Литературная гостиная - одна из форм современного урока литературы, основанного на обобщении и систематизации имеющихся гуманитарных знаний, посвящённого 150-летию со дня рождения А.П. Чехова, 65-летию Великой Победы, являющегося частью организации единого культурного пространства, процесса воспитания достойного гражданина и патриота России.
Предложенная форма организации образовательного процесса не является обязательной, она представляет собой определённую направляющую в деятельности преподавателя литературы общеобразовательного учреждения: школы, гимназии, лицея; может сопровождаться компьютерной презентацией, музыкальными и поэтическими произведениями по усмотрению учителя и учеников. Свобода и творчество по-прежнему остаются главными составляющими создания современного урока гуманитарного цикла.
Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающихся писателей-земляков: А.П.Чехова, В.А.Закруткина, М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.
Задачи. В процессе подготовки и реализации
замысла литературной гостиной учащиеся должны
научиться:
В процессе преподавания литературы как учебного предмета и подготовки к указанному мероприятию у учащихся необходимо воспитывать:
- чувство патриотизма, гордости за Отечество, родной край, великую национальную литературу, утверждающую нравственные идеалы человечества;
- развивать память, логическое мышление, внимание, способствовать формированию умения грамотно составлять устное высказывание.
Стержневой методологической идеей преподавания литературы в старших классах гуманитарной гимназии полного дня № 118 "Школа мудрости" Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Особая роль отводится изучению литературы родного края.
Не следует забывать, что реализация информационной, воспитательной и мировоззренческой функций программы возможна только в системе урочного и внеурочного преподавания.
Данное мероприятие (или, как принято говорить в нашей гимназии, - мИроприятие от словосочетания приятие мира) представлено в рамках интегрированного курса регионоведения, предполагающего детальное изучение истории и географии Донского края, основания и этапов развития города Ростова-на-Дону, музыки и изобразительного искусства нашей "малой родины". В целях зрелищности, занимательности и поддержания духа соревнования литературная гостиная проводится в форме чередования ряда фрагментов интеллектуальных игр: "Умники и умницы", "Брейн - ринг", "Своя игра". Вопросы и задания разработаны учителем русского языка и литературы Борзенковой Владиславы Борисовны. Литературная гостиная адресована обучающимся 9-11 классов, может сопровождаться музыкой ростовских композиторов, демонстрацией видеоматериалов.
Музыка. Участники выходят и рассаживаются полукругом.
Звучит музыкальная заставка.
Ведущий 1:
Продолжается жизнь.
И опять
начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается
время дождей.
Нарастающий ветер
колышет
большие хлеба.
Это -
ваша судьба.
Это -
общая наша
судьба...
Ведущий 2: Здравствуйте.
Ведущий 1: Добрый вечер.
В ближайшее время с вами программа "Город Р.".
Сегодня в выпуске:
"Вернуть нельзя, забыть невозможно": ростовские умники и умницы о романе Виталия Закруткина "Матерь человеческая".
Ведущий 2:
"Своя игра" старшеклассников в гимназии № 118 "Школа мудрости".
"Что? Где? Когда?" - генеральная репетиция команды интеллектуального резерва.
Ведущий 1: Игры разума в репортаже наших корреспондентов о литературно-историческом брейн-ринге.
А также: "Донские рассказы", "Судьба человека" М.А.Шолохова и одно из самых загадочных произведений А.П.Чехова "Степь".
Мелодия песни "Журавли" как фон к последующим словам ведущих.
Ведущий 1:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они,
Кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не хотел сберечь,
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же:
Ведущий 2:
Эти строки Александра Твардовского - о Великой Отечественной войне, о нашей памяти, нашей совести. Многое исчезает навсегда, но не бесследно. Память - преодоление времени, преодоление смерти.
Невозможно строить будущее, забыв о прошлом с его порой тяжёлыми воспоминаниями. Потому, наверное, и звучит в сердце колокол нашей совести, нашей светлой памяти.
Игра "Умники и умницы"
Вопрос для участников первой группы: Почему В. Закруткин назвал свой роман "Матерь человеческая"?
Зелёная дорожка.
1. Почему Мария решила спасти Вернера Брахта?
2. Мария сравнивает двух людей, которые когда-то, как и все мы, были детьми. Они воспитывались в разных странах, поэтому будущее их различно. Как зовут детей и в чём отличие их жизненных дорог, по мнению Марии?
Жёлтая дорожка. Сожжённый хутор. Сгоревшие дома. Сгоревшие плодовые деревья: яблони, груши, вишни, сливы. Почти все деревья сгорели. Остались только...Какие деревья остались?
Красная дорожка. В найденном письме молодого политрука Славы Мария находит строки о невозможности беречь себя во время тяжких для Родины испытаний. Слава утверждает: "Мы сражаемся за:" За что, по мнению погибшего молодого человека сражалась наша страна? За что, по нашему мнению?
