Цель: развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, проверка и закрепление полученных ранее знаний, расширение представлений о возможностях родного языка.
Организация мероприятия: в актовом зале учащиеся 5 и 6 классов рассаживаются на разные ряды.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, призы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Команды девочек и мальчиков рассаживаются за столы под музыкальный аккомпанемент.
Мероприятие проводят 2 ведущих.
1 В. – Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?
2 В. – Конечно, ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
1 В. – Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?
2 В. – То есть вы хотите спросить: много ли грамматических ошибок в тетрадях наших учеников? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С.Пушкин считал, что ошибка обычное дело в русской речи. Он подтвердил это в своих стихах, сказав так:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
1 В. – Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно мало ошибок.
2 В. – Давайте посмотрим, грамотны ли наши девочки и мальчики. Устроим им соревнования. А для настоящих соревнований нам нужны команды.
Знакомьтесь! Команды “Умники” и “Умницы”.
– Капитаны, представьте свои команды!
“Умники”
Быть умниками очень ответственно,
Нужно учиться на “пять” соответственно,
Нужно быть вежливым,
Нужно быть смелым,
Нужно служить ежедневно примером.
“Умницы”.
Сколько в школе мы узнали,
Сколько книжек прочитали!
Сколько мы ночей не спали,
Все мы русский изучали!
1 В. – Итак, команды у нас есть, а судить их будет грамотное жюри, которое будет отмечать не только ваши ответы, а еще слаженность в вашей команде и конечно же хорошее поведение (представление членов жюри ).
2 В. – Наша игра будет состоять из 5 туров, каждый тур будет оцениваться максимально по “5” шкале.
1 тур. Разминочный “Звукобуквенный”
– Прочитайте стихотворения и отгадайте с помощью выделенных букв, слова.
Задание команде “Умники”.
1. Со звукам с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (соль, моль)2. С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С п – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (карта, парта)
3. Загадка эта не легка
Пишусь всегда через два к
И мяч, и шайбу клюшкой бей
А называюсь я – … (хоккей)
Задание команде “Умницы”.
1. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени –
Я по болоту зашагаю. (капля, цапля)2. С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.
(боль, моль, роль, соль)3. Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется … (перрон)
– Пока команды выполняют задания, болельщикам мы тоже предлагаем поучаствовать в соревновании.
1. Что за дивный домик тут? 2. Всюду летает, 3. Носик как у Буратино. |
1. Во мне два к не забывайте, 2. Комочек пуха, 3. Когда за грибами ты в рощу идешь, |
2 тур – “Составный”
– Внимательно послушайте задание.
Данные предметы уменьшите с помощью суффиксов:
Дым …, дом …к , куст …, картин …а, стол…, лист …, берез …а, шкаф …, кирпич…, ключ …, кот…, слон …, тигр ……, ут…, медвеж…, лис…. .
Задание для болельщиков (на экране)
– К существительным из левого столбика подобрать по смыслу выражения из правого столбика, чтобы получилось предложение.
Соловей Дикобраз Злой кабан Пароход Маша Кошка Портной Стол Мальчик Рак Чиж Кот |
точил клыки |
3 тур – “Словарный”
Задание: отгадайте кроссворд и запишите словарные слова.
Слова: инструмент, посуда, близко по смыслу к слову “сейчас”, пассажирский транспорт, сельскохозяйственная машина, аппарат связи
Отгадка: тарелка, телефон, трамвай, трактор теперь, топор.
4 тур – “Орфографический”
Вставить подходящие по смыслу прилагательные, записать их правильно.
Арбуз, как сахар, ______________.
Сок, как клюква, ______________.
Глаза, как небо, _______________.
Ночь, как сажа, _______________.
Лицо, как мел, ________________.
Руки, как лёд, _________________.
Как называется средство выразительности в данных предложениях?
1. Заменить данные выражения существительными с шипящими на конце, правильно их записать.
Помещение для машин – это ______________________.
Мелкие деньги – это _____________________________.
Непромокаемое пальто – это ______________________.
Небольшой грызун – это __________________________.
Молодое поколение – это _________________________.
Задание для болельщиков (на экране).
Конкурс “По одежке встречают”
Соберите из частей пословицы.
- Труд человека кормит, … (а лень портит).
- Кончил дело, … (гуляй смело).
- Терпенье и труд …(все перетрут).
- Первый блин … (комом).
- Глаза страшатся, а (руки делают).
- Что посеешь, (то и пожнешь).
5 тур – “Частиречный”
Подберите к данным прилагательным противоположные по значению прилагательные.
- Холодный –
- Широкий –
- Горький –
- Высокий –
- Белый –
- Весёлый –
Подберите к данным существительным близкие по значению существительные.
- Пурга –
- Ложь –
- Несчастье –
- Врач –
- Битва –
- Храбрость –
Задание для болельщиков.
– Кто быстрее прочтет стихотворение.
У про 100-го 100-рожа Непро-100-рный дом, Ча-100 в нем 100-ножка, Бродит под 100-лом. Дорожит 100-ножка Ча-100-тою ног И 100-личной ваксой Чистит 100 сапог. |
Вме-100 двух не про-100 |
Подведение итогов, награждение.