1. Пояснительная записка
Данное методическое пособие ориентировано прежде всего на помощь учителю в подготовке уроков русского языка и литературы, посвященных развитию речи, однако оно будет полезно учащимся и всем, кто любит русский язык, хочет писать и говорить грамотно. Основная его цель - предупреждение речевых, грамматических, и (по возможности) логических ошибок, а также общее развитие речи.
Пособие рассчитано на работу по развитию речи в классах разного уровня.
Методическое пособие состоит из двух частей: теоретической, где содержаться необходимые теоретические сведения; сведения о типе ошибок, примеры характерных ошибок с комментариями.
Практическая часть включает в себя дидактический материал для коллективной работы класса с учителем и упражнения для самостоятельной работы (могут использоваться для домашних заданий).
Дидактическим материалом для многих упражнений служат небольшие фрагменты из художественных произведений, изучаемых в школе, а также отрывки из творческих работ учащихся, требующие правки.
Новизна методического пособия заключается в том, что оно:
- позволяет вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;
- сэкономить время;
Знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
Считаю, что данное методическое пособие имеет практическую значимость как для образовательного учреждения, так и для системы образования района.
Внедрение его в практику преподавания соответствует:
- программе по русскому языку;
- обязательному минимуму содержания образования;
- целям изучения предмета «Русский язык»;
- повышает работоспособность;
- формирует общеучебные умения и навыки;
- выявляет слабые места в знании учебного предмета и корректирует свои знания;
- развивает логическое мышление, интеллект, связную речь;
- обогащает словарный запас.
Дает возможность учителю:
- вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;
- повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
- активизировать деятельность учащихся;
- осуществлять коррекцию знаний.
2. Теоретическая часть
Диалектизмы - это слова народных говоров. Их употребление и распространение территориально ограничено. Например: гуторить - говорить, кочет - петух. Диалектизмы не входят в состав лексики литературного языка. Там они заменяются общеупотребительными словами. В художественной литературе диалектизмы используются для того, чтобы передать особенности местного колорита (в авторской речи) или как средство речевой характеристики персонажей. Употребление диалектизмов в художественных произведениях должно быть оправдано, иначе эти слова затрудняют чтение, делают произведение малопонятным.
Диалектизмы могут встречаться и в речи учащихся. Задача учителя - бороться с употреблением учениками диалектных слов (особенно в письменной речи), мешающих усвоению правильного литературного языка, засоряющих его.
Профессионализмы - это слова, характерные для определенной профессии (названия инструментов, процессов работы). Например: камбуз, кок, рея употребляются в речи моряков. Преимущественно профессионализмы используются в устной речи, но возможны также и в художественной литературе при описании жизни, трудовой деятельности людей определенной профессии.
Учащиеся могут употреблять профессиональные слова в своих сочинениях и изложениях. Поэтому, готовя детей к тому или иному виду работы, учитель должен объяснить значения этих слов, с тем чтобы предупредить возможные ошибки в их употреблении.
Просторечные слова – это слова, выражения, которые по своей стилистической окраске имеют (но не всегда!) ярко выраженный отрицательный смысл. Например: давеча, завсегда, околпачить, балагурить.
Использование просторечных слов допускается лишь в художественных произведениях для индивидуальной характеристики действующих лиц и придания их речи экспрессивной окраски. В письменных же работах учащихся употребление просторечных слов недопустимо - это речевая ошибка.
Устаревшая лексика - историзмы, архаизмы.
Историзмы - это слова, называющие устаревшие предметы, явления: барщина, земство, бурмистр, оброк.
Архаизмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми, более современными. Например, сей-этот, уста-губы, ланиты-щеки и т.д.
Архаизмы и историзмы в составе лексики современного русского языка могут употребляться в художественных произведениях для воссоздания колорита эпохи и речевой характеристики персонажей.
