Эпиграф
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А. Ахматова
1. Серебряный век – это период конца 19 века – начала 20 века
Название «Серебряный век» было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933г), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Вспомним фрагмент пьесы Чехова «Вишневый сад»
Любовь Андреевна. Будьте добры, Яша. И зачем я поехала завтракать... Дрянной ваш ресторан с музыкой, скатерти пахнут мылом... Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах. И кому? Половым говорить о декадентах!
Кто же такие декаденты?
Декаданс – эстетическое неприятие окружающего мира, подчеркнутый индивидуализм, пессимизм, рафинированность, утонченность, осознание себя носителями высокой, но клонящейся к упадку культуры.
Декадентство свойственно некоторым направлениям в поэзии начала 20 века, которые получили название модернистских. (Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.)
2. Модернистские направления в поэзии - это символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм
Символизм
Символизм – самое значительное явление русской декадентской поэзии начала 20 века, попытка постичь мир в его сокровенной сущности, духовные искания талантливейших поэтов. Каждое явление реальной действительности символисты рассматривали как символ потустороннего мира, а искусство как средство проникновения в этот мир:
Мы на всех путях дойдем до чуда.
Этот мир – иного мира тень.
Эти думы внушены оттуда.
Эти строки – первая ступень. (В.Брюсов)Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами? (В.Соловьев)
Для творчества символистов характерны нарочитая туманность, поэзия намеков, недомолвок, иносказаний.
«Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества», - А.Волынский.
Основные черты символизма
- Демонстративный разрыв с реалистическими традициями русской классики: социальные мотивы исчезают, тема природы заменяется темой современного города, историческая конкретность уступает место вечным темам (жизнь, смерть, любовь, красота, творчество).
- Бегство от действительности, грезы о несбыточном, поиски потустороннего мира.
- Культ мгновения.
- Крайний субъективизм и индивидуализм, уход от чуждого реального мира, законы которого непознаваемы, в узкий мир собственного «я».
- 5) Поэтизация смерти, которая выступает желанной избавительницей от злой и уродливой жизни
- Символисты уделяли огромное внимание форме своих произведений, и в этом их заслуга.
Футуризм
Русский футуризм возник на рубеже 1900-1910 годов, когда в свет вышел первый футуристический сборник, автором которого были Давид Бурлюк, Василий Каменский и Велимир Хлебников, – «Садок судей». Своим источником имеет итальянский футуризм, возникший в 1909 году с опубликованием «Манифеста о футуризме» итальянского литератора Филиппо Маринетти.
Основные признаки футуризма
- Мечта о неслыханной и невиданной модели искусства, призванной обновить дряхлеющий мир
- Резкое неприятие всей предшествующей культуры, отказ от всех традиций.
- Стремление к синтезу живописи и поэзии (влияние французской кубистической живописи – мир изображается с помощью геометрических форм). В России группа художников «Бубновый валет»
- Концепция «Самовитого слова» - слово должно быть очищено от позднейших смысловых наслоений или изобретено самим художником, активное создание неологизмов.
- Революция форм (важно не то, что сказал художник, а как сказал)
- Абсолютная свобода художника, доходящая до эпатирующей антиэстетической: обилие грубых образов, вульгаризмов, сознательная депоэтизация языка.
- Отказ от знаков препинания, введение «Телеграфного синтаксиса», использование математических и музыкальных символов, визуальное воздействие текстов (лесенка).
Акмеизм
«Акмеизм» - от греч. «акме» - ясность, высшая степень чего-либо, или адамизм - мужественный, ясный, непосредственный взгляд на мир, как смотрит на мир первый человек на Земле.
«Цех поэтов» - группа акмеистов. В неё входили О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Кузмин, М. Зенкевич, В.Нарбут, основатель – Н.Гумилёв, секретарь – А.Ахматова.
Этим названием они подчёркивали земную подоплёку своего творчества, возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.
Основные признаки акмеизма
- Акмеизм создавался в противоположность символизму. «Борьба между акмеизмом и символизмом есть борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю», - С.Городецкий.
- Акмеисты ставили в основу творчества тщательное, любовное описание деталей реального мира, тяготели к воссозданию его предметности. Даже мир душевных переживаний в поэзии акмеистов образно воплощался в какой-либо вещи.
