Авторское практическое пособие для учителя "Особенности употребления отдельных групп слов в устной и письменной речи"

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


1. Пояснительная записка

Данное методическое пособие ориентировано прежде всего на помощь учителю в подготовке уроков русского языка и литературы, посвященных развитию речи, однако оно будет полезно учащимся и всем, кто любит русский язык, хочет писать и говорить грамотно. Основная его цель - предупреждение речевых, грамматических, и (по возможности) логических ошибок, а также общее развитие речи.

Пособие рассчитано на работу по развитию речи в классах разного уровня.

Методическое пособие состоит из двух частей: теоретической, где содержаться необходимые теоретические сведения; сведения о типе ошибок, примеры характерных ошибок с комментариями.

Практическая часть включает в себя дидактический материал для коллективной работы класса с учителем и упражнения для самостоятельной работы (могут использоваться для домашних заданий).

Дидактическим материалом для многих упражнений служат небольшие фрагменты из художественных произведений, изучаемых в школе, а также отрывки из творческих работ учащихся, требующие правки.

Новизна методического пособия заключается в том, что оно:

  • позволяет вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;
  • сэкономить время;

Знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

Считаю, что данное методическое пособие имеет практическую значимость как для образовательного учреждения, так и для системы образования района.

Внедрение его в практику преподавания соответствует:

  • программе по русскому языку;
  • обязательному минимуму содержания образования;
  • целям изучения предмета «Русский язык»;
  • повышает работоспособность;
  • формирует общеучебные умения и навыки;
  • выявляет слабые места в знании учебного предмета и корректирует свои знания;
  • развивает логическое мышление, интеллект, связную речь;
  • обогащает словарный запас.

Дает возможность учителю:

  • вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;
  • повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
  • активизировать деятельность учащихся;
  • осуществлять коррекцию знаний.

2. Теоретическая часть

Диалектизмы - это слова народных говоров. Их употребление и распространение территориально ограничено. Например: гуторить - говорить, кочет - петух. Диалектизмы не входят в состав лексики литературного языка. Там они заменяются общеупотребительными словами. В художественной литературе диалектизмы используются для того, чтобы передать особенности местного колорита (в авторской речи) или как средство речевой характеристики персонажей. Употребление диалектизмов в художественных произведениях должно быть оправдано, иначе эти слова затрудняют чтение, делают произведение малопонятным.

Диалектизмы могут встречаться и в речи учащихся. Задача учителя - бороться с употреблением учениками диалектных слов (особенно в письменной речи), мешающих усвоению правильного литературного языка, засоряющих его.

Профессионализмы - это слова, характерные для определенной профессии (названия инструментов, процессов работы). Например: камбуз, кок, рея употребляются в речи моряков. Преимущественно профессионализмы используются в устной речи, но возможны также и в художественной литературе при описании жизни, трудовой деятельности людей определенной профессии.

Учащиеся могут употреблять профессиональные слова в своих сочинениях и изложениях. Поэтому, готовя детей к тому или иному виду работы, учитель должен объяснить значения этих слов, с тем чтобы предупредить возможные ошибки в их употреблении.

Просторечные слова – это слова, выражения, которые по своей стилистической окраске имеют (но не всегда!) ярко выраженный отрицательный смысл. Например: давеча, завсегда, околпачить, балагурить.

Использование просторечных слов допускается лишь в художественных произведениях для индивидуальной характеристики действующих лиц и придания их речи экспрессивной окраски. В письменных же работах учащихся употребление просторечных слов недопустимо - это речевая ошибка.

Устаревшая лексика - историзмы, архаизмы.

Историзмы - это слова, называющие устаревшие предметы, явления: барщина, земство, бурмистр, оброк.

Архаизмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми, более современными. Например, сей-этот, уста-губы, ланиты-щеки и т.д.

Архаизмы и историзмы в составе лексики современного русского языка могут употребляться в художественных произведениях для воссоздания колорита эпохи и речевой характеристики персонажей.

