Тип урока: урок-путешествие.
Вид обучения: проблемно-развивающий.
Метод обучения: поисково-исследовательский.
Приёмы: погружение, сравнение.
Цель: создания единства изобразительных средств выражения в литературе и искусстве.
Педагогические задачи:
- формировать основы информационной компетентности, через работу с первоисточниками (авторский текст, словари, зрительно – художественный ряд);
- аходить образно изобразительные – выразительные средства, использование которых позволит убедительно для других отразить свой замысел и настроение;
- вывести их на осмысление психологических доминант деятельности автора и художника;
- формировать умение у ребят строить рассуждения по итогам исследовательской деятельности;
- создание единого информационно-образовательного эстетически-эмоционального пространства для погружения учащихся в образ;
- формирование толерантности: умение слушать друг друга, сотрудничать.
Оборудование урока: В.В. Репкин Учебный словарь русского языка // Харьков-Москва-Томск; ИНФОЛАЙН, 1993, заготовка таблицы, карточки с перечнем рекомендуемой литературы для дополнительного чтения.
Оформление: портрет Чехова, портреты: Г. Ряжский «Ханжа», К. Малевич «Портрет жены художника», Жан Луи Вуаль «Портрет Е.Л. Строгановой в детстве», З. Серебрякова «За завтраком», О. Савостюк. «Маша», И. Репин «Портрет Нади Репиной», В. Серов «Портрет Микки Морозова», Анри Матисс «Женщина с распущенными волосами», П. Ренуар «Портрет неизвестной».
Сценарий урока
1. Создание ситуации успеха.
(Формы организации учащихся: учебный диалог, наблюдения, работа с картинами).
Учитель литературы.
– Сегодня у нас необычный урок. Урок – слияния двух искусств: литературы и изобразительного искусства. Их взаимодополнение поможет вам более глубоко и эмоционально раскрыть образ героя, который вы должны открыть.
Учитель изобразительного искусства.
–Но, сначала надо понять и принять язык художников творцов: писателя и портретиста.
Учитель литературы.
– Поэтому мы выступим в роли: зрителей, читателей, исследователей и творцов. Работать будем в группах.
– Ну, что ж юные исследователи начнём. Послушайте стихотворение и определите два ключевых понятия урока.
Портрет – души зерцало.
Он – тайн людских тайник.
Он с самого начала
К сокровищам привык.
В нём всё: лицо, манеры,
Движенья рук и взгляд –
О странностях так смело
С твоих страниц кричат.
Мой автор, добрый гений,
Создатель вечных строк,
Портретов – откровений,
Дающих нам урок,
Ты думаешь, ты веришь,
Что тайные слова
Читателю доверишь…
А ОН…. Поймёт всегда!
– Какие же ключевые понятия урока? (портрет, душа).
– Итак, ключевые слова: портрет и душа.
– Какое лексическое значение этих слов?
– Давайте обратимся к авторитетному источнику-словарю.
Душа (от слова дух) –
- Внутренний мир, сознание человека;
- То или иное свойство характера, а также человек с такими свойствами. Добрая душа.
- Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо в каком-нибудь деле. Душа компании.
Портрет –
- Изображение какого-нибудь человека или группы людей на фотографии или на картине;
- Описание внешности персонажа в литературном произведении.
Учитель изобразительного искусства.
– Друзья, мои, я приглашаю Вас в один из залов виртуального музея. Когда не было фотографий, портреты рисовали художники.
– Вглядитесь в лица… Они все разные: реальные люди и образы, созданные художником.
– Какой портрет придуманный, а какой реальный?
портреты: Г. Ряжский «Ханжа», К. Малевич «Портрет жены художника», Жан Луи Вуаль «Портрет Е.Л. Строгановой в детстве», З. Серебрякова «За завтраком», О. Савостюк «Маша».
Мы, как будто путешествуем во времени.
– Почему? (видна эпоха других времён, разные образы).
– Как вы понимаете слово образ? (вид, облик; отображение действительности в искусстве).
– Вглядитесь в детали портрета. Что в лицах зашифровано? (одежда, причёска, улыбка, печаль).
– Разные миры человека. Интонация настроения – присутствует во всех искусствах, без неё картина не оживёт, и слово не будет звучать.
2. Создание ситуации разрыва.
(Формы организации учащихся: работа с текстом; диалог: автор-читатель-исследователь; групповая работа).
Учитель изобразительного искусства.
Как можно изобразить незнакомого человека?
– Художник должен выбрать определенный объект изображения его мыслей чувства, переживания таким образом раскрыть его душу.
– Кто и что поможет ему в этом.
– Я вам предлагаю помощницу-таблицу. (Мимика)
Учитель литературы.
–Я, думаю, что ответ кроется во втором словарном значение слова портрет.
Описание внешности персонажа в литературном произведении.
Ведь писатель излагает свои мысли, на доступном для многих языке, языке художественного слова.
– И в первом определение слова душа.
Внутренний мир, сознание человека;
– А поможет нам в этом произведение Антона Павловича Чехова «Детвора».
– Есть ли в жизни такие ситуации, моменты, которые могут полностью раскрыть внутренний мир ребёнка? (беда, радость, игра).
– Почему игра? (игра связана с особым накалом чувств, искренних переживаний, ребенок, азартно включившийся в неё, становится как бы более уязвимым для понимания его внутреннего мира.)
– В какую страну автор сразу погружает читателя, т.е. нас? (в страну детства).
