Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и математики

Разделы: Математика, Русский язык, Литература


Актуальность

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности открывает применение педагогических технологий.

Цели:

  • создание позитивной внутренней мотивации учения;
  • учет психологических закономерностей усвоения содержания учебного материала.

Задачи:

  • использование учителем компонентов социального опыта учащихся: знаний и умений, ценностных отношений и творчества,
  • обучение способам и приемам умственной деятельности, методам научного познания,
  • формирование умений учащихся самостоятельно осваивать информацию,
  • совершенствование коммуникативных навыков.

Опыт использования технологии дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала и ИКТ на уроках русского языка и литературы (учитель Едренникова С.И.)

Применение традиционных педагогических технологий в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями открывает перед учителем неограниченные возможности подбора и структурирования учебного материала, следовательно, многообразие форм и видов, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Предлагаю краткое описание своего опыта сотрудничества с обучаемыми на основе использования компьютерных технологий и технологии дидактического усовершенствования и реконструирования материала на уроках русского языка и литературы.

  1. Мной разработан учебно-методический материал по стилистике русского языка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (приложение 1).
  2. Система уроков русского языка по разделу «Сложноподчиненные предложения». 9 класс. Форма урока: исследование языкового материала с применением компьютерных технологий.
  3. Система уроков литературы «Путь духовных исканий дворянской интеллигенции. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (приложение 2)
  4. Система контроля ЗУН учащихся по русскому языку в форме тестирования (5-11 классы)
  5. Организована творческая и исследовательская работа школьников.

1. Система уроков литературы «Путь духовных исканий дворянской интеллигенции. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Цели:

  1. Обучающие: производить идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ эпизодов. Раскрыть особенности художественного мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, художественных приёмов создания характеров.
  2. Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы деятельности личности; интеллектуальные, коммуникативные и информационные умения учащихся.
  3. Воспитывать коммуникативную культуру.

Задачи:

1. Обучение элементам литературоведческого анализа:

  • самостоятельно анализировать фрагменты романа,
  • выделять нравственно-философскую проблематику произведения,
  • воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях,
  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.

2. Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся:

  • сравнивать, сопоставлять единичные факты,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • выделять главное в эпизоде, в характере героя,
  • делать выводы,
  • подтверждать свое мнение художественным текстом.

3. Воспитание умения внимательно слушать собеседника, корректно высказывать свою точку зрения.

Методы:

а) частично-поисковый метод, предполагающий применение знаний в нестандартных ситуациях, выработку новых умений и навыков на базе уже сформированных,

б) исследовательский метод: самостоятельное рассмотрение художественного текста для решения проблемных вопросов.

Формы и виды деятельности учащихся на уроке:

  • создание поисковой ситуации,
  • эвристическая беседа,
  • пересказ и цитирование текста, чтение по ролям,
  • составление сложного плана характеристики образа (индивидуальное задание),
  • исследование художественного текста
  • индивидуальные задания с использованием ИКТ.

План анализа эпизода (предложен на интерактивной доске):

  • назовите тему,
  • раскройте кратко основное содержание картины, приводя необходимые цитаты из художественного текста,
  • покажите, как построен эпизод,
  • назовите основные черты характера литературного героя,
  • раскройте авторское отношение к событиям, к образам,
  • выскажите свое мнение,
  • найдите изобразительно-выразительные средства языка, покажите их значение,
  • можно ли эпизод перенести в другую часть произведения, почему так считаете?

Художественное мастерство Л.Н. Толстого в создании образов (индивидуальные задания):

  1. портрет,
  2. пейзаж,
  3. психологизм,
  4. авторский комментарий к манере говорить и слушать,
  5. речь героев:
    - манера говорить,
    - смысл и строение фраз,
    - интонация, эмоциональный настрой.

2. Учебно-методический материал по стилистике русского языка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Цель:

  • обеспечить планомерную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку, начиная со II ступени обучения,
  • развивать умение учащихся оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.

Новизна разработки

Учитывая особенность контрольных измерительных материалов, я рассматриваю наиболее сложные случаи правописания и употребления языковых единиц в соответствии со стилистическими, лексическими, грамматическими (морфологическими, синтаксическими) и пунктуационными нормами русского литературного языка.

Разработаны методические рекомендации по выполнению и анализ заданий. Предложены обучающие упражнения и контрольные тесты.

