Интегрированный урок литературы и искусства "Правда о войне"

Разделы: Литература


Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.

Цель: Познакомить учащихся полным факсимиле двух «Моабитских тетрадей», показать мужество, проявленное М.Джалилем и его соратниками на войне, в тюремных застенках, подвести к выводу о том, что войны не должно быть никогда. Воспитывать уважение чувства гордости за выдающегося сына татарского народа, Муса Джалиля. Развивать интерес, любознательность, желание узнать новое, научить свои поступки, мысли, чувства оценивать объективно, справедливо совершенствовать силу воли.

Материал: Портрет М.Джалиля, его книги, научные работы, написанные учениками, фотоальбом, папка с материалами о нем, планшет,слайды и газеты посвященные М.Джалилю.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день дорогие мои ученики. Начинается новый день. Мы с надеждой и радостью встречаем каждое мгновение нового дня, желание новизны, искорка счастья воодушевляет нас. И этот          классный час пусть добавит нам счастливых мгновений, пусть удивит нас своим маленьким открытием.

А открытие такое: перед нами книга факсимильная М.Джалиля «Моабитские тетради». Это не простая книга его стихов, это уникальная книга. Впервые вниманию читателей предлагается полное факсимиле двух «Моабитских тетрадей». И у нас есть возможность именно сейчас не просто вчитаться-вжиться в его стихи, почувствовать трепет его чувств, живой свет подлинности, исходящий от его строк. И так, наш классный час посвящается герою-поэту, Героя Советского Союза и первому среди поэтов советской страны лауреату Ленинской премии-М.Джалилю. Надо особо отметить, что М.Джалиль был и остается единственным писателем в нашей стране, удостоенным этих двух высших правительственных наград.

Много картин создано художниками Татарстана о Великой Отечественной войне. Особенно большая роль в раскрытии этой темы принадлежит живописцам - ветеранам войны, вернувшимся на родину после победы. Для них война была жизнью, незабываемой реальностью, и военная темы, вошла в их живопись в первые же послевоенные годы.

2. Решение учебных задач.

Что же мы знаем о нем?

Рассказ ученика о его детской, юношеской жизни.

Как о пришел к творчеству?

Рассказ ученицы о его творчестве в 30-ые года: 1941 год. Началась война.

Война…Страшное, как смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека - естественное, неизбежное окончание жизни, а война - ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Шестьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это:

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто...

Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориальной плите в Ленинграде.

Решение М.Джалиля.

Рассказ школьного библиотекаря о его жизни в плену – «Волшебный клубок покатился».

История «Моабитских тетрадей» - что вы знаете об этом?

Рассказ ученицы о первом блокноте поэта, об истории возвращения на Родину первой вести о подвиге поэта.

Это было так: В последние дни войны, войска 79го стрелкового корпуса нашей армии вышли в район Моабит. Впереди показалось серое мрачное здание за высокой кирпичной оградой, окна забраны железными решетками, а по верх стены шла колючая проволока. Выяснялось, что это тюрьма Моабит, она значилась на карте под номером 115 и имела очертания многолучевой звезды неправильной формы.

Когда солдаты ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Одно из подразделений корпуса расположилось на отдых во дворе тюрьме. И вот тогда один из бойцов, рассматривая старинные фолианты в тисненных переплетах, (некоторые на русском языке) обратил внимание на запись, сделанную на чистой страницы: «Я известный поэт – Муса Джалиль , заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и наверное буду скоро расстрелян. И если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москву». Дальше перечислялись фамилии писателей, первой среди них была фамилия Александра Фадеева. Далее шла просьба сообщить об этом семьи и адрес семьи.

Солдат вырвал эту страничку из книги и сложил вчетверо, сунул в карман. Видимо, записка прошла через многие руки, потому что на её полях сохранились несколько записей, сделанных разными почерками. И все же записка не пропала, её передали в штаб, где нашлись люди хорошо знавшие имя поэта и его роль в татарской литературе. Вот так на Родину пришла первая весть о подвиге поэта.

Классный руководитель.

Вот она эта первая «Моабитская тетрадь». Показывает обложку, первую страницу, читает запись, объясняет, что каждый год только пятнадцатого февраля, в день рождения М.Джалиля в Государственном музее

1943 год- «Немецко-турецко-русский словарь».

1943-44 г.г.-«Стихи и высказывания М.Джалиля».

Осмотр слайдов каждый страницы I блокнота, комментарии классного руководителя.