Вопрос для участников второй группы: Вспомните первые строки романа:"Эту женщину я не мог, не имел права забыть". Составьте небольшое устное сочинение "Мы не имеем права забыть".
Зелёная дорожка.
1. Как Мария объясняет то, что раненый немецкий солдат называет её мамой.
2. Что произошло в конце апреля с наполовину сожжённой яблоней возле дома?
Жёлтая дорожка. Почему, оставшись в одиночестве, Мария решила работать за всех, несмотря на приближающиеся холода.
Красная дорожка. Скольких детей спасла Мария и для кого она стала матерью?
Вопрос для участников первой группы: Почему В. Закруткин назвал свой роман "Матерь человеческая"?
Зелёная дорожка.
1. Почему Мария решила спасти Вернера Брахта?
2.Мария сравнивает двух людей, которые когда-то, как и все мы, были детьми. Они воспитывались в разных странах, поэтому будущее их различно. Как зовут детей и в чём отличие их жизненных дорог, по мнению Марии?
Жёлтая дорожка. Сожжённый хутор. Сгоревшие дома. Сгоревшие плодовые деревья: яблони, груши, вишни, сливы. Почти все деревья сгорели. Остались только...Какие деревья остались?
Красная дорожка. В найденном письме молодого политрука Славы Мария находит строки о невозможности беречь себя во время тяжких для Родины испытаний. Слава утверждает: "Мы сражаемся за:" За что, по мнению погибшего молодого человека сражалась наша страна? За что, по нашему мнению?
Вопрос для участников второй группы: Вспомните первые строки романа:"Эту женщину я не мог, не имел права забыть". "Мы не имеем права забыть".
Зелёная дорожка.
1. Как Мария объясняет то, что раненый немецкий солдат называет её мамой.
2. Что произошло в конце апреля с наполовину сожжённой яблоней возле дома?
Жёлтая дорожка. Почему, оставшись в одиночестве, Мария решила работать за всех, несмотря на приближающиеся холода.
Красная дорожка. Скольких детей спасла Мария и для кого она стала матерью?
Ведущий 1: Имя нашего земляка, уроженца города Таганрога, знаменитого писателя А.П.Чехова, известно не только в России, но и во всём мире.
Ведущий 2: А в этом году - в дань благодарности, признания и уважения -отмечается 150-летие со дня рождения писателя.
Ведущий 1: Чеховский фестиваль прошёл и в нашей гимназии.
Ведущий 2: Уважаемая публика! Представляем вашему вниманию фрагмент интеллектуального шоу "Что? Где? Когда?" и интеллектуальное подрастающее поколение!
Музыкальная заставка к игре "Что? Где? Когда?"
Что? Где? Когда?
Вопросы для 1 группы.
- Перед вами фрагмент рассказа А.П.Чехова. Подпишите его, пожалуйста.
- Имя Егор - старорусский вариант древнегреческого имени. У последнего есть русский вариант. Означают они, естественно, одно и то же. Назовите древнегреческое имя, его старорусский и русский варианты.
- Известно, что животные и птицы издают разные звуки. Воспроизведите крик одинокой степной птицы, который явственно слышит Егорушка.
- Блиц-опрос. Сколько лет Егорушке?
Подзаголовок повести "Степь"?
В каком году и в каком городе родился Антон Павлович Чехов?
5. Чёрный ящик. В нём то, что стоило три копейки пара.
Ответы на вопросы для 1 группы.
1.Любой псевдоним: Антоша Чехонте. Человек без селезёнки и т. д.
2.Георгий, Егор, Юрий.
3. Сплю-сплю.
4.Блиц-опрос: 9 лет.
История одной поездки.
1860 год, г.Таганрог.
5. Чёрный ящик. Пряник.
Вопросы для 2 группы.
- Блиц-опрос. Время действия в повести?
Сколько лет отцу Христофору?
На чём путешествует по степи Егорушка? - Любимая поговорка Кузьмичова в ответ на предложенное угощение. "Что-то необыкновенное, широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги".
- Какой герой объединяет произведение УНТ и раздумья Егорушки?
- Чёрный ящик. В будний, не праздничный
день, не разрешалось есть такой хлеб.
Но о.Христофор купил его, помятуя, что в доме болящий.
Что в чёрном ящике? - Назовите имя единственного счастливого человека в повести.
Ответы на вопросы для 2 группы.
Ведущий 1: Знаете ли вы, что такое регионоведение?
Ведущий 2: Можно догадаться. Наука о регионе, его географии, истории, настоящем и будущем.
Ведущий 1: И о людях этого региона.
Ведущий 2: Конечно.
Ведущий 1: Думаю, нет человека, которому не было бы известно имя нашего замечательного земляка - Михаила Александровича Шолохова. Некоторые события его жизни и творчества, а также некоторые "Донские рассказы", рассказ "Судьба человека" - темы нашего следующего репортажа.
"Своя игра"
Правила игры. Игра проходит в два раунда.
