Литература
-
Урок-мастерская по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка". Равнодушие – тяжкая болезнь души" 2010
В рассказе Б.Васильева слышится боль за человека и окружающую среду. Шестеро мальчиков, накатавшись на старых лошадях, оставили их, привязав к дереву, умирать. Автор использует прием антитезы. Великолепной шестеркой называют мальчишек в летнем лагере: они очень талантливы.
-
Развитие культуры общения через работу литературно-информационного клуба "Парус" 2010
В работе показано, как автор статьи сокращает принуждение, физическое и психическое напряжение (ребята начинают получать удовольствие от того, что у них получается). Учитель начинает больше доверять своим клубовцам, изменяется ситуация общения и появляется атмосфера творчества, поэтому метод "пяти предложений" помогает учителю повысить культуру общения обучающихся.
-
Методы компрессионного сжатия текста 2010
Задачи урока: в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения; содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
-
Использование технологии встречных усилий, урок литературы в 7-м классе "Средства создания комического в "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина 2010
Перед современным учителем русского языка и литературы методика преподавания ставит много нелегких задач. Как интересно, по-новому провести урок, превратить его в шедевр? Какие новые методы использовать в своей работе? На помощь придет технология встречных усилий как на уроках литературы, так на уроках русского языка.
-
Урок-композиция о Мусе Джалиле "Жизнь моя песней звучала…" 2010
Урок проводится с учащимися 6-х классов и преподавателями татарской, русской литературы, изобразительного искусства и библиотекарем, проходит он в школьной библиотеке, в зале которой установлено два стенда: выставка книг Мусы Джалиля и литературы о нем; фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности поэта-героя.
-
Использование ИТ в работе с детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в индивидуальном обучении 2010
В рабочей программе даны порядок и срок проведения мероприятий, объяснена целесообразность проведения, указаны предполагаемые результаты и названы ответственные за мероприятия. Они рассчитаны на педагогическую и родительскую общественность не только в рамках одной школы, но и нескольких близлежащих.
-
Проблема внедрения технологии междисциплинарного обучения на уроках литературы в 10–11- х классах 2010
Из опыта работы по внедрению технологии междисциплинарного обучения в школе 2-й ступени. МДО расширяет возможности педагога в работе с одаренными детьми, уроки предполагают: 1) интеграцию; 2) особое строение занятия.
-
Конспект урока литературы в 5-м классе "Очарованье русского пейзажа…" (с использованием технологии проблемного обучения) 2010
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями Ф.И. Тютчева, И.Левитана; учатся видеть средства создания образов в художественных произведениях; формируют навык выразительного чтения стихотворения.
-
Интегрированный урок (математика + литература) по теме "Золотое сечение" 2010
Интегрированный урок проводят учитель математики и учитель литературы. Учеников знакомят с понятием и историей "золотой пропорции". С учителем математики ученики исследуют золотую пропорцию как математическое понятие. С учителем литературы рассматривают ее как критерий красоты и гармонии в произведениях литературы.
-
Преподавание русского языка и литературы в условиях поликультурной среды 2010
Этнокультурный компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным условием как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее - к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень.
-
Урок-беседа "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Цель урока – показать в чем заключается современность классики. Рукопись М.М. Булгакова пришла к современному читателю. И смерть Булгакова в 1940 году, его физическая смерть, не означала смерти духовной. Он пришел к нам сегодня оттуда, из небытия, из прошлого.
-
"Не то, что мните вы, природа…" Пейзажная лирика Тютчева. Творческий эксперимент 2010
Предложенный урок не только нацелен на углубление литературоведческих понятий, но и способствует формированию интереса к произведениям Ф.И. Тютчева. В ходе урока учащиеся работают в основных читательских позициях: «читатель», «читатель – критик», «читатель – художник», «читатель - артист», «читатель – теоретик».
-
Интегрированный урок "Идея всепрощающей любви и толерантности как основа нравственности человеческих отношений" 2010
Используя репродукции картин известных художников, иллюстрации к произведениям, песни-притчи, классическую музыку и Библию, учитель сможет подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого человека.
-
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.А. Есенина 2010
Представлен сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А. Есенина, для учащихся 8–9-х классов. Данный материал способствует формированию новых знаний о творчестве С.Есенина. В сценарий включены стихотворения, написанные в разные периоды творчества поэта, материал из биографии. Мероприятие направлено на развитие актерских способностей школьников, на повышение интереса к предмету.