Рассказ ученицы об истории возвращения I тетради: Первую тетрадь привез в Казань Нигмат Терегулов в марте 1946 г. Читает воспоминания вдовы Абдуллы Алиша Рокии Тюльпановой: «Дело было под вечер. Слышу стук в дверь. Какой-то не знакомый человек просит впустить, говорит, кто принес весть от моего мужа. Человек рассказал, что его зовут Нигмат Терегулов, родом из Башкирии, живет в Уфе. Во время войны попал в плен, в последнее время находился во Франции в лагере Ле-Пюи. К ним в лагерь привезли какого-то человека, сидевшего в Берлинской тюрьме Моабит вместе с моим мужем и Джалилем. Их всех фашисты казнили, а этого человека (Габбаса Шарипова) выпустили за недостатком улик. Вот он и вынес из тюрьмы тетради Абдуллы Алиша и Мусы Джалиля. Терегулов рассказал, что после окончания войны он привез тетради в Уфу, но долго не мог собраться и приехал в Казань только сейчас. Почте такой ценный груз он не доверил. В тетрадях были адреса. В то время семья Джалиля была уже в Москве, в своей старой квартире в Столяшником переулке. Поэтому он пришел ко мне».

Какова же судьба этих людей?

Рассказ ученицы: Вскоре после этого Нигмат Терегулов был арестован органами госбезопасности и через год погиб в лагере. Трагический сложилась судьба человека вынесшего блокнот после возвращения на Родину тоже был арестован и «отбыл срок» в сибирских лагерях. Чудом остался жив и остаток жизни проработал рабочим совхоза в Волгоградской области. В живых остался еще один человек, причастный к судьбе этой тетради – Амир Утяшев, которого друзья по французскому Сопротивлению называли «Капитаном Александром». Он вместе с Н. Терегуловым прятал блокнот М.Джалиля в Ле-Пюи, потом перед побегом спрятал блокнот у знакомых французских патриотов. Вот так стихи вернулись на Родину.

Классный руководитель показывает и рассказывает, что на обложке тетради простым карандашом рукою поэта вписано имя Габбаса Шарипова впоследствии зачеркнутое. Судя по этой записи, Муса знал, кто должен вынести его блокнот.

Как же сложилась судьба II тетради?

Рассказ ученика: Эту тетрадь в 1947 году, весной, советские консульство в Брюсселе переслало в Казань. Тетрадь в консульство принес бельгийский гражданин по просьбе своего друга Андре Тиммерманса.

Эта тетрадь написано латинскими буквами. На обложке - посвящение «любимому другу Андре Тиммермансу» и дата 1943-44 года, Берлин. Всего в тетради пятьдесят стихотворений, последний из которых создано 1 января 1944 года. Девятнадцать из них повторяются: они уже были в первой тетради.

Вторая тетрадь значительно тоньше первой. Тетрадь, сшитая их разрозненных клочков бумаги, содержит 33 стихотворений, записанных убористым бисерным почерком. Впоследствии Джалилю удалось как-то раздобыть еще несколько клочков бумаги, и написал еще семнадцать стихотворений, эти листки не подшиты, а просто вложены в блокнот. Таким образом, уже в 1947 году Моабитские стихи вернулись в Казань. Но только 23 апреля 1953 года они появились на страницах «Литературной газеты».

Амина ханум рассказывает, что на кануне этого дня её приснился вещий сон: веселый, улыбающийся Муса с буханкой хлеба в руках. До этого дня он снился только в черном, тревожный, подавленный. С тих пор о подвиге «татарского Фучика» заговорили во всем мире.

Классный руководитель, показывая страницы «Моабитской тетради», комментируя и читая стихи Джалиля, добавляет о том, что были времена, когда его считали предателем, в долгие 6 лет он был окружен завесой подозрительности и мертвого молчания. Приводит воспоминания Рафаэля Мустафина о том, что когда он учился в 6-ом классе, учительница литературы объявила, что Муса - враг народа, поэтому его портрет в учебнике надо зачеркнуть. Вот – так, крест на крест. Она показала, как это сделать и проследила, чтобы открытое, улыбающееся лицо поэта ни у кого не осталось не зачеркнутым.

Как выяснилось, КГБ СССР было заведено сыскное дело на М.Джалиля, как на «предателя». Он и его товарищи были объявлены во всесоюзный розыск. Его жену, вдову – Амину Джалиль, чуть ли не каждый день вызывали на любянку и требовали честно признаться, где скрывается М.Джалиль.

Можно было вычеркнуть имя Джалиля из учебников, но нельзя из памяти народа, из татарской литературы. На его стихах учились и воспитывались многие поколения татарских, да и не только поэтов.

Чтения ученика стихотворения «Песни мои».

Классный руководитель предлагает прослушать песню, написанную на эти стихи.

Ученик делает обзор его книг, фотоальбома и папки, научных работ и стенгазет.

3. Вывод:

«Не передать, не высказать всей боли,
Свобода не возвратная моя.
Я разве знал на воле цену воле!
Узнал в неволе цену воли я!»

Мы помним тебя Муса, гордимся тобой и берем пример с тебя, из твоих стихов.

Слово учителя:

Весь ход нашей беседы подтверждает справедливость слов Джалиля, имевшего право отнести их себе: «Есть жизнь после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то бессмертное, то этим я заслужил ту, другую жизнь - после смерти»

4. Итог:

Ученики высказывают свои мысли, оценивают выступающих, выражают чувства, благодарят за полученные знания.