«Виктория случилась неожиданная и весьма славная. Царь двумя перстами брал обритых за щеку… Уважающие себя горожане отправились к трапезе». (А.Толстой «Петр Первый»)

Ошибки учащихся в употреблении устаревших слов (особенно историзмов) заключаются в том, что они часто заменяют эти слова современными. Например, «Бурмистр, заместитель помещика, брал с крестьян деньги».

Заимствованные (иноязычные) слова – это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Эти слова ни в какой мере не изменили национальной самобытности русского языка, а наоборот, обогатили его выразительными средствами. Без многих иноязычных слов сейчас уже нельзя обойтись. Это относится даже к тем словам, для которых как будто бы имеются русские параллели. Объясняется это тем, что многие иностранные слова в русском языке приобрели новые оттенки значений, несвойственные их русским параллелям. Например, утрировать- преувеличивать. Утрировать употребляется только в случаях, когда преувеличение достигает крайней степени и приводит к созданию отрицательного смысла.

Так, можно сказать: «Он преувеличивает ощущение боли», но нельзя: «Он утрирует ощущение боли». Лишь в определенных случаях слово «утрировать» можно заменить словом преувеличивать.

Ошибки учащихся в употреблении заимствованных слов могут состоять не только в нарушении стилистических норм, но и в неточном употреблении слова. Школьники часто не понимают значений слов иноязычного происхождения и в связи с этим неправильно их используют.

Лексические ошибки

К числу лексических (смысловых) относят следующие виды ошибок:

  • ошибки в употреблении заимствованных слов;
  • логические ошибки (нарушение логики высказывания);
  • различные лингвистические ошибки смыслоразличения;
  • ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда;
  • ошибочный выбор паронима;
  • плеоназм;
  • тавтология;
  • ошибки в употреблении фразеологизмов и других устойчивых словосочетаний;
  • смысловые ошибки в использовании цитат и крылатых выражений;
  • ошибки в построении рядов однородных элементов предложения;
  • многословие и «слова-паразиты»;
  • неоправданно неполные высказывания.

3. Практическая часть

Упражнение №1. Прочитайте, выделите диалектизмы. Определите, какие особенности они придают данному тексту.

Одно Данилушке далось. На рожке он играть научился. Чисто на музыке какой. Вечером девки-бабы просят:

- Сыграй, Данилушка, песенку.

Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку. Кто пониточек починит, кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьёт… Старику-пастуху тоже Данилушкины песни по душе пришлись. Только и тут маленько неладно выходило. Начнет Данилушка наигрывать и все забудет, ровно и коров нет. (П.Бажов)

Материал для справок:

  1. Чисто-словно, будто, как будто
  2. Музыка - в данном случае в значении «инструмент»
  3. Шибко - сильно, очень
  4. Привечать-уважать, любить
  5. Починочек - крестьянское полусукно, домотканина; зипун-рабочий кафтан из этой ткани
  6. Онучи - обмотки для ног под сапоги или лапти, портянки
  7. Неладно - нехорошо, плохо
  8. Ровно - будто, как будто, словно

Упражнение №2. Найдите диалектные слова, которые встречаются в речи крестьянских мальчиков. С какой целью использует автор эти слова?

  1. – Перво-наперво она сидела долго-долго, никого не видела и не слыхала… только все как будто собачка эдак залает, залает где-то. Вдруг смотрит: идет по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась - Ивашка Федосеев идет.
  2. Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился что на поди.
  3. Пошел опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал…
  4. Всполохнулись мы, смотрим – ничего.
  5. Уж как мы напужались о ту пору! (И.Тургенев)

Материал для справок:

  1. Перво-наперво - сначала, сперва
  2. Эдак - в данном случае: плохо, неладно
  3. Приглянулась - пригляделась
  4. Хоша - хоть
  5. Напредки - накануне, перед этим
  6. Затемнело - начало темнеть
  7. Перетрусился - сильно струсил, перепугался
  8. Спущаться - опускаться
  9. Всполохнулись - испугались, встревожились
  10. Напужались - напугались

Упражнение №3. В приведенных ниже предложениях найдите синонимы к слову «очень». Какой из них является просторечием? Назовите другие слова с тем же значением.

