Цели:
Общеобразовательные. Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.
Развивающие. Совершенствовать навык анализа художественного текста, т.е. вычленять идею, определять тему, развивать речь, мышление, воображение и творческие способности учащихся; формировать навык работы с образцом, обработки информации (анализ и синтез).
Воспитательные. На примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек – сам творец своего счастья; формировать культуру учебного труда, совершенствовать навыки общения.
Оборудование: мультимедийные средства, текст рассказа «Самый счастливый день», словари, памятки обучения рассуждению, карточки с тезисами, с высказываниями, пословицами и поговорками.
Работа ведется по группам. Класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
ХОД УРОКА
Оргмомент, целеполагание
Доброе утро, дорогие ребята! И оно поистине доброе: на улице светло, ясно, солнце улыбается вам и нашим гостям. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу прекрасно поработать на уроке. Ведь и тема нашего урока способствует этому.
Тема нашего урока – «Счастливые заметки о счастье». Запишите число и тему урока. К концу урока мы должны сделать вывод: что такое счастье, а дома, опираясь на то, о чем мы будем говорить, написать сочинение-рассуждение.
Словарная работа
Так что же такое счастье? От чего и кого оно зависит? В большей степени от самого человека или внешних факторов?
Счастье – понятие многогранное, и трудно дать ему определение. А за помощью обратимся к словарям, которые лежат перед вами. Каждая группа называет свой словарь и читает определение.
Обратили ли вы внимание, что во всех словарях говорится о счастье, как об удовлетворении, радости, успехе.
Анализ текста
Но так ли понимает счастье героиня нашего рассказа? Обратимся к рассказу Виктории Токаревой «Самый счастливый день», который вы прочитали дома. Кратко проанализируем данный рассказ. В рассказе говорится о том, как одна ученица, так же как и вы сейчас, думает о том, как написать сочинение о самом счастливом дне в своей жизни и рассуждает, что должны будем делать и мы.
- Определите стиль и тип речи данного рассказа (художественный, повествование с элементами рассуждения, размышления)
- О чем размышляет героиня рассказа?
- Как она понимает счастье?
- Когда она была счастлива?
- Почему она не может сразу написать сочинение?
- Как её одноклассники понимают счастье?
- Назовите ключевые фразы рассказа.
- Какова главная мысль текста? Что хочет автор донести до нас? (Счастье – жить естественно, оставаясь самим собой, принося пользу). Запишем это выражение в тетрадях.
Учительница утверждает, что человек бывает по-настоящему счастлив только тогда, когда приносит людям пользу. С ней солидарен и поэт Б.Дубровин. Он пишет:
Но только вы не мешкайте,
Не ждите,
Не останавливайтесь на пути.
И если быть счастливыми хотите,
Другому нужно счастье принести.
- Согласна ли героиня с мнением учительницы? И как она рассуждает на эту тему? (Нет пользы людям в том, что она с отцом сходила в кино, а потом они вместе пошли к бабушке. Но ведь пользу можно приносить и своим близким. Героиня любит всех на 100% и тем самым приносит огромную пользу.)
Таким образом, мы вновь приходим к тому, что нужно жить так, как ты живешь, любить и тем самым приносить людям пользу.
Анализ деятельности
Вот вы провели опрос среди своих сверстников. (Счастлив ли ты? В чем заключается твое счастье?) Сколько процентов счастливых вы опросили? Что для них значит быть счастливым? Сделайте вывод.
Что такое счастье? Выскажите свое мнение по этому вопросу.
Релаксация
Мы немного устали. Сядьте прямо, опустите руки вниз, расслабьтесь. Глубоко вдохните через нос и медленно выдыхайте через рот, сложенный трубочкой. И чтоб немного отвлечься от работы, посмотрим небольшой ролик. Может он поможет вам в написании сочинения-рассуждения.
(Слайды о счастье №1. Приложение 1)
Работа над композицией сочинения
Прежде чем приступить к написанию сочинения-рассуждения, мы должны вспомнить его структуру. Мы ещё учимся писать сочинения такого типа, поэтому мы рассмотрим схему построения сочинения и обратимся к помощи памятки.
(Слайд №2. Приложение 2)
Вот мы говорим «рассуждение». А что значит «рассуждать»? (Доказывать)
Прочитайте памятку.
