Эпиграф
При звуках, некогда подслушанных минувшим,-
Любовью молодой и счастьем обманувшим, -
Пред выцветшей давно знакомою строкой,
С улыбкой начатой, дочитанной с тоской,
Порой мы говорим: ужель всё это было?
И удивляемся, что сердце позабыло,
Какая чудная нам жизнь была дана…
(“Детство” Набоков)
Ход урока
I. Стадия вызова.
Диалог, который поможет подготовиться к личностному восприятию произведения.
- Встреча. Свидание. Что за этими словами для вас?
- Какие чувства владеют теми, кто ждёт этих минут?
- Всегда ли, то чего мы ждём, сбывается?
- Царь Соломон сказал: “ Всё пройдёт”. Как вы понимаете эти слова?
Прогнозирование по названию.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом “звонок”?
- Малоинтересное название, не правда ли?
- О чём будет рассказ, по вашему?
- А если посмотреть на эпиграф?
(Эти вопросы повышают интерес к произведению. Кроме того, данный приём помогает понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, что важна любая деталь.)
Краткая справка об авторе. (это делает ученик – консультант)
В. Набоков родился в 1899 г. в Петербурге. Закончил техническое училище. В 1917 г. семья Набокова эмигрировала. Владимир продолжил учёбу в Кембриджском университете, в Англии. С 1922 по 1937 г. живёт в Германии, с 1940 в США. Набоков – признанный мастер двух литератур – русской и американской. О нём, о его загадках спорят уже целый век. “ Машенька”, “ Защита Лужина”, “ Дар”, “ Лолита”. Набоков – писатель творец особого мира, созданного его воображением. Прозу его сравнивают с мозаичными узорами калейдоскопа.
Уточним наши предположения об этом произведении.
II. Стадия осмысления.
Текст разбивается на отрывки.
Отрывок первый (до слов “ уже вечерело”).
Назовите, пожалуйста, ключевые слова (7 лет, расстались, путешествия, Николаевский вокзал, бессрочный отпуск).
Отрывок второй. Остановка. “Это ваша родственница? – спрашивает врач”
Что же отвечает герой?
Отрывок третий. Остановка. Каким мы видим сына? Почему он спешит? Как подчёркивает это автор? Почему улыбка “ мучительная”? Как вы думаете каковы их отношения? Как встречает его мать? Почему? Что настораживает?
Отрывок четвёртый. Он старался “ обкурить своё изумление” Как вы понимаете эти слова? Вот только теперь герой начинает всё осматривать – и всё видит по- другому. Что-то начинает понимать. Что? Смотрит на пирог со свечами. О чём вспоминает? Он видит страх матери и жалеет её.
Отрывок пятый. Остановка “ Громкий звонок” Обратим внимание на глаголы “ встрепенулась, выпрямилась”; что говорят эти слова огероине?
Докажите, что звонок превращается в живое существо, может быть, даже в главного героя в эту минуту. (Настойчиво, раздражённо “осёкся” наконец “ грянул коротко” и гневно)
Почему мать запретила открывать дверь? Когда это вы поняли? А когда это понял сын?
Последняя остановка. Развязка. Попробуем передать состояние героя через музыку или цвет.
Как относится автор к героям? Как вы это поняли, и о чём сообщает деталь, что мать говорит с сыном? Не поднимая глаз? (наверное, ей стыдно) А что подчеркивает последняя фраза?
III. Рефлексия.
1. Так о чем же рассказ? Какова его проблематика? Кого вам жаль больше? Почему? Насколько актуален рассказ? Эпиграф помог или помешал понять замысел автора? В названии заключена, по- вашему, тема рассказа, его проблематика или идея? Докажите.
2. Письменная работа:
- Что помог понять рассказ?
- Письмо сына к матери. Письмо матери к сыну.
- Как связаны название рассказа и финальная сцена.
- Анализ кульминации рассказа “Звонок”.
- Эссе по впечатлениям от рассказа.