Литература
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема "Я говорю с эпохой…" Тема несвободы и политических репрессий в творчестве Осипа Мандельштама 2010
На уроке использовался метод «Кейс-стадии», интегрирующий в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств будущих выпускников. Учащиеся анализируют поэтический текст, интерпретируют сюжет картины И.Глазунова, сопоставляя его с творчеством Мандельштама. Составление синквейнов и «телеграмм», адресованных вымышленному лицу, позволяют добиться более полного понимания темы «несвободы» в литературе времён сталинских репрессий.
-
Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс) 2010
Интегрированный урок литературы и музыки в 9-м классе с целью представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине.
-
Тестирование по литературе как прием обучения, форма опроса и контроля знаний учащихся 2010
Материал может представлять интерес для тех педагогов, перед кем стоит задача составления тестов, выбора того, какими тестами стоит пользоваться в своей работе. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Это объективный процесс, и противиться ему бессмысленно. Необходимо создать его теоретическую и методическую базу и овладеть ею.
-
Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына) 2010
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа.
-
Урок литературы "Пословица не даром молвится". 5-й класс 2010
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5-х классов при изучении раздела литературы "Устное народное творчество". Занятие входит в систему уроков по теме "Пословицы и поговорки". Это первый урок, который знакомит учащихся с особенностями малых жанров устного народного творчества, вводит в мир, связанный с фольклорными традициями народа. Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее образной, меткой и афористичной.
-
Художественное своеобразие рассказов Чехова (7-й класс) 2010
Урок помогает формировать умение коротко пересказать сюжет рассказа, выделить отдельные детали, видеть и определять виды комического и сатирического, анализировать тексты, делать выводы.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
В своей работе мы пытаемся помочь школьнику стать юным читателем, привить любовь к литературе через его собственное истолкование лирического текста; думается, только лирическое произведение способно пробудить в ребенке любителя поэзии, воспринимающего поэзию непосредственно, интуитивно.
-
Открытое занятие по шорскому языку 2010
Разные формы работы по изучению шорского языка способствуют воспитанию у детей уважения к родному языку, традициям, обычаям шорского народа. В занятии я использовала разные формы работы: работу со словарем, работу в группах, индивидуальную работу. Ребята знакомятся с новыми шорскими словами. Цель занятия: воспитание любви к родному краю, развитие навыков разговорной речи, фонематического слуха.
-
Тесты по литературному чтению для проверки осознанности чтения "В океане света" (4-й класс) 2010
Представлены тесты по литературному чтению для 4-го класса.
-
Мастерская по лирике С.А. Есенина 2010
На примере лирики С.Есенина учащиеся узнают композиционные приёмы и их роль в поэтическом тексте, знакомятся с композицией как сопоставлением и противопоставлением словесных рядов, узнают о роли повторов в стихотворении, разбирают схему композиционного анализа поэтического текста. Мастерская нацелена на овладение учащимися теоретическими понятиями о поэтических средствах выразительности, приобретение умения анализировать произведение в его идейно-художественной целостности.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Серебряный век в русской поэзии" 2010
Урок литературы в 11-м классе, целью которого является показать особенности модернистских литературных направлений, воссоздать колорит эпохи Серебряного века в личностях поэтов и их творчестве.
-
Открытый урок литературы по теме "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс 2010
Данный урок иллюстрирует использование метода проектного обучения в преподавании литературы. Этот метод позволяет вовлечь в учебную деятельность всех обучающихся в соответствии с их индивидуальными способностями, развивает инициативу и творчество учащихся, повышает интерес к изучению литературы.
-
Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка" 2010
В представленном внеклассном занятии показана возможность интеграции двух дисциплин: физики и литературы, что не так часто встречается в образовательном процессе. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на таком занятии является одной из форм активизации мыслительной, познавательной деятельности школьников.
-
Урок литературы в 9-м классе "Поэты пушкинской поры" 2010
Урок, знакомящий учащихся с поэтами «пушкинской поры». В процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.
-
Урок-суд по рассказу А.П. Чехова "Попрыгунья" 2010
«Попрыгунья» – одно из самых выразительных художественных воплощений чеховского гуманизма. Урок-суд позволяет полноценно раскрыть судьбы героев, проследить их поворотные моменты и сделать вывод о том, что подлинная ценность всякой человеческой личности – в ней самой, в ее индивидуальности, а не в ее величии или необыкновенности. Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи и творческих способностей учащихся, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к предмету.
-
"Живые души" в творчестве А.И. Солженицына (по рассказам "Матренин двор" и "Захар Калита") 2010
На представленном уроке-исследовании главное внимание уделяется анализу и сопоставлению двух произведений, двух героев. На уроке проводится коллективная работа по составлению сравнительной таблицы характеристики главных героев, отмечаются характерные черты «живых душ» России 50–60-х годов ХХ века. На уроке используются информационно-коммуникационная технология и элементы поисково-исследовательского метода.
