Нравственная проблематика рассказов В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик"

Разделы: Литература


Цель:

  • способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя;
  • проверить результаты самостоятельной работы, проделанной учениками при чтении рассказов;
  • выявить основные проблемы, поставленные автором рассказов;
  • развивать монологическую речь учащихся, воспитывать чувства прекрасного; обратить внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение своей жизни.

Оборудование: портрет писателя; книжная выставка произведений писателя. Презентации в Power Point о биографии В. М. Шукшина.

Нам бы про душу не забыть…
нам немножко добрее быть…
Мы один раз, так уж случилось, живем
на земле. Ну, так и будьте
повнимательнее друг к другу, подобрее…
В.М.Шукшин

Ход урока

I. Слово учителя о Шукшине.

Василий Макарович Шукшин… Писать, актер, режиссер…

Сегодня наша первая встреча с этим человек. Будут и другие… Разговор пойдет о его биографии, творчестве. Наша задача – постараться понять: о чем он мечтал, к чему призывал, что в его жизни было самым главным.

II. Сообщение о Шукшине.

(Ученики показывают презентацию Power Point о биографии В. М. Шукшина, сопровождая кратким рассказом.)

III. Анализ рассказа.

Основной жанр, в котором работал Шукшин, – короткий рассказ. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои – шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники.

Страна узнала своего героя и полюбила. Во всех этих рассказах проглядывает человеческая душа с ее повседневными заботами, тревогами, печалями, радостями.

Рассказы Шукшина раскрываются по-настоящему лишь в сопоставлении друг с другом. Не случайно, Вам было дано задание прочитать два рассказа Шукшина “Мастер” и “Крепкий мужик”. В этих рассказах изображены люди, в чьих душах по-разному преломляются понятия добра, справедливости, истинных ценностей.

Обратимся к рассказу “Мастер”:

Вопросы:

– Кто главный герой рассказа (найдите портрет героя).

– Как относились к нему люди, как отзывались о его мастерстве?

– Почему же мастера зовут Семкой, а не по имени отчеству?

– В чем, по-вашему, причина пьянства Семки?

– Что однажды привлекло его внимание? (Зачитайте описание церкви.)

Учитель: Испокон веков строились на Руси православные храмы, они были в каждом городе и в каждом большом селе.

– С какой целью люди ходили в церковь?

Крестить детей, венчаться, отпевать умерших, о чем-то попросить, в чем-то покаяться. Ходили люди по большим церковным праздникам и по воскресным дням. Шли люди, нарядившись во все самое лучшее, шли за очищением души.

Ученик: Н.А.Некрасов так писал о церкви:

В стороне от больших городов,
Посреди бесконечных лугов,
За селом на горе невысокой,
Вся бела, вся видна при луне.
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене,
Отражается крест одинокий.

Слово учителя. Посещение храма – праздник души человека, ее очищение и приобщение к красоте. В селе, не сознавая этого, человек приобщался к шедеврам архитектуры и живописи. На Руси было принято ставить церкви на возвышенных местах. И люди издали видели эти стройные, светлые чудесные строения. А внутри храма фрески на библейские сюжеты просветляли души.

– Что задумал сделать мастер?

Не случайно Шукшин употребляет здесь слова “стал приглядываться”. Не вдруг, ни сразу, а постепенно, от интереса и удивления, к нежному, просветленному чувству, завораживает Талицкая церковь душу героя той подлинной и не броской красотой, над которой не властно время.

Приглядитесь и вы к знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что Талицкая церковь очень похожа на нее. Не правда ли, это удивительное здание: Легкое, изящное, какое-то просветленное, овеянное лирической задумчивостью… Очарование ее – в благородной простоте пропорций, в мягкости линий и сдержанности формы: ничего лишнего, броского, ни каких дополнительных украшений. Отраженная в воде, окруженная зеленью, она ясно вырисовывается на фоне неба, то сливаясь с ним, то облаком опускаясь на землю.

В православной символике церковная глава олицетворяет пламя свечи. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. И церковь Покрова на Нерли, как нельзя лучше иллюстрирует этот метафорический образ свечи, чистой веры, вобравший в себя как священный огонь Господа, так и воспламененная Им горение человеческих душ к Нему.

Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку. Поэтому кажется она особенно человечной, задушевной. Характерно, что создатель церкви у Шукшина нигде не назван архитектором. Он мастер, строитель, зодчий. Это нюанс помогает нам понять и самого Семку, который наверняка работает по вдохновенью, как дано от Бога. Ведь слово “архитектор” (от греч. главный строитель) как бы предлагает наличие расчета, чертежа, строго продуманного плана. В то время как зодчие (от слова “Зодь” – глина) в Древней Руси работали “на глазок” без чертежей, по вдохновенью, держа общий план в голове. Поэтому в Древнерусских храмах не бывает симметричных окон, православных арок, идеально прямых линий. Древние постройки, выполненные из местного камня, органически сливались с окружающей средой.

– О чем думал Семка, глядя на церковь?

Это удивление. Обнаруженный Семкой прикладок разрушает жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви, выводит его “за рамки” обычной конструкции. Так и герои Шукшина всегда ищут возможность вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь.

– Чем вызвано желание Семки отреставрировать церковь? Почему его так поразил блестящий, отшлифованный камень на восточной стене?

Семке казалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, что еще красивее станет преображенная его руками церковь. Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: обеспокоенный красотой и тайной. Ему (мастеру) хочется принести людям радость, показать красоту, пробудить в сердцах доброту.

– К кому Семка обратился за помощью? Получил ли он эту помощь?

Обратившись за помощью вначале к церкви, затем в облисполком, он всюду получает отказ. У служителей культа, потому что нельзя в Талице открыть новый приход, в исполкоме – потому что здание не представляет “исторической ценности”, являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.

Получается, что митрополит, и просвещенный чиновник сходятся в одном: они смотрят на Талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая ее культовую и историческую ценность. Никого не волнует духовность и красота.

Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же как и он. Но разве обманулся Семка? Он по-прежнему смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать “Надо же! Ну, допустим копия. Ну и что. Красоты то от этого не убавилось”. Семка пытается еще обратиться к писателю, которому когда то отделывал кабинет под избу 16 века, но тот скрылся за кулисами домашнего скандала.

Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь все они – своего рода духовные наставники народа. Они оказываются не в состоянии спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь вы пренебрежении находится храм. А храм – это душа народа, опора его нравственности.

– Почему же Семка перестал ходить к Талицкой церкви? (Найти и зачитать абзац.)

В своем дневнике Шукшин пишет об этом так: обидно было бы и досадно, как если бы случилось так: “по деревне вели невиданной красоты девку. Все на нее показывали и кричали несуразно, а он Семка Рысь, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью, но тут мудрые люди отвели его в сторону и объяснили, что девка та такая-растакая, что жалеть ее нельзя, что…” И Семка сник головой. Он вроде се понял, а в глаза поруганной красавицы взглянуть нет сил – совестно, и, обидевшись, Семка махнул на все рукой. Взяв у отца Герасима деньги на бутылку красного, он продолжает пить. Кто знает: если бы ему удалось восстановить церковь, возможно, он перестал бы пить… Он пьет, чтобы уйти от злобы на себя, неумеющего отстоять “поруганную красавицу”.

– Умерло ли в нем чувство красоты? (Зачитайте последний абзац.)

Он обходит стороной Талицкую церковь, чтобы не бередить раны, так как чувство красоты по-прежнему живет в нем, только теперь он пытается спрятать его от людей.

– Почему же рассказ называется “Мастер”?

Семка все делал умело, красиво, добротно, на века, с душой, старался для блага людей, хотел принести им радость. Он творец, созидатель, создает красоту своими руками и душа его чиста и прекрасна.

Обратимся к следующему рассказу “Крепкий мужик”.

Вопросы:

– С чего начинается? (Зачитать описание церкви.)

– Кто является здесь главным персонажем, и что он задумал?

– Как он осуществляет задуманное? (Зачитать описание разрушения церкви.)

– Что напоминает разрушение церкви?

– Что значило для жителей села эта церковь?

