«Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь».
В.Ключевский
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Мною были изучены следующие технологии:
- проблемное обучение;
- современные компьютерные технологии;
- проектная технология
Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.
Я остановилась на использовании трёх технологий: проблемного обучения, информационно-коммуникативной, методе проекта.
Приоритетным в своей работе считаю метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, дает возможность учить их учиться.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение, «конфликт», недоумение. Целый ряд уроков начинаю с вопросов-парадоксов, заставляющих детей рассуждать, мыслить, стараться найти на них ответ. Я вместе с детьми сгущаю ситуацию и вместе с детьми нахожу ответы. Таким образом, основные понятия не преподносятся в готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Побуждаю детей добывать знания, даю возможность самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные решения практического задания. Развитие интереса к предмету невозможно без стимулирования мышления ребенка. При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:
- что уже знают и умеют учащиеся;
- что нового должны узнать и чему научиться;
- что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.
Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.
Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ художественного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.
Изучая какое-либо произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.
Например, во время знакомства с рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопросы:
- Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?
- Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Почему?
- Как вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?
Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.
После изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?». В ходе решения проблемных ситуаций и решении проблем реализуется воспитательная функция урока. В классе создается атмосфера демократизма, сотрудничества. Ученики учатся уважать точку зрения другого, слушать, обосновывать свое утверждение; воспитывается культура дискуссии и общения в целом.
Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационных-коммуникативных технологий в преподавании русского языка и литературы дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования выполнить невозможно.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную познавательную работу, в которой и развивается личность учащегося.
Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
- проведение урока с мультимедиа выступлением.
На своих уроках я использую компьютер для объяснения нового материала и контроля знаний учащихся. Считаю, что данная форма занятий способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Собственные и ученические мультимедийные разработки я использую по следующим направлениям:
- на уроках (показ интерактивных моделей и анимаций с помощью мультимедиа-проектора на экране);
- при подготовке и проведение презентаций внеклассных мероприятий;
- при контроле знаний (проверочные работы);
- при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ;
- подготовке к уроку.
Наиболее оптимальной технологией, позволяющей успешно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, особенно в части устной речи, я считаю технологию школьных учебных проектов.
Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты её возникновения, развития и разрешения.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, поисковые методики.
Учебный проект позволяет каждому ученику совершенствовать свои коммуникативные навыки, как при межгрупповом общении, так и в процессе презентации работы над проектом.
Кроме того, проект – это замечательное средство для качественного контроля знаний учащихся. В случае обнаружения пробелов в знаниях в процессе работы над учебным проектом, учитель, консультируя учащегося, помогает освоить необходимый материал.
Использование таких приёмов, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях, классификация, систематизация, обобщение материала, вычленение из ряда искомого по определенному признаку, установление причинно-следственных отношений (почему? вследствие чего?), формирование операционных умений (как? в какой последовательности?) позволяет учащимся самим делать открытия, добывать самостоятельно знания. Такие уроки способствуют созданию обстановки сотрудничества, доброжелательности и повышения статуса предмета. Можно выделить следующие мини-проекты: учащиеся создали сборники стихов по литературе «Стихи о родной природе поэтов серебряного века», книги «Рождество в России», «Рождество в Англии», разработали орфографический и орфоэпический справочники по русскому языку, выступили с проектами на уровне города на тему "Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?", «История письма: письма в прошлом, настоящем и будущем».
Итак, использование современных образовательных технологий, позволило мне добиться следующих результатов:
- повысился уровень мотивации на изучение предметам;
- повысилось качества образования по предметам;
- повысился уровень усвоения предметной составляющей и уровень сформированности УУД;
- повысилась активность участия учащихся во внеурочной деятельности;
- повысилась собственная компетентность в части повышения продуктивности урока.
Использование активных форм работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся, современных образовательных технологий, повышение квалификации, стремление к самообразованию позволили достичь мне цели педагогической деятельности на достаточном уровне, что обеспечивает получение достойных результатов в обучении и воспитании детей.