-
"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2010
Это второй урок по изучению «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в ходе которого семиклассники проинсценировали фрагмент сказки, создали киносценарий и встретились с «писателем», задав ему интересовавшие их вопросы. Путем проведения блиц-игры проверено знание содержания. В ходе аналитической беседы выяснено своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки. На этом уроке важна работа с литературоведческими терминами: "эзопов язык", "сатира", "гротеск", "гипербола".
-
"Тайна поэтического творчества А.С. Пушкина". Урок литературы в 9-м классе 2010
Урок литературы в 9-м классе ставит целью показать сложность художественного мира А.С. Пушкина; формировать навыки анализа поэтического произведения, развивать эстетический вкус.
-
Тема роковой любви "денисьевского" цикла Ф.И. Тютчева 2010
Тема любви в творчестве поэта или писателя всегда интересна более других, так как учащиеся пропускают ее через себя, свою душу. Они вместе с автором переживают, мучаются, радуются и отдаются всецело этому чувству. Материалы статьи могут использоваться преподавателями в качестве вступительного слова, при подготовке к литературной гостиной, посвященной теме любви в творчестве Ф.И. Тютчева, или к уроку, основной темой которого будет беседа о "роковой" любви великого поэта - Е.А. Денисьевой.
-
Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс) 2010
Мастерская рассчитана на два спаренных урока, целесообразно проводить её после изучения поэмы "Кому на Руси жить хорошо". В ходе урока учащиеся обращаются к личному опыту, с мастером, с поэтом. Учитель предлагает неадаптированные тексты, с которыми ученики разбираются самостоятельно в рамках парной, групповой работы, диалога. Мастерская построения знаний формирует вдумчивое чтение, погружение в текст, в каждое предложение, в слово. Учащиеся учатся анализировать стихотворение, определять основные мотивы и темы, обмениваются вопросами с другими.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе "Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
Цели урока: показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа, развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
-
"Устный журнал. По страницам великой поэзии И.С. Тургенева" 2010
Данный текст служит для повышения интереса учащихся к предмету и к творчеству И.С. Тургенева в частности. Творческая подача материала, дополнительные факты биографии автора, использование средств ИКТ, вызывают интерес учащихся и способствуют созданию непринужденной атмосферы на уроке, создающая возможность выдоха на откровенный разговор учителя с классом. Результат таких уроков - привитие любви к родному литературному наследию, высокий процент качества знаний, участие детей в научно-исследовательской работе.
-
Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" 2010
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
-
Мастерская по рассказу И.Бунина "Солнечный удар" (11-й класс) 2010
Можно ли провести урок-мастерскую по рассказу И.Бунина? Мы сделали такую попытку. Рассказ И.Бунина «Солнечный удар» – это замечательный текст, анализируя который, можно понять ценность авторского слова. Несложные задания для работы с текстом позволили заинтересовать одиннадцатиклассников, дать им почувствовать прелесть языка писателя и его отношения к значимости случайных встреч в жизни человека. После этого урока появились интересные исследовательские работы учеников.
-
Мастерская творческого письма. Гете и Лермонтов "Горные вершины" 2010
Работа с оригиналом, подстрочный перевод, выделение ключевых слов, подбор синонимов к лексическим рядам превращает художественный текст в хаос – идет деконструкция материала. А в итоге работы, выбрав одно из написанных слов как ключевое, учащиеся создают четвертый перевод, но только такой, какой мог получиться у каждого отдельно взятого ученика, потому что именно так ребенок почувствовал это стихотворение.
-
Урок внеклассного чтения по теме "А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь: их встречи и взаимоотношения" 2010
Урок имеет цель – рассмотреть влияние личности А.С. Пушкина и его творчества на творчество Н.В. Гоголя, рассмотреть взаимоотношения двух великих писателей XIX века. До урока проводится подготовительная работа: два ученика играют роли А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя, группа ребят репетирует сцену из «Ревизора» и готовят костюмы к данной сцене, художники готовят иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», часть ребят готовят презентацию по теме.
-
Урок в 8-м классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (Программа А.Г. Кутузова) 2010
В ходе глубокого анализа художественного текста выявляются ключевые проблемы повести, развиваются умения анализировать текст, навыки групповой и исследовательской работы. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
"К нам едет ревизор…" (пресс-конференция) 2010
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность. Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе (по произведению А.П. Платонова "Девушка Роза") 2010
В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями военных лет, положением города Воронежа в годы войны, с деятельностью воронежского писателя А.П. Платонова во время войны, анализируют произведение А.П. Платонова "Девушка Роза".
-
Становление духовного мира младшего школьника посредством литературного чтения 2010
Духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы над художественным произведением, способствующая формированию духовных ценностей учащихся. Литературное чтение учит младшего школьника замечать красоту окружающего мира, состояние и настроение других людей, не спешить с выводами о поступках других людей. Правильно отобранный материал для чтения заменяет отрицательные эмоции положительными.