Урок по литературе в 8-м классе по теме "Хлестаков и хлестаковщина". Общечеловеческое значение характеров пьесы

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, Н.В.Гоголь «Ревизор»


Цель урока:

  • показать актуальность пьесы, немеркнущее значение русской классики, типичность характеров героев.
  • воспитывать у детей высокие нравственные качества, чувство порядочности.

Беседа с классом

  • Что мы знаем о прошлом Хлестакова до знакомства с ним?
  • Как автор в замечаниях для господ актеров характеризует Хлестакова?
  • Каковы жизненные цели и установки Хлестакова? Чем они определяются? (д.2 явл. 5)
  • Какова основная черта характера героя? Как она связана с его сильной губительной страстью? (игрок д.2 явл. 3)
  • В какой сцене Хлестаков показывает очень ярко читателям, что его действительно занесло и он может сыграть роль человека, чья жизнь – предел мечтаний Хлестакова? Работа с учебником (д. 3 явл. 6 стр. 119)
  • Как ведет себя Хлестаков с чиновниками и городничим? (Старается их испугать, ему нравится их робость и трусость)
  • А как меняется отношение Хлестакова К чиновникам, когда он начинает понимать, что его принимают за важную особу? (Он уже не просит взаймы, а начинает требовать и вымогать. д 4 явл. 3-7)
  • Можно ли назвать Хлестакова порядочным человеком? По отношению к кому он ведет себя не порядочнее всего? (к жене и дочери городничего)

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ (д. 4 явл. 12)

  • Что вы можете сказать о поведении Хлестакова? (он играет роль безумно влюбленного)
  • Как отблагодарил он всех за радушный прием? (Набрав денег, он уезжает, оставив письмо. В нем он унижает и высмеивает всех чиновников и губернатора)

Учитель подводит детей к выводу, который они должны сформулировать сами.

С образом Хлестакова тесно связано понятие «хлестаковщины». Образ, созданный Гоголем, оказался очень жизненным. И хотя меняется время, устройство общества и его порядки, Хлестаковы есть всегда. Они типичны для любого времени. Что же такое хлестаковщина? (ответы детей)

Образы городничего, чиновников тоже оказались очень типичными, живыми.

За что казнит себя городничий в финале? (Не за совершенные беззакония, а за то, что его обман не имел практического смысла, что, желая обмануть, попался сам. Его эмоции - это не раскаянии и стыд. А злоба и бешенство.)

Подведение итогов урока. Домашнее задание