  1. Каждый звук в лесу раздавался необыкновенно сильно.
  2. Луна тоже сильно мешала.
  3. Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что ест он крайне неприлично.
  4. Э, нет, малый, больно ты хитер, как я на тебя посмотрю.
  5. Ничего я не боюсь,- хмуро сказал Биденко, - а просто чересчур мило ты болтаешь. (В.Катаев)

Упражнение №4. В приведенном ниже отрывке найдите слова со значением «похищать (похитить) принадлежащее другим». Какое из них является нелитературным?

- Да, ты выпросишь!... Кто же мне даст?...Нет, брат, я стянул их на базаре!
Он сказал это обыкновенным тоном, лежа врастяжку с заложенными под голову руками. Я приподнялся на локте и посмотрел на него.
- Ты, значит, украл?
- Ну да!
Я опять откинулся на траву, и с минуту мы лежали молча.
- Воровать нехорошо,- проговорил я затем в грустном раздумье. (Короленко)

Упражнение №5. В предложениях найдите слова, употребляемые обычно в разговорной речи. Раскройте их значение, подберите литературные синонимы.

1 .С утра до вечера мальчики шлялись по каким-то дворам.
2. Тем временем Медведь, ворочаясь в углу, вдруг ненароком придавил пчелу.
3. И Петя побежал в сени к своему казаку и принес торбу, в которой было фунтов пять изюму.
4. – Погоди трошки, я вот тебе что хочу сказать.

Упражнение №6. Исправьте предложения, заменив нелитературные слова литературными.

  1. Егерь схоронился в кустах.
  2. Дети долго блудили по лесу, затем вышли на поляну.
  3. Ребята не заметили, как стемнялось.
  4. У одного бурлака локти повылезли.
  5. У мальчика голое коленко сверкает.
  6. Дети вышли на поляну, посередке ее стоял стог сена.
  7. Все они разом шлепнулись в воду.
  8. Сенокос плохой, потому что лето было сухменное.

Упражнение №7. В приведенном тексте найдите слова, характерные для речи рыбаков. Какие еще слова, свойственные их речи, вы знаете?

  1. Вчера море улеглось, и на ночь поставили перемёт. Сегодня его надо было выбирать, успеть с рыбой на привоз, наживить перемёт и вечером обязательно его опять поставить, чтобы не пропустить хорошей погоды Они, натужась, стащили шаланду по гальке к воде и осторожно толкнули в волну.
  2. Стоя по колено в море, Гаврик поставил на корму садок для рыбы - маленькую закрытую лодочку с дырками, сильно толкнул шаланду, разбежался и лег животом на борт, болтая над скользящей водой ногами, с которых падали сверкающие капли. И лишь когда шаланда проскочила сажени три-четыре, мальчик влез в нее и сел грести рядом с дедушкой.
  3. Ведь у него, у дедушки, была когда-то прекрасная шаланда с новеньким, прочным парусом. Ловил на ней дедушка на самодур скумбрию. Да еще как ловил!

Гаврик прекрасно понимал, о чем думает дедушка. Но и виду не подавал. Наоборот. Чтобы отвлечь старика от горьких мыслей, он стал деловито возиться возле перемета: вытаскивать первый флажок. Дедушка тотчас перебрался через банки, стал рядом с внуком, и они начали в четыре руки травить мокрый конец перемета. Вскоре пошли крючки. Однако бычков было мало, да и то мелочь. (В.Катаев)

Упражнение №8. Составьте небольшой рассказ о рыбной ловле, уместно используя специальную лексику. Примерные темы: «Вот так улов!», «Сорвалось!...», «Мой первый улов», «С дедушкой (папой) на рыбалке».

Упражнение №9. В следующих отрывках выделите слова и сочетания слов, которые обычно встречаются в речи охотников. С какой целью использует их автор?

1. Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков - в третью и там лёг глазами к своему следу на тот случай, что если Травка разберется в скидках, придет и к третьей скидке, так чтобы можно было вперед увидеть её.

Да, конечно, умен. Умен заяц, но все-таки эти скидки - опасное дело: умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой след, и так исхитряется взять свое направление на скидках не по следам, а прямо по воздуху верхним чутьем.
И как же, значит, бьется сердчишко у зайчишки, когда он слышит - лай собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места скола свой страшный круг. (Скололась-потеряла след)

2. После бурной радости от встречи с Антипычем деловая Травка сейчас же вспомнила свой прерванный гон по зайцу. И понятно: Травка - гончая собака, и дело ее- гонять для себя, но для хозяина Антипыча поймать зайца - это все ее счастье. Узнав теперь в Митраше Антипыча, она продолжала свой прерванный круг и вскоре попала на выходной след русака и по этому свежему следу пошла с голосом. (М.Пришвин)

Упражнение №10. Расскажите о том, как Травка служила своему хозяину; используйте в своем рассказе специальные охотничьи слова.

Упражнение №11. В приведенных ниже предложениях выделены устаревшие и просторечные слова. Какие литературные синонимы к ним вы знаете?

  1. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.
  2. Герасим…возился и хлопотал так, что даже барыня обратила внимание на его радение.
  3. Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.
  4. Экой чудный этот Герасим! - пропищала толстая прачка,- можно ли эдак из-за собаки проклажаться! (И.Тургенев)

Упражнение №12. Назовите устаревшие слова. В связи с чем они устарели?

  1. Толстый и рыжий урядник шел по улице и что-то невнятно бормотал.
  2. К празднику бабушка купила два фунта конфет.
  3. На звонок из двери показался заспанный лакей и проводил своего барина в комнату.
  4. Сестра купила себе на платье пять аршинов ситца.
  5. На конку у Васи не было денег, и он ходил на завод пешком.

Упражнение №13. Определите, с какой целью в текстах употребляются устаревшие слова. Выпишите эти слова и объясните их значение; укажите, какие из них являются историзмами, а какие - архаизмами. В необходимых случаях пользуйтесь толковым словарем.

1) Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель: свои. Проговорил: «аминь» и стал отворять ворота.
Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда. В хоромы. Вело крыльцо с крутой лестницей… Нижнее жилье избы - подклеить - из могучих бревен…
- Аверьян, зачем боярин нас позвал с конями? Повинность что ли какая?
- В Москву ратных людей повезете… (А.Толстой)

2) Проходя через гостиную, дворецкий для порядка переставил колокольчик с одного стола на другой и вышел в переднюю. В передней на конике спал Степан, а положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнаженные ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла. Дворецкий растолкал его и вполголоса сообщил ему какое-то приказание, на которое Степан отвечал полузевком, полухохотом. Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. (И.Тургенев)

Упражнение №14. Назовите в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» устаревшие слова. Что они обозначают? Вышли ли из нашего повседневного употребления эти слова и заменены другими?

Упражнение №15. Запишите предложения, заменив выделенные слова подходящими по смыслу.

  1. Барыня отвела Герасиму очень маленькую жилплощадь.
  2. Крестьяне работали на барщине, а бургомистр, заместитель помещика, брал с них деньги.
  3. В романе отмечается, что рабочие слободки в выходные дни не умели разумно отдыхать.
  4. Гоголь показывает мелкого чиновника, который получал небольшую зарплату.
  5. Лиза была домработницей у господ.

Упражнение №16. Замените русскими словами следующие заимствованные слова.

Комплекс, реставрация, интенсивный, имитировать, интеллектуальный, форсировать, изолировать, доминировать.

Упражнение №17. Определите, чем различаются близкие по значению иноязычные и русские слова.

Антракт-перерыв, дискуссия-спор, водоём-бассейн, инцидент-случай, симуляция-притворство, апатия-безразличие, оппонировать-возражать.

Упражнение №18. Составьте предложения с данными иноязычными и русскими словами.