«Виктория случилась неожиданная и весьма славная. Царь двумя перстами брал обритых за щеку… Уважающие себя горожане отправились к трапезе». (А.Толстой «Петр Первый»)
Ошибки учащихся в употреблении устаревших слов (особенно историзмов) заключаются в том, что они часто заменяют эти слова современными. Например, «Бурмистр, заместитель помещика, брал с крестьян деньги».
Заимствованные (иноязычные) слова – это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Эти слова ни в какой мере не изменили национальной самобытности русского языка, а наоборот, обогатили его выразительными средствами. Без многих иноязычных слов сейчас уже нельзя обойтись. Это относится даже к тем словам, для которых как будто бы имеются русские параллели. Объясняется это тем, что многие иностранные слова в русском языке приобрели новые оттенки значений, несвойственные их русским параллелям. Например, утрировать- преувеличивать. Утрировать употребляется только в случаях, когда преувеличение достигает крайней степени и приводит к созданию отрицательного смысла.
Так, можно сказать: «Он преувеличивает ощущение боли», но нельзя: «Он утрирует ощущение боли». Лишь в определенных случаях слово «утрировать» можно заменить словом преувеличивать.
Ошибки учащихся в употреблении заимствованных слов могут состоять не только в нарушении стилистических норм, но и в неточном употреблении слова. Школьники часто не понимают значений слов иноязычного происхождения и в связи с этим неправильно их используют.
Лексические ошибки
К числу лексических (смысловых) относят следующие виды ошибок:
- ошибки в употреблении заимствованных слов;
- логические ошибки (нарушение логики высказывания);
- различные лингвистические ошибки смыслоразличения;
- ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда;
- ошибочный выбор паронима;
- плеоназм;
- тавтология;
- ошибки в употреблении фразеологизмов и других устойчивых словосочетаний;
- смысловые ошибки в использовании цитат и крылатых выражений;
- ошибки в построении рядов однородных элементов предложения;
- многословие и «слова-паразиты»;
- неоправданно неполные высказывания.
3. Практическая часть
Упражнение №1. Прочитайте, выделите диалектизмы. Определите, какие особенности они придают данному тексту.
Одно Данилушке далось. На рожке он играть научился. Чисто на музыке какой. Вечером девки-бабы просят:
- Сыграй, Данилушка, песенку.
Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку. Кто пониточек починит, кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьёт… Старику-пастуху тоже Данилушкины песни по душе пришлись. Только и тут маленько неладно выходило. Начнет Данилушка наигрывать и все забудет, ровно и коров нет. (П.Бажов)
Материал для справок:
- Чисто-словно, будто, как будто
- Музыка - в данном случае в значении «инструмент»
- Шибко - сильно, очень
- Привечать-уважать, любить
- Починочек - крестьянское полусукно, домотканина; зипун-рабочий кафтан из этой ткани
- Онучи - обмотки для ног под сапоги или лапти, портянки
- Неладно - нехорошо, плохо
- Ровно - будто, как будто, словно
Упражнение №2. Найдите диалектные слова, которые встречаются в речи крестьянских мальчиков. С какой целью использует автор эти слова?
- – Перво-наперво она сидела долго-долго, никого не видела и не слыхала… только все как будто собачка эдак залает, залает где-то. Вдруг смотрит: идет по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась - Ивашка Федосеев идет.
- – Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился что на поди.
- – Пошел опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал…
- – Всполохнулись мы, смотрим – ничего.
- – Уж как мы напужались о ту пору! (И.Тургенев)
Материал для справок:
- Перво-наперво - сначала, сперва
- Эдак - в данном случае: плохо, неладно
- Приглянулась - пригляделась
- Хоша - хоть
- Напредки - накануне, перед этим
- Затемнело - начало темнеть
- Перетрусился - сильно струсил, перепугался
- Спущаться - опускаться
- Всполохнулись - испугались, встревожились
- Напужались - напугались
Упражнение №3. В приведенных ниже предложениях найдите синонимы к слову «очень». Какой из них является просторечием? Назовите другие слова с тем же значением.