– Как отнеслись к поступку Шурыгина люди села, мать, жена?

– А как он относится к людям?

– Для чего он разрушает церковь?

Мотивов несколько: во-первых, доставляло удовольствие почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением, во-вторых, он мечтает оставить о себе память, и наконец, просто Шурыгину некуда девать силу. Недаром рассказ заканчивается фразой: “Шурыгин уважал быструю езду, что говорит о необузданном русском характере”. По сути дела это и было первопричиной, толчком: “Шурыгин свали церковь, так сказать “от нечего делать”. Мужик-то крепкий…

– Помогут ли ему люди в строительстве свинарника?

– Что можно сказать в целом об этом человеке? (Бездушный, черствый, разрушитель.)

Слово учителя. Примеров подобного варварства достаточно в нашей истории. Вспомним хотя бы разрушения храма Христа Спасителя в Москве. Храм был построен на народные деньги, собранные по всей России и разрушен в Советское время. Разрушение было заснято на пленку оператором В. Микоша.

IY. Рассказ ученика о воспоминаниях оператора В. Микоши.

В середине лета 1931 года меня вызвал директор Кинохроники В. Иосилевич.

– Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу! Приказано снести храм Христа. Будешь снимать! Когда дома я сказал, что будут сносить храм Христа Спасителя, мама не поверила.

– Этого не может быть! Он украшает нашу Москву – сияет над ней, как солнышко... Весь народ русский жертвовал на него последние сбережения. От нищеты до господ. Упаси Бог!..

Первые минуты я даже не мог работать. Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец, взял себя в руки и начал снимать. Через широко распахнутые бронзовые двери – не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывали руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками, привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Сталин отдал распоряжение взорвать храм.

Мама долго плакала по ночам. Молчала о храме. Только раз сказала:

– Судьба не простит нам содеянного!

– Почему нам?

А кому же? Всем нам... Человек должен строить. А разрушать это дело Антихриста"...

Y. Заключительное слово учителя. В России немало было разрушено церквей, но хорошо, что наступили перемены. Восстановили всем миром храм Христа Спасителя. Но обратимся к творчеству В.М. Шукшина. Если сравнивать героев этих двух рассказов, что можно о них сказать? Вроде и тот и другой – деревенские мужики. Чем же они отличаются? Семен Рысь – создатель, творец. А бригадир Шурыгин? Ради сиюминутной пользы, удали, ложного понимания своей значительности, разрушает церковь. Только ли храм рушится? Нет. Рушится что-то важное, хрупкое, истинное, что отличает человека от других живых существ. Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, умение видеть прекрасное.

Рассказы В.Шукшина написаны много лет тому назад. Но и сегодня они становятся нужными, актуальными, к ним повышается интерес. Почему?

Ведь духовность, о которой так много говорят, истощается. К сожалению, многие люди становятся равнодушными, нечуткими друг к другу. Им глубоко безразлично, что было раньше, да и что ждет человечество впереди. Они живут одним днем, ни о чем особо не задумываясь.

У Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, уместное к нашему разговору и к жизненной позиции Шукшина:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить, или Пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Думайте, мальчики и девочки! Думайте! Решайте, как жить, какой дорогой шагать, строить ли, созидать ли, или быть разрушителем…

Василий Макарович Шукшин остается нашей совестью. Он сгорал в каждом, созданным им образе. Сердце его было болеющее, ранимое. Быть может поэтому и сгорел он так скоро. Судьба ему отпустила на жизнь всего 45 лет. Он погиб на съемках фильма. Не выдержало сердце. Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, его мысли и каждый его рассказ заставляет задуматься: что с нами происходит, всегда ли мы по-человечески поступает. Его рассказы о людях: добрых и жестоких, страдающих и равнодушных; они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о самом себе, о жизни…

Обратимся к эпиграфу урока – “Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножечко добрее быть…”

Все книги В.Шукшина – история души русского человека, а душе, утверждал писатель, нужны моменты взлета, радости освобождения – праздник нужен, чтобы звенел, слышался чистый ее голос, как колокол.

YI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру. Какой смысл я вкладываю в понятие нравственность, совесть, правда?