Литература
-
Мастерская по лирике С.А. Есенина 2010
На примере лирики С.Есенина учащиеся узнают композиционные приёмы и их роль в поэтическом тексте, знакомятся с композицией как сопоставлением и противопоставлением словесных рядов, узнают о роли повторов в стихотворении, разбирают схему композиционного анализа поэтического текста. Мастерская нацелена на овладение учащимися теоретическими понятиями о поэтических средствах выразительности, приобретение умения анализировать произведение в его идейно-художественной целостности.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Серебряный век в русской поэзии" 2010
Урок литературы в 11-м классе, целью которого является показать особенности модернистских литературных направлений, воссоздать колорит эпохи Серебряного века в личностях поэтов и их творчестве.
-
Открытый урок литературы по теме "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс 2010
Данный урок иллюстрирует использование метода проектного обучения в преподавании литературы. Этот метод позволяет вовлечь в учебную деятельность всех обучающихся в соответствии с их индивидуальными способностями, развивает инициативу и творчество учащихся, повышает интерес к изучению литературы.
-
Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка" 2010
В представленном внеклассном занятии показана возможность интеграции двух дисциплин: физики и литературы, что не так часто встречается в образовательном процессе. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на таком занятии является одной из форм активизации мыслительной, познавательной деятельности школьников.
-
Урок литературы в 9-м классе "Поэты пушкинской поры" 2010
Урок, знакомящий учащихся с поэтами «пушкинской поры». В процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.
-
Урок-суд по рассказу А.П. Чехова "Попрыгунья" 2010
«Попрыгунья» – одно из самых выразительных художественных воплощений чеховского гуманизма. Урок-суд позволяет полноценно раскрыть судьбы героев, проследить их поворотные моменты и сделать вывод о том, что подлинная ценность всякой человеческой личности – в ней самой, в ее индивидуальности, а не в ее величии или необыкновенности. Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи и творческих способностей учащихся, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к предмету.
-
"Живые души" в творчестве А.И. Солженицына (по рассказам "Матренин двор" и "Захар Калита") 2010
На представленном уроке-исследовании главное внимание уделяется анализу и сопоставлению двух произведений, двух героев. На уроке проводится коллективная работа по составлению сравнительной таблицы характеристики главных героев, отмечаются характерные черты «живых душ» России 50–60-х годов ХХ века. На уроке используются информационно-коммуникационная технология и элементы поисково-исследовательского метода.
-
"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2010
Это второй урок по изучению «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в ходе которого семиклассники проинсценировали фрагмент сказки, создали киносценарий и встретились с «писателем», задав ему интересовавшие их вопросы. Путем проведения блиц-игры проверено знание содержания. В ходе аналитической беседы выяснено своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки. На этом уроке важна работа с литературоведческими терминами: "эзопов язык", "сатира", "гротеск", "гипербола".
-
"Тайна поэтического творчества А.С. Пушкина". Урок литературы в 9-м классе 2010
Урок литературы в 9-м классе ставит целью показать сложность художественного мира А.С. Пушкина; формировать навыки анализа поэтического произведения, развивать эстетический вкус.
-
Тема роковой любви "денисьевского" цикла Ф.И. Тютчева 2010
Тема любви в творчестве поэта или писателя всегда интересна более других, так как учащиеся пропускают ее через себя, свою душу. Они вместе с автором переживают, мучаются, радуются и отдаются всецело этому чувству. Материалы статьи могут использоваться преподавателями в качестве вступительного слова, при подготовке к литературной гостиной, посвященной теме любви в творчестве Ф.И. Тютчева, или к уроку, основной темой которого будет беседа о "роковой" любви великого поэта - Е.А. Денисьевой.
-
Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс) 2010
Мастерская рассчитана на два спаренных урока, целесообразно проводить её после изучения поэмы "Кому на Руси жить хорошо". В ходе урока учащиеся обращаются к личному опыту, с мастером, с поэтом. Учитель предлагает неадаптированные тексты, с которыми ученики разбираются самостоятельно в рамках парной, групповой работы, диалога. Мастерская построения знаний формирует вдумчивое чтение, погружение в текст, в каждое предложение, в слово. Учащиеся учатся анализировать стихотворение, определять основные мотивы и темы, обмениваются вопросами с другими.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе "Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
Цели урока: показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа, развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
-
"Устный журнал. По страницам великой поэзии И.С. Тургенева" 2010
Данный текст служит для повышения интереса учащихся к предмету и к творчеству И.С. Тургенева в частности. Творческая подача материала, дополнительные факты биографии автора, использование средств ИКТ, вызывают интерес учащихся и способствуют созданию непринужденной атмосферы на уроке, создающая возможность выдоха на откровенный разговор учителя с классом. Результат таких уроков - привитие любви к родному литературному наследию, высокий процент качества знаний, участие детей в научно-исследовательской работе.