Содержание учебно-методического материала

1. Формирование умений соблюдать лексические и грамматические нормы русского литературного языка

Задание 1. Лексические нормы.

Задание 2. Морфологические нормы:

  • употребление форм рода, числа, а также падежных форм существительных;
  • употребление форм сравнительной и превосходной степени прилагательных,
  • образование краткой формы прилагательных с суффиксом -енн-,
  • особенности склонения количественных и порядковых числительных,
  • особенности употребления собирательных числительных,
  • употребление личных местоимений,
  • употребление форм глагола.

Задание 3. Синтаксические нормы построения простого предложения.

  1. Нормы управления.
  2. Согласование сказуемого с подлежащим.
  3. Построение предложения с однородными членами.
  4. Построение предложения с согласованным определением.

Задание 4. Синтаксические нормы построения простого предложения с деепричастным оборотом.

Задание 5. Синтаксические нормы построения сложного предложения.

2. Выработка пунктуационных умений

Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий и технологии уровневой дифференциации на уроках математики (учитель Едренников Е.Н.)

Применения компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовать большой по объёму и различный по строению учебный материал, личностно ориентировав его каждому учащемуся. Использование компьютерных технологий позволяет в условиях классно-урочной системы индивидуализировать процесс обучения, так как оптимально сочетаются работа в малых группах и индивидуальная.

В целях реализации содержания учебного материала мной разработаны различные формы и виды организации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ:

  • подготовлен учебно-методический материал «Задачи с подсказками»,
  • разработана система уроков по разделам «Геометрия 7-9»;
  • создана система уроков алгебры и начал анализа по разделу «Производная»;
  • составлены электронные варианты тестов по математике;
  • подготовлены тренажёры по математике,
  • подобраны тексты контрольных работ по разделам программы;
  • разработан дидактический материал;
  • осуществляется подготовка проектов и презентаций учащихся.

Приведу пример программированного контроля на уроке алгебры и начал анализа по теме «Производная» (10 класс). Учащийся имеет возможность осуществить самоконтроль, выбрав вариант ответа.

Задания подаются на экран мультимедийным проектором

Таблица 1

Программированный контроль с применением компьютера и мультимедийного проектора на уроке алгебры и начал анализа по теме: «Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля» (11 класс). Учащиеся имеют возможность выбрать задания, представленные на мониторе индивидуального компьютера или интерактивной доске, и проверить ответы решенных заданий. Количество заданий, выполненных в течение одного и того же времени, может быть различным.

Таблица 2

Решение уравнений
Ученик может выбрать любое задание из трёх уровней сложности

Таблица 3

Изучение геометрии, особенно на начальном этапе, вызывает у учащихся затруднения. Это связано с введением большого количества новых понятий и определений, необходимостью выстраивать рассуждения при доказательстве теорем. Использование компьютера позволяет значительно облегчить процесс усвоения знаний, т.к. разрабатывается теоретический материал по разделам и темам «Геометрии 7-9»; используются тренажеры, учащиеся готовят проекты по геометрии.

Приведу план-конспект урока геометрии 7 класс (приложение3).

Таким образом, рациональный выбор педагогической технологии, применение компьютерных (информационно-коммуникативных) технологий позволяют учителю осуществить учебно-научное взаимодействие с обучаемыми, развить индивидуальные и творческие способности личности.

Литература

  1. Диски фирмы «1С: Репетитор. Русский язык», 2002г.
  2. «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме». «Просвещения МЕДИА», 2004г.
  3. Секреты стилистики. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, - М.: Рольф, 2006. – 208 с.
  4. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. Учебное пособие / Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2000. – 223 с.
  5. Русский язык. ЕГЭ. Репетитор. Эффективная методика. /Авторы Е.А. Влодавская, О.И. Сабынина, Е.В.Колесникова, Т.Н.Мамона, Л.И. Пучкова. – Москва: «Экзамен», 2005 г. – 320 с.
  6. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ -2007. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2007. – 140 с.
  7. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: «Экзамен», 2006 г. – 127 с.
  8. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: «Экзамен», 2006 г. – 31 с.
  9. Репетитор по математике. Часть I. 5-6 кл
  10. Алгебра 7-11 электронный учебник-справочник
  11. Геометрия. 115 уроков.
  12. Открытая математика.1.0. ПЛАНИМЕТРИЯ

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3