Модель урока-диалога в 11-м классе. Тема: "Рассказ В.Набокова "Звонок"

Разделы: Русский язык, Литература


Эпиграф

При звуках, некогда подслушанных минувшим,-
Любовью молодой и счастьем обманувшим, -
Пред выцветшей давно знакомою строкой,
С улыбкой начатой, дочитанной с тоской,
Порой мы говорим: ужель всё это было?
И удивляемся, что сердце позабыло,
Какая чудная нам жизнь была дана…

(“Детство” Набоков)

Ход урока

I. Стадия вызова.

Диалог, который поможет подготовиться к личностному восприятию произведения.

  • Встреча. Свидание. Что за этими словами для вас?
  • Какие чувства владеют теми, кто ждёт этих минут?
  • Всегда ли, то чего мы ждём, сбывается?
  • Царь Соломон сказал: “ Всё пройдёт”. Как вы понимаете эти слова?

Прогнозирование по названию.

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом “звонок”?
  • Малоинтересное название, не правда ли?
  • О чём будет рассказ, по вашему?
  • А если посмотреть на эпиграф?

(Эти вопросы повышают интерес к произведению. Кроме того, данный приём помогает понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, что важна любая деталь.)

Краткая справка об авторе. (это делает ученик – консультант)

В. Набоков родился в 1899 г. в Петербурге. Закончил техническое училище. В 1917 г. семья Набокова эмигрировала. Владимир продолжил учёбу в Кембриджском университете, в Англии. С 1922 по 1937 г. живёт в Германии, с 1940 в США. Набоков – признанный мастер двух литератур – русской и американской. О нём, о его загадках спорят уже целый век. “ Машенька”, “ Защита Лужина”, “ Дар”, “ Лолита”. Набоков – писатель творец особого мира, созданного его воображением. Прозу его сравнивают с мозаичными узорами калейдоскопа.

Уточним наши предположения об этом произведении.

II. Стадия осмысления.

Текст разбивается на отрывки.

Отрывок первый (до слов “ уже вечерело”).

Назовите, пожалуйста, ключевые слова (7 лет, расстались, путешествия, Николаевский вокзал, бессрочный отпуск).

Отрывок второй. Остановка. “Это ваша родственница? – спрашивает врач”

Что же отвечает герой?

Отрывок третий. Остановка. Каким мы видим сына? Почему он спешит? Как подчёркивает это автор? Почему улыбка “ мучительная”? Как вы думаете каковы их отношения? Как встречает его мать? Почему? Что настораживает?

Отрывок четвёртый. Он старался “ обкурить своё изумление” Как вы понимаете эти слова? Вот только теперь герой начинает всё осматривать – и всё видит по- другому. Что-то начинает понимать. Что? Смотрит на пирог со свечами. О чём вспоминает? Он видит страх матери и жалеет её.

Отрывок пятый. Остановка “ Громкий звонок” Обратим внимание на глаголы “ встрепенулась, выпрямилась”; что говорят эти слова огероине?

Докажите, что звонок превращается в живое существо, может быть, даже в главного героя в эту минуту. (Настойчиво, раздражённо “осёкся” наконец “ грянул коротко” и гневно)

Почему мать запретила открывать дверь? Когда это вы поняли? А когда это понял сын?

Последняя остановка. Развязка. Попробуем передать состояние героя через музыку или цвет.

Как относится автор к героям? Как вы это поняли, и о чём сообщает деталь, что мать говорит с сыном? Не поднимая глаз? (наверное, ей стыдно) А что подчеркивает последняя фраза?

III. Рефлексия.

1. Так о чем же рассказ? Какова его проблематика? Кого вам жаль больше? Почему? Насколько актуален рассказ? Эпиграф помог или помешал понять замысел автора? В названии заключена, по- вашему, тема рассказа, его проблематика или идея? Докажите.

2. Письменная работа:

  • Что помог понять рассказ?
  • Письмо сына к матери. Письмо матери к сыну.
  • Как связаны название рассказа и финальная сцена.
  • Анализ кульминации рассказа “Звонок”.
  • Эссе по впечатлениям от рассказа.