- Так как акмеизм ориентирован на земное, ясное, предметное начало мира, то ближе всего к нему пространственные виды искусства: живопись, скульптура, архитектура. (Символизму наиболее близка музыка.)
Имажинизм
Идеолог – Вадим Шершеневич: «Единственным законом искусства… является выявление жизни через образ и ритмику образов. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины».
К изображению образов ради самих образов имажинисты сводили все задачи искусства, отрицая какое-либо значение всех других его необходимых элементов. «Мы выкидываем из поэзии звучность (музыка), описание (живопись), прекрасные и точные мысли (логика), душевные переживания (психология)». Единственным материалом поэзии является образ: стихотворение «не организм, а толпа образов» (В.Шершеневич).
3. Задания учащимся (работа в парах)
Определите, к какому направлению относятся эти стихи.
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
(В.Хлебников, футуризм)Везде идут незримые теченья,
Они вкруг нас, они в тебе, во мне,
Все в Мире полно скрытого значенья,
Мы на Земле — как бы в чужой стране.Мы говорим. Но мы не понимаем
Всех пропастей людского языка.
Морей мечты, дворцов души не знаем,
Но в нас проходит звездная река.
(К.Бальмонт, символизм)Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
(А.Ахматова, акмеизм)Мы пили абсент из электрической люстры,
Сердца засургученные навзничь откупорив.
Потолок прошатался над ресторанной грустью,
И всё завертелось судорожным кубарем.
Посылали с воздухом взорную записку,
Где любовь картавила, говоря по-французски,
И, робкую тишину в угол затискав.
Стали узки
Брызги музыки.
Переплеты приличий отлетели в сторону,
В исступленной похоти расшатался мозг.
Восклицательные красновато-черны!
Они исхлестали сознанье беззастенчивей розог.
Всё плясало, схватившись с неплясавшим за руки,
Что-то мимо падало, целовался дебош,
А кокотка вошла в мою душу по контрамарке,
Не снявши, не снявши, не снявши кровавых галош.
(В.Шершеневич, имажинизм)
Вставьте пропущенные слова в манифесты представителей акмеизма, футуризма, символизма, имажинизма
Таковы две разные художественные манеры созерцания, два различные строя художественного восприятия — реализм и … (символизм). Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, … (символисты) — всегда мыслители.
Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего — … (символисты), отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь — из окна. (К.Бальмонт)
В кругах, близких к … (акмеизму), чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и ТеофиляГотье. Подбор этих имен не произволен. Каждое из них - краеугольный камень для здания … (акмеизма), высокое напряжение той или иной его стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле - тело и его радости, мудрую физиологичность, Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей все, - и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие. ТеофильГотье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента, - вот та мечта, которая объединяет сейчас между собою людей, так смело назвавших себя … (акмеистами). (Н.Гумилев)
42-сантиметровыми глотками на крепком лафете мускульной логики мы, группа … (имажинистов), кричим вам свои приказы.
Мы, настоящие мастеровые искусства, мы, кто отшлифовывает образ, кто чистит форму от пыли содержания лучше, чем уличный чистильщик сапоги, утверждаем, что <..> только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ - это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. (В.Шершеневич)
Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего — искусства … (футуристов), не остановится, да и не может остановиться, перед дверью театра.
Ненависть к искусству вчерашнего дня, к неврастении, культивированной краской, стихом, рампой, ничем не доказанной необходимостью выявления крошечных переживаний уходящих от жизни людей, заставляет меня выдвигать в доказательство неизбежности признания наших идей не лирический пафос, а точную науку, исследование взаимоотношений искусства и жизни.
Первую часть нашей программы — разрушение мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если сегодня в наших руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего, и голос … (футуризма), вчера еще мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в медь проповеди. (В.Маяковский)
4. Вопрос учащимся: «Каковы ваши первые впечатления о поэзии начала 20 века?
Какие стихи понравились, что вызвало непонимание или несогласие?»
5. Домашнее задание
Прочитать поэтический манифест символистов "Юному поэту" В.Брюсова, устно ответить, какие законы символизма сформулировал Брюсов в этом произведении. Прочитать манифест пролетарской поэзии "Мой стих" Д.Бедного. Ответить, в чем отличие взглядов символистов и пролетарских поэтов на назначение поэзии и образ поэта.