- Каждый звук в лесу раздавался необыкновенно сильно.
- Луна тоже сильно мешала.
- Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что ест он крайне неприлично.
- – Э, нет, малый, больно ты хитер, как я на тебя посмотрю.
- – Ничего я не боюсь,- хмуро сказал Биденко, - а просто чересчур мило ты болтаешь. (В.Катаев)
Упражнение №4. В приведенном ниже отрывке найдите слова со значением «похищать (похитить) принадлежащее другим». Какое из них является нелитературным?
- Да, ты выпросишь!... Кто же мне даст?...Нет, брат, я стянул их на базаре!
Он сказал это обыкновенным тоном, лежа врастяжку с заложенными под голову руками. Я приподнялся на локте и посмотрел на него.
- Ты, значит, украл?
- Ну да!
Я опять откинулся на траву, и с минуту мы лежали молча.
- Воровать нехорошо,- проговорил я затем в грустном раздумье. (Короленко)
Упражнение №5. В предложениях найдите слова, употребляемые обычно в разговорной речи. Раскройте их значение, подберите литературные синонимы.
1 .С утра до вечера мальчики шлялись по каким-то дворам.
2. Тем временем Медведь, ворочаясь в углу, вдруг ненароком придавил пчелу.
3. И Петя побежал в сени к своему казаку и принес торбу, в которой было фунтов пять изюму.
4. – Погоди трошки, я вот тебе что хочу сказать.
Упражнение №6. Исправьте предложения, заменив нелитературные слова литературными.
- Егерь схоронился в кустах.
- Дети долго блудили по лесу, затем вышли на поляну.
- Ребята не заметили, как стемнялось.
- У одного бурлака локти повылезли.
- У мальчика голое коленко сверкает.
- Дети вышли на поляну, посередке ее стоял стог сена.
- Все они разом шлепнулись в воду.
- Сенокос плохой, потому что лето было сухменное.
Упражнение №7. В приведенном тексте найдите слова, характерные для речи рыбаков. Какие еще слова, свойственные их речи, вы знаете?
- Вчера море улеглось, и на ночь поставили перемёт. Сегодня его надо было выбирать, успеть с рыбой на привоз, наживить перемёт и вечером обязательно его опять поставить, чтобы не пропустить хорошей погоды Они, натужась, стащили шаланду по гальке к воде и осторожно толкнули в волну.
- Стоя по колено в море, Гаврик поставил на корму садок для рыбы - маленькую закрытую лодочку с дырками, сильно толкнул шаланду, разбежался и лег животом на борт, болтая над скользящей водой ногами, с которых падали сверкающие капли. И лишь когда шаланда проскочила сажени три-четыре, мальчик влез в нее и сел грести рядом с дедушкой.
- Ведь у него, у дедушки, была когда-то прекрасная шаланда с новеньким, прочным парусом. Ловил на ней дедушка на самодур скумбрию. Да еще как ловил!
Гаврик прекрасно понимал, о чем думает дедушка. Но и виду не подавал. Наоборот. Чтобы отвлечь старика от горьких мыслей, он стал деловито возиться возле перемета: вытаскивать первый флажок. Дедушка тотчас перебрался через банки, стал рядом с внуком, и они начали в четыре руки травить мокрый конец перемета. Вскоре пошли крючки. Однако бычков было мало, да и то мелочь. (В.Катаев)
Упражнение №8. Составьте небольшой рассказ о рыбной ловле, уместно используя специальную лексику. Примерные темы: «Вот так улов!», «Сорвалось!...», «Мой первый улов», «С дедушкой (папой) на рыбалке».
Упражнение №9. В следующих отрывках выделите слова и сочетания слов, которые обычно встречаются в речи охотников. С какой целью использует их автор?
1. Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков - в третью и там лёг глазами к своему следу на тот случай, что если Травка разберется в скидках, придет и к третьей скидке, так чтобы можно было вперед увидеть её.
Да, конечно, умен. Умен заяц, но все-таки эти скидки - опасное дело: умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой след, и так исхитряется взять свое направление на скидках не по следам, а прямо по воздуху верхним чутьем.
И как же, значит, бьется сердчишко у зайчишки, когда он слышит - лай собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места скола свой страшный круг. (Скололась-потеряла след)
2. После бурной радости от встречи с Антипычем деловая Травка сейчас же вспомнила свой прерванный гон по зайцу. И понятно: Травка - гончая собака, и дело ее- гонять для себя, но для хозяина Антипыча поймать зайца - это все ее счастье. Узнав теперь в Митраше Антипыча, она продолжала свой прерванный круг и вскоре попала на выходной след русака и по этому свежему следу пошла с голосом. (М.Пришвин)
Упражнение №10. Расскажите о том, как Травка служила своему хозяину; используйте в своем рассказе специальные охотничьи слова.
Упражнение №11. В приведенных ниже предложениях выделены устаревшие и просторечные слова. Какие литературные синонимы к ним вы знаете?
- Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.
- Герасим…возился и хлопотал так, что даже барыня обратила внимание на его радение.
- Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.
- – Экой чудный этот Герасим! - пропищала толстая прачка,- можно ли эдак из-за собаки проклажаться! (И.Тургенев)
Упражнение №12. Назовите устаревшие слова. В связи с чем они устарели?
- Толстый и рыжий урядник шел по улице и что-то невнятно бормотал.
- К празднику бабушка купила два фунта конфет.
- На звонок из двери показался заспанный лакей и проводил своего барина в комнату.
- Сестра купила себе на платье пять аршинов ситца.
- На конку у Васи не было денег, и он ходил на завод пешком.
Упражнение №13. Определите, с какой целью в текстах употребляются устаревшие слова. Выпишите эти слова и объясните их значение; укажите, какие из них являются историзмами, а какие - архаизмами. В необходимых случаях пользуйтесь толковым словарем.
1) Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель: свои. Проговорил: «аминь» и стал отворять ворота.
Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда. В хоромы. Вело крыльцо с крутой лестницей… Нижнее жилье избы - подклеить - из могучих бревен…
- Аверьян, зачем боярин нас позвал с конями? Повинность что ли какая?
- В Москву ратных людей повезете… (А.Толстой)
2) Проходя через гостиную, дворецкий для порядка переставил колокольчик с одного стола на другой и вышел в переднюю. В передней на конике спал Степан, а положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнаженные ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла. Дворецкий растолкал его и вполголоса сообщил ему какое-то приказание, на которое Степан отвечал полузевком, полухохотом. Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. (И.Тургенев)
Упражнение №14. Назовите в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» устаревшие слова. Что они обозначают? Вышли ли из нашего повседневного употребления эти слова и заменены другими?
Упражнение №15. Запишите предложения, заменив выделенные слова подходящими по смыслу.
- Барыня отвела Герасиму очень маленькую жилплощадь.
- Крестьяне работали на барщине, а бургомистр, заместитель помещика, брал с них деньги.
- В романе отмечается, что рабочие слободки в выходные дни не умели разумно отдыхать.
- Гоголь показывает мелкого чиновника, который получал небольшую зарплату.
- Лиза была домработницей у господ.
Упражнение №16. Замените русскими словами следующие заимствованные слова.
Комплекс, реставрация, интенсивный, имитировать, интеллектуальный, форсировать, изолировать, доминировать.
Упражнение №17. Определите, чем различаются близкие по значению иноязычные и русские слова.
Антракт-перерыв, дискуссия-спор, водоём-бассейн, инцидент-случай, симуляция-притворство, апатия-безразличие, оппонировать-возражать.
