План-конспект урока "Театр Островского продолжает жить в XXI веке"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

  • Дидактические:
    • расширить и закрепить знания о русской драматургии, полученные на уроках и в процессе самостоятельного чтения;
    • познакомить студентов с историей возникновения и развития Бийского драматического театра.
  • Развивающие:
    • способствовать расширению и обогащению словарного запаса студентов, развивать навыки устной речи, умения и навыки публичного выступления;
    • формировать умения слушать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию интереса к классической литературе и театральному искусству;
    • способствовать формированию навыков общей культуры;
    • формировать интерес к самостоятельному чтению.

Оборудование:

  • галерея портретов выдающихся людей в фойе театра;
  • выставка макетов спектаклей и театральных программок;
  • фотовыставка эпизодов из спектаклей;
  • выставка театральных костюмов.

Место проведения: Бийский драматический театр, малая гостиная.

Приглашенные: заведующая литературной частью театра Шарабарина Н.Я, артисты театра.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

«Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво» – эти строки А.С. Пушкина всегда вспоминаются мне, когда я переступаю порог Театра.
Мы в прекрасном здании Бийского городского драматического театра, ему почти 100 лет, и всё это время в нём живут Музы. Менялись его названия, менялись актёрские составы, но во все времена театр оставался Храмом искусства.

Беседа со студентами:

– Как вы себя чувствуете в этой обстановке? Что вам нравится в здании театра?
– Чем отличается его внутреннее убранство от тех мест, где вы уже были?
– Были ли у вас встречи с театром, которые вы вспоминаете с радостью?
– Что пожелаете тем, кто сегодня впервые в театре?

Слово учителя:

Строгий, чёткий мир урока в учебной аудитории и прекрасный, величавый, высокий мир театра…Неужели это два параллельных мира, которые не пересекаются? Мы назвали наш урок театральным, давайте подумаем вместе, совместимы ли два этих слова, два мира: мир Урока и мир Театра? Мои помощники, работавшие в составе творческих групп, подготовили для вас, юные зрители, особенные подарки. Сотрудники театра, вместе с Н.Я.Шарабариной, предложили вам перед нашей встречей осмотреть специально для нас подготовленные выставки. Мне очень хочется, чтобы сегодня вы вспомнили и то, что узнали о мире театра в школе, и то, что узнали самостоятельно. Наш театральный урок откроет вам новое из истории театра, это и будет главным содержанием нашей встречи. Итак, ставлю вопрос, к которому мы вернёмся в конце встречи: что нового вы узнали о русском театре, о жизни и творчестве «отца» русского театра А.Н.Островского? Всё в театре красиво и загадочно, вот мы и начнём наш разговор с загадки. Её зададут вам наши юные «театроведы»:

4. Работ с программой спектаклей по проблемным вопросам продолжают студенты 1-й творческой группы:

– Какую эмблему вы видите на театральной программе? Что она означает?
– Почему так необычно выглядит эта маска в центре программы?
– Почему на программах всех театров есть этот символ театра?

Студентам предлагается прослушать творческий отчёт 1-й группы.

Звучит музыка из спектакля Бийского драмтеатра «Игра любви и случая» по пьесе П.Мариво. Девушка-студентка выразительно читает отрывок из древнегреческого мифа:

«Весной и летом у чистых вод златокудрый Аполлон водит хороводы с юными и прекрасными дочерьми Зевса и Мнемозины (богини памяти). Каждая олицетворяла тот или иной вид искусства или науки. Под звуки кифары светозарного Аполлона и пение муз, залитые потоками золотого света, плясали боги, внимая прекрасной музыке.
Театр олицетворяли две музы. Талия – муза комедии и Мельпомена – муза трагедии. Античные скульпторы изображали их с масками в руках. Вечно смеющаяся маска в руках Талии – символ радости жизни. Скорбно приоткрытый рот трагической маски в руке Мельпомены воплощал боль человеческого страдания. Люди всегда в театре и плачут, и смеются. Две условные театральные маски стали эмблемой театра. Со временем театр выбрал своей музой лишь Мельпомену. И когда в литературе встречается выражение
« Служитель Мельпомены», то все понимают, что речь идёт об актёрах. Музам трудно жить в атмосфере будничной сцены, они посещают нас, чтобы пробудить особое состояние, настроить самый тонкий инструмент – душу человеческую».

Слово учителя: Вы уже поняли, что у театра своя история, свои традиции, свой словарь. Много встреч с загадками театра у нас впереди. История Бийского театра неразрывно связана с историей русского театра. Вот ещё одна загадка, теперь уже из истории Бийского театра:

Знаете ли вы, в чём эта связь, если датой основания нашего театра считается 1887 год? (Студенты высказывают свои предположения). Мы предлагаем открыть страницы «Исторического календаря», приготовленные ребятами 2-й творческой группы.

