Эпиграф: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». (А.С.Пушкин).
Цель: познакомить учащихся с новым произведением Н.В.Гоголя, показать юмор и сатиру в повести, народную жизнь малороссийцев, чистую светлую любовь, поэтизацию вольности и фантастику народных сказок и легенд в произведении.
Тип урока: урок изучения новой темы с применением ИКТ.
Оснащение: выставка рисунков обучающихся по теме урока, иллюстрации по теме урока, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Ученица читает стихотворение:
Здесь и красные девицы…
Добры молодцы кругом.
Все уселись за столом.
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть.
Все мы рады видеть вас!
На доске: Фантастика – несуществующее в действительности, созданное воображением.
Слово учителя. Творчество Н.В.Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимались и воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Трудно найти крупного русского писатель, который бы не восторгался гоголевскими творениями. Выдающиеся художники всего мира 19, 20, 21 веках ставили имя гоголя в один ряд с именами таких гениев нашей национальной культуры, как Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов. И сейчас во многих странах продолжает расти популярность Гоголя.
В 18 лет он писал: « Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужную для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу». Он очень скоро нашел свой путь служения Родине – путь писателя, чье печальное и веселое, трагическое и восторженное слово оказалось необходимым России.
Время создания «Вечера на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики – счастливейшее в жизни Гоголя. Он пишет матери: «Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий… Все это будет для меня чрезвычайно занимательно…» Так начинал Гоголь работу над повестями, которые составили потом книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Показ презентации по творчеству Н.В. Гоголя, приложение 1.
Викторина «А кто герой? Кому принадлежат эти слова?»
- «Что людям вдумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?» (Оксана).
- «Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!» (Кузнец Вакула).
- «А что это у вас великолепная Солоха?
А это что у вас дражайшая Солоха?
А это что у вас несравненная Солоха?
Ах, боже мой, стороннее лицо!
Что теперь, если застанут особу моего звания? Дойдет до отца Кондрата!» (Дьяк). - «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» (Пацюк).
- «Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь. Оксана будет сегодня наша» (Черт).
- «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок. То-то я гляжу у нее полная хата мешков. Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека... Вот тебе и Солоха» (Чуб).
Анализ произведения.
«Веселое плутовство ума, которое Пушкин считал свойством народа в «Ночи перед Рождеством» нашло свое выражение. Итак, давайте поговорим об этом удивительном произведении.
– Почему произведение называется «Ночь перед Рождеством»?
– Как черт, Чуб, Голова, дьяк попали в дом к Солохе?
– А кто такая Солоха? А кузнец Вакула?
– Почему черт, Чуб, Голова, дьяк оказались в мешках?
– Почему кузнец пришел домой не в духе и решил очистить хату от «всякой дряни и отнести мешки в кузницу?
– А кто же она, эта гордая красавица Оксана?
– Почему он решил утопиться? А потом передумал? Куда дел мешки?
– К кому пошел Вакула? Что у него было за плечами? Что он увидел?
Сценка из произведения: (Вакула и черт в тот момент, когда кузнец вышел из хаты Пацюка).
А в это время в Диканьке…
Кто подобрал мешки?
А кто подобрал второй? – У кого очутился Вакула, прилетев на черте в Санкт-Петербург?
Куда собирались запорожцы?
Что попросил Вакула?
А что в это время творилось в Диканьке?
Как реагировала Оксана на все разговоры о кузнице?
Появление Вакулы в селе? Как он отблагодарил черта?
Зачитать по ролям сцену сватовства Вакулы.
Чем заканчивается произведение?
Анализ рисунков учащихся. Учащиеся высказывают свое мнение. (Приложение 3).
Рассуждение. Обратим внимание на эпиграф, который был написан заранее на доске.
«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов» А.С.Пушкин.
Ученица заканчивает урок:
– А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир… Вам сказка, а нам бубликов связка. Вам – сказки, а нам пироги да сласти.
(Гостям вносят пироги и чай).
К уроку прилагается мультфильм (приложение 2).