Мемуары - воспоминания, пейзажист - художник, конференция - собрание, ситуация - обстановка, вестибюль - прихожая, афиша - объявление, оранжерея - теплица.

Упражнение №19. Раскройте скобки, выберите наиболее подходящие по смыслу слова.

  1. Мальчик во всем (имитировал, подражал) старшему брату. (Обратить внимание: имитировать кого?, что?, подражать кому? чему?)
  2. С окончанием учебного года наш (зоологический, живой) уголок перестает (функционировать, работать).
  3. В последней игре футбольная команда нашей школы потерпела (фиаско, поражение).
  4. Растения быстро (освоились, акклиматизировались) в непривычно суровых условиях нашей местности.

Упражнение №20. Исправьте предложения, укажите неправильное или неуместное употребление заимствованных слов.

  1. Лето мы провели среди природы, много гуляли, играли в футбол.
  2. Когда наступила эпоха учения, мы вернулись в школу окрепшими и веселыми.
  3. В прошлом году имели место серьезные дефекты в ремонте школы.
  4. Мересьеву импульсировали ноги.
  5. Партизаны производили различные версии.
  6. Среди собравшихся на вечер превалировали ученики старших классов.
  7. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.

Упражнение №21 (итоговое по лексике). Назовите предложения, в которых нет ошибок в употреблении слов, в остальных случаях найдите эти ошибки и исправьте их.

  1. Только к вечеру они взобрались на эту гору.
  2. Утром мать одела дочку и отправила в детский сад.
  3. Первый его дебют был удачным.
  4. После 1825 года Пушкин не перестал вращаться с декабристами.
  5. Взвесьте мне, пожалуйста, эти апельсины.
  6. Чтец исполнил отдельные фрагменты из поэмы Маяковского.
  7. Обе стороны заключили двойной союз.
  8. Сосед по купе сошел ночью на маленькой станции.
  9. Мальчики проблуждали в лесу несколько часов, пока не нашли дорогу.
  10. Пушкин тяготился к простым натурам.
  11. Нашим ученым принадлежит приоритет в освоении космоса.

(Ключ 3 4 6 7 10 «предложения с ошибками в употреблении слов»)

Упражнение №22. (итоговое) Укажите ошибки, исправьте их.

  1. Писатель видел тяжкую жизнь крестьян.
  2. Люди собираются на площади и образуют демонстрацию.
  3. Вся земля закутана пушистым белым ковром.
  4. Он высоко ценит литературу, произведения писателей.
  5. Писатель может стать оратором и трибуналом народным.
  6. Павел мужественно переносит приступы болезни, которой он болен.
  7. Длинные волосенки братишки слезли ему на глаза.
  8. Гнётся трава, природа спряталась от грозы.
  9. Городничий управлялся с народом, как хотел.
  10. Отпустите руки и сидите спокойно.
  11. Братик вцепился к сестренке, потому что испугался.
  12. Декабристы мечтали освободить народ от крепостнического права.
  13. Аленушка охватила руками колени.
  14. Кирилла Петрович не ожидал от учителя такого случая.
  15. Пушкин описал русские пейзажи природы.
  16. Товарищ не скрыл от класса мой плохой поступок.
  17. Дубровский застрелил медведя. Кирилла Петрович стоял в дверях, изумленный такой развязностью.
  18. На картине нарисован образ трех охотников.
  19. Каждый ученик должен иметь ответственность за свои поступки.
  20. Огненное пламя то и дело нагоняло их.

Список литературы

  1. Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».
  2. Катаев В.П. «Сын полка», «Белеет парус одинокий».
  3. Короленко В.Г. «В дурном обществе».
  4. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителя. (Москва. Просвещение, 2002г.)
  5. Львов М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся. (Москва. МПГИ, 985 г.)
  6. Пришвин М.М. «Кладовая солнца».
  7. Толстой А.Н. «Петр Первый».
  8. Тургенев И.С. «Бежин луг», «Муму».
  9. Лингвистические словари.
  10. Фрагменты из творческих работ учащихся, требующие правки.