(Звучит сообщение студентов – «Открываем исторический календарь»)

На первой страничке календаря дата 2 июня 1886 года

В конце 20 века русское общество бьётся в поисках новых путей развития России, ищет новые ориентиры в политике, в экономике, в науке, и, конечно же, в культуре. В эти годы один из московских чиновников пишет доклад царю: « Театр ближе к народу, чем все другие виды искусства; все другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа. Я хочу исполнить не только свой личный долг относительно призвания, то есть не зарыть свой талант в землю, но и послужить ещё обществу и государству как горячий патриот ».
Эта записка на имя государя имела целью получить разрешение организовать в Москве Народный театр на средства образованного купечества. Автор записки шёл к этой цели давно, он положил свои последние силы на создание Народного театра. Говоря его словами, «за дело взялась бы не спекуляция (коммерция), а музыканты, писатели, композиторы, художники – московская интеллигенция».
Кто этот неразумный человек, имевший государственную должность, любящую жену, шестерых детей, множество друзей, любивших охоту, рыбалку, музицирование…
Жить бы да радоваться ему, а он редко бывает дома и даже Новый год встречает на работе… – в Малом театре, с членами Артистического кружка
– проведено 86 музыкально – литературных вечеров,
– исполнено 232 пьесы,
– любительский оркестр и хор,
– первоклассная библиотека,
– танцы, маскарады, веселье, костюмированные балы.

В центре всего этого был необычный, щедро одаренный талантами от природы человек. Он знал несколько языков, писал и стихами, и прозой, написал 47 пьес, и навсегда заслужил почетное имя Русского Шекспира, Колумба Замоскворечья.
… Он умер за рабочим столом 2 июня 1886 года.

Вопрос учителя:О ком прозвучал рассказ? Кто так много сделал для культуры России 19 в., для русского театра и его актёров? Что знаете вы о нём и его творчестве?

(Показывается портрет А. Н. Островского.)

Слово учителя:Итак, 2июня 1886 на 63-м году жизни не стало заведующего репертуарной частью императорских театров, председателя Общества драматических писателей, одного из руководителей Артистического кружка, знаменитого и любимого Россией при жизни драматурга Александра Николаевича Островского. Его мечта о Народном театре в Москве не исполнилась, но… в 1887 году очень далеко от Москвы, в городе Бийске появился новый житель, – это Леонид Петрович Ешин, политический ссыльный из Петербурга, попавший Бийск на вечное поселение. В купеческом Бийске в этот же год происходит невероятное: любительская труппа ставит классические спектакли, собирается зритель, не желающий тратить время на игру в карты, сплетни и обеды.
Невидимо и незримо, к нам, за тысячи километров от Москвы и Петербурга, передался дух Народного театра Островского. Правда, мечта его о Народном театре осуществилась наполовину: у молодого театра не было своей сцены. Пройдут ещё долгих 30 лет, и в1916 году по завещанию купца А.П.Копылова будет построено это здание , получившее название Народного дома. У нас есть возможность познакомиться с отрывками из пьес, которые ставились в нашем театре за его почти 120-летнюю историю.
Наши студенты из творческой группы «артистов» подготовили для зрителей премьерный показ. Итак, открываем наш Малый студенческий театр, только программу мы подготовить не успели. Не поможете ли вы её составить на листах, которые получите?

(Студенты получают чистые листы с заданием написать названия пьес, их авторов, имена героев пьес).

Театральная Викторина «История русского театра»

1) Из какой пьесы 1781г. взяты эти диалоги. Знаете ли вы её название и героев:

1-й: Любопытен бы я был послушать, чему его выучили.
2-й: Всему, чему изволите. Вот грамматике.
1-й: Что ж вы в ней знаете?
2-й: Много: существительные да прилагательные?
1-й: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
2-й: Дверь? Которая дверь??
1-й: Которая дверь? Эта!
2-й: Эта?? Прилагательное…
1-й: Почему же?
2-й: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шестая неделя дверь стоит не навешанная, так та, покамест существительное.
1-й: так у тебя и слова «Дурак» прилагательное, потому что оно прилагательное у глупому человеку?

Ответ: Пьеса «Недоросль» диалог Митрофанушки со Стародумом. Герои пьесы:
Простаков – отец
Простакова – жена его
Митрофан – сын их, недоросль.

2) Из какой пьесы эти отрывки:

«Эх, Петербург, что за жизнь право!» С хорошенькими актрисами знаком. Литераторов часто вижу. … С Пушкиным на дружеской ноге . Бывало часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – Да, так, брат отвечает, бывало, так – то всё. Большой оригинал.
У меня дом первый в П. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. На столе у меня – арбуз – в 700 руб. Суп в кастрюле – прямо на пароходе из Парижа. Я всякий день на балах.
А любопытно взглянуть в переднюю: когда я ещё не проснулся графы, и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно, ж-ж-ж. Иной раз и министр. Один раз я даже управлял департаментом. Можете представить себе 35 тыс. одних курьеров!

