Литература
-
Методическая система обучения литературе в 10-м классе 2025
Цель: изменение подхода к изучению художественной детали в рамках изучения школьного курса литературы в 10-м классе.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме «А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"» 2025
Учитель на уроке знакомит учащихся с особенности литературной сказки.
-
Рождественский музыкальный спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова «На деревню, дедушке» 2025
Представлен Рождественский музыкальный спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова «На деревню, дедушке».
-
Презентация к уроку литературного чтения "Волшебный мир сказок". 2-й класс 2025
Презентация знакомит учащихся 2-го класса с удивительными сказками А.С.Пушкина.
-
Поговорим о важном. Половое воспитание подростков 2025
C 1 июля 2023 года сотрудниками Центра социальной помощи семье и детям реализуется проект «Молодая мама», получивший грунтовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Изначально работа была направлена на профилактику ранней беременности, абортов, половое воспитание несовершеннолетних и на сопровождение несовершеннолетних беременных.
-
Сборник стихотворений "Двенадцать месяцев" 2025
Сколько месяцев в году? Поиграем в чехарду? Каждый важен и красив, приглашаем в гости их.
-
Великая российская революция в литературных произведениях (на примере поэмы А.Блока "Двенадцать"). Урок-версия 2025
Блок ощущал неизбежное приближение социальных катаклизмов. Империалистическую войну он оценил как испытание, которое надо перенести, чего бы то ни стоило. Поэт не славил войну, не писал ура-патриотических стихов, голос его Музы был скорбен.
-
Урок художественного чтения «Поэты Карелии о Великой Отечественной войне» 2025
Цель урока: знакомство с военной лирикой авторов Карелии.
-
Поэзия Великой Отечественной войны. Урок пресс-конференция в 6-м классе 2025
Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы.
-
Развитие читательской грамотности методом концептуального анализа текста 2025
Цель концептуального (смыслового) анализа текста (термин «концепт» синонимичен термину «смысл») – дать по возможности полное знание о нравственном понятии, существующем в сознании носителей культуры, или, согласно Д.С.Лихачѐву, «концептоносителей». Это знание выражено в определѐнных языковых единицах. В данном случае речь идет не о словах-лексемах, а о концептах – «словах-образах». В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа. Пространство текста рассматривается как условие для создания диалога учащегося с нравственным концептом и с самим собой, развития индивидуального речевого смыслотворчества. В ходе работы с текстом методом концептуального анализа происходит трансформация учебной деятельности обучающихся в социокультурную, так как этот метод способствует не только обучению интерпретации текста, но и осознанию связи языка и культуры.
-
Презентация "Сергий Радонежский – великий русский святой" 2025
Святой Сергий мечтал о единстве своей Родины, об освобождении ее от иноземного ига, о прекращении смут. Вся его жизнь была служением Богу, Отечеству и ближним, потому он и прославлен Русской Церковью и русским народом.
-
Тема урока: «Кругом родные все места»… (по творчеству М.Ю.Лермонтова) (раздел Русская литература п.п. ХIХ века). 6-й класс 2025
Цели урока: познакомиться с родным местом поэта – Тарханами, с историей этого имения, узнать и пронаблюдать, как связаны отдельные эпизоды жизни-поэта с имением Тарханы, как они отразились в творчестве поэта; узнать, какие события, радостные и грустные, произошли с поэтом в этом имении; открыть для себя Лермонтова-поэта; продемонстрировать умение выразительного и вдумчивого чтения стихотворений; почувствовать красоту русской природы, полюбить, понять, насколько тесны семейные узы; воспитать чувство любви к родителям, чувство патриотизма и гордость за родную землю, которая подарила миру такого талантливого поэта, как М.Ю.Лермонтов.
-
Проект "Репа". Реализация с детьми 2025
В 1-м классе, зачитываясь русской народной сказкой «Репка», мы столкнулись с неожиданным вопросом от учителя: «Какие блюда из репы вы знаете?» Ноль ответов. В то время для нас, как и для многих современных детей, картофель был царем овощного мира. Мы привыкли к его повсеместному присутствию на наших столах, не задумываясь о том, что когда-то его место занимал другой овощ – репа. Что питало наших предков? Ответ прост – репа. Этот корнеплод, созревающий всего за два месяца, позволял получать несколько урожаев за сезон, обеспечивая население важным источником витаминов и питательных веществ. И вот, забытый и незаслуженно отодвинутый на второй план, этот овощ, некогда бывший символом достатка и процветания, стал объектом нашего исследования в 3-м классе.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе. М.Пришвин "Выскочка" 2025
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М.Пришвина.
-
Урок по литературе в 8-м классе по теме "Хлестаков и хлестаковщина". Общечеловеческое значение характеров пьесы 2025
Цель урока: показать актуальность пьесы, немеркнущее значение русской классики, типичность характеров героев; воспитывать у детей высокие нравственные качества, чувство порядочности.
-
Литературно-музыкальная композиция "Защитникам Отечества посвящается..." 2025
Представлена литературно-музыкальная композиция "Защитникам Отечества посвящается...".