– Кто, главные герои этого рассказа? Гриша, Аня, Соня, Алёша, Кухаркин сын Андрей).
– При помощи чего, автор создаёт яркий образ героев? (И.З.О. средств).
– А какие И.З.О. средства использует автор? (олицетворение, эпитет, описание, сравнение)
– Найдите в тексте примеры И.З.О. средств.
Олицетворение – цвет лица, какой бывает только у дорогих кукол и на бонбоньерках;
Эпитет – шаровидный карапузик;
Описание – с острым подбородком и блестящими глазами;
Сравнение – с жирными губами как у негра.
III. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
(Формы организации учащихся: групповая работа, работа с таблицей, работа с текстом).
Учитель литературы.
– Сейчас, вы, выступите в роли исследователя.
Каждая группа выберите своего героя, участника игры: Гришу, Аню, Соню, Алёшу, Андрея.
Заполни таблицу.
– В тексте, найдите портретные характеристики своего героя, дополните эту характеристику своими деталями.
Имя героя | Основные детали портрета | Особенности характера, на которые указывает портрет героя | Отношение автора к герою |
У ребят примерно должна получиться такая заполненная таблица.
Имя героя | Основные детали портрета | Особенности характера, на которые указывает портрет героя | Отношение автора к герою |
Гриша | Маленький 9-летний мальчик, очень коротко острижен, пухлые щеки, жирные губы как у негра. | Самолюбив, игрок, жадный, суетлив, грубый. | Непривлекателен, резкое неприятие. |
Аня | Девочка лет 8-ми с острым подбородком и умными блестящими глазами. | Умная, не заинтересованная в результате игры, увлекает сам процесс, самолюбивая, робкая, не жадничает, не прячет копейки. | Положительный герой. |
Соня | Девочка 6-ти лет, с кудрявой головкой, со здоровым цветом лица как у дорогих кукол или как у изящной коробочки для конфет. | Добропорядочная, добродушная, отзывчивая, миловидная | Чудный ребёнок. |
Алёша | Пухлый шаровидный карапуз. | Легкомысленный, по виду флегма, в душе бестия. | Любитель общества. |
Андрей | Кухаркин сын, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке, с медным крестиком на груди. | Мечтательный, хороший, душевный. | Любознательный ребёнок. |
4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
(Формы организации учащихся: работа с таблицей, работа с текстом, учебный диалог, групповая работа).
Учитель литературы.
– Я тоже заполнила таблицу. Совпали ли наши мнения?
– Мы, постарались глубоко проникнуть в образ героев А.П. Чехова, постарались постичь авторскую мысль. А как можно показать то, что было нами понято, какими мы увидели героев и как мы их себе представляем? (нарисовать портреты героев)
Портрет.… Не натюрморт и не пейзаж
Меня прельщал в пустынной галерее.
И я смотрел влюблено на витраж,
Рукою шевельнуть не смея.
Да, тот портрет я долго сохранял
В душе моей, мечтающей согреться.
И чарам долго в тишине внимал:
То был портрет таинственного детства….
А. Матвеев
Учитель изобразительного искусства.
Приглашаю, вас, снова в миры человека.
– Обратимся к названию картины, к имени автора.
Репродукции:
И. Репин «Портрет Нади Репиной», В. Серов «Портрет Микки Морозова», Анри Матисс «Женщина с распущенными волосами», П. Ренуар «Портрет неизвестной».
– Какими они увидели своих героев?
– Какие средства выразительности помогли художнику?
– Мало видеть, надо ещё знать язык искусства, язык линий, язык пятна, цвета, формы, штриха.
(таблица выразительных средств в И.З.О.)
– И тогда она заговорит с нами, поведает о душевном состоянии и характере героя.
– Как создать портрет незнакомого человека
Учитель литературы.
– Ваша мысль на кончике пера и карандаша.
И в помощь вам вот эти средства.
(Сравнительная таблица выразительных средств).
Учитель изобразительного искусства.
– Вам надо создать портрет героя, зарисовать его и представить (групповая работа, каждая группа работает по написанию портрета того героя, по которому не составляла словесное описание, чтобы не дать возможность очень легко найти имя героя).
Представление портрета детьми. Учащиеся показывают результат своего труда, т.е. портрет. Не называется имя героя, зрители должны будут догадаться по деталям описания о каком герое идёт речь и назвать его имя. Сравнить соответствует ли его описание авторскому замыслу. По результатам своего труда дети должны увидеть создания единства изобразительных средств выражения в литературе и в искусстве.
5. Рефлексия (Диалог).
Учитель литературы.
– Что нового, вы узнали на этом уроке? (что внутренний мир героев можно выразить любыми изобразительными средствами как в литературе, так и в искусстве, существует единство изобразительных средств).
– Мы узнали, что у каждого мастера есть свой инструмент для создания внутреннего мира героя.
У писателя – слово
У художника – кисть и краски
У скрипача – смычок и скрипка
Душа поэта у любого!
– Предлагаю вашему вниманию список литературы для дополнительного чтения, где встречаются портретные зарисовки в литературных произведениях:
- А.Т. Аверченко «Галочка».
- С. Чёрный «Железное колечко».
- А.П. Платонов « Ещё мама».
- Ю.Д. Левитанский « Портрет».
- Ш. Силверстейн «Невеста» (перевод с английского Г. Кружкова),
- М.И. Цветаева «Наши царства»,
- Н.С. Гумелёв «Попугай»,
- Б.Ш. Окуджава «Мой карандашный портрет».