-
Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" 2010
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
-
Мастерская по рассказу И.Бунина "Солнечный удар" (11-й класс) 2010
Можно ли провести урок-мастерскую по рассказу И.Бунина? Мы сделали такую попытку. Рассказ И.Бунина «Солнечный удар» – это замечательный текст, анализируя который, можно понять ценность авторского слова. Несложные задания для работы с текстом позволили заинтересовать одиннадцатиклассников, дать им почувствовать прелесть языка писателя и его отношения к значимости случайных встреч в жизни человека. После этого урока появились интересные исследовательские работы учеников.
-
Мастерская творческого письма. Гете и Лермонтов "Горные вершины" 2010
Работа с оригиналом, подстрочный перевод, выделение ключевых слов, подбор синонимов к лексическим рядам превращает художественный текст в хаос – идет деконструкция материала. А в итоге работы, выбрав одно из написанных слов как ключевое, учащиеся создают четвертый перевод, но только такой, какой мог получиться у каждого отдельно взятого ученика, потому что именно так ребенок почувствовал это стихотворение.
-
Урок внеклассного чтения по теме "А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь: их встречи и взаимоотношения" 2010
Урок имеет цель – рассмотреть влияние личности А.С. Пушкина и его творчества на творчество Н.В. Гоголя, рассмотреть взаимоотношения двух великих писателей XIX века. До урока проводится подготовительная работа: два ученика играют роли А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя, группа ребят репетирует сцену из «Ревизора» и готовят костюмы к данной сцене, художники готовят иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», часть ребят готовят презентацию по теме.
-
Урок в 8-м классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (Программа А.Г. Кутузова) 2010
В ходе глубокого анализа художественного текста выявляются ключевые проблемы повести, развиваются умения анализировать текст, навыки групповой и исследовательской работы. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
"К нам едет ревизор…" (пресс-конференция) 2010
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность. Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе (по произведению А.П. Платонова "Девушка Роза") 2010
В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями военных лет, положением города Воронежа в годы войны, с деятельностью воронежского писателя А.П. Платонова во время войны, анализируют произведение А.П. Платонова "Девушка Роза".
-
Становление духовного мира младшего школьника посредством литературного чтения 2010
Духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы над художественным произведением, способствующая формированию духовных ценностей учащихся. Литературное чтение учит младшего школьника замечать красоту окружающего мира, состояние и настроение других людей, не спешить с выводами о поступках других людей. Правильно отобранный материал для чтения заменяет отрицательные эмоции положительными.
-
Методические материалы к теме "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…" (7-й класс. Три урока в системе) 2010
Методическая разработка к урокам литературы в 7-м классе содержит рекомендации по планированию уроков и проект второго урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по роману Майн Рида "Всадник без головы" 2010
Знакомство учащихся с биографией "капитана Майн Рида" и с его знаменитым романом "Всадник без головы" поможет пробудить интерес семиклассников к зарубежной литературе. Стремление разгадать тайну делает чтение и обсуждение романа захватывающе интересным, а разговор о любви и дружбе, о верности и предательстве способствует формированию нравственных принципов у подростков.
-
Проект "Качающая колыбель" 2010
На занятии происходит формирование позитивного образа матери у старшеклассников. Создается представление о типических чертах матери в художественных произведениях 2 половины XIX века; проводится исследование, посвященное анализу образа матери в художественных произведениях.
-
Урок русской литературы в 8-м классе "В ожидании чуда…" (по рассказу А.С. Грина "Алые паруса") 2010
Целью урока является знакомство учащихся с новым именем в литературе. Он помогает дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода, учит выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.), развивает устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
-
Открытый урок по теме "Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Урок является уроком - обобщения по жанру послания в лицейский период творчества А.С. Пушкина.
-
Сонеты Шекспира 2010
Цели урока: расширение читательского кругозора учащихся , выявление читательских впечатлений, развитие самостоятельности суждений и оценок.
-
Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". (5-й класс) 2010
Урок рассчитан на 2 часа. Целью урока является обучение лингвистическому анализу текста на основе изученного произведения, формирование видения взаимосвязи литературоведения и лингвистики. Вид урока - повторение и обобщение знаний по изученным темам. В уроке даны упражнения по лексике и синтаксису.
-
Урок литературы по теме "А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворение "Россия": образ Родины как символ веры в будущее" 2010
Стихотворные тексты русской классики на уроках выполняют одновременно задачи и нравственного и эстетического воспитания. В первой части урока идет знакомство с биографией А.А. Блока. Вторая часть представляет собой анализ стихотворного текста в целом. Чтение стихотворения и его анализ под руководством и по плану учителя позволит учащимися лучше узнать русский литературный язык, поэтическую речь и одновременно стать более образованным лингвистически.
-
Риторический ринг для учащихся 5-х классов "Будь вежлив" 2010
Риторический ринг для учащихся 5-х классов с целью обобщения знаний, полученных на уроках риторики; создания условий для развития познавательного интереса учащихся; воспитания уважительного отношения к русской речи.