Литература
-
Совершенствование навыков устной речи на уроках русского языка и литературы 2024
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам русского языка и литературы.
-
Программа элективного курса по литературе для учащихся 10-го класса "Нравственность есть правда" 2024
Цель программы: обучение итоговому сочинению на свободную тему с целью допуска к государственной итоговой аттестации.
-
Конспект урока: «Что такое счастье для героев повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"». 6-й класс 2024
Цель урока: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко).
-
Применение рабочих листов на уроках в начальной школе 2024
Какое оно идеальное обучение? Интересное, познавательное, увлекательное. Поймала себя на мысли, что уроки в этом году стали особенно насыщенными, как у нас принято говорить, плотность урока высокая! Это и понятно! Материалов для подготовки к урокам много: карточки, рабочие листы, наглядность. Люблю объяснять новое с разных сторон, используя интересный контент. Но чаще всего использую на уроках карточки-пятиминутки. Удобно можно быстро проверить новый материал.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе "Встреча с Тютчевым" 2024
Цели урока: пробудить интерес к личности и творчеству Ф.Тютчева; помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэзии Ф.Тютчева; повторить изученное в 5-м классе пунктуационное правило: «запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
-
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка через исследовательскую деятельность в средней школе 2024
Внедрение разнообразных текстовых форматов в учебный процесс стимулирует интерес учащихся, способствует их более глубокому вовлечению в учебу и, следовательно, положительно влияет на развитие читательской грамотности в средней школе. Помимо этого, результативность применения исследовательских методов в рамках обучения русскому языку в средней школе видна не только в улучшении языковых навыков, но и в формировании целостной личности, способной к саморазвитию и успешной социализации. Отметим, что повышение уровня читательской грамотности непосредственно сказывается на общей грамотности учащихся, создавая благоприятные условия для их успешной адаптации и развития в современном обществе.
-
Конспект занятия по читательской грамотности. 8-й класс 2024
Цель занятия: формирование умений читательской грамотности при помощи информационных текстов о бабушке В.П.Астафьева.
-
Методическая разработка к уроку литературы "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова" 2024
Цели урока: расширение представления учеников о личности поэта и его жизни; раскрытие своеобразия творческой личности М.Ю.Лермонтова.
-
Использование бережливых технологий в работе учителя русского языка и литературы 2024
Бережливые технологии, известные также как Lean Management, представляют собой набор инструментов и методов, направленных на повышение эффективности и снижение потерь в производственных процессах. В современном образовании эти методы могут быть успешно адаптированы и использованы учителями для улучшения качества обучения и повышения продуктивности своей работы.
-
"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин 2024
Презентация выполнена к изучению сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
-
Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»). Урок внеклассного чтения в 11-м классе 2024
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»; развивать речь учащихся при монологическом высказывании; привить интерес к изучению прошлого своей страны через видение его писателями-современниками; способствовать становлению морально-этических качеств старшеклассника.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учеников 8-го класса. Тема: «Урок добра» 2024
Цель урока: воспитание духовно-нравственной личности, формирование потребности в чтении.
-
Роль пушкинской реминисценции «Заячий тулуп» в стихотворении А.С.Кушнера. Методика обучения сопоставительному анализу 2024
В 8 классе анализ функции художественной детали «заячий тулуп» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дает различные возможности для сопоставления повести с другими произведениями именно с точки зрения использования этой детали другими авторами. Заячий тулуп упоминается в стихотворениях Д.Самойлова, А.Кушнера, в тексте песни группы «Любэ» «Заячий тулупчик», написанном И.Матвиенко. Интересно проследить, какую роль играет пушкинская деталь в произведениях современных поэтов.
-
«Мы в ответе за всех, кого мы приручили» по рассказу Леонида Николаевича Андреева «Кусака» 2024
Цели урока: проанализировать рассказ (образ Кусаки); формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию рассмотреть позицию автора и художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев.
-
Музыка, стихи, загадки, пословицы о животных 2024
Цели и задачи урока: развивать у обучающихся интерес к миру природы и музыки; пополнять знания обучающихся о животном мире из стихотворений, загадок, пословиц, научных статей; воспитывать экологическую и эстетическую культуру.
-
Проектная работа по литературе "Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В.Гоголя" 2024
Предмет работы: исследование художественных приемов, используемых автором; отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Практическая значимость: материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках при изучении произведений Н.В.Гоголя в 7–9-х классах с целью расширения знаний по фольклору и русской литературе XIX века. Цель работы: исследование роли фантастических мотивов в произведениях Гоголя.
-
Изучение зарубежной литературы на уроках литературы с целью приобщения учащихся к мировой классике 2024
В научной статье рассматривается то, как современное литературное образование – является приобщением учащихся к искусству слова, богатству не только русской классической литературы, но и зарубежной литературы.
