Повесть Антуана де Сент-Экзепюри «Маленький Принц» по разным программам предлагается изучать то в шестом, то в девятом, а то и в одиннадцатом классе. Так получилось, что мы начали разговор об этой сказке с моими ребятами, тогда учениками 5-го класса, в прошлом году. А продолжим обязательно в этом учебном году уже с шестиклассниками.
На проспекте Вернадского в маленьком подвальном помешении на шестьдесят мест в необычной камерной обстановке мы посмотрели спектакль А. Сент-Экзепюри «Маленький принц». Традиционная постановка без модных выдумок, с удивительно милыми декорациями. Но не в этом суть.
Одна из учениц, посмотревшая спектакль, влюбилась в исполнителя главной роли и попоросила маму купить билеты на весь класс. «Поймут ли? Не будут ли скучать,» - традиционные сомнения.
Но нам повезло. Мои одиннадцатилетние ученики уже на следующий день спрашивали: «А когда мы будем проходить «Маленький принц»?» Именно проходить.
Так на лето в списке литература для чтения появилась эта философская сказка, и в конце года четверти на уроках внеклассного чтения мы продолжим обсуждение произведения. Безразличных не должно быть, так как все смотрели спектакль, а многие прочитали книгу.
Обсуждение продумано мной как диалог, но не односложные ответы и вопросы, а свободные суждения и интерпретация прочитанного.
Думаю, принцип концентризма, предлагаемый программой В. Я. Коровиной, очень верный в данном случае. Урок начинается в обычных вопросов:
«Помните спектакль?»
«Чей образ запомнился?»
«О чем спектакль?»
Подготовленный ученик расскажет, что А. Сент-Экзепюри был отважным летчиком, талантливым изобретателем авиации, журналистом и романтиком.
Я расскажу детям о том, что он воевал против фашистов и был военным летчиком.
Дальше работа будет строится по ключевым вопросам от главы к главе с использованием приема комментированного чтения отдельных фрагментов.
Непредсказуемых ответом и рассуждений будет много.
Вопросы сформулированы так, чтобы сориентировать учеников на рассуждения, размышления:
- Рассказчик потерпел аварию в пустыне. Здесь кроме звёзд ничего нет, нет людей. Кого летчик вспоминает? Чей образ возникает в его воспоминаниях? (Он чувствует одиночество, он страдает. Ему не хватает родных и друзей, то есть людей)
- Кто появился перед ним? (Маленький принц). Как он выглядит? (Маленький, с золотыми глазами. Читаем описание маленького принца – замечаем: у него грустные глаза).
- Почему? (У него нет друга, никто его не понимает. И летчику, и маленькому принцу не хватает друга.
- Расскажите историю маленького принца. (Он жил на маленькой планете, был одинок, пошел искать друга на других планетах.)
- Кого он встретил? (Рассказ слабых учеников о:
а) короле
б) честолюбце
в) дельце
г) пьянице) - Там, откуда летчик, были такие люди? (Да, конечно) Летчик мог подружиться с ними? (Нет. Они смешные. Они эгоисты.)
- А кто понравился малышу, кто не показался ему смешным? (Сильный ученик рассказывает о фонарщике. Многим он показался, наоборот, смешным. А ведь он, забав о сне , зажигает свой фонарь для людей, он думал не о себе, а о людях. Он не эгоист, как все остальные.
- Как подружились летчик и маленький принц? (Рассказ сильного ученика о рисунке, который летчик всегда носил с собой).
- Что рассказал маленький принц о своей планете? (Читаем в тексте о баобабах). Вокруг нас есть баобабы? (Нет. Мы живём в городе). А что, баобабы – это сорняки? Вывод: люди должны заботится о чистоте и красоте своей земли, да и всей планеты, мы ответственны за ту землю, на которой живет, мы в ответе за планету, на которой живем.
- Расскажите историю Розы. (Она прекрасна, но капризна и обидчива. А принцу нужна настоящая любовь, вот он и оказался на планете Земля).
- Какой представляется Земля малышу. (Ребята рассказывали о Змее, потом о Лисе).
- Какой он, Лис? (Мудрый, знает жизнь)
- Принц нашел друга? (Да. Лис умеет любить и дружить и учит этому малыша).
К концу урока ребята должны по традиции слушать меня, они, как правило, ждут моего вывода.
Лис открыл малышу тяжёлую тайну приручения, тайну любви, ответственности за любимых, родных и близких.
Мы начали читать это произведение как сказку. Похоже ли оно на сказку? Вряд ли? Да? Чем? Какие элементы сказки в этом произведении? Есть ли они?
У «Маленького принца» печальный конец: ядовитая змейка по просьбе малыша жалит его, и он умирает.
Ребята спрашивают: «Разве он умирает?»
Умирает ли он или тут же воскресает и возносится (улетает) на свою планету – разгадывать нам, читатетелям.
Сказка-притча, (притча – жанр этот указать обязательно), раскрывает читателю простую истину,жизненную мудрость: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Мы в ответе за близких, друзей, любимых, родную землю.
Помните, что подарил Принц летчику перед воскрешением к новой жизни?
Пятьсот миллионов звезд, тех самых которые делец хотел запрятать в сейф.
Дай Бог, ребята, чтобы у каждого из вас в жизни была своя звезда, были друзья, с которомы вам было бы не одиноко.
с этими же ребятами, но уже в одиннадцатом классе, я буду говорить о сплетении грустного юмора, озорства, лукавой игры смыслов, узах любви, единения души в этой повести.
P.S. Я классный руководитель 6 «б» класса. Отношения между ребятами ровные, дружеские. Но заметила, что подруг близких и лучших друзей в этом возрасте меняют слишком часто. Возраст? Влияние родителей?
Думаю, ребят заставит по-настоящему задуматься о дружбе эта повесть и небольшая анкета.
Что такое дружба?
- Сколько у тебя друзей?
- Настоящих друзей может быть много?
- У тебя есть настоящий друг?
- Если нет, то почему?
- Ты себя считаешь хорошим другом?
- Каким должен быть настоящий друг?
- На что ты готов для лучшего друга?
Анкеты, надеюсь, помогут лучше понять ребят. Собираюсь, ту же анкету предложить им в одиннадцатом классе.