Ответ: Пьеса «Ревизор» Н. В. Гоголя.

3) Узнайте историческую пьесу, названную именем царя.

Он получил престол не по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, в результате искусной политической игры.
В 1826г. автор написал её после прочтения Х и ХI тома «Истории Государства Российского» Н.Карамзина и посвятил ему: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина, чей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает» Герои: Шуйский – Григорий, Самозванец, Курбский. События происходят в 1898г.

Ответ: А. С. Пушкин. «Борис Годунов»

4) Из какой пьесы эти монологи:

Жених: «Вот как начнёшь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что, наконец, точно нужно жениться! Живёшь, да такая, наконец, скверность становится три месяца сваха ходит. Право, самому как – то становится совестно.

Невеста: «Право, такое затруднение выбор! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько – нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча»

Ответ: Н. В. Гоголь. «Женитьба»

Слово учителя:

Пройдут года, дойдёт от дедов,
До внуков труд почётный твой,
И Пушкин, Гоголь, Грибоедов
С тобой венец разделят свой.

Сейчас вам предстоит ненадолго стать зрителями и в театре Островского. После каждой инсценировки нужно назвать героев пьесы и название самой пьесы. Узнайте пьесу и героев пьесы А.Н. Островского

1) Девушка читает книгу, затем начинает вальсировать с книгой: «Раз-два-три, раз-два-три; Ах, какое прекрасное занятие эти танцы! »

Ответ: Липочка Большова, «Банкрут»

2) Герой надевает очки, открывает газету, просматривает, читает медленно:

– Контора Вдовьего дома приглашает. Пущай приглашает, а мы не пойдём.
– От сиротского суда... У самих ни отца, ни матери.
– Так-то, мимо... И это тоже не по нашей части!
– Эге! Вот оно! «По определению суда... купец второй гильдии... »

Ответ: Купец Большов, «Банкрут»

3) Женщина держит в руках коробочку: « Какие вещи! Рублей 500 стоят».

Ответ: Харита Игнатьевна Огудалова, «Бесприданница».

4) Чьи это слова?

– «А было-то как? Взял я одно дело из суда домой, да дорогой-то и завернули, человек слаб, ну понимаете…, в погребок хоть бы, там его я оставил, да хмельной-то, должно быть и забыл-с.
Хотели меня суду предать, а тут я вспомнил, что должно быть, мол, я его в погребке-то и забыл-с. Поехали, оно там и есть».

Ответ: Рисположенский, «Банкрут»

5) Чьи это слова?

«Дай-ка мне чайку моего… понимаешь (разливает по стаканам).
Я чай-то холодный пью, чтоб они не знали, что я холодные напитки потребляю».

Ответ: Вожеватов, «Бесприданница».

6) Чьи это слова?

Он: «Как же, помним-с, помним-с. (Вынимает бумажник и достаёт 100 рублей ассигнациями)
Она: Что ж это такое, милый?
Он: 100 целковых-с
Она: Как так, сто целковых? Да ты мне полторы тысячи обещал?
Он: Что-о-с?
Она: Ты мне полторы тысячи обещал!
Он: Не жирно ли будет, не равно облопаетесь.

Ответ: Подхалюзин и сваха Устинья Наумовна, «Банкрут»

Рефлексия:

Вопросы к студентам-актерам:

– Что вы чувствовали накануне выхода к зрителям? В момент игры и после окончания эпизода?
– Что вы, зрители, и вы, актеры, можете предложить для совершенствования викторины?

Награждение участников и победителей викторины.

Слово учителя: Театр Островского продолжается в 21 веке. Продолжают его мы, зрители, читая пьесы. Продолжают его режиссёры, актёры, коллективы театров в целом. А ведь именно этого и хотел Александр Николаевич – единения зрителей и актёров в поиске ответов на вечные вопросы. Вы сами станете свидетелями этого единения, если посмотрите спектакли по пьесам А.Н. Островского, идущие в нашем театре.

Задание студентам: Посмотрите в программу театрального сезона с репертуаром и назовите спектакли А. Н. Островского.

Ответ: «Женитьба Бальзаминова» (1862); «Птицы небесные»(1883) (по пьесе «Без вины виноватые»)

Слово учителя:

Когда закроется сезон,
Зал театральный опустеет,
Актёры выйдут на поклон
Своей любимой вечной сцене!
Пусть не смолкают крики «Бис»,
Пусть торжествует Мельпомена,
Ведь для актёров и актрис
Нет ничего дороже сцены.

– Наша театральная гостиная закрывается. Но вслед за этим открываются двери зрительного зала, где вас ждёт ещё один сюрприз – встреча с актёром Владимиром Юрьевым. Поздравляем вас с открытием нового театрального сезона и желаем замечательных впечатлений. Благодарим за помощь в проведении урока зав. литературно – художественной частью Шарабарину Наталью Яковлевну и директора театра Нечай Галину Николаевну.