-
Методическая разработка урока “А.Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека” 2024
Цели урока: определить, какую роль играет мечта в жизни героев произведения; познакомить учащихся с краткой биографией А.Грина, его произведением "Алые паруса"; знать литературные термины (феерия, повесть, биография, средства художественной выразительности); вызвать интерес к творчеству писателя.
-
Проект социально-педагогического партнёрства с родителями «Семейное чтение» 2024
Цель проекта: формирование читательской грамотности у школьников посредством новых форм взаимодействия родителей, учителя, ученика.
-
Влияние сказки на психологию ребёнка 2024
Ученик, а если быть точнее, то ребенок – это гениальная личность, это индивид, над которой надо поработать ювелирно, для достижения реального положительного результата.
-
Рабочий лист по произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2024
Рабочий лист по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» может быть использован как на уроке, так и в качестве домашнего задания, направлен на проверку самостоятельного чтения учащихся. Виды деятельности обучающихся: отвечать на вопросы, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главы повести, уметь характеризовать героев повести, анализировать детали; высказывать своё отношение к героям произведения. Организация с помощью рабочего листа самостоятельной деятельности школьников соответствует требованиям Федеральной рабочей программы ООО.
-
Формирование семейных ценностей на уроках литературы 2024
Семейные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая значительное влияние на его мировоззрение, поведение и жизненные приоритеты. В современном обществе, где традиционные устои подвергаются серьезным испытаниям, особенно важно обратить внимание на воспитание этих ценностей. Одним из эффективных средств формирования семейных ценностей является преподавание литературы в школе. Формирование семейных ценностей на уроках литературы является важной задачей современной школы. Литературные произведения предоставляют уникальную возможность для глубинного осмысления роли семьи в жизни человека, помогают развивать эмпатию, нравственные качества и критическое мышление. Используя разнообразные методики преподавания, учителя могут эффективно способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, что является залогом гармоничного развития личности и общества в целом.
-
Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг» для 10–11-х классов 2024
Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к литературе, привитие навыков в решении логических задач; выявление талантливых учащихся, выработка командного духа, умение слаженно работать в едином коллективе в условиях ограниченного времени.
-
Создание диафильмов и анимационных фильмов на уроках литературного чтения, родной литературы, внеурочной деятельности 2024
Основным умением, которым должен овладеть ученик начальной школы – это умение работать с текстом. В своей работе я использую множество приемов работы с текстом, направленные на формирование читательской грамотности. Но, для лучшего усвоения текста, его проработки, на уроках необходимо использовать работу с рисунком. Рисунок – это средство мышления, реализация представления учащихся. Чем взрослее становятся дети, тем больше становится их потенциал. Поэтому возникла идея по созданию диафильмов и мультфильмов к произведениям программы.
-
Проект "Как сочинить волшебную сказку" 2024
Особенностями волшебных сказок является наличие волшебного элемента (чуда), нарушения запрета, уход героя из дома, борьба со злом, наличие повторов и закона троичности, наличие устойчивых выражений, постоянных эпитетов, счастливого конца. Большинство волшебных сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. Для того чтобы сочинить волшебную сказку, необходимо придумать главное событие сказки; подумать, что заставит героя уйти из дома, что произойдет с ним в пути и какие события будут повторяться, как герою удастся победить врага и какую награду он получит; взять зачин, концовку из любимых сказок и придерживаться составленной схемы сочинения волшебной сказки.
-
Сценарий внеклассного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Любимая книга моей семьи» 2024
Данное внеклассное мероприятие разработано с целью помощи родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников и направлено на развитие интереса детей к чтению. Это мероприятие предназначено для проведения с детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями.
-
Урок-викторина в 5-м классе по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2024
Урок является итоговым после прочтения сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и направлен на проверку знаний учащихся, раскрытие их творческого потенциала, закрепление пройденного материала. Урок построен в виде викторины с заданиями по тексту сказки и творческими заданиями.
-
Технологии общения с эпическим текстом на уроках литературы 2024
При изучении эпических произведений автор статьи часто провожу практические работы, которые ставят моих учеников в активную читательскую позицию по отношению к тексту. Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать его, то есть заняться очень полезной читательской деятельностью – сюжетосложением. Покажу технологию этой работы.
-
Исследовательская работа "Диалектные слова в творчестве поэтов "Очёрской лиры" 2024
Актуальность данной темы связана с тем, что диалектные слова постепенно исчезают из нашей речи, поэтому необходимо сохранять их как часть языковой культуры.
-
Анализ художественного текста на уроках литературы через иллюстрирование произведений 2024
Анализ художественного текста – это одно из основных направлений изучения литературы, которое позволяет учащимся глубже понимать и ценить произведения искусства. Введение элементов иллюстрации в процесс анализа текста поможет школьникам лучше воспринимать и запоминать информацию, создавать ассоциации и визуализировать содержание произведений. Обучение анализу художественного текста неразрывно связано с изучением основных литературных понятий, структуры произведений, а также исследованием языковых средств автора. При анализе текста через иллюстрации детям предлагается не просто анализировать слова, но и визуально воспринимать содержание произведений.