Упражнение №18. Составьте предложения с данными иноязычными и русскими словами.
Мемуары - воспоминания, пейзажист - художник, конференция - собрание, ситуация - обстановка, вестибюль - прихожая, афиша - объявление, оранжерея - теплица.
Упражнение №19. Раскройте скобки, выберите наиболее подходящие по смыслу слова.
- Мальчик во всем (имитировал, подражал) старшему брату. (Обратить внимание: имитировать кого?, что?, подражать кому? чему?)
- С окончанием учебного года наш (зоологический, живой) уголок перестает (функционировать, работать).
- В последней игре футбольная команда нашей школы потерпела (фиаско, поражение).
- Растения быстро (освоились, акклиматизировались) в непривычно суровых условиях нашей местности.
Упражнение №20. Исправьте предложения, укажите неправильное или неуместное употребление заимствованных слов.
- Лето мы провели среди природы, много гуляли, играли в футбол.
- Когда наступила эпоха учения, мы вернулись в школу окрепшими и веселыми.
- В прошлом году имели место серьезные дефекты в ремонте школы.
- Мересьеву импульсировали ноги.
- Партизаны производили различные версии.
- Среди собравшихся на вечер превалировали ученики старших классов.
- Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.
Упражнение №21 (итоговое по лексике). Назовите предложения, в которых нет ошибок в употреблении слов, в остальных случаях найдите эти ошибки и исправьте их.
- Только к вечеру они взобрались на эту гору.
- Утром мать одела дочку и отправила в детский сад.
- Первый его дебют был удачным.
- После 1825 года Пушкин не перестал вращаться с декабристами.
- Взвесьте мне, пожалуйста, эти апельсины.
- Чтец исполнил отдельные фрагменты из поэмы Маяковского.
- Обе стороны заключили двойной союз.
- Сосед по купе сошел ночью на маленькой станции.
- Мальчики проблуждали в лесу несколько часов, пока не нашли дорогу.
- Пушкин тяготился к простым натурам.
- Нашим ученым принадлежит приоритет в освоении космоса.
(Ключ 3 4 6 7 10 «предложения с ошибками в употреблении слов»)
Упражнение №22. (итоговое) Укажите ошибки, исправьте их.
- Писатель видел тяжкую жизнь крестьян.
- Люди собираются на площади и образуют демонстрацию.
- Вся земля закутана пушистым белым ковром.
- Он высоко ценит литературу, произведения писателей.
- Писатель может стать оратором и трибуналом народным.
- Павел мужественно переносит приступы болезни, которой он болен.
- Длинные волосенки братишки слезли ему на глаза.
- Гнётся трава, природа спряталась от грозы.
- Городничий управлялся с народом, как хотел.
- Отпустите руки и сидите спокойно.
- Братик вцепился к сестренке, потому что испугался.
- Декабристы мечтали освободить народ от крепостнического права.
- Аленушка охватила руками колени.
- Кирилла Петрович не ожидал от учителя такого случая.
- Пушкин описал русские пейзажи природы.
- Товарищ не скрыл от класса мой плохой поступок.
- Дубровский застрелил медведя. Кирилла Петрович стоял в дверях, изумленный такой развязностью.
- На картине нарисован образ трех охотников.
- Каждый ученик должен иметь ответственность за свои поступки.
- Огненное пламя то и дело нагоняло их.
Список литературы
- Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».
- Катаев В.П. «Сын полка», «Белеет парус одинокий».
- Короленко В.Г. «В дурном обществе».
- Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителя. (Москва. Просвещение, 2002г.)
- Львов М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся. (Москва. МПГИ, 985 г.)
- Пришвин М.М. «Кладовая солнца».
- Толстой А.Н. «Петр Первый».
- Тургенев И.С. «Бежин луг», «Муму».
- Лингвистические словари.
- Фрагменты из творческих работ учащихся, требующие правки.