Первый - три темы по шесть вопросов каждая. Среди вопросов - аукцион: возможная цена ограничена количеством баллов и стоимостью вопроса. "Кот в мешке" - возможность поддержать или разорить противников. Цифры в нашей игре означают не деньги, а баллы.
Второй раунд. Игроки имеют возможность самостоятельно делать ставки, которые принимаются заранее и не могут быть изменены. Раунд представляет собой ответы на вопрос ведущего.
В отличие от популярной телевизионной игры в нашем действе принимают участие пары игроков.
"Донские рассказы" Шолохова посвящены одной из самых сложных и трагических страниц нашей истории - гражданской войне. По словам Серафимовича, в произведении нет счастливых и благополучных историй, которых не может быть в гражданской войне.
Рассказ "Судьба человека" - произведение о Великой Отечественной войне. Произведение правдивое, трагическое в своей истине, произведение, которое проникнуто восхищением силой духа человека, верой в него.
Несколько вопросов участникам игры.
- Какое из прочитанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление и почему?
- Какими предстают перед нами герои произведений?
- Какой ценой можно сохранить человеческие качества в нечеловеческих условиях?
Темы.
- М.А.Шолохов. Некоторые события жизни и творчества.
- М.А.Шолохов. "Донские рассказы". "Родинка".
- М.А.Шолохов. "Донские рассказы". "Жеребёнок".
- М.А.Шолохов. "Судьба человека".
Темы |
Вопросы |
Вопросы | Вопросы | Вопросы | Вопросы | Вопросы |
Шолохов |
1.1905-й год. Хутор Кружилин станица Вёшенская. Область | 2.Где и когда Ш. работал грузчиком, чернорабочим, дело-производителем. | 3.Московская группа молодых писателей и поэтов. | 4.Неоконченный роман Шолохова | 5.Вопрос-аукцион. Кто вместе с Шолоховым номинировался на получение Нобелевской премии. |
6.Первый опубликованный рассказ Ш. |
"Родинка" | 1.Сколько лет Кошевому Николаю, командиру эскадрона? | 2. Вопрос-аукцион. Какой казачий обычай вспоминается Николаю. | 3.Семь лет не видал родных куреней. Плен Германский. Врангель, Константинополь,лагерь в колючей проволоке, и - банда. | 4.С каким животным постоянно сравнивается банда атамана? | 5. "Кот в мешке". Очерки и рассказы Шолохова военных лет. |
6.Что старит Николая? |
"Жеребёнок" | 1. "Кот в мешке". Основная причина, которую называет эскадронный, чтобы уничтожить жеребёнка. | 2. Жеребёнок ржал всё реже, всё тоньше был короткий режущий крик. И крик этот был до ужаса похож на крик: | 3.Почему в рассказе "Жеребёнок" появляется плетёный половник? | 4.Под этой станицей эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней. | Эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря. если бы: | 6. Каюк - что это? |
Шолохов |
1.Область Войска Донского | 2.В конце 1922 года в Москве | 3."Молодая гвардия" | 4. "Они сражались за Родину" | 5.Вопрос-аукцион. Константин Паустовский. |
6. "Родинка", 1924 год. |
"Родинка" | 1. 18 лет | 2. Вопрос-аукцион. Лет пяти-шести мальчика сажали на коня. | 3.Отец Николая Кошевого, главарь банды. | 4.С волком. | 5. "Кот в мешке". Очерки и рассказы Шолохова военных лет. "На Дону", "Наука ненависти", "Слово о Родине". |
6.Что старит Николая? Глаза и сутулая спина. |
"Жеребёнок" | 1. "Кот в мешке". Гляну на него, рука дрожит, рубить не могу. А всё через то, что вид у него домашний, а на войне подобное не полагается. Сердце из камня обращается в мочалку. | 2. И крик этот был до ужаса похож на крик:ребёнка. | 3.Эскадронный плетёт фасонистый половник по просьбе хозяйки квартиры. | 4.Под станицей Усть-Хопёрской. | Эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря. если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей. | 6.Каюк - это плоскодонная узкая лодка. |
Второй раунд. Сделайте ваши ставки. Мы их запомним.
- Почему рассказ назван М.А.Шолоховым "Судьба человека"?
- Восстановите предложения из рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека".
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом : силы: Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот человек, человек : воли, выдюжит и около : плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё : на своём пути, если к этому : его : .
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы: Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.
Ведущий 1:
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
любовь
обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Ведущий 2:
Пламя
ударило в небо!-
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
"Вставайте
на помощь..."
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.
Ведущий 1:
Самое лучшее
и дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина!
Ведущий 1: Наша Родина -большая и малая,- наша память, совесть наша. В годовщину Великой Победы мы должны эти слова звучат особенно остро. Мы должны знать, помнить, быть достойными памяти тех, благодаря которым живём. Будем достойны их памяти!
Ведущий 2:
Вспомним всех поименно,
славу всем воздадим.
Это нужно -
не мертвым!
Это надо -
живым!