ПАМЯТКА ОБУЧЕНИЯ РАССУЖДЕНИЮ
- Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать. Представьте её мысленно.
- Для уточнения тезиса четко сформулируйте вопрос, ответом к которому будет служить ваш тезис.
- Убедитесь на примерах в логичности, непротиворечивости вашего тезиса. Подумайте, как лучше подвести читателя (слушателя) к пониманию тезиса.
- Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
- логические доказательства, доводы;
- примеры, случаи, цифры, факты;
- мнения авторитетных людей, цитаты.Выделите среди них главные.
- Попробуйте доказать ваш тезис «от противного», т.е. сформулируйте противоположную мысль – антитезис, доведите его до логического конца. Убедитесь в его неправильности.
- Умейте выделить причинно-следственные связи, постарайтесь их адекватно выразить.
- Сформулируйте вывод. Насколько он соответствует первоначальному тезису? Необходима ли корректировка тезиса? Аргументов? Вывода?
- Найдите заглавие, наилучшим образом отвечающее идее и теме текста, его типу, стилю.
- Составьте план. Подумайте над структурой текста:
- введением;
- формулировкой тезиса (Стоит ли его помещать в начале текста? Что раньше: суждение, факт, собственная оценка? Что убедительнее?);
- последовательностью и формой приведения доказательств;
- окончанием (нужно ли формулировать вывод или же он очевиден? Подумайте, как перейти к выводу. Не делайте его неожиданным, резко, несоразмерно кратким).
- Используйте языковые средства, наиболее точно отражающие смысл текста и соответствующие его стилю:
- отвлеченные понятия, обобщения;
- термины;
- вводные слова (прежде всего, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец); противительные союзы (но, однако);
- вопросительные предложения, сложные предложения.
- Уважайте читателя (слушателя). Делайте его своим другом, союзником, единомышленником. Не будьте навязчивым, нескромным. Не подчеркивайте, что вы образованнее (умнее) читателя (слушателя). Избегайте необоснованных решений и указаний. Думайте о том, как выглядите со стороны.
Работа с новыми материалом
Я хочу вам предложить новую модель, которая вам поможет в написании сочинения. Она называется топиковой моделью.
(Слайд №3. Приложение 2)
Здесь так же, как и в традиционной схеме, есть вступление, куда входит и тезис, в основной части аргументы, и вывод.
Вступление включает в себя определение, т.е. непосредственно сам тезис. Обстоятельство цели указывает на то, что нужно доказать.
В основной части вы устанавливаете причину (почему счастье – это…), можете сформулировать противоположную мысль, т.е. антитезис, сопоставить эти два тезиса, привести примеры из жизни, цифры, цитаты, и тем самым засвидетельствовать, что счастье – это действительно …
Ну и в заключении вы должны сделать вывод, исходя из вышеизложенного.
В итоге по топиковой модели мы можем составить такой план. Запишите его.
(Слайд №4. Приложение 2)
Практическая часть
Теперь мы будем работать по группам. На доске вам даны два тезиса.
(Слайд №5. Приложение 2)
Задание для первой группы:
По данным тезисам ответьте на следующие вопросы (вопросы записаны на карточках):
- что вы должны доказать по данным тезисам?
- для уточнения тезисов четко сформулируйте вопросы, ответом к которому будут служить данные тезисы.
Задание для второй группы:
Докажите, что данные тезисы являются правильными или неправильными. Используйте примеры из жизни, из произведений, вырезки из газет, данные ваших опросов. Вам помогут приготовленные вами материалы.
Задание для третьей группы:
Перед вами несколько тезисов. Среди них выберите 2 антитезиса к данным на доске тезисам и сопоставьте их.
Задание для четвертой группы:
Вам досталось самое сложное задание – сделать вывод из всего сказанного вашими одноклассниками.
Рефлексия
Спасибо вам, ребята, за урок. А вам самим урок понравился? При подготовке к написанию сочинения удобно работать в группах? Все ли участники беседы корректно выражали свое мнение? Никого не обидели?
Очень хорошо. А вы не догадываетесь, почему вы так хорошо работали? Потому что вы сами пожелали этого друг другу в начале урока. Это счастье, когда вы помогаете друг другу.
Оценивание. Домашнее задание
Домашнее сочинение «Счастливые заметки о счастье».
И в конце урока хочется пожелать вам всем счастья. Счастья, которого вы заслуживаете, счастья, которого вы хотите.