометрии, особенно на начальном этапе, вызывает у учащихся затруднения. Это связано с введением большого количества новых понятий и определений, необходимостью выстраивать рассуждения при доказательстве теорем. Использование компьютера позволяет значительно облегчить процесс усвоения знаний, т.к. разрабатывается теоретический материал по разделам и темам «Геометрии 7-9»; используются тренажеры, учащиеся готовят проекты по геометрии.
Приведу план-конспект урока геометрии 7 класс (приложение3).
Таким образом, рациональный выбор педагогической технологии, применение компьютерных (информационно-коммуникативных) технологий позволяют учителю осуществить учебно-научное взаимодействие с обучаемыми, развить индивидуальные и творческие способности личности.
Литература
- Диски фирмы «1С: Репетитор. Русский язык», 2002г.
- «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме». «Просвещения МЕДИА», 2004г.
- Секреты стилистики. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, - М.: Рольф, 2006. – 208 с.
- Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. Учебное пособие / Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2000. – 223 с.
- Русский язык. ЕГЭ. Репетитор. Эффективная методика. /Авторы Е.А. Влодавская, О.И. Сабынина, Е.В.Колесникова, Т.Н.Мамона, Л.И. Пучкова. – Москва: «Экзамен», 2005 г. – 320 с.
- Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ -2007. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2007. – 140 с.
- Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: «Экзамен», 2006 г. – 127 с.
- ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: «Экзамен», 2006 г. – 31 с.
- Репетитор по математике. Часть I. 5-6 кл
- Алгебра 7-11 электронный учебник-справочник
- Геометрия. 115 уроков.
- Открытая математика.1.0. ПЛАНИМЕТРИЯ