-
Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" 2010
Цели урока: углубить знания учащихся о личности и творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с исторической основой поэмы «Русские женщины»; показать его глубокую любовь к женщине, восхищение подвигом жен декабристов, их душевной красотой.
-
Тетрадь для разбора произведений по литературе в 7-м классе 2010
Данный материал является примером технологии развивающего обучения. Может использоваться как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Выполнение заданий в данной тетради способствует развитию аналитических навыков работы с текстом, развитию культуры восприятия художественного текста, умению выявлять языковые средства.
-
Урок литературы, 6-й класс, "Русская литература XIX–ХХ веков" (Повторение и обобщение). "Писателем ты можешь и не быть, но литературу знать – обязан" 2010
Урок помогает проверить уровень усвоения учащимися изученного материала, совершенствовать навыки самостоятельной работы, прививать интерес к предмету.
-
Орфей и Эвридика. Миф и опера 2010
Одним из способов достижения холистического (целостного) подхода в обучении является предметная интеграция, в том числе и через интегрированные уроки. Миф об Орфее в силу своего сюжета "требует" музыкальной составляющей урока, которая позволяет детям глубже проникнуть в эмоциональную и содержательную сферу этого произведения.
-
Урок-исследование в форме педмастерской. Тема "Ворон к ворону летит…" Драматизм баллады 2010
Представлена разработка урока литературы в 6-м классе по программе А.Г. Кутузова. Педмастерская дает возможность развивать навыки коллективной работы и работы в парах.
-
Разработка урока по литературе (11-й класс) 2010
Целью урока является показать мастерство портретной характеристики через язык и стиль писателя. Воспитать у учащихся нравственные ценности: доброту, отзывчивость, любовь к ближнему.
-
Урок по повести А.И. Куприна "Яма" 2010
Урок является уроком внеклассного чтения и продолжает разговор о творчестве А. И. Куприна. Повесть "Яма" - это плод раздумий писателя над проблемой продажной любви, ее социальными, нравственными и психологическими аспектами. Она обращена к вечным проблемам добра и зла, нравственной чистоты и порочности.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Односоставные предложения и… произведения И.А. Бунина" 2010
Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. На уроке предполагается и проведение небольшой исследовательской работы в группах. Необходимо за определенное время найти и подчеркнуть в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определить их вид.
-
От проекта по литературе к классному часу в форме проекта (из опыта работы) 2010
Известно, что организация классного часа сегодня требует от учителя новых подходов. Для нас метод проектов стал универсальным в организации и проведении серии классных часов, на которых учащиеся 9-го класса выполняли проект "Самый классный классный стенд".
-
Использование гендерного подхода в образовательном процессе (на примере изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Психологи установили, что между мальчиками и девочками существует различие в восприятии учебной информации, и выявили доминирующие характеристики их учебной деятельности. Задачи личностно ориентированного обучения в какой-то степени решает гендерный подход. Предлагаю вопросы к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учитывающие гендерные особенности учащихся.
-
"По ту сторону добра и зла". Роль Воланда и его свиты в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11-й класс) 2010
На уроке рассматриваются ключевые сцены, в которых представлены сатирические картины жизни московских обывателей, анализируются приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы. На уроке использованы приемы технологии РКМ.
-
Итоговое занятие по литературе в 5-м классе с использованием ИКТ (урок-кроссворд) 2010
Итоговый урок в 5-м классе, посвящённый обобщению и систематизации изученного, составлен по программе А.Г. Кутузова. Проводятся занятия с использованием презентации PowerPoint. Нетрадиционная форма проведения урока-кроссворда помогает избежать однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и позволяет эффективно проконтролировать их знания и умения.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Яркий ковер фольклора" 2010
В разработке представлен материал для расширения представлений о загадках, пословицах, поговорках, развивающий интерес к слову, к изучению литературы. Мероприятие способствует развитию речи, образному мышлению учащихся.
-
Семинар "Обломов и обломовщина" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2010
Различные способы работы с учащимися при подготовке урока, самостоятельная работа с текстом и критическими материалами позволяет проявить ученикам исследовательские навыки. Урок способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения.
-
Литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова "Приветствую тебя, Кавказ седой!" 2010
Цель этого вечера – помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться. Также помочь учащимся воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.
-
Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Русское Зарубежье 20–30-х годов XX века в контексте мировой истории" 2010
В ходе урока у учащихся формируется интерес к истории России, представления о сложности историко-литературного процесса начала XX века, об особенностях развития литературы, о неоднозначности трактовки творчества деятелей Русского Зарубежья, а также о роли творчества русской эмиграции для культурного возрождения России.