-
Наследие и современное восприятие творчества Сергея Есенина 2025
Сергей Есенин — один из самых ярких и узнаваемых поэтов раннего XX века, чье творчество продолжает оказывать значительное влияние на литературный процесс и современное искусство. Его поэзия, пронизанная темами любви, природы и русской деревни, стала вехой в литературной традиции, а также отражением духовных исканий своего времени. В данной статье рассматриваются основные элементы наследия Есенина, а также его восприятие в современной культуре.
-
Урок-путешествие по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" "Души прекрасные порывы" (бинарный урок географии и литературы) 2025
Цель урока: повторить и систематизировать изученный материал по теме «Южные материки», отработать умения при работе с картой; развитие интереса к чтению дополнительной литературы, развитие творческих навыков учащихся, развитие географического мышления, устной речи, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы". 6-й класс 2025
Цель игры: развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, проверка и закрепление полученных ранее знаний, расширение представлений о возможностях родного языка.
-
Искусственный интеллект в изучении русского языка и литературы 2025
Внедрение ИИ в образовательный процесс также включает использование мультимедийных ресурсов, таких как интерактивные книги, виртуальные экскурсии и языковые приложения, которые делают обучение более увлекательным и доступным. Возможности перевода, предоставляемые ИИ, устраняют языковые барьеры, открывая доступ к русской литературе для международной аудитории. Однако, несмотря на многочисленные преимущества ИИ, важно сохранить роль учителя в образовательном процессе. ИИ не может заменить эмоциональное и философское воздействие, которое преподаватель оказывает на восприятие литературы, а также его участие в организации дискуссий и развитии критического мышления.
-
Ничего не бойся (рассказ о военном поколении) 2025
Напечатан рассказ о военном поколении "Ничего не бойся".
-
Основные мотивы лирики Ю.Левитанского 2025
Одна из главных проблем, осмысляемых Ю.Левитанским, – это проблема «время и человек». Что в этом мире не теряет своей ценности? Что ценного заложено в движении времени? Как в бесконечном общем ритме живёт душа? – вот что является предметом размышлений Левитанского. Значимость данного мига бытия осознаётся Левитанским именно потому, что он, этот миг, слишком краток, важно его не пропустить – остановить его невозможно, а может быть, и не нужно, ведь на смену ему придёт не менее интересное, значительное мгновение, в него тоже необходимо «вглядеться».
-
Методическая мастерская «Изучение и использование современных педагогических технологий в учебной работе с целью активации познавательной деятельности учащихся» 2025
Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены перед учителем. Цель современного урока: формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку. Автор статьи остановился на использовании трёх технологий: проблемного обучения, информационно-коммуникативной, методе проекта.
-
Авторское практическое пособие для учителя "Особенности употребления отдельных групп слов в устной и письменной речи" 2025
Методическое пособие состоит из двух частей: теоретической, где содержаться необходимые теоретические сведения; сведения о типе ошибок, примеры характерных ошибок с комментариями. Практическая часть включает в себя дидактический материал для коллективной работы класса с учителем и упражнения для самостоятельной работы (могут использоваться для домашних заданий). Дидактическим материалом для многих упражнений служат небольшие фрагменты из художественных произведений, изучаемых в школе, а также отрывки из творческих работ учащихся, требующие правки. Данное пособие дает возможность учителю вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе; повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся; активизировать деятельность учащихся; осуществлять коррекцию знаний.
-
Знакомство с Серебряным веком русской поэзии 2025
Статья содержит информацию, которая позволит познакомить учащихся 11-х классов с происхождением выражения "Серебряный век", понятиями "декадентство" и "модернизм", с основными модернистскими направлениями в поэзии начала XX века: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом. В качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается ряд заданий, которые помогут выявить, в какой степени усвоен материал урока: определить принадлежность того или иного стихотворения к одному из направлений; определить по фрагменту статьи, о каком направлении идет речь.
-
Традиции святочного рассказа в произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» на уроке литературы в 6-м классе (методические рекомендации к уроку) 2025
Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека – Бога, который послан человечеству,чтобы сделать жизнь чище и нравственнее. Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев:помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т.д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра – жанра святочного рассказа. Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанра рассказа. Свое название они получили от слова «святки», то есть святые дни от Рождества Христова до Богоявления.
-
Методическая разработка внеурочного занятия по родной литературе по теме «Амурские сказки» Д.Нагишкина – хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока (итоговое занятие) 2025
Методическая разработка представлена на дистанционный конкурс лучших методических разработок образовательных событий, конкурс методических разработок, посвящённых Международному дню родного языка, «Мой край, мой язык»в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»/ «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
-
Анализ стихотворения "Рождество избы" к 140-летию Н.А.Клюева 2025
В октябре 2024 года ученикам старших классов ГБОУ лицея №408 Пушкинского района посчастливилось вначале познакомиться с произведением Н.А.Клюева «Рождество избы», а затем выполнить творческую работу анализа поэтического текста.
-
Интегрированный урок по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк" 2024
Цели урока: пробудить сочувствие к тяжёлой жизни крестьянства; вызвать антикрепостническое настроение.
-
Урок – час Памяти "Он пал за мир..." (по повести Г.Я.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние") 2024
Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по повести Г.Я.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние»; углубить знания о войне, посмотреть на войну через произведения литературы.